Конспект урока на тему «Исконно русские и заимствованные слова» в 6 классе (УМК М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др.) ФГОС
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цель: расширять представление об исконно русских и заимствованных словах, объяснить учащимся понятия исконно русской и заимствованной лексики.
Задачи
Образовательные: дать понятие заимствованных слов, обогащение словарного запаса , развитие речи учащихся, работа по культуре речи, учиться пользоваться словарем,
Формировать УУД:
- личностные:уважительное отношение к родному языку, гордость за него; стремление к речевому самосовершенствованию;способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
-регулятивные: оценивать результаты деятельности ( своей- чужой), анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности ( этапа) в сотрудничестве с учителем
-коммуникативные: определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли
-познавательные: систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями, уметь составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята! Садитесь! Сегодня у нас не совсем обычный урок.
Создание положительного психологического настроя учеников.
II. Актуализация знаний.
Учитель: С какими способами пополнения лексического состава нашего языка мы уже познакомились на предыдущих уроках? (Общеупотребительные, профессиональные и диалектные слова).
Сегодня на уроке мы узнаем о еще одном способе пополнения лексического состава нашего языка.
III. Создание проблемной ситуации.
Утром за завтраком вы попросили КОФЕ –и произнесли арабское слово. Потребовали кофе с САХАРОМ – и перешли на древнеиндийский язык. Если вы предпочитаете ЧАЙ, вы начинаете говорить по- китайски. К чаю вы попросили кусочек ТОРТ А– и произнесли итальянское слово. Передумали и решили его заменить БУТЕРБРОДОМ – и уже перешли на немецкий язык. Ну а если вы требуете себе КАКАО или ШОКОЛАД, то вы заговорили уже мексиканским, а правильнее, индейским языком. А тот из вас, кто любит ВИНЕГРЕТ, почти знает французский язык.
2. Беседа с учащимися.
— Какую часть лексики русского языка называют исконно русской?
— Какую часть лексики называют заимствованной?
— Какие слова называют заимствованными?
— Из каких языков слова пришли в русский язык?
— Из каких источников можно узнать о происхождении слов?
Учитель: Послушайте стихотворение Михаила Крюкова «Много языков на свете разных» и скажите: О чём это стихотворение? (слайд 1)
Много языков на свете разных —
Выучить их все не смог бы я;
Все они по-своему прекрасны,
В каждом есть «изюминка» своя.
Говорят в Париже по-французски,
По-немецки говорит Берлин;
Мне же дорог мой, привычный русский,
Для меня родной лишь он один!
Мелодичный, гибкий и певучий,
С детства он меня очаровал,
И не зря великим и могучим
Наш язык Тургенев называл!
Развиваясь быстро, динамично,
Впитывая разные слова,
Новое он всё вбирал отлично,
Но и мудрость предков в нём жива!
Да и только нашей, русской речью
Можно Русь привольную воспеть!
Будет жить язык наш русский вечно
И не сможет, верю, умереть!
IV. Постановка цели урока.
Учитель:Как называются такие слова в языке?
(Ответы учащихся:Заимствованные слова).
Учитель:Как вы понимаете смысл слова заимствованные?(Ответы учащихся:Пришедшие из других языков).
Учитель: Давайте сформулируем цель нашего урока.
Ответы учащихся…
III. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала.
Учитель: Итак, тема урока «Исконно русские и заимствованные слова». (слайд 3)
Учитель: Вы знаете, что в русском языке много слов, заимствованных из других языков. Что такое заи́мствование?
В лингвистике заи́мствование — это процесс усвоения одним языком слова, выражения или значения другого языка, а также результат этого процесса — само заимствованное слово. Заимствование является важным фактором развития и изменения лексической системы языка. (слайд 5)
Какие заимствованные слова, т. е. слова, пришедшие к нам из других языков, вы можете назвать?
(Ответы учащихся)
IV. Открытие нового знания.
Работа по учебнику
(Чтение теоретического материала §25(с. 67-68).(Дополнительная информация на слайде )
Как вы думаете, почему заимствованные слова составляют такую малую часть (10 %) от всего словарного состава русского языка? (Роль заимствований :
Заимствование увеличивает лексическое богатство языка, служит источником новых корней, других словообразовательных элементов и терминов, расширяет и нюансирует номенклатуру понятий, используемых в разных областях жизни общества. Процесс заимствования органичен для языка, является естественной формой языковых контактов и источником языковых изменений).
Запись определения заимствованных слов (с. 68).
. Творческий диктант.
Подберите к заимствованным словам русские слова-синонимы.
Аргументировать, аэроплан, афиша, аллея, вестибюль, шоссе, диспут, акцентировать, контролировать, антракт, агрессивный, инструкция.
Слова для справок: дорога, вход, объявление, спор, самолет, доказывать, обратить особое внимание, проверять, перерыв, враждебный
V. Физкультминутка.
Поднимает руки класс – это раз,
Завертелась голова – это два,
Три – руками три хлопка,
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать.
Шесть – на место тихо сесть.
VI. Первичное закрепление. ( 4-5 мин)
Работа по учебнику с.68 упр.235
VII. Самостоятельная работа. (2 мин)
Распределительный диктант.
Запишите слова, распределяя их в две колонки: в первую — без удвоенной согласной, во вторую — с удвоенной согласной.
Написание слов, вызывающих сомнение, проверьте по словарю.
Фильм, футбол, хоккей, теннис, агроном, касса, тонна, масса, килограмм, километр, деталь, автор, сумма, троллейбус, аппарат, тротуар, курьер.
VIII. Включение новых знаний в систему знаний. ( 7-8 мин )
1) Из словарика «Пиши правильно!» и «Произноси правильно!» выпишите иноязычные слова, пользуясь данными признаками.
(Фанера, агрессия, миллион, пиджак, центнер,профессиональный).
Учитель: С какими словами познакомились сегодня на уроке? (Исконно русскими и заимствованными)
Какие слова называются заимствованными?
Где можно узнать о происхождении заимствованных слов?
X. Рефлексия деятельности.
Сегодня на уроке:
я узнал…
я научился…
я не понял…
Домашнее задание: §25 правило, пользуясь этимологическим словариком, расскажите о значении, происхождении и написании слов лягушка, мятеж, невеста, внимание. К какой группе слов по происхождению относятся эти слова? С каждым словом составьте предложение.