СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку "Исконно русские и заимсвтованные слова"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

данный урок разработан в соответствии сФГОС

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку "Исконно русские и заимсвтованные слова"»

Конспект урока на тему «Исконно русские и заимствованные слова» в 6 классе (УМК М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др.) ФГОС

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цель: расширять представление об исконно русских и заим­ствованных словах, объяснить учащимся понятия исконно русской и заимствованной лексики.


Задачи

Образовательные: дать понятие заимствованных слов, обогащение словарного запаса , развитие речи учащихся, работа по культуре речи, учиться пользоваться словарем,

Формировать УУД:

- личностные:уважительное отношение к родному языку, гордость за него; стремление к речевому самосовершенствованию;способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

-регулятивные: оценивать результаты деятельности ( своей- чужой), анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности ( этапа) в сотрудничестве с учителем

-коммуникативные: определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли

-познавательные: систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями, уметь составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы.


Ход урока.

I. Организационный момент.


Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята! Садитесь! Сегодня у нас не совсем обычный урок.

Создание положительного психологического настроя учеников.


II. Актуализация знаний.

Учитель: С какими способами пополнения лексического состава нашего языка мы уже познакомились на предыдущих уроках? (Общеупотребительные, профессиональные и диалектные слова).

Сегодня на уроке мы узнаем о еще одном способе пополнения лексического состава нашего языка.


III. Создание проблемной ситуации.

Утром за завтраком вы попросили КОФЕ –и произнесли арабское слово. Потребовали кофе с САХАРОМ – и перешли на древнеиндийский язык. Если вы предпочитаете ЧАЙ, вы начинаете говорить по- китайски. К чаю вы попросили кусочек ТОРТ А– и произнесли итальянское слово. Передумали и решили его заменить БУТЕРБРОДОМ – и уже перешли на немецкий язык. Ну а если вы требуете себе КАКАО или ШОКОЛАД, то вы заговорили уже мексиканским, а правильнее, индейским языком. А тот из вас, кто любит ВИНЕГРЕТ, почти знает французский язык.

2. Беседа с учащимися.

— Какую часть лексики русского языка называют исконно русской?

— Какую часть лексики называют заимствованной?

— Какие слова называют заимствованными?

— Из каких языков слова пришли в русский язык?

— Из каких источников можно узнать о происхождении слов?


Учитель: Послушайте стихотворение Михаила Крюкова «Много языков на свете разных» и скажите: О чём это стихотворение? (слайд 1)


Много языков на свете разных —

Выучить их все не смог бы я;

Все они по-своему прекрасны,

В каждом есть «изюминка» своя.


Говорят в Париже по-французски,

По-немецки говорит Берлин;

Мне же дорог мой, привычный русский,

Для меня родной лишь он один!


Мелодичный, гибкий и певучий,

С детства он меня очаровал,

И не зря великим и могучим

Наш язык Тургенев называл!


Развиваясь быстро, динамично,

Впитывая разные слова,

Новое он всё вбирал отлично,

Но и мудрость предков в нём жива!


Да и только нашей, русской речью

Можно Русь привольную воспеть!

Будет жить язык наш русский вечно

И не сможет, верю, умереть!


IV. Постановка цели урока.



Учитель:Как называются такие слова в языке?

(Ответы учащихся:Заимствованные слова).


Учитель:Как вы понимаете смысл слова заимствованные?(Ответы учащихся:Пришедшие из других языков).


Учитель: Давайте сформулируем цель нашего урока.


Ответы учащихся…



III. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала.

Учитель:  Итак, тема урока «Исконно русские и заимствованные слова». (слайд 3)

Учитель: Вы знаете, что в русском языке много слов, заимствованных из других языков. Что такое заи́мствование?

В лингвистике заи́мствование — это процесс усвоения одним языком слова, выражения или значения другого языка, а также результат этого процесса — само заимствованное слово. Заимствование является важным фактором развития и изменения лексической системы языка. (слайд 5)


Какие заимствованные слова, т. е. слова, пришедшие к нам из других языков, вы можете назвать?

тветы учащихся)


IV. Открытие нового знания.

Работа по учебнику

(Чтение теоретического материала §25(с. 67-68).(Дополнительная информация на слайде )


Как вы думаете, почему заимствованные слова составляют такую малую часть (10 %) от всего словарного состава русского языка? (Роль заимствований :

Заимствование увеличивает лексическое богатство языка, служит источником новых корней, других словообразовательных элементов и терминов, расширяет и нюансирует номенклатуру понятий, используемых в разных областях жизни общества. Процесс заимствования органичен для языка, является естественной формой языковых контактов и источником языковых изменений).

Запись определения заимствованных слов (с. 68).


. Творческий диктант.

Подберите к заимствованным словам русские слова-синонимы.

Аргументировать, аэроплан, афиша, аллея, вестибюль, шоссе, диспут, акцентировать, контролировать, антракт, агрессивный, инструкция.

Слова для справок: дорога, вход, объявление, спор, самолет, доказывать, обратить особое внимание, проверять, перерыв, враждебный

V. Физкультминутка.


Поднимает руки класс – это раз,

Завертелась голова – это два,

Три – руками три хлопка,

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать.

Шесть – на место тихо сесть.


VI. Первичное закрепление. ( 4-5 мин)

Работа по учебнику с.68 упр.235

VII. Самостоятельная работа. (2 мин)

Распределительный диктант.

Запишите слова, распределяя их в две колонки: в первую — без удвоенной согласной, во вторую — с удвоенной согласной.

Написание слов, вызывающих сомнение, проверьте по словарю.

Фильм, футбол, хоккей, теннис, агроном, касса, тонна, масса, килограмм, километр, деталь, автор, сумма, троллейбус, аппарат, тротуар, курьер.

VIII. Включение новых знаний в систему знаний. ( 7-8 мин )

1) Из словарика «Пиши правильно!» и «Произноси правильно!» выпишите иноязычные слова, пользуясь данными признаками.

(Фанера, агрессия, миллион, пиджак, центнер,профессиональный).

Учитель: С какими словами познакомились сегодня на уроке? (Исконно русскими и заимствованными)
Какие слова называются заимствованными? 
Где можно узнать о происхождении заимствованных слов?

X. Рефлексия деятельности.

Сегодня на уроке:

я узнал…

я научился…

я не понял…

Домашнее задание: §25 правило, пользуясь этимологическим словариком, расскажите о значении, происхождении и написании слов лягушка, мятеж, невеста, внимание. К какой группе слов по происхождению относятся эти слова? С каждым словом составьте предложение.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!