Тема. Алфавит, или азбука
Цели:
Знакомство с алфавитом, или азбукой, их ролью в жизни людей, развитие умения пользоваться алфавитом;
Расширение словарного запаса учащихся, обогащение речи, познавательных способностей, мышления, привитие интереса к русскому языку;
Воспитание аккуратности, терпения, взаимовыручки, доброжелательного отношения друг к другу.
Материалы на печатной основе: учебник русского языка Рамзаева Т.Г.(1 часть), рабочая тетрадь.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Рано солнышко встаёт
И спешит скорей в обход.
– Как, ребятушки, живете?
– Как здоровье, как животик?
– Одолела вас дремота?
– Шевельнуться неохота?
– Всем командую: "Подъём!”
– Мы уроки проведём.
2.Сообщение темы и целей урока.
- Отгадайте загадку:
Тридцать три родных сестрицы –
Писаных красавицы,
На одной живут странице,
А повсюду славятся.
( Буквы)
- Мы сегодня не представляем себе жизнь без букв, письма и
чтения.
Буквы – значки, как бойцы на парад,
В строгом порядке построены в ряд,
Каждый в условленном месте стоит
И называется …
(Алфавит)
3.Чистописание.
Игра «Буква потерялась».
.збука, ..лфавит.
Прочитайте слова.
- Значение этих слов вы узнаете сегодня на уроке.
- Кто знает, какая буква в алфавите первая?
- Так какую букву будем писать на минутке чистописания?
(А, а).
А, как лесенка, стоит
Перед входом в алфавит.
А теперь работаем вместе со мной. Я пишу на доске, а вы в тетради
А а Аа Ааа Аа Ааа
Букву А научились красиво писать, а теперь на новой строчке запишите слова
4.Словарная работа
-Слово алфавит – словарное слово, мы должны запомнить написание этого слова (слайд 5)
Запишите слово алфавит, поставьте ударение, разделите слова на слоги.
Азбука, алфавит.
5.Определение значения слова , этимология слова
-Что же обозначает слово алфавит?
- Можно сказать алфавит, а можно азбука. Эти слова обозначают одно и то же: это буквы, расположенные в определенном порядке.
- Значит слова « азбука», «алфавит» мы можем назвать (синонимами)(слайд7-8)
- Что такое синонимы?
( Это слова, различные по звучанию, но одинаковые или близкие по лексическому значению.)
Нам нужно изучать эту тему? Почему? Какую цель мы должны поставить?
( Для чего нужно знать алфавит? Как мы используем алфавит?)
( Слова в словарях располагаются в алфавитном порядке.
Книги в библиотеке стоят по алфавиту.
Карточки в больнице стоят по алфавиту
Справочники составляются по алфавиту.)(слайд 10,11,12)
-Ошибки в названиях букв – грубое нарушение норм языка, а правильное название букв является показателем культуры человека. Задача нашего урока состоит в том, чтобы запомнить алфавит, хорошо знать порядок и названия букв и конечно научится его использовать.
6.Работа по теме урока.
1.Ознакомление с алфавитом и его ролью в жизни людей.
- Откройте учебник, с. 40. Какие вопросы задаёт Почемучка?
(читают дети).
Что такое алфавит?
А что такое азбука?
Почему их так называют?
- Дети, а вы можете ответить на вопросы Почемучки?
Ответить нам поможет упр.90.
- О чём узнали из текста? Что такое алфавит? Что такое азбука?
Почему их так называют? Для чего нужен алфавит?
( Алфавит, это когда буквы написаны по порядку. Азбука, это то же самое, что и алфавит. Нужен алфавит, чтобы в классный журнал всех записать по порядку; в энциклопедиях или в словаре найти какой-нибудь ответ, а ещё в телефонной книжке записать или найти фамилии, в библиотеке книги расставить по порядку, а в поликлинике медицинские карточки.)
- Значит, алфавит человеку знать необходимо! И мы будем учить порядок букв в алфавите, учиться располагать слова в алфавитном порядке.
- Порядок букв мы можем увидеть в упр.89.
7. Физкультминутка (гимнастика для глаз)
3.Упражнения.
1) Упр.91
- Учащийся читает задание к упражнению.
- Что надо знать, чтобы правильно выполнить это упражнение?
(Алфавит)
Выполняется упр.91
д й к м р т
дом йод каша море река туча
дача йогурт краски мак роза тигр
2) Игра «Алфавит»
Если поставить буквы в алфавитном порядке, то получатся слова: ж,и,к,ё; т,о,н,е.
ёжик енот
- Запишите эти слова в тетрадь в алфавитном порядке.
енот ёжик
8.Физкультминутка
Упр.92
- Учащийся читает задание к упражнению.( Спиши слова каждой строчки в алфавитном порядке.)
- Как правильно выполнить это упр.?
Надо определить место в алфавите букв, с которых начинаются слова в упр.92.Таким образом вы сможете расставить слова в алфавитном порядке.
Выполняется упр.92
1 строка с комментированием, а остальные самостоятельно.
Проверяем, как выполнили работу.
- Что объединяет слова в каждой строчке? (1-я строка – учебные вещи;
2-я строка – профессии, 3-я строка – музыкальные инструменты.)
9.Закрепление изученного материала
Выборочный диктант.
1)Выпишите только те слова, в которых вы услышите сочетание чк.
Прилетела к нам синичка.
Села прямо под окном.
Эту маленькую птичку
С нетерпением мы ждём.
И чтоб ей полегче стало.
Ведь исчезли червяки,
Для неё кусочки сала
Мы повесим на сучки.
2)Расположите слова в алфавитном порядке.
кусочки птичку синичка сучки
Итог урока
- Чему учились сегодня на уроке?
- Кто доволен своей работой пусть поднимет руку.
- Какое задание себе дадите?
(выучить или повторить алфавит)
Домашнее задание: упр.93,с.41,выуч.алфавит.