СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку: "Классификация числительных по составу: простые, сложные, составные"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по русскому языку: "Классификация числительных по составу: простые, сложные, составные"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку: "Классификация числительных по составу: простые, сложные, составные"»

Дата:13.01.2022г Урок № 51 Класс:11

Предмет: русский язык Учитель: Аппазова Э.Н.

Тема: Классификация числительных по составу: простые, сложные, составные.

Цель: формирование умения правильно писать простые, сложные и составные числительные.

- сформировать умения различать простые, сложные и составные числительные;

- закрепить умение правильно писать сложные слова, в состав которых входит числительное;

- расширить лексический запас учащихся;

- отрабатывать орфографические навыки.

- развивать внимание, память, логическое мышление, умение сравнивать, классифицировать, обобщать.

вызвать интерес к урокам русского языка, стремление к совершенствованию своей речевой практики.

Тип урока: изучения и первичного закрепления новых знаний.

Оборудование: учебные принадлежности, ноутбук, презентация, раздаточный материал.

Ход урока

1.Орг.момент. Мотивация к учебной деятельности.

Организовать направленное внимание на начало урока.

Мотивирование к учебной деятельности, настрой на урок.

-Внимание! Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок!

Всё ли на месте?

Всё ли в порядке:

Книжки, ручки и тетрадки?

Есть у нас девиз такой:

Всё, что нужно, - под рукой!

- Проверим готовность к уроку.

Посмотрите, пожалуйста, друг на друга и улыбнитесь. Вы рады видеть друг друга, я рада видеть вас всех. А когда мы все вместе, все у нас получится. Садитесь, пожалуйста.

Девиз урока:

«Скажи мне - и я забуду,

покажи мне - и я запомню,

вовлеки меня - и я научусь»

Подготовка класса к уроку.

Приветствуют учителя. Организуют своё рабочее место.

2. Актуализация знанийсоздание проблемной ситуации.

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

- А знаете ли вы, где ещё нужно умение писать числа прописью? 

а). Проверка домашнего задания.

Фронтальный опрос-беседа.

- Что такое имя числительное?

- Как фамилия ученого, который впервые назвал числительное самостоятельной частью речи?

- На какие разряды делятся имена числительные?- В чем разница между ними?

- Какими членами предложения могут быть имена числительные?

б). Найди третье лишнее. Докажи.

  1. Семь, седьмой, семёрка.

  2. Двенадцатый, двенадцатиметровый, двенадцать.

  3. Трёх, трояк, третьего.

  4. Девятка, девятого, девятому.

  5. Сотый, столетний, сто.

  6. Двух, раздваиваться, два.

Отвечают на вопросы.

-Имя числительное – это часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счете. Имена числительные отвечают на вопросы: сколько? какой?

-На количественные и порядковые, количественные отвечают на вопрос сколько, порядковые – какой…

-Имена числительные могут быть любыми членами предложения.

Работа в парах. Взаимопроверка между парами.

  1. Семёрка.

  2. Двенадцатиметровый.

  3. Трояк.

  4. Девятка.

  5. Столетний

  6. Раздваиваться

3. Выявление места и причины затруднения. 

Проблемное объяснение нового знания.

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися нового материала.

- Итак, чтобы научиться грамотно писать числительные, нужно различать числительные по строению.

1. Распределительный диктант.

- На доске записаны имена числительные:

Два, пятьдесят, тридцать три, двадцать девять, шесть, восемь, пятнадцать, пятьсот, сто семьдесят три, пятисот тысячный, семьдесят, сто двадцать пятый.

- Разделите эти числительные на 3 группы. По какому признаку вы разделите эти числительные?

4. Построение проекта выхода из затруднения. Подготовка учащихся к работе на основном этапе (Регулятивные УУД)

Цель: выбор способа и средств реализации цели урока.

а). Работа с загадкойРешение проблемной ситуации.

Запишите загадку и ответ: Выходили двенадцать удальцов, выносили пятьдесят два ястреба, выпускали триста шестьдесят пять лебедей.

Это год – он состоит из 12 месяцев, 52 недель, 365 дней. 

-Какие слова вызвали затруднения?

Склонение количественных числительных

Числительные этого разряда отвечают на вопрос «сколько». В склонении количественных числительных существует несколько групп, каждая из которых имеет свои особенности склонения.

6.7.1(1). Числительные от 50 до 80 и от 200 до 900

В количественных числительных от 50 до 80 и от 200 до 900 склоняются обе части.

И. п.

пятьдесят

двести

пятьсот

Р. п.

пятИдесятИ

двУХсот

пятИсот

Д. п.

пятИдесятИ

двУМстАМ

пятИстАМ

В. п.

пятьдесят

двести

пятьсот

Т. п.

пятьЮдесятьЮ

двУМЯстАМИ

пятьЮстАМИ

П. п.

о пятИдесятИ

о двУХстАХ

о пятИстАХ

6.7.1(2). Склонение числительных сорок, девяносто, сто

Числительные 40, 90, 100 имеют две падежные формы.

И. п., В. п.

сорок

девяносто

сто

Р. п., Д. п., Т. п., П. п.

сорокА

девяностА

стА

6.7.1(3). Склонение числительных тысяча, миллион, миллиард

Обратите внимание: так склоняются данные слова, если они  — количественные, ни в коем случае не порядковые.

Слово «тысяча» склоняется как существительное женского рода на -я (типа няня); слова «миллион» и «миллиард» склоняются как существительные мужского рода на согласный (типа дом).

И. п.

тысяча

миллион, миллиард

Р. п.

тысячи

миллиона, миллиарда

Д. п.

тысяче

миллиону, миллиарду

В. п.

тысячу

миллион, миллиард

Т. п.

тысячей

миллионом, миллиардом

П. п.

о тысяче

о миллионе, о миллиарде

6.7.1(4). Склонение составных количественных числительных

При склонении составных количественных числительных изменяются все слова, из которых они состоят:

И. п.

семь тысяч четыреста девяносто пять

Р. п.

семи тысяч четырехсот девяноста пяти

Д. п.

семи тысячам четыремстам девяноста пяти

В. п.

семь тысяч четыреста девяносто пять

Т. п.

семью тысячами четырьмястами девяноста пятью

П. п.

о семи тысячах четырехстах девяноста пяти

Примечание: В Справочнике Розенталя отмечается , что имеются вариантные формы творительного падежа простых и сложных числительных и сочетаний с ними:

а) восьмью – восемью (вторая форма имеет книжный характер и оттенок устарелости); также: восьмьюдесятью – восемьюдесятью, восьмьюстами – восемьюстами;

б) пятьюдесятью – пятидесятью, шестьюдесятью – шестидесятью и т. д. (нормативными для литературного языка являются первые варианты, вторые встречаются в устно-разговорной речи);

6.7.1(5). Склонение числительных полтора, полтораста

Числительные полтора и полтораста имеют две падежные формы:

И. п., В. п.

полтора, полтораста

Р. п., Д. п., Т. п., П. п.

полутора, полутораста

6.7.1(6)Склонение дробных числительных

И. п.

пять восьмых метра

Р. п.

пяти восьмых метра

Д. п.

пяти восьмым метра

В. п.

пять восьмых метра

Т. п.

пятью восьмыми метра

П. п.

о пяти восьмых метра


 Работа с рубрикой «Возьмите на заметку!»

Полученную информацию запишите в виде кластера.

5. Реализация построенного проекта.

Этап усвоения новых знаний и способов действий.

Цель: построение и фиксация нового знания.

Первичная проверка понимания изученного:

- Вернитесь к загадке, проверьте, объясните, ПОЧЕМУ нужно писать так:

 Проверьте: Это год - он состоит из двенаДцати месяцев, пятИдесятИ двУХ недель, треХсОт шестИдесятИ пятИ дней.

6 .Этап закрепления новых знаний и способов действия (вопросно-ответное общение) Первичное закрепление.

Работа в парах: Коммуникативные УУД

1) Прочитать текст, правильно произнося числительные, посовещаться с соседом, подготовиться к чтению вслух.

2) Каков стиль данных текстов? Ответ аргументируйте. Записать два любых предложения с числительными из текста в тетрадь. Познавательные УУД

ТЕКСТ 1: Набухшие семена теплолюбивых культур (огурцы, помидоры, кабачки) можно закалить, подержав их 20—30 часов в помещении с температурой около 18—25 градусов тепла, а потом на 50—70 часов вынести на холод, поддерживая температуру минус 1—3 градуса. На 3—5 дней раньше образуются завязи у растений, выращенных из семян огурцов, обработанных таким образом. Можно поступить и иначе. Проведите предпосевное прогревание семян в течение 1—2 часов от комнатной температуры до плюс 50—60 градусов. И опять на огурцах раньше появятся завязи.

(Из журнала «Юный натуралист»)

7Физкультминутка «Забрось мячи».

Цель: сменить вид деятельности, отдохнуть.

9. Обобщение и систематизация (Логические УУД)

Учитель: обратимся ещё раз к нашему кластеру. Обобщите правила написания простых, сложных и составных числительных.

Покажите, как можно использовать эти знания на уроке математике.

Упр. учебника 584. Прочитайте вслух примеры, чётко проговаривая числительные.


Образец: К 57 + 25 = 82 — к пятидесяти семи прибавитъ двадцать пять будет (получится) восемьдесят два.

10 .Самостоятельная работа и самооценка.

Контроль и самоконтроль знаний и способов действий (Регулятивные УУД)

а). Поставьте числительные вместе с существительными в указанных падежах .Составьте одно предложение с любым из числительных. Обменяйтесь работами и проверьте друг друга.

 365 дней (р.)

297 карандашей (дат.)

143 посылки (пр.)

777 цветов (тв. )

1000000-ый покупатель (дат.п)

1945 год (тв. )

2005 год (род. )

11. Информация о домашнем задании

Стандартный минимум – упр. , средний - записать пословицы, поговорки, загадки, названия художественных произведений, строки из песен и стихотворений, содержащие в себе простые, сложные и составные числительные, повышенный –творческий – придумать текст с использованием простых, сложных и составных числительных в разных падежах.

Подведение итогов занятия

Учитель: Тема сегодняшнего урока была … Мы учились чему…. Что мы делали для достижения цели? Какие моменты изучили? (Регулятивные УУД)

12. Рефлексия учебной деятельности на уроке.


























































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!