СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку на тему "Официально-деловой стиль речи" (6 класс)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку на тему "Официально-деловой стиль речи" (6 класс)»

Урок русского языка. 6 класс.

Тема «Официально-деловой стиль речи и его жанры»

Цель: познакомить обучающихся с официально-деловым стилем, помочь освоить его особенности, сформировать умение составлять деловые документы, учитывая их структуру; обеспечить языковое развитие обучающихся; воспитывать внимательное отношение к слову.



Задачи:

- познакомить с основными признаками официально-делового стиля речи, его жанрами и возможными сферами его применения;

- сравнить официально-деловой стиль речи с ранее изученными стилями;

- научить азам составления текстов официально-делового стиля (справки, объяснительные записки, инструкции).

1. Здравствуйте, ребята! Посмотрите, все ли готово к уроку? Учебники, тетрадки, дневник на столе. А сейчас попрошу вас посмотреть на экран. (СЛАЙД 1) Перед вами ребус. Надо его расшифровать. Какое же слово спряталось? Кто отгадает, поднимет руку. (Стиль)

Помним, что такое Стиль речи? (СЛАЙД 2) (Стиль – разновидности речи для каждой сферы общения с учетом речевой ситуации)

2. Прежде чем мы начнём изучение новой темы, мы вспомним те стили речи, которые уже изучали. Итак, какие функциональные стили речи нам уже известны? Назовите их. (Художественный, разговорный, научный). (СЛАЙД 3)

Функциональные стили речи различают в зависимости от цели высказывания. Давайте вспомним особенности каждого из названных вами функциональных стилей речи. Для этого нам предстоит поработать в группах.

Вы получили карточки, в которых перечислены особенности одного из стилей речи. Определите, какой это стиль. Если готовы, поднимите руки. (СЛАЙД 4)

Задание для 1 группы:

Задача автора

Сфера употребления

Языковые средства

Обменяться впечатлениями, сведениями, мыслями и чувствами с близкими, хорошо знакомыми людьми.

Уместен в домашней или дружеской обстановке, в дружеских письмах или посланиях. Характерна диалогичная, устная речь. Обиходный круг тем.

Большая роль отводится интонации, мимике, жестам. Часто можно услышать сокращения (физра, щас). Много простых предложений с большим количеством пропусков слов.

 

Задание для 2 группы: (СЛАЙД 5)

Задача автора

Сфера употребления

Языковые средства

Точная передача научных знаний (научной информации).

Используется в учебниках, словарях, энциклопедиях, научных статьях. Как правило, письменная форма.

Характерно использование терминов, сложных предложений. Строгость, точность. Много абстрактной лексики.

 

Задание для 3 группы: (СЛАЙД 6)

Задача автора

Сфера употребления

Языковые средства

Воздействовать на мысли и чувства

Используется в произведениях художественной литературы (стихи, рассказы, повести, романы и т.д.)

 Писатель рисует словами картины и образы. Характерно широкое использование изобразительно-выразительных средств (метафоры, эпитеты, гиперболы, сравнения).

 Задание для 4 группы: (СЛАЙД 7)

Задача автора

Сфера употребления

Языковые средства

Воздействовать на слушателей и читателей

Официальная обстановка; средства массовой информации, в выступлениях (доклады, судебная речь, интервью и т.д.)

Торжественная лексика, эмоциональность, обращения, восклицательные и побудительные предложения


3. А теперь задание для групп несколько сложнее. Из двух предложенных на листах текстов выберите тот, который написан в том стиле, который вы только что определили.

Задание для 1 группы:

Представьте себе. Сижу за рулём «Волги». Ночь. Скорость – 70. Вокруг – ни души. Уверен, что в машине один. И вдруг чувствую: на плечо мне опустилась рука… Я резко повернулся, чтобы защититься!... Но защищаться было не от кого. Точнее – незачем: на плече у меня сидел… котёнок. Видимо, его оставил кто-то из пассажиров. Я пожалел малыша и отвёз его к себе домой.

Однажды работая в ночную смену, таксист чуть было не совершил наезд на дерево. Причиной тому стал маленький котёнок, который сел ему на плечо и которого таксист принял за руку преступника. Здоровье мужчины подверглось в ту ночь серьёзному испытанию.

 

Задание для 2 группы:

Плавунчик – мелкий кулик на невысоких ногах и со сравнительно коротким клювом. На пальцах кожистые перепонки. Наблюдать плавунчиков чаще всего можно на воде, где они плавают, характерно кивая головой.

(Из «Определителя птиц»)

- Что за птиц я видел, - просто не пойму! Идёшь – все птицы от тебя удирают, разлетаются. А эти и не думают. Плавают у самого берега. Я подхожу – они не только не улетают, даже отплыть подальше не хотят. Кувыркаются головой под воду, как маленькие уточки.

 

Задание для 3 группы:

А.С.Пушкин «Осень»

   Октябрь уж наступил - уж роща отряхает

   Последние листы с нагих своих ветвей;

   Дохнул осенний хлад - дорога промерзает.

   Журча еще бежит за мельницу ручей,

   Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает

   В отъезжие поля с охотою своей,

   И страждут озими от бешеной забавы,

   И будит лай собак уснувшие дубравы.

Осень - время года, следующее за летом и предшествующее зиме.

(Словарь С.И.Ожегова)

 Задание для 4 группы

Лес издавна считается верным помощником и кормильцем человека. Он щедро одаривает своими богатствами всех, кто к нему внимателен и чуток. Ягоды и грибы, древесина и лечебные травы, свежий воздух - это всё можно получить, побывав в лесу.

Однако многие из нас забывают о том, что лес - живой организм; мы бездумно распоряжаемся его ресурсами, оставляем после себя горы мусора, забываем тушить костры после пикников. Такое поведение пагубно сказывается на жизни леса.

Люди, любите лес, берегите его красоту: наше благополучие во многом зависит от его здоровья!

- Что за птиц я видел, - просто не пойму! Идёшь – все птицы от тебя удирают, разлетаются. А эти и не думают. Плавают у самого берега. Я подхожу – они не только не улетают, даже отплыть подальше не хотят. Кувыркаются головой под воду, как маленькие уточки.


4. (СЛАЙД 8) 3. Ребята, на экране вы видите документ. Какой документ? Назовите. Как вы думаете, можно ли отнести эту справку к одному из перечисленных нами стилей? Правильно, это иной стиль речи, официально-деловой. Запишем тему урока в наших тетрадях.

Как вы думаете, каковы цели использования этого стиля речи? Где он используется? (СЛАЙД 9)

Задача автора

Сфера употребления

Языковые средства

Точная передача деловой информации.

Различные документы (справки, расписки, указы, приказы, объявления, инструкции, памятки).

Полное наименование государств, государственных органов, учреждений; точное обозначение дат, количеств; употребление слов только в прямом их значении. Характерно использование канцеляризмов – слов или выражений официально-деловой речи.

 Официально-деловой стиль речи – это книжный стиль, который функционирует в письменной форме.

5. Каждый человек должен уметь правильно составлять деловые документы. Давайте попробуем вместе составить заявление о приёме в спортивную секцию. (СЛАЙД 10) Перед вами образец заявления. Посмотрите на его оформление.


Директору

МБУДО «Дебёсская спортивная школа»

С.В. Васильеву

ученика 6 класса

Косякина Владислава

 

заявление.

Прошу зачислить меня в спортивную секцию с 1.10.2023г.

 

30.09.2023г                                                                                         Косякин В.

 

 

Ребята, обратите внимание, что фамилия и инициалы адресата пишутся в родительном падеже, а адресанта – в родительном, причем предлог от не пишется.

Вы знакомы со словами-паронимами адресат – адресант? Чем эти слова отличаются друг от друга? (Адресат – кому пишут, адресант – кто пишет). 

6. (СЛАЙД 12) Ребята, посмотрите на экран. Перед нами объяснительная записка. Но нам необходимо её исправить. (СЛАЙД 11)

Директору МКОУ Рамонской СОШ № 2

Г.Н.Зубовой

от ученика Горбунова Юры

 

Объяснительная записка

 

Я, Горбунов Юра, опоздал сегодня на урок не потому, что проспал, а благодаря сильному дождю, вследствие чего школьный автобус ходит нерегулярно. В результате чего произошло сильное накопление народа на остановке, и по этой причине ни в один общественный транспорт я влезть не смог, а денег на такси у меня не было, а пешком через лес мама не разрешает мне ходить. Исходя из вышеизложенного, прошу моё опоздание считать недействительным.

 

Ученик 6 класса Юра Горбунов                                                                                   30.09.2015г

 

 А как нужно правильно ее писать? Давайте попробуем сами написать объяснительную записку.

Директору

МБОУ «Заречномедлинская СОШ»

Л.Я.Владыкиной

ученицы 6 класса

Копыловой Лилии

 

объяснительная записка.

 

 

05.10.2023г                                                                                         Копылова Л.

 


7. Ещё один жанр официально-делового стиля – это инструкция. Кто знает, что такое инструкция? (СЛАЙД 13) (Инструкция – это указания, свод правил, устанавливающий порядок и способ осуществления, выполнения чего-нибудь).

(СЛАЙД 14)Сейчас я зачитаю инструкцию «Комплекс упражнений для глаз при работе с компьютером», а вы внимательно слушайте и выполняйте все пункты.

1. Закрыть глаза на две секунды, открыть.

2. Сделать несколько вращений глазами по часовой стрелке. Затем – против часовой.

3. Сфокусируйте зрение на кончике указательного пальца. Сохраняя фокусировку, переместить палец на расстояние вытянутой руки. Поднести палец к кончику носа.

4. Посмотреть на ладонь. Перевести взгляд на удалённый предмет.



8. (СЛАЙД 15) Давайте устно составим инструкцию «Правила эвакуации из здания школы при пожаре». Как мы должны действовать? Подсказки на экране.

1. Во время звукового сигнала организованно выйдите из кабинета.

2. Вместе с учителем без паники выходите по указанному направлению.

3. Покиньте здание школы.

4. Отойдите на безопасное расстояние, постройтесь классом, чтобы учитель мог вас пересчитать.

5. Ждите помощи.

9. Рефлексия.

В конце урока мне хотелось бы, чтобы каждый из вас продолжил одно из предложений, которые вы видите на экране. (СЛАЙД 16)

- Когда мы делимся с кем-либо своими мыслями, выражаем чувства, мы используем…

- Если сообщаем научные сведения, мы используем ….

- Если составляем документы, мы используем ….

- Когда мы изображаем, рисуем словами, мы используем  …

10. Домашнее задание. (СЛАЙД 17)

Составить инструкцию (на выбор) «Как правильно переходить улицу» или «Как вести себя в школьном автобусе».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!