СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по ОРКиСЭ "Милосердие и сострадание"

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по ОРКиСЭ "Милосердие и сострадание"»


Конспект урока по Основам православной культуры


Тема урока: Милосердие и сострадание.

Урок №12, 4 класс.

Цели и задачи урока:

Цель урока:

  1. Углубление представлений о милосердии и сострадании. Освоение данных понятий на новом для учащихся материале.

  2. Воспитывать потребность быть милосердным, делать добро, сострадать.

Задачи урока:

  1. Формировать у детей милосердное и сострадательное отношение к людям. Показать, как православие учит милосердию, состраданию и помощи людям. Дать возможность школьникам почувствовать, что такое милосердие.

  2. Развивать речь, творческое и логическое мышление.

Формирование УУД:

личностные: нравственно-этическая ориентация; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;

регулятивные: развивать умение принимать и сохранять учебную задачу; развивать умение делать выводы и обобщения;

познавательные: находить в тексте ответ на заданный вопрос; анализировать изучаемые объекты по смысловому восприятию текста; проводить аналогию между изучаемым объектом и собственным опытом;

коммуникативные: управление поведением партнера, развивать умение договариваться, приходить к общему решению при работе в группе, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение выражать свои мысли.

Ожидаемые результаты:

Ученик научится:

Ученик получит возможность научиться:

- учащиеся задумаются над понятиями милосердия и сострадания;

- узнают, кого называют ближним; как христианин должен относиться к людям;

- познакомятся с притчей о добром самарянине;

- обогатят свой лексический запас (на новом для них содержательном и мировоззренческом уровне).

Основные термины и понятия: милосердие, сострадание, ближний, любовь к врагам, милостыня, ответственность, добрый самарянин.


Формы и виды деятельности: беседа, участие в учебном диалоге, работа в парах, работа в группах, работа с карточками.

Ресурсы:

- компьютер, проектор;

- интернет;

- презентация;

- учебник;
































Ход урока

I Этап. Мотивирование на учебную деятельность

Учитель: Ребята, здравствуйте! Сегодняшний урок, я хотела бы начать с цитаты американского поэта Уолта Уитмена «Когда человек протягивает руку, чтобы помочь другому, он прикасается к лику Божества».

II Этап. Актуализация знаний

Учитель: Прежде чем мы начнем новую тему, я предлагаю вам вспомнить о чем мы говорили на прошлом уроке? (о Заповедях)

Верно, а сколько же их было? ( 10 заповедей)

Давайте с вами вспомним основные из них, а помогут нам в этом персонажи из сказок. Посмотрите на экран и ответьте какую заповедь нарушил сказочный герой.

  1. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» (Иванушка нарушил заповедь « Почитай отца твоего и матерь твою». )

  2. Злая мачеха из сказки «Белоснежка» ( Нарушила заповедь «Не убивай»)

  3. Баба-Яга сказка «Гуси-Лебеди» (Нарушила заповедь «Не кради»)

  4. Пиноккио «Приключения Пиноккио» (Нарушил заповедь «Не лги»)

  5. Старуха «Сказка о рыбаке и рыбке» ( Нарушила заповедь «Не завидуй»)

III этап. Целеполагание, постановка проблемы

Учитель: - А сейчас я предлагаю вам  прослушать песню-притчу «Окно»  в исполнении Светланы Копыловой и подумать о её смысле.

- Кто из больных, по- вашему мнению, нарушил заповеди?

- Какую?

- К чему это привело?

- Как можно назвать поступок больного, который не видел?

-Чего не хватило человеку, который не помог умирающему  больному?

- Ребята, как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить на уроке?

- Сформулируйте тему урока.

- Верно, молодцы, тема нашего урока «Милосердие и сострадание».

Учитель: Как вы ребята понимаете слово «милосердие»? Что это такое? (Ответы детей)

Милосердие - это чувство готовности оказать бескорыстную помощь, прощение

IV этап. Первичное усвоение новых знаний

Слайд 2

Учитель: Корень слова «милый» - «мил» (щелчок) означает «услада, удовольствие, радость».

А кому в жизни мы чаще всего говорим слово «милая»? (дети отвечают)

Слайд 3. Слово «миловать».

Учитель: Милая мамочка - мы говорим эти добрые слова своей маме, потому что нам всегда приятно видеть ее. Представьте себя на месте этой девочки, рядом со своей мамой. Что вы чувствуете? (дети отвечают)

Нежность, сладость в сердце и желание прижаться, чтобы мама нас пожалела. Мы говорим, что мама милует нас. (щелчок) В ее объятиях мы чувствуем себя защищенными, нам уютно и хорошо, потому что мы ей полностью доверяемся. (щелчок) Миловать – значит дарить приятное для души. (щелчок)


Слайд 4. Слово «милость».

Учитель: А теперь посмотрите на этого несчастного бездомного котенка. Какие чувства он вызывает в вашей душе? (дети отвечают)

(щелчок) Мы чувствуем в сердце жалость к этому котенку, желание пригреть его, покормить, защитить, сделать его жизнь приятной. Наше сердце хочет оказать милость этому котенку. (щелчок)

Вот вы пожалели котенка, он у вас на руках, доверяет вам. Что чувствует ваше сердце? (дети отвечают)

Когда мы оказываем кому-нибудь милость, т.е. проявляем сострадание, участие (щелчок), наше сердце испытывает радость. (щелчок) Помните чем больше мы отдаем добра другим, тем больше получаем его.

Слайд 5. Люби ближнего.

Учитель: Однажды Иисуса Христа спросили: какая самая главная среди множества заповедей? Он сказал: важнее всего любовь к Богу и к человеку. «Люби ближнего как самого себя». (щелчок) И тогда Ему задали непростой вопрос: «а кто мой ближний?».

Христос же на заданный Ему вопрос ответил притчей о добром самарянине:

Учитель:

Я вам предлагаю посмотреть мультфильм по этой притче

Мультфильм.

Учитель:

Как вы поняли притчу Христа о добром самаритянине?

Слайд 6.

Притча Христа означает: ближний – тот, кто не оставит тебя в беде. И еще ближний - это тот, кто нуждается в твоей помощи (щелчок). Если человеку больно – становится неважно, на каком языке он говорит и какая у него вера или цвет кожи. Кровь у всех людей одного цвета.

Ребята, вы, наверное, уже устали. Я предлагаю вам немножко отдохнуть:

Физкультминутка

Прилетели ангелочки-

Становились на носочки!

Вверх руками потянулись

И друг другу улыбнулись.

Крылышки расправили-

В стороны направили,

Наклонились до земли,

Словно тяжести несли.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

А теперь им всем пора

Делать добрые дела.

Vэтап. Первичная проверка понимания

Слайд 7. Милосердие.

Учитель: Давайте уберем те значения, которые не соответствуют милосердию.

Слова исчезают по щелчку на них. Убираем слова «месть, злорадство, обида, равнодушие, жадность».

Слайд 8. Вина и прощение.

Учитель: Наверное, с каждым из нас было такое, что когда мы совершили что-то недоброе или поссорились с другом, на душе стало скверно, сердце разрывалось от боли и хотелось, чтобы к нам проявили милость. Подумайте, что мы имеем в виду, когда желаем милости к себе? (дети отвечают)

Мы хотим, чтобы нас простили. Мы хотим мира. Мир лечит душу. Но если мы хотим, чтобы нас прощали, то, значит, и других мы должны учиться прощать, особенно, если у них случилась беда. Любовь начинается с прощения. Как говорила добрая старушка из притчи о молодой душе: (щелчок) добро – помнить, (дети вспоминают) зло – забывать. (щелчок)

Слайд 9. Обида.

Учитель: Даже если этот человек виноват лично перед тобой, все равно в минуту его беды надо забыть свои обиды и протянуть ему руку помощи. (щелчок)

Нельзя поступать по принципу: «Как ты ко мне, так и я к тебе!» или «Так тебе и надо! Получай по заслугам!»

Милосердие напоминает, что есть мелкие неприятности, а есть настоящие несчастья. Кто-то однажды подставил тебе подножку – и вот тебе досталась новая шишка и порция насмешек. Это неприятно. Но прошло время - и этот кто-то сам смешно растянулся на брошенной кем-то банановой шкурке. Да так сильно, что повредил ногу и самостоятельно не смог подняться. Это беда. Ты сможешь забыть ту подножку? Сможешь не обрадоваться его беде? Сможешь подойти, помочь ему, позвать врача?

(щелчок) Это непросто – переступить через свои давние и вроде бы справедливые обиды. Но это – самый высокий из призывов Иисуса Христа: «А Я говорю вам: любите врагов ваших».

Слайд 10. Учиться милосердию.

Учитель: А как вам кажется, легко ли стать милосердным? (дети отвечают)

Человек может научиться милосердию. Если ты будешь совершать дела милосердия (например, ухаживать за больными или младшими, бескорыстно предлагать свою помощь…), то эти дела со временем изменят и твое сердце, сделают его более человечным.

Слайд 11

Учитель: Одно из дел милосердия – милостыня. А как вы себе представляете, что такое милостыня? 

Милостыня - добровольная раздача своих денег, продуктов питания, одежды, а также иная помощь другим людям, как правило, нуждающимся (нищим или бедным)..

Но у детей ещё денег нет. Как вы думаете, что может пожертвовать ребенок?

(Ответы детей)

Ребенок может пропустить любимый мультик – и вместо этого навестить больного товарища, хотя бы позвонить ему; или например, помыть полы в своей комнате. Можно уделить внимание старенькой бабушке: расспросить, как она себя чувствует, какое у неё сегодня настроение… Пожилым людям очень не хватает внимания.

VI этап. Первичное закрепление.

Слайд 12.

Учитель:

Творческая работа в группах.

Задания для групп: найти различные способы помощи людям или животным в той или иной ситуации.

  1. Вы узнали, что рядом живет одинокая бабушка.

  2. В минуту твоей беды тот, кого ты считал своим лучшим другом, не помог тебе.

  3. Мальчик забыл в автобусе ранец с учебниками

  4. Вы нашли у своего дома маленького котенка

  5. Один из дежурных заболел, девочка берется за уборку одна. Ей нужно поднять стулья, подмести, принести воду, вытереть пыль и вымыть пол. Ваши действия?

  6. Девочку из первого класса толкнул старшеклассник. Она стукнулась о стену и больно ударила руку. Девочка присела около стены и заплакала. Вы идете мимо и видите плачущую девочку. Ваши действия?

VII этап. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Учитель: Людей, которые совершают милосердные дела, очень много. Я вам предлагаю дома познакомиться еще с одним примером человеческого милосердия, посвященным жизни святой Ульяны Муромской. (С.45)

Слайд 13

VIII этап. Рефлексия учащихся.

Учитель: Над чем заставил задуматься этот урок каждого из нас?

Учитель:

У нас состоялся очень серьезный разговор, наверняка он затронул ваши души, возможно, вы измените свое отношение к своим поступкам. Мне хотелось бы, чтобы вы поняли, что надо оказывать помощь тем, кто в ней нуждается. Но помощь должна быть незаметной, бескорыстной. Я желаю вам всем жить среди милосердных людей и быть милосердными. Ребята, вы сегодня замечательно работали, я вами очень довольна. Вы у меня молодцы!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!