Урок развития речи.
Подготовка к описанию по картине Ф.П. Решетникова "Опять двойка"
Цели:
1) раскрыть основную мысль картины;
2) подготовить учащихся к описанию изображённого на картине, активизировать лексику ребят, пополнять их словарный запас;
3) средствами урока воспитывать сознательное отношение к учёбе; показать, какие огорчения приносит в свою семью ученик-двоечник.
Оборудование: репродукция с картин Ф.П. Решетникова “Опять двойка”, «За мир», «Прибыл на каникулы». Запись на доске. Бытовой жанр повествует о повседневной жизни людей, об их труде, быте, семейных отношениях.
Ход урока
Сегодня мы с вами на уроке знакомимся с новым художником Фёдором Павловичем Решетниковым и его картиной.
План урока.
Будем рассматривать картину.
Будем выполнять словарную работу
Будем отвечать на вопросы.
2. Слово учителя о художнике. (слайд №1)
Родился Фёдор Павлович Решетников в семье иконописца. Когда художник был таким, как вы, он присматривался ко всему, что делал его старший брат-художник, часто помогал ему: растирал краски, мыл кисти, а иногда рисовал и сам.
Решетников приезжает в Москву и поступает в художественный институт
В годы Великой Отечественной войны он был на фронте, защищал нашу Родину от фашистов. После войны он продолжил писать картины Любимыми героями его полотен стали дети. Его известные картины: “Нарушитель”, “За мир”, “За уроками”, “Опять двойка!” (слайд№2)
Работа по вопросам (проблема)
-Кого вы видите на картинке?
-Кто рядом с мамой? кто это?
-На чем он сидит?
-Кто стоит рядом со столом?
Что делает сестра?
Определите возраст ученика. (Мальчику примерно 10-11 лет).
Опишите внешний вид мальчика, его позу. Что можно сказать о выражении его лица?
(Мальчик одет в пальто на вырост с меховым воротником, новые блестящие галоши, школьную форму.
Он стоит, опустив голову, не смея поднять глаза на своих родных).
Почему он так стоит?
Как называется рассказ?
Что значит опять?
Нам без слов ясно, что сегодня он опять получил двойку.
И название картины говорит, что это его не первая двойка.
-О чём говорит его “бывалый” портфель?
(В руках мальчик держит потёртый, рваный портфель. Зимой он служит ему вместо санок, а летом – футбольным мячом.
Замок на портфеле давно сломан, перевязан длинной бечёвкой.
Из портфеля вместо учебников торчат коньки).
- Как относится мама к появлению своего сына с очередной двойкой?
(Эта молодая, но уставшая от забот женщина с немым упрёком смотрит на сына)
-Каково отношение к мальчику младшего братишки?
(Он катается на велосипеде да посмеивается над двоечником).
-Что выражает взгляд и поза сестры?
Как она учится?
(Она смотрит на своего брата с осуждением, с укоризной. Чувствуется, что девочка очень аккуратная и учится она на отлично.
(Ее портфель новый, не потрёпанный, как у мальчика).
-Кто встречает мальчика с радостью?
(Собака с радостью бросилась к нему, положила лапы ему на грудь. Для неё возвращение хозяина домой – всегда радостное событие.
-Какова основная мысль картины?
(Невесело приносить домой двойки)
-Все действующие лица связаны одним общим переживанием. Об этом говорят их позы, выражения лиц.
Работа с книгой
1. Кто изображен на картинке? _______ ___________
2.Кто стоит слева? ____
3. Что он держит в руках? ----------------
Физкультминутка
Работа в тетради записать
Словарь:
Решетников- художник
Художник – пишет картины
Опять- снова
Портфель- ранец
Грустное лицо- печальное лицо
Радостное - веселое
Виноватое - стыдно. плохо
Изображен- нарисован
Составление устного рассказа по картине. Опрос 2-3 учеников.
Домашнее задание: учить словарь слов, рассмотреть картину, составить 3 предложения
Рефлексия:
-Что делали на уроке?
-Кто как отвечал?
- Как работали на уроке Дима, Аня, Полина, Вадим?