Основы безопасности жизнедеятельности. 3 класс
Тема: "Как избежать пожара в доме, квартире".
Цели: познакомить учащихся с правилами пожарной безопасности при пользовании спичками, газовой плитой и электроприборами; учить пользоваться пожароопасными предметами; развивать внимание, воображение; воспитывать ответственное отношение к личной безопасности.
Оборудование: предметные иллюстрации по теме, памятка поведения при пожаре для каждого ученика, плакат, на котором записаны слова и словосочетания: электроприборы, вентиляционные отверстия, конфорка, поврежденная изоляция, инструкция.
Ход урока
Введение в тему.
Учитель рассказывает:
— Десятилетний Виталик играл однажды дома со спичками. А затем стал их жечь. Сначала загорелись шторы, потом белье на постели. С каждой минутой огонь разрастался и вскоре пошел гулять по всей квартире. Спасибо, что соседи вовремя вызвали пожарных. Мальчика удалось спасти, но он получил тяжелые ожоги.
Рассказ учителя обсуждается:
Почему произошло несчастье?
О чем забыл мальчик?
Какие правила мы вспомним на уроке?
II . Сообщение темы и целей урока.
III. Знакомство с правилами обращения со спичками
1. Отгадывание загадки и беседа по ее содержанию.
Это тесный-тесный дом:
Сто сестричек жмутся в нем.
И любая из сестер может вспыхнуть,
Как костер!
Не шути с сестричками,
Тоненькими... (спичками).
- Из чего делают спички?
- Какая часть спички пожароопасна?
- Как нужно пользоваться спичками? (Чиркать ими нужно по коробку от себя сверху вниз.)
2. Обсуждение ситуации.
Если младшие сестрички
Зажигают дома спички,
Что ты должен предпринять?
Сразу спички те... (отнять).
3. Выполнение мини-теста.
1. Где в доме нужно хранить спички?
а) На кухне, в навесном шкафчике
б) На кухне, на газовой плите;
в) В детской комнате, в ящике для игрушек.
4. Советы детям.
Ребята, вам твердят не зря:
Играть со спичками нельзя!
Огонь опасен, к сожаленью,
Для всех людей без исключенья!
Его так трудно потушить —
Он может все вокруг спалить!
И вот уже в огне весь дом...
Опасны шалости с огнем!
IV. Знакомство с правилами обращения с бытовыми электроприборами.
Живет в нем вся вселенная,
А вещь обыкновенная. (Телевизор)
Гладит все, чего касается,
А дотронешься — кусается. (Утюг)
Полюбуйся, посмотри —
Полюс северный внутри!
Там сверкает снег и лед,
Там сама зима живет.
Навсегда нам эту зиму
Привезли из магазина. (Холодильник)
Из горячего колодца
Через нос
Водица льется. (Чайник)
Групповая работа. Ребята делятся на 5 групп, каждая из них составляет из данных слов предложения.
Не, приборы, в, без, сеть, оставляй, включённые, присмотра.
Не, изоляцией, приборами, с, проводом, пользуйся, повреждённой.
Не, включай, в, приборов, розетку, одновременно, несколько.
4) Устанавливай, на, только, электроприборы, подставки, несгораемые.
5) Не, телевизора, отверстия, у, закрывай, вентиляционные.
Учитель зачитывает определенные правила из инструкции, комментирует их.
V. Знакомство с правилами пользования газовой плитой.
1. Работа по сюжетной иллюстрации по вопросам:
- Что происходит?
- Какие правила нарушили дети?
2. Рассказ учителя.
Если ты газ зажигать не умеешь,
Не подходи иль потом пожалеешь...
Очень опасно к плите приближаться:
Может она загореться,
взорваться...
Мама сама все согреет и сварит,
Суп приготовит и чайник поставит.
Ты же, малыш, не спеши:
подрастешь,
Спичкой конфорку ты сам
подожжешь!
Правила пользования газовой плитой:
• зажги и поднеси к конфорке спичку, свободной рукой поверни краник;
пламя отрегулируй так, чтобы оно не выходило за края посуды;
закончил готовить, проверь, все ли краны на плите закрыты;
содержи плиту в чистоте;
не суши над плитой белье;
не разрешай пользоваться плитой малышам.
VI. Практическая работа.
Дидактическая игра "Вызови пожарных".
Для игры используется игрушечный телефон. Дети "звонят" в пожарную часть и сообщают о пожаре, придерживаясь схемы вызова службы спасения:
- Кто звонит.
- Причина.
- Где пожар.
- Адрес звонившего.
2. Памятка поведения при пожаре в доме.
Учитель раздает учащимся памятки с правилами поведения во время пожара. Правила проговариваются хором, особое внимание обращается на последовательность действий. Последовательность действий при пожаре закрепляется при помощи игрового упражнения. Ребята делятся на группы по 4 человека, получают карточки, на которых записано одно из правил, и по сигналу учителя выстраиваются в правиль-ном порядке.
Позвони пожарным или сообщи взрослым о пожаре в доме.
Отключи от сети электроприборы.
Закрой окна и двери, чтобы исключить приток воздуха в помещение.
Если помещение заполнилось дымом, смочи водой мокрую тряпку и, прикрыв ею рот и нос, покинь помещение.
Работа с пословицами.
- Как вы понимаете значение пословицы «Огонь — наш друг и враг».
-Какие еще пословицы со словом огонь вы знаете?
VII. Рефлексия.
Игра "Правда ли, что...":
Правда ли, что на ночь электроприборы нужно оставлять включенными в сеть?
Правда ли, что ночью можно пользоваться электроприборами с поврежден-ной изоляцией?
Правда ли, что многие правила пожарной безопасности вы уже знаете?