Конспект урока природоведение 6 класс Рахматулиной А.И. Дата:
Тема: Млекопитающие морей и океанов.
Цель: формирование представлений о млекопитающих морей и океанов
Задачи:- формировать представления о разнообразии млекопитающих морей и океанов, приспособленности к условиям жизни;
- развивать умение сравнивать, находить сходства и различия, выделять среди признаков существенный признак, объединять (классифицировать) животных, осознанно и произвольно строить речевое высказывание, отвечать на вопросы,
- корригировать память, логическое мышление, посредством установления причино- следственных связей, речь.
-воспитывать бережное отношение к природе.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Используемые педагогические технологии: информационно-коммуникативные технологии, технологии личностно – ориентированного воспитания.
Средства обучения: набор карточек, задания-тесты, презентация.
Ход урока:
1.Организационный момент
// психологический настрой, проверка рабочего места//
2. Проверка домашнего задания
Фронтальный опрос
.-Что мы изучали на прошлом уроке?
- Каких животных называют млекопитающими? (Млекопитающими называют позвоночных животных, которые рождают своих детенышей живыми и вскармливают их молоком).- Приведите примеры млекопитающих.
- Перечислите основные признаки млекопитающих
-Где могут обитать млекопитающие? Перечислите млекопитающих суши.
- Каких млекопитающих можно встретить в лесах, в степи, в пустыне?
- Какое из перечисленных животных здесь лишнее: жираф, кенгуру, дельфин, белка? Почему?
Млекопитающие заселили разные среды обитания. В лесу это ежи, белки, лоси, медведи. В тропических лесах, где много тепла, влаги и поэтому много растений обитают: обезьяны, тигры, леопарды.
В жарких пустынях только верблюды. На больших степных просторах – сайгаки, сурки, суслики. Высоко в горах – горные козлы.
Задание 1. Коррекционное задание (коррекция умений согласовывать существительные в числе, роде, падеже) «Назови детенышей».
Индивидуальная работа по карточкам
3. Сообщение темы и цели урока
Мы продолжаем изучение млекопитающих.
Тема нашего урока: Млекопитающие морей и океанов.
Мы познакомимся с разнообразием млекопитающих морей и океанов и их приспособленностью к условиям жизни.
Актуализация знаний
Беседа по вопросам: - каких животных вы видите? - что вы о них знаете?
4. Сообщение нового материала
Млекопитающие – это звери, которые рождают живых детенышей и вскармливают их молоком. Благодаря особенностям своего строения, они смогли заселить все среды обитания: наземную, воздушную, океаны и толщу почв. Встречаются в разных природных зонах (пустыни, тундра, леса, степи). Они распространились по всей планете и хорошо приспособились к разным условиям. Боле 4500 млекопитающих расселились по всему свету: начиная от жарких знойных пустынь, кончая холодными и ледяными областями. Многие из них ведут наземный образ жизни. Но есть и такие, которые выбрали другие среды. Среда обитания оказывает большое влияние на жизнь млекопитающих.
Млекопитающие животные обитают не только на суше, но и в воде - в морях и океанах. Это киты, моржи, тюлени, дельфины, Многие из них похожи на рыб, но это не рыбы. Это млекопитающие морские животные. Они, как и другие млекопитающие, рожают в воде живых детенышей и вскармливают их молоком.
Самые крупные в мире животные – киты. Они могут весить более 100 тонн. У них гладкая кожа, обтекаемое тело и мощный хвост, и это помогает быстро передвигаться в воде. Когда кит всплывает и выдыхает воздух и воду, то виден фонтан. А потом вдыхает чистый атмосферный воздух и вновь погружается в морскую воду. Самый крупный – это синий кит, он может достигать в длину около 30 метров.
В морских и океанских просторах обитают тюлени и моржи. У них обтекаемое тело, а вместо передних и задних конечностей – ласты. Ласты – это широкие пластины, которые им помогают передвигаться в воде. Тело ластоногих животных покрыто толстым слоем жира, поэтому они могут долго находиться в холодной воде или лежать на льдинах. Моржи – крупные морские животные. Их длина 3 -4 метра, а вес около тонны. Тюлени мельче моржей.
Самые безобидные морские млекопитающие – дельфины. По сравнению с китами дельфины – мелкие животные. Они хорошие пловцы, дружелюбные и красивые, любят купаться вместе с людьми.
Физминутка
5. Закрепление
1.Работа по таблице
- Посмотрите внимательно на таблицу и назовите млекопитащих морей и океанов.
- Пользуясь таблицей, расскажите, как приспособился организм кита к обитанию в водоемах?
- Пользуясь таблицей, расскажите, как приспособился организм тюлени к обитанию в водоемах?
- Почему дельфина и тюленя относят к млекопитающим?
Задание 2. Внимательно послушай и запиши в тетрадь лишнее животное
Окунь, сом, кит, акула Лягушка, жаба, морж, тритон
Ящерица, змея, дельфин, крокодил
тюлень, грач, скворец, ласточка.
Кит, морж, дельфин, тюлень – это млекопитающие.
Назовите главный признак этих животных, к какой группе животных млекопитающих они относятся?
6. Подведение итогов урока
Какую тему изучали на уроке?
Какие животные относятся к млекопитающим?
Каких млекопитающих животных, обитающих в водоемах, вы знаете?
Домашнее задание 93 – 95.
Оценивание работы на уроке
3