СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по предмету "Искусство" для 8 класса, тема: "Искусства Средневековья"

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Надеюсь, что размещённый материал будет интересен ученикам 8 класса. 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по предмету "Искусство" для 8 класса, тема: "Искусства Средневековья"»

Обобщающий урок для 8 класса по предмету ИСКУССТВО,

на тему «Искусства средневековья».

(Урок даётся после прохождения тем: «Романская архитектура»,

«Архитектура готики», «Театр и музыка Средневековья»).


Цели: обобщить полученные знания учащихся через повторение и изучение нового материала.

Задачи урока:

Развитие творческих способностей, расширение кругозора, формирование мировоззрения учеников; развивать активно-познавательную деятельность учащихся.

УУД: личностные, познавательные и регулятивные.

Тип урока: интерактивный, комбинированный.

Оборудование: мультимедийное, презентация, карточки.


Ход урока.

УЧИТЕЛЬ:

Сегодня мы с вами поговорим о культуре Средневековья, повторим то, что узнали за три урока. Период между Ренессансом и античностью был назван итальянскими учёными - гуманистами «средними веками». Они называли Средневековье «тысячелетием мрака», считая его тёмным и диким в сравнении с античностью. Давай вместе с вами подтвердим или опровергнем это мнение.

«Мозговой штурм». Фронтальный быстрый опрос вопрос-ответ.

Вопрос:

Ответ:

романский

Стиль,собор

рыцарский

Замок,кодекс

пламенеющая

готика

готический

Собор, стиль

перспективный

портал

бенедиктинский

монастырь

нервюрный

свод

поперечный

Неф, трансепт

стрельчатые

Окна, двери

каркасная

система

кафедральный

собор

Окно и т.д.

роза









Презентация учителя.

На слайде два собора романский в Вормсе и готический в Реймсе. Назвать характерные особенности романского и готического стилей в архитектуре. Фронтальный опрос.

Особенности романского собора

Особенности готического собора

Внешний вид: толстые стены, небольшое количество узких проемов, обилие гладкой поверхности стен, полуциркульные формы сводов, массивность столбов центрального нефа, горизонталь.

Внутреннее убранство: монументальная живопись и скульптура.

Внешний вид: стрельчатая форма сводов, стремление выделить основной несущий каркас, вертикаль, наличие огромных порталов и окон, витражи, кружево каменной резьбы, декоративность.

Внутреннее убранство: монументальная живопись утрачивает свое назначение, скульптура очень разнообразна.

«Проверь себя!». Раздаточный материал, таблица терминов.

На слайде дана таблица терминов, быстро на листочке записать ответы.

Учитель собирает ответы и фронтально спрашивает учеников. Ученики работают в паре 5мин.

Вопрос

Ответ

Аркбутан - это…

Открытая арка вне собора

Витраж - это…

Панно из кусочков цветного стекла

Контрфорс -это…

Вертикальный выступ стены

Нервюра –это…

Выступающее крестообразное ребро или крестообразный свод

Пинакль – это…

Маленькая башня

Трансепт – это…

Поперечный неф

На слайде примеры романской и готической скульптуры.

Дать характеристику скульптуре. Устно. Фронтальный опрос.

Романская скульптура

Готическая скульптура

Прославляла могущество Бога; изображала жуткие аллегорические образы; показывала сцены Страшного суда и мифологических животных; вера в нечистую силу.

Новое понимание Христа и Богоматери. Христос из грозного судьи превращается в мудрого проповедника. Скульптура носит портретный характер, образы индивидуальны, выразительны, очеловечены.

На слайде таблица «Подбери правильно пару!». Раздаточный материал на листочках. Правильные ответы соединить стрелками. Ученики работают в паре 2мин.

Собор в Амьене

Ричарда Львиное Сердце

Нотер - Дам де Пари

Жанна Дарк

Руанский собор

Часовня-реликварий

Кёльнский собор

Наполеон

Миланский собор

сатана

Сен-Шапель

Пламенеющая готика из белого мрамора

Шартский собор

Самый высокий собор Франции

Реймский собор

Богоматерь в облике царицы

Правильные ответы: (Собор в Амьене – самый высокий во Франции; Нотер - Дам де Пари – короновался Наполеон; Руанский собор – захоронено сердце Ричарда Львиное Сердце; Кёльнский собор – легенда об архитекторе и сатане; Миланский собор – пламенеющая готика из белого мрамора; Сен – Шапель - часовня- реликварий; Шартрский собор – витраж Богоматерь в облике царицы; Реймский собор – Жанна Дарк внесла победное знамя).

Театральная культура Средневековья разнообразна, противоречива и причудлива, как литература и архитектура. Зрелище – разрешённый грех. Во время карнавала язычество и христианство смешиваются, порок смеётся над добродетелью, вассал над сюзереном, бедняк над богачом.

У: Назовите театральные жанры Средневековья?

Д: Литургическая драма, мистерия, миракли, моралите, фарс.

У: Что такое литургическая драма?

Д: Театральное представление под сводами собора.

У: Что такое мистерия?

Д: Мистерия (таинство) – религиозное представление на библейские сюжеты.

У: Что такое миракли?

Д: Миракли (чудо) – представление о житиях святых, разыгрывались на паперти.

У: Почему фарс был запрещён и преследовался церковью?

Д: Фарс высмеивал монахов - торговцев, чванливых дворян, скупых торговцев, а также выступления епископов и судей.

Слайд с музыкальным сопровождением. Григорианский хорал.

У: как называется эта музыка?

Д: Григорианский хорал.

У: Почему так называется?

Д: В честь папы римского Григория Великого.

У: На каком языке исполняется?

Д: На латинском.

У: А куда исчез латинский язык?

Д: Его вытеснили национальные языки.

У: Где звучала эта музыка?

Д: В соборе.

У: Что придумал Гвидо Аретинский?

Д: Нотную линейку из четырёх полос и шесть нот.

Слайд с музыкальным сопровождением. Звучит музыка менестрелей.

У: что это за музыка и кто её исполнял?

Д: Эта музыка бродячих поэтов-певцов менестрелей и трубадуров.

У: Кто такие трувёры?

Д: Французские придворные поэты - певцы.

У: Что пели менестрели?

Д: Лирические песни.

У: Как называли странствующих музыкантов в Германии и Италии?

Д: Миннезингеры и гистрионы.

У: Какие музыкальные инструменты средневековья вы можете назвать?

Д: Лютня, орган, тамбурины, волынка, флейта, колокольца, виола, дудочка, лира.


Учитель читает часть текста:

«Молодой человек в последний раз оглянулся на свой дом и, повесив на плечо дорожную сумку, зашагал прочь. Вот и все, прости-прощай, разлюбезный Швабский край! Сколько дорог придется пройти вдали от тебя, сколько книг перечесть, сколько слез пролить! Правда, юноша, безмятежно идущий навстречу встающему солнцу, еще не знает об этом. Как не знает и того, что скоро его жизнь перевернется с ног на голову: он будет измучен занятиями и гоним церковью, не единожды влюбится и крепко подружится с такими же школярами, как он сам. И еще он станет слагать стихи — может быть, самые прекрасные стихи на свете...

А пока — прощай, Швабия!»

У: Кто этот молодой человек?

Д: Вагант.

У: Кто такие ваганты?

Д: Бродячие школяры и студенты.

У: Средневековый студент путешествует из университета в университет в поисках мудрейших профессоров и источников знаний. Они отлично знали, что в итальянской Болонье лучше всего изучают юриспруденцию, а в Париже и Сорбоне – богословские науки…

Слайд с музыкальным сопровождением.

На русский язык лирику вагантов перевёл Лев Гинзбург. В 70-х годах 20 века композитор Давид Тухманов написал музыку на студенческую песню вагантов: «Во французской стороне, на чужой планете предстоит учиться мне в университете…».

Исполняем песню.

Итог урока.

У: Согласны вы с названием, что Средние века тёмные и ужасные?

Как могли бы вы назвать сегодняшний наш урок?

Д: Нет. Таинственное Средневековье. Загадочное Средневековье. Пламенеющее Средневековье и т.д.

Домашнее задание.

Каждый выбирает одно задание по желанию:

  1. Нарисовать жителей средневекового города в костюмах.

  2. Нарисовать романский замок или готический собор.

  3. Написать 10 ассоциаций (прилагательных) на тему готический собор (какой?).








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!