СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку "Местоимение" для 2 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

На данном уроке учащиеся получат представление о местоимении и роли местоимения в речи.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку "Местоимение" для 2 класса»

Конспект урока по русскому языку во 2 классе

Тема: Что такое местоимение?

Цели: формировать представление о местоимении как части речи, его роли в предложении; развивать речь, коммуникативные навыки, орфографическую зоркость; воспитывать аккуратность в работе.

Планируемые результаты: учащиеся научатся осознавать местоимение как часть речи; употреблять местоимения вместо существительных; применять правила правописания.

Познавательные УУД: Осознавать местоимение как часть речи.

Коммуникативные УУД: Уметь слушать и понимать речь других.

Регулятивные УУД: Уметь осуществлять действия по образцу и заданному правилу.

Ход урока:

I.Организационный момент.

Долгожданный дан звонок

Начинается урок.

Слушаем внимательно,

Работаем старательно.



II.Актуализация знаний.



  1. Минутка чистописания.

- Отгадайте загадку и узнаете какую букву мы будем писать на минутке чистописания.



Эта буква широка

И похожа на жука.

И при этом словно жук

Издаёт жужжащий звук:

Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж.



(Ответы детей)



- Правильно, сегодня мы вспомним как пишется буква Ж,ж. Кто напомнит из скольких элементов состоит буква Ж? Кто сможет показать на доске? (письмо буквы Ж,ж в тетрадях)



2. Орфографическая минутка.

(Письмо по памяти)



Дождь прошёл.

Трава блестит.

В небе радуга горит.



- Прочитайте стихотворение. Представьте картину, нарисованную поэтом. Приходилось ли вам видеть такую картину?

- Сколько предложений здесь записано? (Три)

_ О чём первое предложение? Второе предложение? Третье предложение?

- Какие орфограммы можете объяснить в первом предложении? (Дождь – мягкий знак –показатель мягкости, парная согласная в конце слова – проверяем – дожди. Прошёл - слово запоминаем.)

- Прочитайте так, как записано. Прочитайте соседу по парте, как будете писать.

- Послушайте соседа по парте.

- Запишите предложения по памяти.

- Найдите и подчеркните основу в предложениях.



III. Самоопределение к деятельности.

( На доске запись.)



Сова – хищная птица. У совы мощные когти и чуткие уши.



- Прочитайте текст. Какая ошибка допущена в тексте? (Повторяется слово сова.)

- Как можно исправить эту ошибку? ( Заменить слово сова другим словом.)

- Прочитайте новые предложения. (Сова – хищная птица. У неё мощные когти и чуткие уши.)

- Вместо какой части речи вы употребили словосочетание у неё ?

( Вместо существительного сова.)

- Часть речи, которая употребляется вместо существительного, называется местоимением.

- Назовите тему сегодняшнего урока. (выслушивается мнение детей)



IV. Работа по теме урока.



1.Работа с учебником.

Упр. 171 (стр. 100).

(Выполнение с комментированием.)

- Прочитайте слова тётушки Совы на стр. 101.

- Что такое местоимение?

- Назовите местоимения.

- Какую роль они выполняют в предложении?



2. Знакомство с текстом «Достойная замена».

(Сказку читает учитель.)

- Будьте любезны, - обратилось как-то Существительное к местоимению, - займите на время моё место, я уже всем глаза намозолило… Действительно, чтобы не повторяться в речи много раз и не быть назойливыми, Существительное и прилагательное вместо себя оставляют своих заместителей – Местоимения. Заместители такие работящие и разносторонние, что в речи они употребляются чаще своих начальников, и уж во всяком случае, местоимения ОН,ОНА,ОНО,ОНИ могут заменить любое Существительное.

Я и мы, ты и вы,

Он, она, оно ,они –

Все слова отличные,

Важные и личные.

Это без сомнения,

Все местоимения.



V. Физминутка «У оленя дом большой»



VI . Закрепление изученного материала.



1.Работа с учебником.

Упр. 173 (стр.101)

(Самостоятельное выполнение после предварительного разбора по шагам.)

Упр. 174 (стр.102)

(Выполняется самостоятельно по образцу.)





VII. Рефлексия

(На карточках записаны предложения.)



… нарисую белочку. А … что будешь рисовать? … умеешь так вырезать? Какую задачу … решаете ? Куда ... идёшь? Почему … улетают?

- Вставьте в предложения подходящие по смыслу местоимения.

(Проверка – ученики читают вопросы, объясняют, какое местоимение вставили.)





VIII. Итог урока

- С какой частью речи мы познакомились?

- Какие части речи заменяет местоимение?

- Назовите местоимения.

- Что особенно понравилось на уроке?



Домашнее задание : Упр. 175 (стр.102)









Тема: Деление на 2. Закрепление.




Цель урока:

1.Закрепить табличные случаи умножения и деления на 2.

2.Развивать навыки решения задач, сравнивать величины;

логическое мышление.

3. Воспитывать интерес к математике.


Ход урока



1.Орг. момент.

Жило-было на свете печальное Солнышко. Из-за этого на улице все время шел дождь и всем было грустно. Солнышко было опечалено тем, что ребята никак не могли выбрать правильный ответ. Если мы будем хорошо работать, правильно и полным ответом отвечать, Солнышко нам улыбнется.


2.Устный счет. Слайд 1.

-Однажды в реке нашли старинный глиняный сосуд, на котором были начертаны таинственные слова: «В этот сосуд заключен могущественный джинн Гасан Абдурахман ибн Хоттаб за то, что тысячу лет назад он не смог выполнить задание повелителя джиннов аль-Манфара». Давайте попробуем освободить джинна.

-Назовите числа, спрятанные в рисунке кувшина.

-Найдите «лишнее» число.

-Распределите числа на две группы.

-Выпишите четные числа и увеличьте их на а. Запишите полученные результаты.

-Составьте равенства и неравенства из четных и нечетных чисел.

-После выполнения заданий Слайд 2.

Из кувшина вышел вдруг

Добрый джинн-наш старый друг.

Кто решит все без подсказки,

Тех возьмет с собою в сказку.

Решение заданий : Слайд 3, 4, 5

-Молодцы! Посмотрите тучка ушла. Слайд 6.

3.Работа по теме урока.

4.Цель урока. Слайд 7, 8.

5.Работа над пройденным материаломСлайд 9.

-Как вы думаете, почему Лисица, Лев, Гепард? (Лисица-хитрая, смекалистая; Лев-царь зверей, умный, сообразительный; Гепард-быстрый, как молния).

-Нам сегодня тоже понадобится смекалка, сообразительность и быстрота при выполнении заданий.

6.Физминутка. Слайд 10.

7.Работа с учебником. Слайд 11.

№3 стр.73. Разбор.

-Можно ли ответить на вопрос задачи? Что нам еще не известно? Можем ли мы найти вес гуся и утки?.Как?.

Слайд 12. Найди недостающую фигуру. Работа в группах.

8.Физминутка для глаз. Слайд 13.

№4-самостоятельно. Проверка в парах.

9.Работа с геометрическим материалом. Слайд 14.

-Какая геометрическая фигура лишняя? Почему?

-Что общего и чем отличаются оставшиеся фигуры?

-Найдите прямоугольник. Что вы о нем можете сказать?

-Что такое периметр? Найдите периметр прямоугольника.

10.Итог урока. Слайд 15.

-Какая птица ходит по дну водоема? Для того, чтобы ответить на этот вопрос нужно решить цепочку.

-Сколько слогов в слове оляпка? Почему?

-Какая схема подходит к этому слову?.Слайд 16.

-Что вы знаете об этой птице? Слайд 17. (Оляпка - певчая птица, бурого цвета с белой грудкой. Она может нырять и бегать по дну водоема, цепляясь за неравности дна, камешки. На дне ловит насекомых, червей и мальков рыб. Пойманную добычу птица всегда выносит на берег и съедает. Перья у птички смазаны жиром, поэтому не промокают. Спасаясь от врагов, оляпка ныряет в воду.

11. Домашнее задание.

Слайд 18.

Спасибо за урок. Оцените себя самостоятельно.

Все вы хорошо работами. Посмотрите и наше Солнышко ул







Тема: Стихи Ирины Токмаковой, В. Берестова.



Цели: 1.Познакомить детей с творчеством И.П.Токмаковой;

2.Развивать и совершенствовать навыки выразительного чтения стихотворений;

способствовать развитию навыков по заучиванию стихотворений наизусть;

поддерживать интерес и внимание к словам и их значениям;

3.Расширить читательский кругозор.


Оборудование: мультимедийный проектор


Ход урока

1. Организация класса


Что такое? Что случилось?
Почему звенит звонок?


Мы готовы. Стол в порядке. 
Начинается урок.


2. Проверка домашнего задания


Что вы готовили к уроку литературного чтения? (Стихи В. Берестова). Что вам известно о творчестве Берестова? (Берестов - поэт, писатель, переводчик). Как вы работали с его стихотворениями дома? (Учились читать выразительно). Вспомните, какие советы памятки по выразительному чтению мы должны соблюдать? - открыть слайд 2.

Какое из стихотворений Берестова вам особенно понравилось, выберите и прочитайте вслух его выразительно – открыть слайд 3. (Учитель спрашивает детей, учащиеся принимают участие в оценке выразительного чтения, показывая карточки с оценками «5», «4», «3»).

Вывод: какие стихи у Берестова? (Стихи Берестова весёлые, юмористические, создают хорошее настроение, нравятся детям.)


3. Вводная беседа о творчестве И.П.Токмаковой

Сегодня у нас новая интересная встреча с творчеством И.П. Токмаковой. Она родилась 3 марта 1929 года в городе Москве, Токмакова - наш современник. Слайд 4

Весёлые и серьёзные, добрые и тёплые стихи, сказочные повести, переводы и «весёлые» учебники – всё творчество посвящено детям дошкольного и школьного возраста. Слайд 5

О себе Ирина Петровна рассказывает в автобиографической повести «Сосны шумят». Слайд 6 .Это рассказ о жизни детского дома в годы Великой Отечественной войны, о собственном детстве. Мать писательницы заведовала распределителем для детей-сирот. Вместе со своей мамой в одном из них была и школьница Ира .

Ирина Петровна всегда была отличницей: школу закончила с золотой медалью, имея особые успехи в литературе и английском языке; поступив без экзаменов на филфак МГУ, с отличием его закончила; обучение в аспирантуре совмещала с работой гидом-переводчиком. Слайд 7.

Становиться писателем и поэтом И.Токмакова не собиралась. Она работала переводчиком. Первая её книжка для детей – перевод шотландских песенок для собственного сына. Муж И.Токмаковой – художник Лев Токмаков – увидел книжку и нарисовал к ним иллюстрации Так появилась на свет первая книга. Слайд 8.

И.Токмакова пишет не только стихи, но и рассказы, повести, сказки и даже пьесы. Слайды 9 - 10.

В переводах или пересказах Ирины Петровны русскоязычные дети познакомились со знаменитыми героями Джона М. Барри, Льюиса Кэрролла, Памелы Трэверс и других. И.П. Токмакова перевела огромное количество стихов с языков народов СССР и мира: армянского, болгарского, вьетнамского, хинди, чешского и других. Слайд 11.

4.Работа со стихотворением И.Токмаковой «Плим»

Герои её стихотворений – очень внимательны к окружающему миру, добры и справедливы, фантазёры и выдумщики. Они очень любит играть со словами: повторять их, прятать слова внутри друг друга, придумывать новые. Вот о таком выдуманном слове её стихотворение “Плим”. Слайды 12- 17. (Учитель читает, озвучивая слайды)

Какое открытие сделал мальчик? (Слово «плим» ничего не значит). Часто ли встречаются такие слова, которые ничего не значат? (Нечасто).

Как надо читать это стихотворение? (Весело, забавно). Повторное выразительное чтение учащимися по вызову, учитель даёт рекомендации по работе над выразительностью чтения.

5.Работа со стихотворением «В чудной стране» - слайды 18 – 24.

Чтение вслух учителем.

К кому обращается И.Токмакова в конце стихотворения? (Обращается к нам, читателям) Верите ли вы ей? (Нет). Где может находиться такая страна? ( В снах, фантазиях, она вымышлена).

Повторное чтение детьми.

Вывод: чем похожи в стихотворении слова: язычок, глазок, горлышко, ножки? (Называют предмет ласково, могут быть органами человека). Как такие слова называются в русском языке? (Многозначные слова). Как это понимать? (Слово одно, а значений несколько). Приведите примеры таких слов сами. (Кисть, ручка, двойка).

6.Работа с памяткой «Если нужно выучить наизусть стихотворение» Слайд 25.

Как вы считаете, какой вид работы с этими стихотворениями будем выполнять дома? (Можно учить наизусть.) Это задание будет обязательным, чтобы вы его хорошо выполнили, вам поможет памятка. Вспомните содержание памятки, ведь она нам уже помогала. Поделитесь мнениями, как лучше учить наизусть? (Учить по строфам, представлять картинки по стихотворению, ходить по комнате и инсценировать, повторять вечером и утром, домашнее задание по чтению делать первым.)

7.Домашнее задание - слайд 26.

Запишите в свои дневники: наизусть по выбору стихи Токмаковой, стр. 151 - 152

8.Итоги урока - слайд 27.

С какими произведениями работали? Что узнали об авторе? (Токмакова пишет стихи и сказки, она была переводчицей, её муж - художник).

Нашу встречу с таким интересным человеком закончим её строчками:

Только доброе пророчится,

Только радость впереди …













Тема: Московский кремль

Цели урока: познакомить детей с историей развития Московского Кремля, с достопримечательностями Кремля, развивать у детей любовь к Родине, развивать любознательность, пытливость ума.

Оборудование: презентация.


Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний.

Впереди лето – пора путешествий. Первое наше путешествие мы совершили на прошлом уроке в самый главный город нашей страны.

Какой это город? Город Москва. №1

Проверка Д/З №2

Назовём правильные ответы (полным предложением, по цепочке).

  • Когда был основан Город Москва? ( был основан более 850 лет назад).

  • Кто был основателем Москвы? ( был Юрий Долгорукий.)

  • Назовите достопримечательности Москвы (т.е. самые известные места): Большой театр, Третьяковская галерея, Цирк на Цветном бульваре, Театр зверей имени Дурова.

  1. Постановка темы и целей урока.

Послушайте строки стихотворения.№3


Москва, Москва!.. Люблю тебя, как сын,

Как русский, - сильно, пламенно и нежно.

Люблю священный блеск твоих седин

И этот Кремль, зубчатый, безмятежный.

- О какой достопримечательности Москвы говорится в стихотворении? (О Кремле.)

- Предположите, о чём мы будем говорить на уроке.

- Откройте учебники на странице 102. Прочитайте тему урока.

- Какие учебные задачи мы поставим перед собой? (Что хотим узнать, чему будем учиться.)

- Прочитаем, что говорит об этом Муравьишка. (Один учащийся читает, остальные следят по учебнику.)

- Ребята, кто из вас был в Московском Кремле?

- Какие у вас остались впечатления?

IV. Работа по теме урока.

- Ребята, что вы знаете о Кремле?

- Много вы знаете? Пока ещё мало.

- Поэтому сегодня мы постараемся побольше узнать о Кремле и его достопримечательностях.

Узнаем сначала, что значит Московский Кремль для каждого жителя России. В этом нам поможет учебник. (Один учащийся читает абзац на странице 102.) Выполним мини-тест. №5-8

Возьмите листочки с синим кружочком. (У учащихся на партах листочки с тестами , помеченными кружками синего и зелёного цветов и геометрические фигуры: треугольник, квадрат, круг) Работа в парах.

Тест.

1.Что является сердцем Москвы?

Красная площадь

Московский Кремль

Большой театр

2.Где находится Московский Кремль?

на горе

на холме

на равнине

3. Чем был Кремль для жителей Москвы в далекие времена?

музеем

крепостью

парком

Проверка. Учащиеся поднимают геометрическую фигуру, соответствующую ответу, который выбрали при ответе на каждый вопрос теста.

Можете ли вы предположить, почему Московский Кремль называют сердцем Москвы?№9

  1. Красивый.

  2. Он находится в столице, а столица – главный город России.

  3. Москва начала строиться с Кремля, это самое древнее место в Москве. №10-14

Чем был Кремль в далёкие времена? (Служил крепостью от врагов. Кремль – это крепость, укрепление.)

Стены Кремля сложены из красного кирпича. Но они не всегда были такими. Первые стены были деревянными. При князе Дмитрии Донском – из белого камня. За это люди прозвали Москву белокаменной.

Что же происходило с Кремлём дальше? Об этом прочитаем в учебнике на странице 104.

Один учащийся читает первый абзац.

Рассмотрите репродукцию картины Васнецова «Московский Кремль при Дмитрии Донском». (Из белого камня)

Второй учащийся читает второй абзац.

Третий уч-ся читает третий абзац.

Учащиеся рассматривают репродукцию картины Васнецова «Московский кремль при Иване Третьем». Выполним мини-тест. Возьмите листочки с зелёным кружком. Работа в парах.

Тест.№15-16

1.Каким был Московский Кремль пятьсот с лишним лет назад?

деревянным

кирпичным

белокаменным

2.Кто задумал перестроить Московский Кремль?

Дмитрий Донской

Юрий Долгорукий

Иван III

Проверка. Учащиеся поднимают геометрическую фигуру, соответствующую ответу, который выбрали при ответе на каждый вопрос теста.

Посмотрите на экран. Вы видите фотографию стены Московского Кремля. Попробуйте нарисовать рукой в воздухе зубцы стен Кремля.

V. Физкультминутка. Слайд «Москва». Звучит песня «Москва майская».

Достопримечательности Московского Кремля.

А теперь узнаем об исторических памятниках, которые находятся на территории Кремля. Прочитаем текст на странице 103. (Один учащийся вслух.)

Выполним задание 1 на этой странице.

Рассмотрите фотографию. Прочитайте названия достопримечательностей Кремля.

Поработаем в парах.

Найдите эти объекты на фотографиях. Используйте цветные фишки.

Называют объекты вслух по цепочке.

Подготовленные учащиеся рассказывают о них.№17-29

  1. Резиденция Президента России

  2. Спасская башня

Самая знаменитая, большая, красивая и стройная – Спасская башня, построенная в 1491 году. Во все времена она считалась главной среди своих сестёр. В ней главные ворота при входе в Кремль. Раньше проходили через Спасские ворота только с обнажённой головой, снимая шапки. Её часто изображают как символ нашей страны. На Спасской башне находятся знаменитые Кремлёвские куранты – огромные часы с 11 колоколами. Вес часов 25 тонн. Четыре огромных циферблата смотрят на 4 стороны света. Бой её башенных часов-курантов слышат по радио каждый день люди всего мира.

  1. Колокольня Иван Великий

Высок и строен Иван Великий. Колокольня Ивана Великого была главной сторожевой башней Московского Кремля. Высоко над Москвой в небо поднималась ярусами дозорная башня. На самой выси, на боевой площадке, сидел бородатый караульщик и зорко смотрел вдаль: не покажутся ли враги? Заметив опасность, ударял воин в гулкие колокола, разводила стража подъёмные мосты надо рвом и наглухо запирала кремлёвские ворота. Иван Великий спасал от врагов не только Кремль, но и всю Москву.

  1. Успенский собор

В Успенском соборе в торжественной обстановке венчались на царствование цари. Воины русские, уходя в бой, клялись в Успенском соборе не пощадить жизни для Москвы и всей отчей стороны.

  1. Архангельский собор

Архангельский собор – самый пышный из всех кремлёвских соборов, украшенный белокаменными раковинами и резными пирамидами. Он напоминает сказочный заморский дворец. Архангельский собор – это усыпальница московских князей и царей.

  1. Большой Кремлёвский Дворец (Пять залов дворца (Георгиевский, Владимирский, Александровский, Андреевский и Екатерининский), названные по имени орденов Российской империи, в настоящее время используются для государственных и дипломатических приемов и официальных церемоний, а сам дворец является парадной резиденцией Президента Российской Федерации).

  2. Троицкая башня

  3. Арсенал (здесь хранилось оружие и боеприпасы)

  4. Башни Кремля №30-34

«Какая из башен самая высокая, самая низкая?»

Учитель(работа в группах)

Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо выполнить вычисления.

Спасская: 100 – 29 =

Кутафья: 60- 42 =

Комендантская: 18 + 23 =

Водовозная: 48 + 14 =

Царская: 86 – 70 =

Троицкая: 100 – 20 =

Боровицкая: 30 + 24 =

Петровская: 10 + 17 =

Проверка № 36




VI. Итог урока.

- Наше путешествие подошло к концу. О чём же вы узнали в ходе путешествия? Что вас удивило?

- Над чем вы задумались?

- Пригодятся ли полученные знания?

- Оцените свою работу.

- Какие чувства возникают у вас, когда вы слышите слова Москва, Кремль?

- Обратите внимание на выставку книг о Москве. Кто захочет больше узнать об этом чудесном городе, в школьной библиотеке вы найдёте книги по этой теме. Композиторы посвящают Москве свою музыку и песни. И вот есть один знаменитый певец, который исполняет замечательную песню о Москве. Я предлагаю вам посмотреть видеофильм, в котором будет звучать эта песня. 

VII. Рефлексия.

- Оцените свою работу на уроке.

- А теперь оцените свою работу сегодня на уроке. У вас на столах лежат смайлики. Если вы считаете что поработали на отлично возьмите смайлик желтого цвета. Если считаете, что поработали на оценку хорошо возьмите зелёный смайлик, а если поработали не очень возьмите синий смайлик

Домашнее задание. Стр.102-105 пересказ






 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей