СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по предмету ОДНКНР "Христианская вера и образование в Древней Руси"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по предмету ОДНКНР "Христианская вера и образование в Древней Руси"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по предмету ОДНКНР "Христианская вера и образование в Древней Руси"»

Урок № 16

Тема урока:

«Христианская вера и образование в Древней Руси»

Дата проведения: 27.12.21

Класс: 5-А, 5-Б

Предмет: ОДНКНР


Технологическая карта.

Тема урока: «Христианская вера и образование в Древней Руси»

Тип урока: комбинированный урок

Материально-дидактическое оснащение урока:

  1. Мультемедийная презентация к уроку:

  2. Раздаточный материал: тексты, иллюстрации , репродукции.

  3. Н.Ф.Виноградова, В.И.Власенкова, А.В. Поляков «Основы духовно-нравственной культуры народов России», 5 класс, учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. 

План урока

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Первичное усвоение новых знаний.

5) Первичная проверка понимания

6) Первичное закрепление

7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

9) Рефлексия (подведение итогов занятия)

Цели урока Деятельностная:

умение устанавливать взаимосвязь между веками прошлыми и нынешним;

выявить характерные особенности христианских традиций в культуре Руси.

Содержательная:

Формирование чувства патриотизма и сопричастности к родной истории;

формирование христианской веры;

развитие способностей к анализу, систематизации и обобщению исторических фактов и событий;

развитие творческого мышления учащихся и самостоятельной практической работы в художественном материале. 

Формы и методы обучения частично-поисковые, практические индивидуальные, коллективные. 

Основные термины и понятия имена исторических личностей, оказавшие влияние на развитие культуры Руси.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: иметь представления о преобразованиях на Руси после принятия христианства, о культуре X-XI в., знать имена деятелей повлиявших на образование после принятия христианства.

Метапредметные УУД: Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии при решении коммуникативных и познавательных задач. Регулятивные: самостоятельно выделяют и формулируют цель, составляют план и последовательность действий.

Личностные УУД: применяют правила делового сотрудничества, сравнивают разные точки зрения, оценивают собственную учебную деятельность

Организационная структура урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент


Постановка цели и задач урока

 

Обеспечивает эмоциональную готовность к уроку, создаёт позитивную установку.


    • Как вы думаете, о чем сегодня на уроке мы поведем разговор? Послушаем небольшой музыкальный фрагмент и постараемся угадать какие звуки мы услышим. Шелест дождя, щебетание птиц, а затем зазвучал перезвон церковных колоколов… Вспоминая колокольный звон мы говорим о духовной музыке, которой принадлежит значительное место в православной культуре


Включаются в учебную деятельность. 




Учащиеся активно участвуют в беседе:

отвечают на вопросы учителя, вспоминают о духовной музыке, о колокольном перезвоне на котором закончили прошлый урок.

 

 

Актуализация знаний

 

  • Принятие христианства положительно повлияло на распространение образования, тема нашего урока «Христианская вера и образование в Древней Руси»

 После крещения на Руси активно начали развиваться письменность и "учение книжное". Христианство приобщило страну к византийской и западноевропейской культурам. Образованность стала рассматриваться как христианская добродетель.

 

 

 

Изучение нового материала

 

  • Просмотр презентации на CD ROM, диалог по ходу Основой любой древней культуры является письменность. Долгое время существовало мнение, что письмо на Русь пришло вместе с христианством. Однако согласиться с этим трудно. Данные находки убеждают нас в том, что письменность существовала у славян еще до принятия христианства, но основную массу населения составляли «невегласы», не умевшие даже читать, но неграмотность не была поголовной. Однако распространению письменности действительно способствовало принятие Русью христианства. И вот как только Русь приняла христианство, так сразу же появляются первые ученые и выдающиеся люди.

  • Как вы считаете, какую роль стала играть христианская вера и образование в Древней Руси с принятием христианства? Учащиеся отвечают на вопросы, читают исторические свидетельства на странице учебника 87-88

  • (слайд 2)





«Что такое берестяные грамоты? И где впервые они были обнаружены?» (Слушаем сообщение ученика)

 



Первичное осмысление и закрепление

 

Во времена правления великого князя Владимира входит в употребление славянская письменность, которую веком раньше создали веком раньше братья монах Кирилл и Мефодий(слайд 3, 4). С XI века в богатых семьях стали учить грамоте не только мальчиков, но и девочек.

Сестра Владимира

Мономаха Анна, основательница женского монастыря, создала в нём школу для обучения девочек.

( слайд 5, 6)

Интерес к книгам не ограничивался княжескими дворцами. Посмотрите, как выглядели первые книги ,кому могла принадлежать вот эта? (Слайд 7, 8) Слайд 9 «Слова Ярослава Мудрого о книжном учении») В летописи помещена замечательная похвала книгам: «Великая польза бывает человеку от учения книжного. Книгами ведь мы наставляемся и учимся, а пути покаяния, мудрость и воздержание обретаем от книжных словес. Это ведь реки, наполняющие вселенную, это источник мудрости».

Знакомство с просветителем Перми -Стефаном(слайд 10,11)

Православный календарь содержит два годичных круга событий: неподвижный круг, все даты которого твёрдо установлены в богослужебных книгах, и Пасхальный (подвижный) круг, все события которого определяются по дню празднования Пасхи. (презентация)



Просмотр презентаций учащихся о

Кирилле и Мефодии










Отвечаем на вопросы какова польза от «учения книжного»?

Можно ли книги заменить другими средствами обучения?

(Слайд 12)



Просмотр презентаций учащихся о книгопечатанье


Просмотр презентаций учащихся о

Ярославе Мудром



Читаем о просветителе

со слайда (слайд 10,11)



просмотр

презентации

о православных

праздниках


Итоги урока.

Рефлексия

 

Что на уроке было главным?

Что было интересным?

Что нового узнали?

Чему научились?

О чём хотелось рассказать родителям? 

 

 

 

Домашнее задание

 

Создать презентацию или проект по темам:

  • Особенности православного календаря

  • Царь-колокол

  • Нарисовать открытки к христианским праздникам

 

 

 



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!