СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку на тему "Прямая речь" (8 класс)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку на тему "Прямая речь" (8 класс)»

Русский язык. 8 класс

Тема: Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи.

Цель: дать представление о типе предложений с прямой речью.

Задачи:

1. Обобщить сведения о предложениях с прямой речью, полученные в 5-7 классах.
2. Познакомить с понятием чужая речь и способами её передачи.
3. Развивать умение находить прямую речь и слова автора в предложении и формировать навыки постановки знаков препинания при них.
4. Совершенствовать умение самостоятельной работы по изучению новой темы, а также орфографические и пунктуационные навыки.
5. Способствовать воспитанию внимания, наблюдательности, личности, убедительно и грамотно выражающей свои мысли.

Планируемые результаты: учащиеся находят слова автора и прямую речь, предложения с косвенной речью; строят предложения с прямой речью , предложения с косвенной речью, вводящие прямую речь; заменяют прямую речь косвенной и используют в качестве синонимов предложения с чужой речью, переданной различными способами.

Оборудование: учебник, презентация, схемы, раздаточный материал

Тип урока: урок изучения и закрепления новых знаний

Методы и формы обучения: наблюдение за языком, индивидуальная, групповая, фронтальная.



Ход урока:

Орг момент. Мотивиция учебной деятельности

В старину однажды царь дал приказ посыльным
Передать в народ закон быстро, как на крыльях,
И гонцыне записав царское посланье,
Поскакали исполнять это приказанье.
По дороге тот закон позабыв частично,
Каждый говорил лишь точто запомнил лично.
И не понял их народ, высказал укор,
Но не смог узнать закон точно до сих пор.

 Что значит “укор”? (Упрек, порицание.)

Объявление темы урока. Целеполагание. Нам и в повседневной нашей жизни часто бывает нужно передать чьи-нибудь слова. Ребята, как мы это будем делать?

Тема урока – прямая речь

Наша цель и задача: (ответы учащихся) уточнить, какими способами можно передавать чужую речь, как в этом может помочь прямая речь, какие знаки препинания для этого нужны.

  • Прямая речь всегда заключается в... (кавычки).

  • Если прямая речь стоит до слов автора, то после нее должно стоять ...(тире).

  • Если прямая речь стоит после слов автора, то перед ней должно стоять ... (двоеточие).

  • Напоминаю: какой знак поставить в конце прямой речи, зависит от самого предложения. Например, если его интонация восклицательная, то в конце нужен “!”

1. Задание. Записывая предложения со слайда, поменяйте местами слова автора и прямую речь. Подтвердите правильность расстановки знаков препинания схемами.

Скажите, пожалуйста, который час?” - обратился ко мне прохожий. “Восемь часов”, - ответил я. Старик обрадовался: “Ох, спасибо, значит, я не опоздал”. Я улыбнулся: “Не за что!”

Затем проверим. На слайде появляется версия записи ответа, учитель спрашивает, верна ли она. Нарочно допущенную ошибку со знаком препинания точка в предложении №2 учитель исправляет по слайду. В этом месте ученики часто допускают ошибки.

Познакомимся с двумя новыми правилами о знаках препинания при прямой речи.

Объяснения учителя по слайдам. Запись учениками примеров вместе с новыми схемами.

2. Упражнение (письменно). Расставьте знаки препинания в предложениях (затем самопроверка по слайду).

“Как странно все сегодня! - Алиса продолжала разговаривать сама с собой.- А вот вчера все было обычно”. “Что это за книжка, - подумала Алиса, - если в ней нет картинок?” “Как же я опаздываю! – бормотал себе под нос Кролик. - Я заставляю долго ждать герцогиню”. “Едят ли кошки, - размышляла Алиса, - летучих мышей?” (По Л. Кэрроллу, “Алиса в стране чудес”)

3. Запишите предложения так, чтобы слова автора разрывали прямую речь. Для слов автора используйте слова для справок.

Здравствуйте. Попросите, пожалуйста, к телефону Любу.
Извините за беспокойство. Не могли бы вы сказать, как проехать к Белорусскому вокзалу?
Добрый вечер! Давайте знакомиться. Меня зовут Иван Фёдорович.
Слова для справок: 1. Произнёс незнакомый голос. 2. Обратился ко мне прохожий. 3. Сказал, улыбаясь, мой сосед по купе


 4. Дополните предложения, включив в них прямую речь и расставив недостающие знаки препинания.

1) ... ! — прорывались сквозь аплодисменты крики зрителей, покорённых игрой актрисы. — ... ! 
2) ... , — убеждённо говорил капитан нашей команды. — .... 
3) ... ? — вежливо спросил прохожий. — ... ?



Составьте схемы предложений c прямой речью.

1) Все чаще вспоминались слова: «И может быть — на мой закат печальный блеснет любовь улыбкою прощальной» (П.). 2) «Идите за мной», — сказала она, взяв меня за руку (Л.). 3) «Позвольте... — прошептал Эмиль трепетным голосом, — позвольте мне ехать с вами». 4) «Кондуктор! — крикнул сердитый голос. — Почему не даете билетов?» (Пауст.). 5) «Ну уж это положительно интересно, — трясясь от хохота, проговорил профессор, — что же это у вас, чего ни хватишься, ничего нет!» (Булг.). 6) Он сказал: «Я это уже слышал!» — и попросил больше не повторяться.

Рефлексия.

Домашнее задание устное – 1)выучить параграф 45, упр.312, 2) составить небольшой текст о весне, употребляя предложения с прямой речью.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!