СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку "Сочинительные и подчинительные союзы" (7 класс)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку "Сочинительные и подчинительные союзы" (7 класс)»

Конспект урока по русскому языку.

Учитель: Тельнова Анастасия Витальевна

Класс: 7 класс.

Тема урока: Сочинительные и подчинительные союзы.

Тип урока: «открытие» новых знаний.

Содержательная цель: научиться различать сочинительные и подчинительные союзы; приводить примеры союзов; определять, для чего служат союзы в сложном предложении.

Деятельностная цель: научиться извлекать, перерабатывать и преобразовывать информацию в таблицу, схемы; анализировать, сравнивать, делать выводы.

Задачи урока:

Образовательные:

  • познакомиться с типами союзов;

  • формировать умения разграничивать сочинительные и подчинительные союзы, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения;

  • формировать навык правильного употребления союзов в речи;

  • формировать умения составления схем предложений, конструировать предложения с союзами;

  • формировать пунктуационный навык.

Развивающие:

  • развитие внимания, орфографической и пунктуационной грамотности учащихся.

Воспитывающие:

  • воспитывать любовь и уважение к родному языку;

  • воспитывать культуру общения, уважения к собеседнику и учителю.

Планируемые результаты:

Предметные: использовать знания о сочинительных и подчинительных союзах, отличать их друг от друга; образовывать предложения с данными союзами: использовать знания о роли союзов в предложении.

Метапредметные: самостоятельно формулировать цель, анализировать пути её достижения, учиться преобразовывать информацию, строить собственные высказывания в устной и письменной форме.

Личностные: формирование и развитие учебно-познавательного интереса учащихся к новому учебному материалу, стремление к речевому самосовершенствованию.

Методы и формы обучения: беседа, работа с учебником, работа с дидактическим материалом, индивидуальная и групповая работа.

Основные понятия: союз, сочинительный союз, подчинительный союз, сложносочиненные предложения, сложноподчиненные предложения.

Оборудование: Русский язык. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. / Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова, М.: Просвещение, 2015, рабочие тетради, дидактический материал.















Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

Цель этапа: подготовка учащихся к работе, мотивации на познавательную деятельность.

  1. Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

- Прежде чем приступить к изучению новой темы, нам нужно опереться на то, что мы уже знаем.

- Предлагаю вам выполнить задание на повторение.

- Задание: из предложенного списка выбрать союзы (союзы записаны на доске).


На, около, в течение, но, а, из-за, и, потому что, я, чтобы, медленно, делая, ни, встав, при, или.

(но, а, и, потому что, чтобы, или).


- Молодцы! Теперь поделите, выписанные союзы, на простые и составные. (простые - но, а, и, или, чтобы: составные – потому что).



Приветствуют учителя. Слушают. Записывают число, классная работа в тетрадь.




Выполняют задание (один ученик у доски, остальные самостоятельно работаю в тетрадях).

  1. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Цель этапа: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

- Проверим теоретические знания о союзе. Начнем урок с разминки «Закончи фразу».

1. В современном русском языке части речи делятся на … (самостоятельные и служебные).

2. Союз – это … (служебная часть речи, которая служит для связи однородных членов в предложении, а также простых предложений в составе сложного).

3. По структуре союзы делятся на … (простые и составные).

4. Простые союзы – это … (союзы, состоящие из одного слова).

5. Сложные союзы – это … (союзы, состоящие из двух и более слов).

- Обменяйтесь тетрадям с соседом по парте и сделайте проверку.

- Мы вспомнили с вами основные сведения о союзе. Запишем 3 предложения.

1. Он смеётся и плачет.

2. Я вышел на улице, и пошёл дождь.

3. Я взял зонтик, потому что пошёл дождь.

- Что связывают союзы в данных предложениях?




Работают на листах. Взаимопроверка. Самооценка.












Записывают предложения.



Предполагаемые ответы: связывают однородные члены предложения и простые в составе сложного.

  1. Этап выявления места и причины затруднений.

Цель этапа: организация осознания учащимися внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

- Чем отличаются по смыслу 2 и 3 предложение?



- Зададим вопрос (рисуется схема). Как может называться такое предложение и такой союз «потому что»?

- А как могут называться союзы, при которых предложения равноправные, не подчиняются друг другу?


- Попробуйте сформулировать тему урока.





- Запишите, пожалуйста, эту тему себе в тетрадь.



Предполагаемые ответы:

2 предложение равноправное, 3 – можно задать вопрос от одного предложения к другому. Одно предложение подчиняется другому.

Подчинительный.

Сочинительный


Формулируют тему урока: Сочинительные и подчинительные союзы.


Записывают тему.




  1. Этап построение проекта выхода из создавшейся ситуации.

Цель этапа: формирование умений организации деятельности учащихся: постановка целей учебной деятельности

Выбор способа и средств реализации цели

- А какие цели и задачи мы поставим перед собой?

































    • Откройте учебник и прочитайте материал в рамке (рубрика «Теория») на стр. 149.

1. Опрос на выявление понимания полученной информации.

    • В каком предложении встречаются сочинительные союзы? (Сложносочинённом.)

    • Могут ли сочинительные союзы быть в простом предложении?

    • Как называются члены простого предложения, соединённые сочинительными союзами?

    • Могут ли быть подчинительные союзы в простом предложении?

    • Почему они так называются?


Предполагаемые ответы: цели - научиться различать сочинительные и подчинительные союзы; приводить примеры союзов; определять, для чего служат союзы в сложном предложении.

Задачи - познакомиться с типами союзов; формировать умения разграничивать сочинительные и подчинительные союзы, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения;

формировать навык правильного употребления союзов в речи;

формировать умения составления схем предложений, конструировать предложения с союзами;

формировать пунктуационный навык.


Читают теорию и отвечают на вопросы.

  1. Этап реализации построенного проекта.

Цель этапа: построение учащимися способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

- Перед вами предложениям (карточка №1). Прочитайте их и найдите союзы. Определите тип союза.

Карточка №1.

  1. Москва-река дала имя великому городу, но не могла вдоволь напоить его водой.

  2. Чтобы поднять искусственную реку на 38 метров, требуется электрическая энергия.

  3. Под московскими мостами свободно проплывают трехпалубные судна, потому что река стала многоводной.

  4. Мосты перекрыты высокими и пологими арками.

  5. Москва-река на выходе из города преграждена плотиной, и уровень воды у Кремля поднялся на два с лишним метра.


Что связывают союзы в каждом предложении?





А чем отличаются друг от друга?

















Какой вопрос можем задать?



Читают предложения.

Определяют тип союза.



Ответы: в этих предложениях используются такие союзы, как но, чтобы, потому что, и, и.









Предполагаемые ответы: Однородные члены в предложении, а также простые в составе сложного.


В 4 предложении союз и связывает однородные члены предложения; в 1, 5 предложениях – равноправное соединение. Сочинительные союзы.

Во 2, 3 – неравноправное соединение, одно предложение подчиняется другому. Подчинительные союзы.


Во 2 предложении – для чего?

В 3 – почему?



  1. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

Цель этапа: обобщение затруднений в устной речи, закрепление способов действий, вызвавших затруднения.

- Давайте составим схемы этих предложений.


  1. [ – =], но [= ].

  2. (Чтобы =), [= –].

  3. [= –], (потому что – =).

  4. ___ и ___ .

  5. [– =], и [– =].

- Обратите внимание на построение схем предложений. Строятся схемы по-разному. Как вы думает, почему?






- Верно. Если в предложении находится сочиненный союз, то простые предложения заключаем в квадратные скобки ( [– =], союз [– =] ). Если подчиненные союз, то главную часть предложения заключаем в квадратные скобки, а придаточную (или подчиненную) часть предложения в круглые ( [ – =], (союз) ).


Карточка №2. (комментированное письмо).

Задание: Спишите, расставляя пропущенные запятые. Над сочинительными союзами напишите букву с, над подчинительными – п. Вариант 1 составляет схемы предложений с сочинительными союзами, 2 вариант – с подчинительными союзами.

  1. Когда гусь на отмел… подн…мался в полный рост и размах…вал упругими (полут…ра)метровыми крыльями на воде проб…гала серая рябь.

  2. Если бы птицам присваивали воинские чины то этому гусю след…вало (бы) дать адмирала.

  3. Вдруг по козырьку кепки что(то) ж…стко стукнуло и к мои ногам скатились крупная градина.

  4. Плащ(?) плохо спасал и куски льда больно с…кли меня по спине.

  5. Когда особенно крупная градина поп…дала в темя белый гусь (с, з)гибал шею и тряс головой.

  6. Где(то) кричал и бился запутавш…йся в лозняке гусь и всё натужнее звякали под ударами града спиц… моего велосипеда.

Строят схемы предложений.






Предполагаемый ответ: Схемы разные, так как в предложениях присутствуют разные союзы, которые выполняют разные функции.












Выполняют задание.


  1. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону.

Цель этапа:

выработка умений самостоятельно применять знания в комплексе, переносить их в новые условия.

Карточка №3 (работа в парах).

Запишите предложения, расставьте, если это необходимо, недостающие знаки препинания, в скобках укажите, какое это предложение сложносочиненное или сложноподчиненное. Определите тип союза.

1) По горизонту весь день слоями лежит прозрачная мгла ( ) и в ней пропадают очертания низких берегов.
2) Вечерняя заря начинается  ( ) когда солнце уже заходит за край земли.
3) Река сверкала то голубым ( ) то зеленым светом.
4) Накануне выглянуло солнце ( ) но дороги еще не совсем просохли.
5) Слуга вышел и объявил ( ) что лошади готовы.

– Составьте схемы данных предложений.


– Теперь я предлагаю вам самостоятельно построить предложения с союзами: сочинительными и подчинительными.


Карточка №4. Продолжите предложения, используя союзы И, ЧТОБЫ, НО, ПОТОМУ ЧТО.

  1. Я устал идти, … .

  2. Мы поехали на природу, … .

Работают в парах.

















Один ученик работает у доски.

  1. Этап включения в систему знаний и повторения.

Цель этапа: повторение и закрепление ранее изученного.

Карточка №5. Найдите «третье лишнее».

  1. Найдите лишнюю схему. Объясните свой выбор.

  1. [ ], и [ ].

  2. ( ), [ ].

  3. [ ], а [ ].

  1. Какой ряд союзов «лишний». Объясните свой выбор.

  1. А, и, или

  2. Чтобы, потому что, если

  3. Но, то…то, либо


– Мы хорошо потрудились на уроке, я предлагаю вам проверить свои знания, выполнив небольшой тест.




Тест.

Вариант 1

1. Укажите сочинительный союз:

1) когда 2) хотя 3) зато 4) так как

2. Укажите подчинительный союз:

1) же 2) или 3) ни..., ни 4) чтобы

3. Укажите предложение, в котором союз связывает простые предложения (знаки не расставлены):

1) Мне нужно было пересечь улицу и затем свернуть в переулок налево.(А. Алексин)

2) Телюкову отлично был знаком этот приморский городок и он взял на себя роль экскурсовода. (И. Гребенюк)

3) Болотная овсянка пикала и раскачивалась на одной тоненькой тростинке.(М. Пришвин)

4) Бойкий ветерок подхватил шляпу и начал ее раскачивать.(В. Шустов)

4. Укажите предложение с сочинительным союзом:

1) У крайних домиков родного села Аким остановился, чтобы хоть сколько-нибудь заглушит волнение.

2) Мальчики миновали деревню, паромную переправу, а лодочника все не было. (А. Рыбаков)

3) Солнце пошло на закат, когда Васютка заметил среди однообразного моха тощие стебли травы. (В. Астафьев)

4) Вода в заливе стояла на диво белая, будто ее разбавили молоком.(И. Гребенюк)

5. Укажите предложение с подчинительным союзом:

1) Большая пустоватая комната показалась неуютной, хотя все стояло на прежних местах. (Д. Гранин)

2) Низенькую баню с треском и шипением наполнил горячий пар. (В. Шукшин)

3) Ни с тыла, ни с фронта ничто не предвещало атаки. (К. Воробьёв)

4) Единственный, кто мог помочь Мише достать у художника лодку, был Жердяй. (А. Рыбаков)


Тест

Вариант 2

1. Укажите сочинительный союз:

1) благодаря тому что 2) если 3) однако 4) что

2. Укажите подчинительный союз:

1) но 2) ибо 3) да 4) же

3. Укажите сложное предложение, в котором союз соединяет простые предложения:

1) Нам нравились здесь и отбивные котлеты, и чистые скатерти. (П. Нилин)

2) Между тем несчастная Муму продолжала лаять, а Герасим напрасно старался отозвать её от забора.

3) Яростно лаяла и рвалась на цепи собака.(В. Богомолов)

4) Виктор приветливо поздоровался и засунул чемодан под сиденье.(В. Шукшин)

4. Укажите предложение с сочинительным союзом:

1) Проделанный саперами проход был узок, и двигаться по нему требовалось с величайшей осторожностью

2) Когда мы проснулись, было еще раннее утро. (П. Романов)

3) Никто в самолете не удивился, что рядом с пассажиром уселась обезьяна.(А. Алексин)

4) Миша уезжал в город, чтобы вновь попытаться открыть бронзовую птицу. (А. Рыбаков)

5. В каком предложении нет подчинительного союза?

1) Потом снег в этом месте почернел так, будто здесь грузили каменный уголь.(В. Беляев)

2) Пошёл раз Жилин под гору посмотреть, где живёт старик. (Л. Толстой)

3) Здесь, должно быть, глубоко, потому что Котька сразу скрылся под водой. (В. Беляев)

4) Будет очень неплохо, если кто-нибудь из вас выступит сейчас по этому вопросу. (П. Нилин)




Выполняют задание и объясняют.

















Выполняют тест. Осуществляют взаимопроверку.

  1. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Цель этапа:

самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия

Сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения.

    • – Вернемся к цели нашего урока. Удалось ли достичь цели?

    • – Предлагаю вам оценить работу на уроке, используя начало предложения:

Сегодня я узнал(а)...

Было трудно…

Я понял(а), что…

Я научился(лась)…

Я смог(ла)…

Было интересно узнать, что…

Меня удивило…

Мне захотелось…

– Оцените свою работу на уроке (по желанию, т.к. изучался новый материал).


Домашнее задание:

  1. Выучить определения понятий союз, сочинительный союз, подчинительный союз.

  2. «3» - упр. 362.

  3. «4-5» - Упр. 363.

Научиться различать сочинительные и подчинительные союзы. Да.




Оценивают работу на уроке.








Записывают домашнее задание.



3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!