Русский язык. 8 класс
Тема: Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи.
Цель: дать представление о типе предложений с прямой речью.
Задачи:
1. Обобщить сведения о предложениях с прямой речью, полученные в 5-7 классах.
2. Познакомить с понятием чужая речь и способами её передачи.
3. Развивать умение находить прямую речь и слова автора в предложении и формировать навыки постановки знаков препинания при них.
4. Совершенствовать умение самостоятельной работы по изучению новой темы, а также орфографические и пунктуационные навыки.
5. Способствовать воспитанию внимания, наблюдательности, личности, убедительно и грамотно выражающей свои мысли.
Планируемые результаты: учащиеся находят слова автора и прямую речь, предложения с косвенной речью; строят предложения с прямой речью , предложения с косвенной речью, вводящие прямую речь; заменяют прямую речь косвенной и используют в качестве синонимов предложения с чужой речью, переданной различными способами.
Оборудование: учебник, презентация, схемы, раздаточный материал
Тип урока: урок изучения и закрепления новых знаний
Методы и формы обучения: наблюдение за языком, индивидуальная, групповая, фронтальная.
Ход урока:
Орг момент. Мотивиция учебной деятельности
В старину однажды царь дал приказ посыльным
Передать в народ закон быстро, как на крыльях,
И гонцы, не записав царское посланье,
Поскакали исполнять это приказанье.
По дороге тот закон позабыв частично,
Каждый говорил лишь то, что запомнил лично.
И не понял их народ, высказал укор,
Но не смог узнать закон точно до сих пор.
Что значит “укор”? (Упрек, порицание.)
Объявление темы урока. Целеполагание. Нам и в повседневной нашей жизни часто бывает нужно передать чьи-нибудь слова. Ребята, как мы это будем делать?
Тема урока – прямая речь
Наша цель и задача: (ответы учащихся) уточнить, какими способами можно передавать чужую речь, как в этом может помочь прямая речь, какие знаки препинания для этого нужны.
Прямая речь всегда заключается в... (кавычки).
Если прямая речь стоит до слов автора, то после нее должно стоять ...(тире).
Если прямая речь стоит после слов автора, то перед ней должно стоять ... (двоеточие).
Напоминаю: какой знак поставить в конце прямой речи, зависит от самого предложения. Например, если его интонация восклицательная, то в конце нужен “!”
1. Задание. Записывая предложения со слайда, поменяйте местами слова автора и прямую речь. Подтвердите правильность расстановки знаков препинания схемами.
“Скажите, пожалуйста, который час?” - обратился ко мне прохожий. “Восемь часов”, - ответил я. Старик обрадовался: “Ох, спасибо, значит, я не опоздал”. Я улыбнулся: “Не за что!”
Затем проверим. На слайде появляется версия записи ответа, учитель спрашивает, верна ли она. Нарочно допущенную ошибку со знаком препинания точка в предложении №2 учитель исправляет по слайду. В этом месте ученики часто допускают ошибки.
Познакомимся с двумя новыми правилами о знаках препинания при прямой речи.
Объяснения учителя по слайдам. Запись учениками примеров вместе с новыми схемами.
2. Упражнение (письменно). Расставьте знаки препинания в предложениях (затем самопроверка по слайду).
“Как странно все сегодня! - Алиса продолжала разговаривать сама с собой.- А вот вчера все было обычно”. “Что это за книжка, - подумала Алиса, - если в ней нет картинок?” “Как же я опаздываю! – бормотал себе под нос Кролик. - Я заставляю долго ждать герцогиню”. “Едят ли кошки, - размышляла Алиса, - летучих мышей?” (По Л. Кэрроллу, “Алиса в стране чудес”)
3. Запишите предложения так, чтобы слова автора разрывали прямую речь. Для слов автора используйте слова для справок.
Здравствуйте. Попросите, пожалуйста, к телефону Любу.
Извините за беспокойство. Не могли бы вы сказать, как проехать к Белорусскому вокзалу?
Добрый вечер! Давайте знакомиться. Меня зовут Иван Фёдорович.
Слова для справок: 1. Произнёс незнакомый голос. 2. Обратился ко мне прохожий. 3. Сказал, улыбаясь, мой сосед по купе
4. Дополните предложения, включив в них прямую речь и расставив недостающие знаки препинания.
1) ... ! — прорывались сквозь аплодисменты крики зрителей, покорённых игрой актрисы. — ... !
2) ... , — убеждённо говорил капитан нашей команды. — ....
3) ... ? — вежливо спросил прохожий. — ... ?
Составьте схемы предложений c прямой речью.
1) Все чаще вспоминались слова: «И может быть — на мой закат печальный блеснет любовь улыбкою прощальной» (П.). 2) «Идите за мной», — сказала она, взяв меня за руку (Л.). 3) «Позвольте... — прошептал Эмиль трепетным голосом, — позвольте мне ехать с вами». 4) «Кондуктор! — крикнул сердитый голос. — Почему не даете билетов?» (Пауст.). 5) «Ну уж это положительно интересно, — трясясь от хохота, проговорил профессор, — что же это у вас, чего ни хватишься, ничего нет!» (Булг.). 6) Он сказал: «Я это уже слышал!» — и попросил больше не повторяться.
Рефлексия.
Домашнее задание устное – 1)выучить параграф 45, упр.312, 2) составить небольшой текст о весне, употребляя предложения с прямой речью.