Конспект урока по русскому языку (2 класс)
Тема: Имя существительное как часть речи: значение и употребление в речи.
Цели: развитие умения распознавать имена существительные, определение их значения, правильное употребление в речи.
Личностные УУД: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока; осознавать личную ответственность за получение знаний, за правильный выбор; Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов;
Регулятивные УУД: владеют первоначальным умением выполнять учебные действия в устной, письменной речи, в уме.
Познавательные УУД понимают заданный вопрос, в соответствии с ним строят ответ в устной форме;
Коммуникативные УУД: оформляют свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста)
Ход урока:
I.Организационный момент
Прозвенел звонок
Начинается урок
Все за парты дружно сели
На меня все посмотрели
Встало солнышко давно
Заглянуло к нам в окно
На урок торопит нас
Русский язык у нас сейчас.
Ребята, давайте потянемся к солнышку, лучик возьмём, к сердцу прижмём и гостям отдадим.
II. Актуализация опорных знаний.
1.Чистописание.
Ребята, посмотрите в окно. Какое прекрасное февральское утро. Скажите, а месяц февраль относится к какому времени года? (к зиме) А какие вы любите зимние забавы? (катание на санках, лыжах, коньках, лепить снеговика).
Я тоже люблю лепить снеговика. Давайте мы с вами сейчас не слепим, а нарисуем снеговика в тетрадях. Открываем свои тетради, записываем число, классная работа.
На какую букву начинается слово снеговик. На букву С.
Ссс Ссс
Слова: Снеговик, холодный, февраль, зимовать, метель, заяц.
ΙΙΙ. Постановка целей и задач урока.
Эти слова затеяли спор, что все они отвечают на один и тот же вопрос. Правы ли они? (Нет, слово холодный отвечает на вопрос какой?, а слово снеговик на вопрос что? )
А на какие ещё вопросы отвечают эти слова?
А что обозначают слова, отвечающие на вопросы: Кто? Что? (предмет)
Предположите, какая будет тема сегодняшнего урока?
Для этого отгадайте загадку:
Давно живу я в мире этом,
Даю названия предметам. (Имя существительное)
ΙV. Мотивация учебной деятельности
Да, сегодня мы с вами вспомним и закрепим то, что изучили об имени существительном.
Что такое имя существительное?
Существительное - это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы: Кто? Что?
Откройте свои учебники на с.46 и найдите У.77. Прочитайте и выполните задание.
Оцените себя с помощью линейки Цукермана.
Взаимооценка.
Подчеркните существительные, которые обозначают явления природы (вьюга, пурга, снег)
На какой вопрос они отвечают? Найдите орфограммы в этих словах, проверьте и подчеркните.
V.Физминутка: «Ребята, а давайте представим, что мы с вами на улице и поиграем в снежки. Дети встают в круг. Я задаю вопросы: что? Кто? и бросаю мяч. Учащиеся подбирают и называют существительные в соответствии с вопросом.
VΙ. Закрепление:
Ребята, а вы знаете как называется этот головной убор? (цилиндр). Перед вами 5 цилиндров. В каждом из них содержится задание.
Учащиеся делятся на 5 групп.
Предлагаю задания для 5 групп.
1 группа: Рассказать, что ты знаешь об имени существительном? Вставить пропущенные слова в предложения.
2 группа: Собрать разрезные картинки и назвать эмоцию. (2-3 эмоции)
3 группа: Собрать пословицу и объяснить её. Найти в пословице существительные.
4 группа: Сравнить 2 стихотворения: с существительными и без существительных. Какова роль существительных в речи?
5 группа: Распределить существительные по группам. Даются картинки.
Люди (кто?)
Животные (кто?)
Растения (что?)
Одежда (что?)
Явления природы (что?)
VIΙ. Рефлексия (подведение итогов занятия)
Закончи фразу:
Сегодня на уроке я узнал…
У меня хорошо получилось…
Пока плохо получается…
Перед ребятами на партах лежат 3 картинки со снеговиком. Нужно выбрать одного:
Большой снеговик - всё на уроке было понятно.
Средний - есть сомнения и вопросы.
Маленький - на уроке было трудно и непонятно.