СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по Основам религиозных культур и светской этике "Добро и зло"

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по Основам религиозных культур и светской этике (модуль «Основы светской этики)

Тема урока: «Добро и зло».

Цель урока: формирование нравственных качеств и моральных ориентиров у учащихся 4 класса

Задачи урока:

Образовательные:

осознать понимание терминов «Добро» и «Зло»;

развивать умение обобщать и  делать соответствующие выводы.

Воспитательные:

учить чувствовать и понимать  доброе и плохое в окружающем их мире;

развивать чувство добропорядочного  уважения и чуткого отношения друг к другу.

Развивающие:

развивать коммуникативные отношения в группах, способствовать развитию творческих способностей учащихся.

  • Познавательные УУД

1. Извлекать информацию из текста.

2. Работать с информацией, представленной в разных формах (текст, таблица, схема).

3. Строить речевое высказывание в устной форме.

4. Объяснять понятия: добро, зло.

  • Регулятивные УУД

1. Принимать и сохранять учебную задачу. 

 2. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

  • Коммуникативные УУД

1. Слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Договариваться о правилах общения и поведения.

5. Формулировать своё мнение, свою позицию.

  • Личностные УУД

1. Сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей.

2. Делать выводы, анализировать свои и чужие поступки с точки зрения общечеловеческих норм.

Предполагаемый результат:

-обучающиеся  имеют четкое представление о понятиях  "Добро» и «Зло»;

-  умеют оценивать  различные ситуации  и поступки, связанные с темой  "Добро и зло";

-  учащиеся способны  анализировать свои  действия  и поступки одноклассников, друзей и товарищей;

-  умеют  создавать комфортную обстановку в составе группы, анализировать учебный материал, высказывать  свою точку зрения.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по Основам религиозных культур и светской этике "Добро и зло"»

Конспект урока по Основам религиозных культур и светской этике (модуль «Основы светской этики)


Малова Ирина Валерьевна,

учитель истории и обществознания

первой категории

МОУ «Криушинская средняя общеобразовательная школа»
г. Новоульяновск, с. Криуши

Тема урока: «Добро и зло».

Цель урока: формирование нравственных качеств и моральных ориентиров у учащихся 4 класса

Задачи урока:

Образовательные:

осознать понимание терминов «Добро» и «Зло»;

развивать умение обобщать и делать соответствующие выводы.

Воспитательные:

учить чувствовать и понимать доброе и плохое в окружающем их мире;

развивать чувство добропорядочного уважения и чуткого отношения друг к другу.

Развивающие:

развивать коммуникативные отношения в группах, способствовать развитию творческих способностей учащихся.

  • Познавательные УУД

1. Извлекать информацию из текста.

2. Работать с информацией, представленной в разных формах (текст, таблица, схема).

3. Строить речевое высказывание в устной форме.

4. Объяснять понятия: добро, зло.

  • Регулятивные УУД

1. Принимать и сохранять учебную задачу.

2. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

  • Коммуникативные УУД

1. Слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Договариваться о правилах общения и поведения.

5. Формулировать своё мнение, свою позицию.

  • Личностные УУД

1. Сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей.

2. Делать выводы, анализировать свои и чужие поступки с точки зрения общечеловеческих норм.

Оборудование:

Компьютер, интерактивная доска для просмотра презентации, раздаточный материал: карточки с пословицами, наглядные пособия: дерево добра и зла , рисунки учащихся по теме «Добро и зло».

Предполагаемый результат:

-обучающиеся имеют четкое представление о понятиях "Добро» и «Зло»;

- умеют оценивать различные ситуации и поступки, связанные с темой "Добро и зло";

- учащиеся способны анализировать свои действия и поступки одноклассников, друзей и товарищей;

- умеют создавать комфортную обстановку в составе группы, анализировать учебный материал, высказывать свою точку зрения.



Тип урока:

Изучение нового материала

Ход урока.

1.Вступительное слово учителя На Руси существовал добрый обычай: в последний день масленичной недели , в «прощеное воскресенье» просить прощение у тех, кого вольно или невольно обидел. Считалось, что человек, как бы сбрасывает с себя тяжелый груз обид, горестей, бед, очищая свою душу, наполняя ее добротой, милосердием и любовью. О хороших и добрых делах сложено много песен и стихов.

Ученик.

Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого- то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
Ученица.

И если кому — то, кому — то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря.

-Чему посвящены стихотворные строки? (доброте, взаимопомощи, милосердию, состраданию)

- Сегодня мы попробуем ответить на вопросы : "Что такое добро и что такое зло?"

-" Как они влияют на окружающий мир, общество и наше сознание?"

А для того, чтобы разобраться в понятиях, обратимся к учебнику.

2.Работа с учебником

- Заглянем в книгу и узнаем определения " Добра и Зла".

3.Беседа с детьми

Учитель. Что такое добро? (это стремление помогать тем, кто в нем нуждается)

- Что вы можете сказать о понятии зло? (это стремление сделать кому-то больно)

- Трудная задача пред нами, как найти правильный ответ?

-Разобраться, что такое Добро и что такое Зло поможет нам волшебное дерево. Посмотрите на него, как оно выглядит? Как вы думаете , почему оно стало таким?

Когда-то дерево было в цвету, оно радовало людей своей красотой, дарило прохладу в жаркий день и защищало в сильный дождь.

Но это дерево волшебное. Оно чутко реагирует на изменения в окружающем мире и в обществе. Когда люди начинают забывать о других и думать только о себе, когда выгоду ставят выше дружбы и любви, когда не думают о своих поступках и их последствиях. А помогать старым и больным, защищать маленьких, становится стыдно и немодно, когда люди начинают жить по нечеловеческим законам - тогда это дерево теряет листок за листком, его ветви становятся сухими и безжизненными. Оно вот-вот тяжело вздохнет и погибнет.



--Как нам помочь дереву? (нужно делать больше хороших поступков и не совершать злых)

--Что такое Добро? Что значит дарить Добро? (Любить, уважать, дарить тепло своей души, любить природу, помогать выживать животным. Быть аккуратными, вежливыми..)

-Доброта-это стремление человека дать полное счастье всем людям

-Итак, на маршруте Добра мы сделаем 3 остановки.

(на доске таблички : «Добрые слова», «Добрые мысли», «Добрые поступки»)



--В обиходе культурного человека всегда присутствуют добрые слова. Какие?( дети называют волшебные слова ) -Для чего они нужны людям?

Они поднимают настроение. Говорят об уважении говорящего к окружающим.Говорят о чуткости. А так же, если у человека радость -добрыми словами можно его поздравить. А наоборот, если горе, неудача, то добрые слова могут утешить, успокоить.

Вывод: Говорите друг другу как можно больше добрых слов.



а)Игра «Волшебное кресло»

--Вот сейчас мы убедимся, как добрые слова могут поднять настроение. И после нашей игры вы поделитесь впечатлениями.

Мой обычный стул сегодня превратися в волшебное кресло. Тот кто на него сядет, начнет как бы высвечивать свои добрые поступки, хорошие качества характера.

Итак, на волшебное кресло вызывается……(имя ребенка)

Повторяй волшебные слова : «На яву , а не во сне, что прекрасного во мне?»

Ребята, вспомните, добрые поступки, черты характера этого человека.

А теперь…..(сажусь сама, говоря волшебные слова и выслушиваю мнения детей)

---Как мне было приятно, слышать добрые слова! Видите, я просто вся засияла. И улыбка не сходит с моего лица. А теперь вы поделитесь своими впечатлениями те, кто побывал на этом месте. Что вы испытывали? Какие чувства возникали?

-А теперь расскажите о своих впечатлениях те, кто говорил приятные слова.

Вывод: Не стесняйтесь, говоритьдобрые слова.Не скупитесь говорить волшебные слова.



б)Пословицы (учитель начинает , дети продолжают)

-Давайте вспомним пословицы про добрые слова. Не зря говорят, что добрые слова…… лучше мягкого хлеба

Что дождь в засуху

И кошке приятно Что солнышко в ненастье

Слаще меда

Камень растает

Вывод: В согласии должны быть с мудрыми словами не только уста, но и наши мысли

в) Рефлексия «Чашка»

--Закройте глаза. Представьте перед собой свою любимую чашку. Наполните ее до краев своим любимым напитком. А теперь рядом поставьте пустую чашку. Отлейте из своей чашки. А рядом стоят еще чашки, еще, еще…Отливайте… а теперь посмотрите в свою, она опять полная. Почему так получилось? Потому что ваша чашка особенная волшебная. Она наполнена вашей добротой.

Откройте глаза. Давайте поговорим.

--Почему же ваша воображаемая вами кружка была всегда полной?

Вывод: Чем больше добра дашь, тем больше добра становится.

Г) Выставка рисунков на тему :Хорошие поступки» -Очень хорошо, когда слова и мысли добрые, но и поступки. Свои поступки вы отразили в своих рисунках. Попробуйте озвучить нарисованное



--Сколько добрых дел вы уже сделали!!!А сколько добрых дел вас ждет впереди! Но прежде нужно вырасти добрыми, отзывчивыми, с уважением относиться друг к другу.



-Что значит уважать ?

Уважение-это почтительное отношение , основанное на признании чьих-либо заслуг.

-За какие качества характера человек заслуживает уважение?

д)Игра «положительные и отрицательные черты характера»

-Всем нам хочется , чтобы к нам относились с уважением, называли нас ласково, по имени. Иногда я слышу, как ребятишки называют «длинный»,потому что рост длинный, или рыжий, т.к. у него фамилия Рыжиков.Как вы думаете, культурный человек позволит себе называть людей по кличкам?

--Ведь как красиво звучат ваши имена.

е )Игра «Звали, зовут, будут звать» (микрофон)

--Как прекрасно и гордо звучали ваши имена и в настоящем и в будущем, и немного смешно в прошлом.

Вывод: Вы должны с уважением относиться друг к другу, понимать и чувствовать человека.





--А вы знаете, что иногда добро превращается в зло. Стихотворение прочитает Илья.

--В чем дело? Почему? Ведь столько добрых дел совершил друг, почему к нему не влечет?

--Как нужно совершать добрые дела? (бескорыстно)

Вывод: Если совершил доброе дело, то не нужно напоминать об этом постоянно.


4.Рассказ «Урок бабочки» (презентация) -Добро накладывает на человека определенную ответственность. Мне бы хотелось рассказать одну историю, когда добро превратилось в зло.

«Урок бабочки». -Вас тронула эта история. Почему?



После просмотра:

Я просила силы, а Бог дал мне трудности, чтобы сделать меня сильной.

Я просила мудрости, а Бог дал мне проблемы, которые нужно решать

Я просила процветания, а Бог дал мне мозги и мускулы, чтобы работать

Я просила мужества, а Бог дал мне препятствия, которые нужно преодолевать

Я просила любви, а Бог дал мне людей в беде, которым нужно помогать

Я просила Даров, а Бог дал мне удобный случай.

Я не получил ничего из того, чего желал. Но я получил все, что мне нужно.



Вывод: Живи жизнью без страха, смело встречай препятствия и показывай, что можешь преодолевать их.



Ж) –А вы часто требуете от друзей, спрашивая при этом : « Ты мне друг?» « Дай списать. Я забыл его сделать». И друг…Как поступит друг? Он даст списать? (ответы детей)

Вывод :Нужно не делать все за друга, а добро состоит в том, чтобы не оставить его в беде, помочь ему. Не пройти мимо, а поддержать его в трудную минуту, направит на путь истинный. Подсказать правильный выход, Иногда бывает достаточно доброго слова.

З )Правила доброты:

--Давайте вспомним правила Доброты.

-Помогать слабым, маленьким, больным, попавшим в беду;

-Прощать ошибки других;

-Не жадничать;

-Не завидовать;

-Жалеть друг друга -Вспомните «золотое правило морали»?

-Золотое правило морали: «Н е делай зла , получишь добро. Относись к людям так , как хотелось, чтобы так относились к тебе.»

-Вспомним «золотые правила» в классе.

И)Игра «Найди пару» (на партах лежат таблички «начала» и «конца» правил)

Не наступить, а уступить.

Не разорвать, а склеить.

Не забрать, а отдать.

Не спрятать, а поделиться.

Не кричать , а выслушать.

Не кулак показать, а ладонь протянуть.



-Всегда ли вы следуете этим правилам?

-Для кого они составлены?

-Почему мы должны спешить делать добро?

-Что может произойти?

-если вы увидите, что человеку плохо, что вы будете делать?

-Когда это надо делать? (Сейчас)

-Что такое доброта? (дружить, уважать)

-А если не будете этого делать? Кто испытал на себе это чувство7

-А если бы злость было растением. Какое оно было бы?

…животным?

5.Рефлексия.»Зло»

Закройте глаза. Изобразите зло на бумаге .А теперь порвите его на мелкие кусочки и выбросите.

Вывод- Встречаться со злом, жестокостью- страшно! И люди, которые творят зло, должны знать, что оно к ним обязательно вернется, только умноженное в сотни раз. Всегда помните и творите добро

6.Итог урока (песня «Дорогою добра»)

-Ребята, наше дерево не должно оставаться таким. Перед вами яблоки: красные и зеленые. Если после сегодняшнего урока ваше настроение хорошее, может быть вы узнали что-то новое, наше общение заставило вас задуматься о чем-то -ваше яблоко красное. Напишите об этом.. А если наш урок вас заставил задуматься о том, что вы когда-то не сделали что-то хорошее, хотя могли бы - ваше яблоко зеленое.

У кого есть желание рассказать о чем вы написали?

Украсьте наше дерево вашими пожеланиями. (Дети украшают дерево яблоками)





Спасибо вам за наше сегодняшнее общение.Вы порадовали меня своими ответами.Я вижу какие вы доброжелательные.Творите добро.И спешите делать Добро!





Список использованной литературы
литература для учителя:

Книга для учителя «Основы религиозных культур и светской этики»

М.Просвещение, 2010г.

Учебное пособие «Основы светской этики 4-5» М.Просвещение, 2010г.

Сборник «Зёрнышки» Добрые истории для маленьких ребят. Рязань, 2008г.

Юности честное зерцало. Программы по нравственному воспитанию школьников. М. 5 за знания. 2005г.

Классные часы и беседы по воспитанию гражданственности. М.ТЦ Сфера

2005г.

Классные дела в начальной школе. М.ТЦ Сфера 2005г.

Внеклассные мероприятия. М. ВАКО 2005г.

Шемшурина А.И. Этическая грамматика.Этические диалоги с детьми 1-4 классов. М. Лика, 2006г



Учебные пособия для учеников:

Учебное пособие «Основы светской этики 4-5» М.Просвещение, 2010г.

Электронное приложение к учебному пособию «основы светской этики»



Видеоматериалы

Фрагменты фильма «Добро и зло»

Запись песни «Дорога добра»



1. Иванов Б.А., Петров В.И. Литература. 10-11 класс. Ч.2.- М.: ООО «Обучение», 2006.

2. Григорьев М.И. Анализ стихотворного текста – М.: «Ученик», 2003.




Использованные материалы и Интернет-ресурсы

1. Видеокассета «Культура России. Серебряный век», 2006 г.
2. Иванов И.С. «Великая Россия», CD, 2007 г.
3. Петров Т.И., песня «Россия» (сл. И.Морковкина, муз. А.Зайкиной)
4. http://sitename.ru




























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!