Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кардымовская средняя школа имени Героя Советского Союза С.Н. Решетова»
Кардымовского района Смоленской области
Конспект урока по предмету
«Окружающий мир» во 2 классе В
УМК «Школа России»
«Все профессии важны».
Проект «Профессии».
учитель начальных классов
Е.В. Газиева
2020-21уч. г.
Тип урока: комбинированный.
Цели: формировать у учащихся представление о многообразии профессий и их взаимосвязи. • обогатить знания о разнообразии профессий, их роли и экономике и жизни людей; начать подготовку к выполнению проекта. • развивать интеллектуальные умения (сравнивать, обобщать, классифицировать, формулировать вопросы, описывать, объяснять). • способствовать сплочению классного коллектива, помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности; • формировать познавательный интерес к людям труда и их профессиям; • воспитывать уважительное и доброе отношение к людям разных профессий.
Оборудование: учебники А. А. Плешакова «Окружающий мир» для 2 класса; карточки со слогами слова «профессия» на доске, картинки, фотографии с изображением людей разных профессий, карточки с опорными словами «Узнай профессию», конверты с деформированными пословицами; бумажное облачко; выставка книг о профессиях, компьютер.
Ход урока
Организационный момент
Тихо сядут девочки, еще тише мальчики! Молодцы!
Прозвенел звонок весёлый
Мы начать урок готовы.
Слушать, думать, рассуждать
И друг другу помогать!
Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.
Начинаем урок с проверки домашнего задания.
.-Ребята, ответьте на мои вопросы.
- Как называется первый русский музей? (Кунсткамера) Когда и при каком царе был открыта Кунсткамера? (300 лет назад при Петре Первом)
- Что можно увидеть в Политехническом музее в Москве? (Изобретения русских учёных и инженеров)
-В каких музеях хранятся картины, скульптуры, вазы, гравюры? (В художественных музеях)
-Как называются известные художественные музеи в Санкт-Петербурге? (Эрмитаж и Русский музей)
- В каком городе находится Третьяковская галерея? (В Москве)
Какой музей есть в нашем поселке? (Историко-краеведческий музей) О чём мы можем узнать в этом музее? (О прошлом и настоящем нашего поселка)
А какие ещё учреждения культуры есть в нашем поселке? (Районный Центр досуга, Детская школа Искусств, поселковая и районная библиотеки, Дом детского творчества, Дом Ремесел)
Какие вы знаете образовательные учреждения? (Школа, детские сады, Профессиональный колледж)
Какие образовательные учреждения закончили старшие члены вашей семьи? (Рабочая тетрадь с. 80) (Ответы детей.)
III. Самоопределение к деятельности
(На доске запись.)
Соберите рассыпавшееся слово.
СИ ФЕС Я ПРО
-Какое получается слово? (Профессия.)
-Предположите, о чем мы будем говорить на уроке. (О профессиях.)
Вот что говорится об этом в словаре С.И. Ожегова: профессия — это основное занятие человека, его трудовая деятельность.
Людям каких профессий необходимо трудиться? (Трудиться надо всем.)
Прочитайте тему урока на с. 124 учебника. (Все профессии важны.) Слайд 2-3.
А вы согласны с этим высказыванием?
Нам необходимы и врач, и строитель, и учитель, и многие другие специалисты. Давайте попробуем сегодня проверить правильность этого высказывания.
Какие учебные задачи мы поставим перед собой? (Ответы детей.)
Прочитайте, что говорит об этом Муравьишка.
Я думаю, что узнаю…
Мне хотелось бы узнать о …
Итак, цели нашего урока: Слайд 4-5.
• узнать, что такое профессия;
• расширить знания о разнообразии профессий;
• определить роль профессий в экономике и жизни людей.
IV.Изучение нового
Беседа о профессиях. (Презентация . Слайд 6-7)
Профессий много на земле
И каждая важна.
Решай мой друг, кем быть тебе.
Ведь жизнь у нас одна.
- Давайте отгадаем загадки о профессиях.
Я начну, а вы кончайте,
Дружно хором отвечайте.
1. Если заболело ухо,
Если в горле стало сухо,
Не волнуйся и не плачь –
Ведь тебе поможет….. (ВРАЧ)
2. Знает точно детвора,
Кормят вкусно …. (ПОВАРА)
3. Под весенний птичий свист
Пашет землю ... (ТРАКТОРИСТ)
4. Вот на краешке с опаской
Он железо красит краской.
У него в руках ведро,
Сам расписан он пестро. (МАЛЯР).
5. Кто же в стойле приберет,
Подоит корову,
Песню звонкую споет?
Ну конечно... (ДОЯРКА)
6. Мебель, хлеб и огурцы,
Продают нам …(ПРОДАВЦЫ)
7. С сумкой тяжёлой обходит район,
Письма нам в ящик кладёт …. (ПОЧТАЛЬОН)
8. За мольбертом с кистью я.
Краски – вот мои друзья.
Я один и не один –
В окружении картин. (ХУДОЖНИК).
9. Наведет стеклянный глаз,
Щелкнет раз - и помним вас.(ФОТОГРАФ)
- Молодцы, ребята. Вы отгадали некоторые профессии людей. И это крошечная часть всех существующих на земле. Перечислить все профессии и специальности невозможно.
2. Отрасли экономики и профессии. Выполнение заданий у доски. Слайд 8-13.
- Давайте вспомним отрасли экономики и назовем профессии, с ними связанные.
(Учитель называет профессии, а учащиеся определяют, с какой отраслью они связаны.)
У учителя карточки с названиями профессий: продавец, водитель, ткачиха, комбайнер, маляр, сталевар, доярка, кассир, контролёр, каменщик.
Промышленность. (Сталевар, ткачиха, металлург, кузнец.)
Сельское хозяйство. (Доярка, комбайнер, агроном, полевод, зоотехник, пчеловод.)
Торговля. (Продавец, кассир.)
Транспорт. (Водитель, контролер, шофер, кассир.)
Строительство. (Каменщик, маляр, сварщик, экскаваторщик.)
3. Работа по учебнику (беседа).
• Откройте учебник на с. 124. Рассмотри фотографии. Прочитай названия профессий. Расскажи, что ты знаешь об этих профессиях.
(Учащиеся рассказывают о профессиях.)
• Послушайте стихотворение и подумайте, о чём оно.
Подумайте, что было бы,
Когда б сказал портной:
—Шить платья мне не хочется,
Устрою выходной!
И все портные в городе
За ним ушли б домой.
Ходили б люди голые
По улице зимой.
Подумайте, что было бы,
Когда сказал бы врач:
—Рвать зубы мне не хочется,
Не буду, хоть ты плачь!
Больным врачебной помощи
Не стало б никакой,
А ты б сидел и мучился
С подвязанной щекой.
Подумайте, что было бы,
Когда б сказал шофер:
—Возить людей не хочется!
И выключил мотор.
Троллейбусы, автобусы
Засыпало б снежком,
Рабочие на фабрики
Ходили бы пешком.
Сказал учитель в школе бы:
— Мне в нынешнем году
Учить детей не хочется,
Я в школу не приду!
Тетради и учебники
Валялись бы в пыли,
А вы бы неучеными
До старости росли.
Подумайте, какая бы
Случилась вдруг беда!
Но только так не сделает
Никто и никогда,
И люди не откажутся
От нужного труда:
Учитель обязательно
Придет наутро в класс,
А пекари старательно
Хлеб испекут для вас.
Любое дело выполнят,
Что им ни поручи,
Портные и сапожники,
Шоферы и врачи.
Мы все семьёю дружною
В одной стране живем,
И каждый честно трудится
На месте на своем.
Л. Куклин
Какой вывод вы сделали из этого стихотворения? О чём оно заставило вас задуматься? (Все профессии нужны, все профессии важны )
Прочитайте задание 1 на с. 125. Определите названия профессий и найдите их представителей на фотографиях.
4. Прочитаем и обсудим.
• Прочитаем текст А. Дитриха, Г. Юрмина, Р. Кошурниковой «Кто сделал хлеб» на с. 126—127.
Вопросы
Где происходил разговор? (В вагоне поезда)
О людях каких профессий вы прочитали? (Агроном, тракторист, шофёр, комбайнер, мукомол, пекарь.)
Какое одно общее дело их связывало? (Производство хлебо-булочных изделий)
Выполнение задания на электронном приложении к учебнику. (Вы каждый день едите хлеб. Люди каких профессий заняты в выпечке и продаже хлеба? Расставьте профессии в соответствующей последовательности, начиная с агронома.)
-Расскажите о взаимосвязи труда людей различных профессий. Например, при строительстве дома. Обсудите это задание с соседом по парте. (Например: профессия строителя связана с профессиями инженера, шофера, электрика, водопроводчика, газовщика и т. д.)
V. Физкультминутка «Новый дом» .
Каменщик из кирпичей
Стену строит.
Дом ничей. (Кладём правую руку на левую, левую — на правую и т. д. всё выше и выше.)
Я — маляр, я стены крашу, (Расслабленной кистью водим вверх-вниз.)
потолок («красим потолок»)
и кухню вашу. (Движения рукой влево-вправо.)
Я — электрик.
Свет включу, («Включаем свет, нажимая на выключатель».)
Только лампочку вкручу.
(«Вкручиваем лампочку» — вращательные движения кистью правой руки.)
Приходите в новый дом (Ладони «домиком».)
И живите долго в нём! (Развести руки в стороны.)
VI. Закрепление изученного.
Работа в группах.
1. Игра «Узнай профессию».
На каждом столе лежит карточка, где зашифровано название профессии. Переверните карточки, по опорным словам отгадайте профессию, напишите это слово в центр и поднимайте карточку.
Карточка 1.
Небо, штурвал, самолет, аэропорт.
Карточка 2.
Расческа, ножницы, зеркало, лак для волос.
Карточка 3.
Провода, столбы, выключатель.
Карточка 4.
Книги, полки, выставка книг.
Дети работают самостоятельно.
- Проверяем: вы называете сначала опорные слова, а затем профессию.
А теперь проверим правильность написания профессий. КАРТОЧКИ.
На доске появляются слова: летчик, парикмахер, электрик, библиотекарь.
- Как вы думаете, чем важны эти профессии?
Дети отвечают.
- Мы можем сделать вывод: все профессии нужны, все профессии важны. Слайд14
2. Творческое задание «Собери пословицы». Слайд 15.
- Ребята, а сейчас мы выполним творческое задание в группах. Нужно собрать из слов пословицы о труде. (Учащиеся получают конверты с пословицами, разрезанными на слова, складывают пословицы, объясняют смысл каждой из них.)
Труд кормит, а лень портит.
Терпенье и труд все перетрут.
• Что посеешь, то и пожнешь.
- Какие ещё пословицы о труде вы знаете?
Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.
Работа над проектом «Профессии».
Беседа. Обсуждение.
- Прочитайте текст «Профессии» на с. 128—129 учебника.
Начните подготовку к выполнению проекта «Профессии».
(Учащиеся читают и обсуждают текст, распределяют обязанности в группах.)
Роль профессий в жизни людей.
Подбор фотографий.
Рисунки с изображением профессий.
Рассказы о профессиях родителей.
Оформление титульного листа.
План составления рассказа о профессиях родителей.
Где работают родители?
Кто они по профессии?
Чем полезна их работа для людей?
VII. Рефлексия. Слайд 16.
На уроке я узнал (а)…
Мне было интересно узнать…
Мне хотелось бы еще узнать …
- Оцените свои достижения на уроке.
(Учащиеся достают один из смайликов и объясняют свой выбор.)
- На свете много разных профессий, каждая необходима и важна.
• А кем хотели бы в будущем стать вы? Слайд 17-18.
У вас на партах лежат облачки. Кем вы мечтаете стать в будущем? Напишите название этой профессии на ваших облачках с одной стороны, а с другой - свою фамилию и имя. Это ваша мечта. Мы сохраним звезды до окончания школы. Наверное, вам будет очень интересно узнать, исполнится ли ваше желание.
VIII. Подведение итогов урока
- Ребята, вы ещё пока ученики и не можете трудиться на полях, на предприятиях, в учреждениях. В чём заключается ваш основной труд?
-Верно, учёба и приобретение прочных знаний – ваш главный труд. А прочные знания в будущем помогут вам воплотить свою мечту в жизнь, получить профессию, о которой вы мечтаете уже сейчас.
Много здесь профессий разных,
Выбрать что – не знаешь сразу.
В жизни много пригодится –
Стоит только научиться.
- Очень важно, чтобы каждый человек выбрал себе дело по душе. Счастлив тот человек, который занимается любимым делом, кто правильно выбрал себе профессию. О таком человеке говорят, что он на своем месте или у него «золотые руки». Я желаю вам правильно избрать свой путь. Ведь прекрасных профессий на свете не счесть, и каждой профессии слава и честь!
-Какой же вывод мы можем сделать?
Все профессии нужны, все профессии важны!
Океанолог — специалист, изучающий океаны и моря.
Спелеолог — тот, кто занимается изучением пещер — историей их происхождения, существования и использования человеком.
Энтомолог — специалист, изучающий насекомых.
Ихтиолог — специалист, изучающий рыб.
Орнитолог — специалист, изучающий птиц.
Кинолог — специалист, дрессирующий собак.
Домашнее задание. Слайд 19.
1.Учебник с.128-129
2.Начать работу над проектом.
14