СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по предмету география "Население Южной Америки"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока в 7 классе по географии по теме "Население Южной Америки"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по предмету география "Население Южной Америки"»















Разработка урока по предмету

география

в 7 «А» классе

по теме:

«Население Южной Америки»















Подготовила: учитель географии

высшей категории

Гуровская О.В.



Разработка открытого урока по предмету география

в 7 «А» классе по теме: «Население Южной Америки».

Дата проведения:06.02.2018 год.

Цели урока:

1.Образовательные - продолжить формирование у учащихся представлений о населении Земли, сформировать представление об истории заселения Южной Америки, о прошлом и настоящем народов, познакомить учащихся с современным населением Южной Америки, его расовым и этническим составом, расселением по материку.

2.Воспитательные - воспитать умение работать в группе, умение слушать одноклассников, прививать уважительное отношение к мнению своих одноклассников, формировать у учащихся географическую культуру, содействовать формированию в представлении учащихся целостной картины мира.

3.Развивающие - развивать умения в поисках решения проблемных ситуаций, географического мышления, культуру общения учащихся.



Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: проектор, экран, ноутбук, презентация «Население Южной Америки», атласы у каждого учащегося, карта Южная Америка, контурные карты у каждого учащегося, учебники по географии для 7 класса, рабочие тетради.

Ход урока:

1.Организационный момент (слайд 1).

Начать сегодняшний урок  я хочу легендой  о вожде индейского племени, который посылал юношей на вершину Аконкагуа .

    «Идите, пока хватит сил. Кто устанет, может вернуться домой, но пусть каждый принесет мне ветку с того места, где он свернул с дороги»,- говорил вождь. Вскоре первый вернулся и протянул листок кактуса. Вождь усмехнулся: «Ты не пересек пустыню. Ты не был даже у подножия горы». Второму, принесшему серебристую ветку полыни, вождь сказал: «Ты был у подножия, но даже не пытался начать восхождение». Третий, с веткой тополя, даже заслужил похвалу: «Ты добрался до родника». Подобное же поощрение и четвертому, с веткой крушины. Пятому, принесшему ветку кедра, старик одобрительно кивнул: « Ты был на полпути к вершине». Последний юноша пришел с пустыми руками, но лицо его светилось радостью. Он объяснил, что был там, где не растут деревья, но зато видел сверкающее море. Вождь не только поверил ему, но и отдал самую большую дань признания: «Тебе не нужна ветка-символ. Победа сияет в твоих глазах, звучит в твоем голосе. Это одна из вершин твоей жизни. Ты видел гору во всем ее величии».

Для чего я вам ее рассказала? Затем чтобы сегодня вместе с вами подняться на очередную вершину знаний!

II. Повторение пройденного материала. Подготовка к восприятию нового материала.

А начать восхождение с игры " Найди лишнее»

Внимательно, читаем логический ряд и называем лишнее слово:

Евразия, Австралия, Африка, население (слайд 2).

Колумб, народ, Веспуччи, Вавилов (слайд 3).

Амазонка, Ориноко, мулат, Парана (слайд 4).

Метис, анаконда, ленивец, ягуар (слайд 5).

Орхидея, страна, бамбук, пальма (слайд 6).

Бразилия, Аргентина, самбо, Чили (слайд 7).

Учитель прикрепляет на доску названые "лишние слова" (слайд 8).

Молодцы! У нас с Вами появился на доске ряд слов, но не простой, а связанный с темой нашего урока. Давайте подумаем и выскажем свои предположения, о чем мы будем говорить сегодня на уроке.

Предложения учащихся.

Да, действительно, Вы правы, тема нашего сегодняшнего урока "Население Южной Америки" (слайд 9). Мне кажется, нам очень повезло с темой,  как вы думаете о чем мы будем говорить?

Сегодня мы узнаем не только о том, как заселялся материк, но и какой чудесный народ живет на этом материке. А самое главное, Вам сегодня предстоит самим побыть в роли исследователей (слайд 10). Какими источниками информации мы будем пользоваться?

III. Изучение нового материала.

А теперь, давайте откроем тетрадь и запишем тему урока «Население Южной Америки»

  • Христофор Колумб в 1492 году писал из Америки королю и королеве Испании: «Я присягаю Вашим Величествам, что в целом мире нет лучшего народа. Они любят своих соседей, как самих себя».

О каком народе писал Х. Колумб?

Как называют коренное население Южной Америки?

Откуда пошло название «индейцы»?

  •  Происхождение коренного населения на материке – индейцев - долгое время вызывало споры среди учёных. А, по-вашему, откуда пришли индейцы в Южную Америку? 

  • Если доказано, что на территории Южной Америки не найдено ископаемых стоянок первобытных людей, нет здесь и останков человекообразных обезьян. Как же человек проник в пределы южной Америки?

Слайд 5.

  • По наиболее распространённому мнению предки индейцев пришли на материк через Северную Америку из Северо-восточной Азии примерно за 15 тысяч лет до н.э.

  • Предками некоторых групп индейцев Южной Америки – карибов, арауканов – по мнению некоторых учёных, могли быть более поздние выходцы из Океании.

  • До появления европейцев Южную Америку населяли многочисленные индейские народы. Они стояли на разных ступенях развития.

Слайд 6.

  • Одни из них жили первобытнообщинным строем, занимались охотой, рыболовством, собирательством.

Слайд 7.  

  • Другие находились на весьма высокой ступени общественного развития, о чём свидетельствовала Империя Инков в Андах ( слайд 8) , население которой знало ремёсла и земледелие, а также имело зачатки научных знаний.

А теперь прослушайте, пожалуйста, притчу. Вы, конечно же, знаете, что притча - это жанр художественной литературы, в которой заложен глубокий философский смысл. Прослушайте, пожалуйста, и скажите, о каких расах идет речь в притчи.

Американские индейцы, увидев первых европейцев и завезенных ими из Америки темнокожих рабов, объяснили причину их появления так:

"Однажды боги вылепили фигурки людей из глины и положили их в печь обжигать. После обжига они приобрели кирпично-красный оттенок - это были индейцы.

В следующий раз боги заболтались и забыли во время вынуть фигурки из печи. Те обуглились и стали черны как головешки. Так возникли негры. А потом уже боги, боялись пережечь глиняные статуэтки, вынули их раньше времени, и они получились бледно-розового цвета. Так появились европейцы".

Итак, о каких расах идет речь в притчи и как они появились на материке?

Конечно же, Вы правы.  

Да правильно, это - захватчики - европейцы и завезенные ими рабы - негры (слайд 18).

  • Европейская и, прежде всего испанская колонизация, начавшаяся в 16 веке, быстро привела к большому изменению этнического облика континента. Значительная часть индейцев была истреблена, либо погибла в результате жестокой эксплуатации и завезённых колонизаторами болезней.

В 16 веке начинается ввоз из Африки негров-рабов.

Слайд 19.

 Для какой цели? (работы на плантациях). Негры относятся к ….. расе? Вот эти расовые и этнические компоненты сыграли значительную роль в формировании народов и наций в странах Центральной и Южной Америки.

Слайд 21.

Уже в колониальный период происходило межрасовое смешение народов, которые жили на одной территории, поэтому они быстро ассимилировались друг с другом, вступая в  смешанные браки. Но потомки смешанных баков имеют переходные, смешанные внешние черты, поэтому не являются представителями основных рас.

Кто является потомками смешанных браков?

Слайд 22 -  Метисы,

Слайд 23 - Мулаты,

Слайд 24 - Самбо

Ребята, а как Вы думаете, что произошло дальше, если учитывать что представители этих рас не жили обособленно? Предложения ребят.

Ваши предложения верны, действительно, европейцы женились на представительницах индейцев, а индейцы - на представительницах негров.

А что из этого получилось, я надеюсь, Вы нам расскажите после проведенного исследования.

После обсуждения, сверить по слайдам (слайды 21, 22, 23).

У нас появились новые знания для продолжения схемы (слайд 24).

Вывод: В результате смешения населения между собой состав населения приобрел необычную сложность.

Озвучивание схемы учащимися.

Итак, теперь мы с Вами знаем, какие народы заселяют Южную Америку. Теперь нам предстоит выяснить, насколько плотно и равномерно ли заселен материк (слайд25).

Сначала изучим карту и выскажем свои предложения, решая географические задачи

4.Закрепление нового материала.

Работа с картой.

1.по карте «Народы и плотность населения» определите:

А) районы с самой большой плотностью населения и укажите, на территории каких государств они находятся;

Б) районы с самой  низкой плотностью населения и укажите на территории каких государств они находятся

2.назовите самые большие по численности населения города Южной Америки. Есть ли общие черты в их географическом положении?

Ответы учащихся.

Насколько правильны Ваши предложения, нам предстоит убедиться, прочитав учебник.

Работа с учебником.

Откройте, пожалуйста, учебник .

Вы должны изучить материал учебника и найти ответ на вопрос: Равномерно ли заселен материк Южная Америка?

Ответы учащихся.

Конечно же, Вы правы, материк заселен не равномерно. В основном, население проживает на побережье, что связано с природными и историческими факторами , а труднопроходимые леса в центре материка практически не заселены

Из начального курса географии Вы помните, что население проживает в населенных пунктах.

Работа с контурной картой.

Давайте на контурную карту нанесем три самых больших города Южной Америки (слайд 28).

Рио - де - Жанейро, Буэнос-Айрес, Сан-Паула.

Для дальнейшей работы нам понадобятся атласы, откройте, пожалуйста, страница 32.

Соотнесите города, нанесенные на контурной карте, со странами и назовите, как называются эти государства. Но о государствах, речь пойдет на следующих уроках.

5.Итог урока, выставление оценок.

6.Домашнее задание.

Прочитать параграф и рассказать о населении Южной Америки.

Подготовить сообщение о каком-либо племени.














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!