СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по проектной деятельности: Александр Грин «Алые паруса».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели и задачи:

-развивать умение анализировать художественное произведение;

-прийти к пониманию терминов: романтик, феерия;

-создать условия для формирования у учащихся интереса к чтению произведений Грина

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по проектной деятельности: Александр Грин «Алые паруса».»



Конспект урока по проектной деятельности:

Александр Грин «Алые паруса».





Цели и задачи:

-развивать умение анализировать художественное произведение;

-прийти к пониманию терминов: романтик, феерия;

-создать условия для формирования у учащихся интереса к чтению произведений Грина.

Оборудование:

-фонозапись- шум моря

-портреты Грина

-картина с алыми парусами

-карточки с заданиями

-иллюстрации























Ход урока.

1.Организационный момент.

2.Основной этап.

1) Постановка цели урока: Наш урок мне хочется начать стихотворением Виссариона Саянова.

Он жил среди нас этот сказочник странный,

Создавший страну, где на берег туманный

С прославленных бригов бегут по заре

Высокие люди с улыбкой обманной

С глазами, как отсвет морей в январе,

С великою злобой, с могучей любовью,

С солёной, как море, бунтующей кровью,

С извечной, как солнце, мечтой о добре. 

Сегодня мы войдём в удивительный мир мечты великого писателя, а какого вам нужно отгадать. Наш кабинет на один урок станет мастерской, я- мастер, а вы- ученики мастера. Вы сделаете множество открытий с помощью своей фантазии о писателе и его произведение. А также сегодня у нас необычная форма работы – это квест по книге, которая позволяет получить информацию самостоятельно или работая в команде.

Квест – это возможность проявить смекалку и логическое мышление, продемонстрировать свои таланты и получить море положительных впечатлений. 

В переводе с английского quest означает «поиск, выполнение поручений». Как игровой жанр он сформировался задолго до появления Интернета и изначально предполагал выполнение каких-либо заданий, записанных на бумажках.

Поэтому суть квеста состоит в поиске как можно большего количества целей. Для этого вам придется взаимодействовать друг с другом, анализировать имеющуюся информацию, использовать ловкость, эрудицию и все свои умения.

Интрига – основа любого квеста.

Его суть заключается в том, чтобы проходя квест, вы кратко познакомились с основой произведения, основными героями и событиями.

Работаем в группе.

Любовь, предсказания, месть и интриги – все ты найдешь в этой удивительной книге. Хотите большое произведение изучить всего за 15 минут? Тогда отправляйся в путь! В пути на вопросы все отвечай и подсказки получай.

Приступим!

Дорогие участники! чтобы получить первую подсказку Вам предстоит выполнить первое задание,

Задание 1

Перед тобой текст, прочти его, тогда узнаешь важные факт из этого произведения.

…. Молчал1, спокойно смотря на метавшегося1 в лодке …, только его трубка задымила сильнее, и он помедлив4, вынул ее изо рта, чтобы лучше видеть4 происходящее.

- …! – взвыл …. – Ты ведь слышишь1 меня, я погибаю, спаси!

Но … не сказал ему ни одного слова1; казалось, он не слышал отчаянного вопля. Пока не отнесло2 лодку так далеко, что еле долетали слова-крики …, он не переступил даже с ноги на ногу. .. рыдал.

Тогда1 набрав воздуха и глубоко вздохнув, чтобы не потерялось в ветре3 ни одного слова … крикнул:

- Она так же просила тебя! Думай об этом, пока еще жив, …, и не забудь!

Тогда крики6 умолкли, и … пошел домой. …, проснувшись7, видела, что отец1 сидит перед угасающей лампой в глубокой задумчивости. Услышав голос девочки, звавшей его, он подошел к ней2, крепко поцеловал и прикрыл сбившимся одеялом.

- Спи, милая, - сказал он, - до утра еще далеко.

- Что ты делаешь7?

- Черную игрушку я сделал, …, спи!

Почему назвали это «черной игрушкой», ты поймешь, если найдешь в тексте глаголы, и соберешь те буквы из них, номера которых указаны над ними.

Чтобы узнать, за что герой мстил …, выполни задание 2, но находится под одним из стульев, на котором сидит один из участников вашей группы.


















Задание 2

В ребусе зашифровано предложение, расшифруй его

4 = Р










Задание 3

После смерти жены осталась маленькая дочь, которую воспитывал отец. У девочки не было друзей из-за мести ее отца.

Однажды, когда девочке исполнилось 10 лет, с ней кое-что случилось… А что с ней случилось, узнай сам, выполнив задание.

Прочитай предложение, следуя по направлению

Д

Е

В

О

В

О

Ж

К

О

О

Н

Е

Д

Ж

О

И

Т

И

Ч

В

Л

Ш

В

Т

О

П

Р

С

Л

А

Л

Е

Л

К

Ж

А

Е

Я

Т

Р

К

Н

К

А

З

Ы

Р

А

А

Ц

О

Б

И

А

Ы

П

Е

Е

Щ

Е

Ш

Т

С

В

Е

М

Н

И

К

Й

Б

У

Д

У

Х


























































































Задание 4

Перед тобой текст предсказания, которое волшебник проговорил девочке. Только для того, чтобы прочитать его, нужно правильно расположить предложения:

Не знаю, сколько пройдет лет, только в Каперне расцветет одна сказка, памятная надолго.

Ты будешь большой, ...

Однажды утром в морской дали под солнцем сверкнет алый парус.

Сияющая громада алых парусов белого корабля двинется, рассекая волны, прямо к тебе.

Тихо будет плыть этот чудесный корабль, без криков и выстрелов; на берегу много соберется народу, удивляясь и ахая; и ты будешь стоять там.

Корабль подойдет величественно к самому берегу под звуки прекрасной музыки; нарядная в коврах, в золоте, цветах, поплывет от него быстрая лодка.

«Зачем вы приехали? Кого вы ищете?» - спросят люди на берегу.

Тогда ты увидишь красивого храброго принца, он будет стоять и протягивать к тебе руки.

«Здравствуй, …! - скажет тебе он. – Далеко-далеко отсюда я увидел тебя во сне и приехал, чтобы увезти тебя навсегда в свое царство. Ты будешь жить там со мной в розовой глубокой долине. У тебя будет все, что только ты пожелаешь; жить с тобой станем так дружно и весело, что никогда твоя душа не узнает слез и печали».

Он посадит тебя в лодку и привезет на корабль, и ты уедешь навсегда в блистательную страну, где всходит солнце и где звезды спустятся с неба, чтобы поздравить тебя с приездом.

Чтобы проверить правильность выполнения задания, найди подсказку, которая находится под столом вашей команды



Подсказка

Переверни листы с предсказанием и проверь, получилась ли картинка, на ней изображен автор этого произведения.

Перед вами портрет автора произведения, давайте выясним, кто это. Определите, кто автор!

Задание 5

А теперь давайте узнаем имена главных героев

Имя принца, который увезет девочку, такое же, как и у известного британского короля, героя британского эпоса. Фамилию этого принца можно составить, если вспомнить русский алфавит. Записана последовательность цифр, запиши ту букву, которая стоит в алфавите по этим номером, и ты ее прочтешь.

4 18 6 11

Имя девочки так же зашифровано, прочти его.

1 19 19 16 13 30

А теперь соберите фрагменты. Иллюстрация к какому произведению получилась?

Вы успешно прошли квест по произведению «Алые паруса» Александра Степановича Грина. Не читая произведения, что вы узнали о нем?







































III. Актуализация знаний


- А что такое счастье? ( Ответы учащихся.)

Для Александра Степановича Грина очень важно сделать человека счастливым. Об этом он писал в своих произведениях. Самая большая награда для человека — принести счастье другому человеку. Так сделал Грэй для Ассоль. В пленительной повести «Алые паруса», которую Грин начал писать в Петрограде, 1920 году, когда после тифа бродил по городу и каждую ночь искал ночлега у случайных людей. Сам Грин назвал своё произведение феерией.

-А что такое феерия?

Словарная работа:

Феерия – театральное представление сказочного содержания, требующее пышной постановки и сценических эффектов, волшебное сказочное зрелище.

 В самом деле, мир повести похож на волшебную сказку, которая становится явью, похожей на сказку. Но это скорее не сказка, а некая условная действительность, созданная авторской фантазией.

Что же напоминает нам о сказке в повести?

(Перед нами мир любви и мечты; увлекательный мир сказки, фантастики, из которого не хочется уходить; мир, который учит надеяться, верить и ждать, любить, творить счастье своими руками; уникальный мир фантастики, чего-то волшебного, сказочного, где всегда добро побеждает зло. Грин вкладывает в слово «феерия» особый смысл. Ассоль и Грэй сами творят чудо.)

Домашнее задание: Прочитать текст и подготовиться к написанию сочинения «Нужна ли человеку мечта?»



























































Тема :Подготовка к контрольному классному сочинению по повести «Алые паруса» А.С. Грина.

Цели урока:

-показать А.Грина как писателя- романтика,; проследить путь к мечте  главных героев произведения «Алые паруса» Ассоль и Грэя;подвести к пониманию основной мысли произведения и внутреннего мира героев;

-формирование умения самостоятельно мыслить, делать выводы и обобщать, интерпретировать прочитанное.

-воспитание высоких нравственных чувств, целеустремленности; любви к ближнему, веры в добро, любовь и мечту; формирование интереса к творчеству А. Грина.

Отнимите у человека мечту и надежду, и он будет

несчастнейшим существом на свете.

И. Кант.

Открывателем новых стран был А. С. Грин не на морях и океанах,

а в той области, которая отвлечённо называется «душой человека».

М. Шагинян.




Если любовь к А.Грину сохраняется в зрелые годы,

значит, человек уберег свое сердце от постарения.

Ю. Нагиби

Ход урока




I. Организационный момент 

— Ребята, поприветствуйте друг друга глазками, улыбнитесь. У каждого из вас сейчас своё настроение: кто-то возбужден, кто-то огорчен, а у кого-то хорошее настроение. Давайте отвлечемся, оставим все проблемы в стороне. Соединим ладошки, передадим стоящему товарищу рядом хорошее настроение, добрые намерения по отношению друг к другу. Теперь у всех хорошее настроение. 
II. Актуализация знаний

1.Проверка домашнего задания 
- А что такое счастье? Ответы учащихся.

Для Александра Степановича Грина очень важно сделать человека счастливым. Об этом он писал в своих произведениях. Самая большая награда для человека — принести счастье другому человеку. Так сделал Грэй для Ассоль. В пленительной повести «Алые паруса», которую Грин начал писать в Петрограде, 1920 году, когда после тифа бродил по городу и каждую ночь искал ночлега у случайных людей. Сам Грин назвал своё произведение феерией.

А что такое феерия?

Словарная работа:

Феерия – театральное представление сказочного содержания, требующее пышной постановки и сценических эффектов, волшебное сказочное зрелище.

 В самом деле, мир повести похож на волшебную сказку, которая становится явью, похожей на сказку. Но это скорее не сказка, а некая условная действительность, созданная авторской фантазией.

Что же напоминает нам о сказке в повести?

(Перед нами мир любви и мечты; увлекательный мир сказки, фантастики, из которого не хочется уходить; мир, который учит надеяться, верить и ждать, любить, творить счастье своими руками; уникальный мир фантастики, чего-то волшебного, сказочного, где всегда добро побеждает зло. Грин вкладывает в слово «феерия» особый смысл. Ассоль и Грэй сами творят чудо.)

  1. Работа над темой урока.

    1. Восприятие мечты

  • Что воспевает А. Грин, рассказывая историю Ассоль и Грея?

Мечту. В толковом словаре, слово «мечта» помечено как многозначное:

Мечта - 1. Нечто, созданное воображением, мысленно представляемое.

2. Предмет желаний, стремлений.

  • Но это сухой язык науки. А что, по-вашему, мечта?

Мечта - что-то светлое, что делает краше нашу жизнь.

Мечта - полет человека, который не должен прерваться.

Мечта - цель, к которой нужно идти.

  • А как человек идёт к своей мечте?

Грин

мечтал о море - отправился в Одессу. Судьба уготовила путь разбойника, он мечтал о светлом будущем народа.

Ассоль

верила, несмотря ни на что.

Грей

сделал всё, чтобы мечта сбылась

    1. Ассоль и жители Каперны

Иммунуил Кант говорил, что отнимите у человека мечту и надежду, и он будет несчастнейшим существом на свете.

  • Умели ли мечтать жители Каперны? Докажите, что они были несчастными людьми.

Эгль: «У вас не рассказывают сказок. У вас не поют песен. А если рассказывают и поют, то, знаешь, эти истории о хитрых мужиках и солдатах, с вечным восхвалением жульничества, эти грубые, грязные, как немытые ноги, коротенькие четверостишия с ужасным мотивом».

Лонгрен: «Много придётся увидеть тебе не алых, а грязных и хищных парусов: издали - нарядных и белых, вблизи - рваных и наглых».

  • Что вызвало ненависть Каперны по отношению к Лонгрену?

Чего ему не могли простить?

«Лонгрен молчал. Если бы он кричал, злорадствовал, его бы поняли, но он поступил иначе, чем поступили они, - поступил внушительно и непонятно и этим поставил себя выше других».

    1. Понимание любви

Она была чужая. Маленькая девочка не могла понять, почему её не любят.

  • Что ответил Лонгрен своей дочери?

«Разве они умеют любить? Надо уметь любить, а этого-то они не умеют».

Как вы понимаете слово «любовь»?

Обратимся к толковому словарю:

Любовь - 1. Чувство самоотверженной, сердечной привязанности.

2. Склонность, пристрастие к чему-либо.

Могли ли они быть самоотверженными, т. е. жертвующими своими интересами ради других?

Нет, случай с Мери. Не было окрыляющего чувства, которое заставляет человека мечтать.

  • Умеет ли любить Ассоль Лонгрен?

Смерть Мери - жителям города не простил. Не хотел будить Ассоль, когда та спала. Слушал дочь, не перебивая, без улыбки, боясь обидеть любимого человека своим недоверием.

  • Какое предсказание услышала Ассоль? Чем для Ассоль стали алые паруса?

Подойди ко мне, я в твоих глазах вижу капли слёз.

В мире много зла, но не надо все принимать всерьёз.

Ты не верь земле, чёрствой и сухой, – верь волне морей.

Пусть она скользит, дразнит и грозит – больше правдыв ней.

Пробегут года быстрой чередой, как в ручье вода.

Видишь тот обрыв и простор морской – посмотри туда.

Там, в дали морской, ты увидишь блеск алых парусов.

С берегов крутых ровно в пять часов ты завидишь их.

Это будет бриг из далёких стран, из других широт.

Ровно в пять часов от его бортов шлюпка отойдёт,

И прекрасный принц, сказочный герой, наречённый твой,

Весел и умён, строен и высок, ступит на песок.

Слушай, он затем только приплывёт, чтоб тебя спасти.

Если он тебя сразу не найдёт, ты его прости!

Ступит на песок – радость на лице сильная, как боль,– Скажет: «Добрый день!»

Спросит он: «А где тут Живёт Ассоль?»

Не грусти, не плачь. Ясных глаз не прячь, слёзы с них сотри.

Верь моим словам, чаще по утрам на море смотри.

Верь волне морей. Верь судьбе своей. Час наступит твой.

Ты увидишь блеск алых парусов – это за тобой.













    1. Вера в мечту

Нужна ли человеку мечта?

А. Грин написал такие строки:        

Мечта разыскивает путь,-

Закрыты все пути;

Мечта разыскивает путь,-

Намечены пути,-

Мечта разыскивает путь,-

Открыты ВСЕ пути.          




  • А знают ли жители Каперны другую жизнь? Есть в их душе свет?Способны ли они мечтать?

Нет! Иначе они не стали бы дразнить и оскорблять Ассоль. Не кричали бы, что Лонгрен с дочерью одичали или повредились в рассудке. Не пытались бы её задеть, указывая на несуществующие алые паруса.

  • Что спасло Ассоль? Что помогло ей выжить и выстоять среди той грязи, которая ее окружала?

Вера! Вера в исполнение своей мечты. Она верила, несмотря ни на что. Все эти годы она ждала свои алые паруса.

  • А что-то изменилось для жителей Каперны?

Нет! Для них Ассоль по-прежнему «полоумная». Именно так отвечает Меннерс на вопрос Грея.

  • А за что так называли Ассоль?

На этот вопрос ответил угольщик. Парадокс - человек, которого покрывала рабочая грязь, сумел сохранить чистой душу. Он, один из немногих, кто смог понять Ассоль.

(Чтение от слов «Она говорит, как большая, но причудлив ее разговор. Прислушиваешься - как будто все то же самое, что мы с вами сказали бы, а у нее то же, да не совсем так...)

Оказывается, Ассоль видит во всем красоту и старается показать ее другим. Да, только люди слепы, а чтобы скрыть свою слепоту, обвиняют девушку, не скрывающую своего видения.

Грин награждает Ассоль за ее веру. И в один из дней она дождалась свои алые паруса.

5.«Иди к мечте своей, и час наступит твой...»




  • Какие поступки Грэя, совершенный в детстве, характеризуют его как рыцаря, защитника слабых и беззащитных?

- Чтобы «пережить чужое страдание», он намеренно обварил себе руку
- Разбил свою фарфоровую копилку и подарил бесприданнице Бетси деньги «от имени Робин Гуда». И это конечно, говорит о том, что Грэй – рыцарь

  • Как представлял он себе профессию капитана?

«Никакая профессия, кроме этой не могла бы так удачно сплавить в одно целое все сокровища мира, сохранив неприкосновенным тончайший узор каждого отдельного счастья.

Опасность, риск, власть природы, свет далекой страны, чудесная неизвестность, мелькающая любовь, цветущая свиданием и разлукой; увлекательное кипение встреч лиц, событий, безмерное разнообразие жизни…»
Нельзя удержаться то восхищения, читая эти строки! Какой язык! Как необычайны эпитеты!

6.Анализ последней главы

Грин в последней главе, мне кажется, кричит: «Люди! Посмотрите, есть алые паруса, есть свет, который они несут! Поймите, наконец, что жить так нельзя!

  • Услышали, прибежали на берег, но поняли?

Нет! « Яд забирался им в голову. Как только появилась Ассоль, все смолкли, все со страхом отошли от нее, и она одна осталась среди пустоты знойного песка».

  • Ребята, а заметили ли вы одну стилистическую особенность в произведении?

Последний абзац произведения.

« Когда на другой день стало светать, корабль был далеко от Каперны...

Он сидел, тихо возил смычком, заставляя струны говорить волшебным» неземным голосом и думал о счастье».

Да, впервые появляются радужные эпитеты, звучит слово « счастье», но это уже все далеко от Каперны.

  1. Закрепление изученного материала.

  1. Беседа с учащимися

  • Случайно ли они встретились в жизни?
    Чем близки эти герои?

    Во-первых, как мы уже сказали, они оба были одиноки в детстве, лишены общения со сверстниками.
    Во-вторых, они понимают и любят все живое на земле, близки к природе.
    В-третьих, Ассоль и Грей добры и бескорыстны.
    В-четвертых, они трудолюбивы, и наконец

  • Как вы думаете, только ли ради этой прекрасной истории написал свое произведение А. Грин?

    Нет, не только, наверное, ради ключевых строк повести о чудесах, которые делаются «своими руками… Но есть не меньшие чудеса: улыбка, веселье, прощение и вовремя сказанное, нужное слово.

  • Как вы понимаете эти слова? Согласитесь ли с ними? Улыбка, прощение… - это чудеса во все времена?
    Уметь мечтать – это замечательное душевное качество, а уметь мечту превратить в действительность – это величайший человеческий талант.

Вывод: Произведение Грина подтверждает главное: романтическое и реалистическое тесно сближаются и переплетаются. Одно является продолжением другого и наоборот. Одно не существует без другого. И в этом нет ничего удивительного. Автор настойчиво и последовательно готовит читателя к тому, что «чудесное не есть случайное, а вполне закономерное явление в реальной жизни».
Автор убеждает нас, читателей, что если труд будет одухотворен мечтой – он станет творчеством. Говорящая символика цвета перерастает в метафору XXI века – «алые паруса».

2. Ответить на вопросы по феерии “Алые паруса” (взаимопроверка)

1. А как в Каперне отнеслись к появлению алых парусов? (Тревога)

2. Кто помог Ассоль не озлобиться против людей, остаться доброй девочкой? (Лонгрен)

3. Чем похожи судьбы Ассоль и Грэя? (Одиночество)

4.Один из главных героев произведения. (Грэй)

5. Ассоль жила больше в мире…. (Мечты)

6. Что помогло ей осуществить свою мечту? (Искренность, открытость, душевность, мечтательность, доброта…)

V. Итог урока.

- Что же общего между портретом Ассоль, феерией, стихами, музыкой Грига?

(Их объединяет вера в мечту, любовь, чудо, дружбу).

- Уметь мечтать – это замечательное душевное качество, а уметь мечту превратить в действительность – это величайший человеческий талант.

- Давайте прочитаем ключевые строки повести: “…я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками. Когда для человека главное – получать дражайший пятак, легко дать этот пятак, но когда душа таит зерно пламенного растения – чуда, сделай ему это чудо, если ты в состоянии. Новая душа будет у него и у тебя… Но есть и не меньшие чудеса: улыбка, веселье, прощение и – вовремя сказанное нужное слово. Владеть этим – значит владеть всем”.

- Вот что еще сказал известный русский писатель Даниил Гранин: “Когда дни начинают пылиться и краски блекнуть, я беру Грина. Я раскрываю его на любой странице. Так весной протирают окна в доме. Все становится светлым, ярким, все снова таинственно волнует, как в детстве”.

Пусть символом сбывшейся мечты навсегда для вас останутся алые паруса.

VI.Домашнее задание:

Подготовиться к написанию сочинения «Нужна ли человеку мечта?»

План:

I. Мечтать - значит стремиться в будущее.

II. Нужна ли человеку мечта?

  • Мечты Ассоль и Грэя.

  • Каким было бы детство Ассоль и Грэя без мечты?

  • Какой  бы стала в будущем Ассоль  без мечты?

  • Кем бы стал Грэй без мечты?

  • Мечты ведут к счастью.

III. Мечты и действительность.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!