СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по окружающему миру "Золотое кольцо России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру "Золотое кольцо России"»

Тема урока

Золотое кольцо России

Предмет

«Окружающий мир»

Класс

3

Автор урока (ФИО, должность)

Ергалиева Айгуль Амангельдиевна, учитель начальных классов  

Тип урока

Изучение нового материала, урок-путешествие (виртуальная экскурсия)

Цели урока

Образовательная:

- сформировать представление у обучающихся о Золотом кольце России, какие города входят в него.

Развивающая:

- способствовать развитию познавательной мотивации, расширению кругозора;

- развивать умение определять цель, строить деятельность по её достижению, способность правильно формулировать мысли в процессе общения;

- развивать наблюдательность, внимание, воображение, мышление, память, связную речь;

- формировать умения слушать и слышать одноклассников, учителя.

Воспитательная:

- способствовать воспитанию чувства патриотизма и гордости за нашу страну через изучение достопримечательностей старинных русских городов.

Задачи урока

-Развивать информационную грамотность учащихся, познавательные процессы;

-Расширять словарный запас, продолжить работу по формированию связной речи;

-Воспитывать культуру поведения, взаимопомощь;

-Создать благоприятную психологическую атмосферу на уроке для поддержания работоспособности и сохранения здоровья.

Планируемые результаты


Личностные: формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину; проявление интереса к культуре и истории своего народа, родной стране.

Предметные: обучающиеся узнают, какие города входят в Золотое кольцо России, их расположение на карте и достопримечательности; почему эти города объединены в понятие «золотое кольцо».

Метапредметные:

Регулятивные: развитие мотивов учебной деятельности; развитие умения удерживать цель деятельности до получения её результата; осуществление контроля деятельности; оценивание результатов своей деятельности.

Познавательные: формирование умения выявлять особенности и сходства разных объектов в процессе их рассматривания.

Коммуникативные: формирование умения оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли; развитие навыков сотрудничества со сверстниками в групповой работе, умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

Используемые на уроке современные педагогические технологии:


- здоровьесберегающие технологии (эмоциональное воздействие на детей, физкультминутка),

- ИКТ,

- проблемное обучение (проблемная ситуация с удивлением, проблемные вопросы),

- игровая технология.

Методы обучения:


- частично-поисковые, проблемный (направлены на мотивацию учебной деятельности); учащиеся сравнивали, анализировали, соотносили результат выполненного действия с поставленной проблемой;

- объяснительно-иллюстративный (организация и осуществление учебно-познавательной деятельности);

- репродуктивный (воспроизведение чего-либо по образцу или по памяти; в активной форме ученики самостоятельно определяют, выбирают алгоритм действий, а затем упражняются в его применении);

- беседа, диалоговое взаимодействие;

- практические (самостоятельная работа с карточками-заданиями).

Организационные формы урока:

фронтальная, групповая (класс разделён на 2 группы по 5 человек)

Необходимое оборудование и материалы

Компьютер, мультимедийная презентации, карта Золотого кольца России, фотографии с изображением городов Золотого кольца (маленькие фотографии лежат на партах, а большие фотографии прикреплены к доске)



Ход урока

Мотивация учащихся








Ход и содержание урока

1.Проверка домашнего задания.









2 Сообщение темы и целей урока.



Организационный момент.

Ребята, я очень рада видеть ваши добрые лица и лучистые глазки. Давайте подарим частичку своего хорошего настроения гостям и  друг другу.

Сделайте красивую добрую улыбку и подарите радость друг другу.

Помните – улыбаясь, мы улучшаем свое здоровье и окружающую нас жизнь. 

Руки – на месте.

Ноги – на месте.

Локти – у края.

Спинка – прямая.

1. Игра «Назови одним словом»

План доходов и расходов (бюджет)

Деньги, которые попадают в бюджет (доход)

Деньги, которые тратятся из бюджета (расход)

Доход выше затрат (прибыль)

Доход меньше затрат (убытки)

Плата за работу (зарплата)

Доход хорошего студента (стипендия)

Установленные законом платежи, которые граждане и организации обязаны вносить государству (налоги)

То, что остаётся от дохода семьи после того, как мы израсходуем деньги на всё необходимое (накопления)

Сообщение темы и целей урока.

– Ваша семья хорошо планировала свои расходы, вы сами бережно относились к своим вещам, сэкономили на этом, экономно расходовали воду, газ, электроэнергию – за всё приходится платить.

Собралась определённая сумма. Как можно использовать эти деньги? (отложить на будущее, сделать крупную покупку – купить холодильник, стиральную машину, автомобиль, квартиру и т.д. А можно отправиться в путешествие!)



3. Самоопределение к деятельности

















































4.Изучение нового материала. (Определение, управление)









































Гимнастика для глаз













Музыкальная подвижная физ. минутка.


































































  1. Обобщение и систематизация знаний.














6.Рефлексия деятельности на уроке











7.Домашнее задание





 – Ребята, а вы любите путешествовать? (Ответы детей.)

- А зачем люди путешествуют? ( ответы детей)

Самоопределение к деятельности

- Ребята, что я держу в руках? (кольцо)

- Форму чего оно имеет ? ( окружности)

- На каком уроке мы встречаемся с окружностью? (На уроках математики)

- Окружность – это что… ( Геометрическая фигура)

- А что такое кольцо? (Украшение, символ единства, сближения)

- Из какого материала могут быть сделаны кольца? (Из золота, серебра…)

- Золотое кольцо! В прямом или переносном значении употреблено слово золотое? (В прямом)

- А когда употребляем это слово в переносном значении? ( ответы детей)

- Кто догадался, куда отправляемся в путешествие? (Отправляемся путешествовать по золотому кольцу)

-- Ребята, а как называется наша страна? (Россия)

- Значит, где находится Золотое кольцо о котором мы с вами говорим ? (В России)

- Назовите тему урока.

Открыв по очереди карточки на доске (слайд 1)

Золотое кольцо России

- Какова цель нашего урока?

(Познакомиться с интересными древними русскими городами России. Узнать об их достопримечательностях. Больше узнать об истории нашего государства)

- Мы начинаем с вами изучать новый раздел в курсе окружающий мир: Путешествие по городам и странам. Откройте учебник на стр.84-85 и давайте прочитаем, и проверим, о чём же мы с вами будем говорить на уроках.(Читаем)

- Ребята, послушайте стихотворение ( читает стихотворение наизусть подготовленный ученик)

- Слушаем и на рабочих листах, которые лежат у вас на партах каждой группы, выполняем задание № 1, в таблице в первой колонке ставим (+) около названия города, если услышите его в стихотворении

( Приложение 1 )

Катись, катись, колечко,
По краешку Земли,
От Северного моря
И голубой тайги,
По рощам и долинам
До волжских берегов,
Где древняя Россия
В названьях городов..

Владимир, тихий Углич,
Залесский Переславль,
Жемчужина России –
Нарядный Ярославль.
Ростов Великий, Суздаль
И Сергиев Посад…
Их имена как песня
Народная звучат.
Колечко золотое
Скрепило города.
Здесь матушка Россия,
Здесь русский дух всегда!

- Название каких городов встретились в стихотворении?

-Мы совершим необычное путешествие – виртуальную экскурсию по  знаменитому на весь мир туристическому маршруту по древним русским городам, хранящим уникальные памятники отечественной истории и культуры России».

- Обратите внимание, что необходимо в любом путешествии - карта. ( на доске карта)

Изучение нового материала.

- Сегодня в нашем долгом путешествии не обойтись без помощников – экскурсоводов. Готовы? (Заранее подготовленные экскурсоводы - ученики по очереди отвечают.)

  - В путешествие мы отправимся из главного города нашей страны. Как он называется? (Москва) Покажите на карте столицу нашей Родины. ( на доске )

Москва (слайд 2)

- Что мы знаем о Москве?

Москва́ — столица Российской Федерации. Москва находится в центре России. Основан князем Юрием Долгоруким. Достопримечательности: Красная Площадь, Кремль, Храм Христа Спасителя, МГУ. (Слайды 3, 4)

- О чем говорит эта дата - 1147 г.? ( учитель показывает на карточке 1147 г.)

- Мы покидаем столицу нашей Родины – Москву и отправляемся дальше.

-Следующий на нашем пути – Сергиев Посад.

(Далее логические переходы между городами делает учитель.)

Сергиев Посад (Слайд 5,6 )

Выступление учащегося  (дети выходят к доске и открывают на доске листочки с названием города о котором будут рассказывать)

- Он назван в честь святого Сергия Радонежского, который основал здесь большой монастырь – Троице – Сергиева лавра. Слово «лавра» означает главный, самый важный монастырь. И он действительно признан главным монастырём России. На территории Троице – Сергиевой Лавры располагается Московская Духовная академия – старейшее высшее учебное заведение  России. В прошлом столетии здесь жили и работали сотни первоклассных мастеров – игрушечников. Не случайно, именно здесь находится единственный в России «Музей игрушки», в котором насчитывается около 30000 экспонатов.

Учитель дополняет  ответы детей и вместе подводят  итог:

- Сергиев Посад назван в честь Преподобного Сергия Радонежского, основавшего крупнейший в России монастырь Троице-Сергиеву лавру.  

- Что означает слово «лавра»? ( ответы детей)

- В рабочих листах выполняем задание № 2, записываем название города, в котором мы побывали и так делаем по каждому городу Золотого кольца России.

- Из Сергиева – Посада мы попадаем в Переславль – Залесский. 

Переславль-Залесский (Слайды 7,8 ,9 )

Выступление учащегося   

    Этот город, также как Москва, был основан князем Юрием Долгоруким. Он раскинулся на берегу живописного Плещеева озера. Переславль считается одним из заповедных и привлекательных городов Золотого кольца, а также считается родиной русского флота. Здесь сохранились старинные церкви и другие творения русского зодчества: Спасо – Преображенская церковь, Никитский и Горицкий монастыри, уникальные Музей Утюга и Музей Чайника.

Учитель дополняет  ответы детей и вместе подводят  итог:

 - Основан в 1152 г. на пересечении торговых путей князем Юрием Долгоруким. На Плещеевом озере проходили военные учения под руководством самого Петра I, основателя военного флота России.

- На берегу какого озера расположен город Переславль-Залесский? ( ответы детей)

- Затем наш путь лежит в Ростов Великий.

- Кто подготовил информацию об этом городе?

Ростов Великий  (Слайды 10,11,12)

Выступление учащегося 

    Этот город – один из самых древних в Золотом кольце, и уже в давние времена его с уважением называли Великим. Самая замечательная часть города – Ростовский Кремль.

     За его белыми стенами видны многочисленные купола церквей, колокола которых славятся своим мелодичным звоном. Так же известны на весь мир Дмитриевский храм и Церковь Иоанна Богослова. Ростов славится знаменитой ростовской финифтью. Это очень красивые украшения с эмалью – броши, серьги, браслеты, которые хранятся в музее Финифти, и вызывают восхищение окружающих.

Учитель дополняет  ответы детей и вместе подводят  итог:

- Один из древнейших русских городов. Известен с 862 года. ,своими колокольными перезвонами, также финифтью.

- Что называют ростовской финифтью? ( ответы детей)

  - Следующая остановка – город Углич.

- Кто познакомит нас этим городом?

Углич ( слайд 13,14,15 )

Выступление учащегося

     Углич стоит на реке Волге. Название города, возможно, произошло от слова «угол». Река в этом месте изгибается, течёт «углом». В Угличе много памятников старины: Дворцовая палата удельных князей, церковь царевича Дмитрия – на крови. Интересна Угличская гидроэлектростанция, одна из первых  построенных на Волге.  А ещё в Угличе работает большой часовой завод, где делают известные часы «Чайка». Вот чем славен этот город. Счастливой дороги!

 Учитель дополняет  ответы детей и вместе подводят  итог:

- От какого слова произошло название города? ( ответы детей )

-Из Углича мы отправляемся в Ярославль

Ярославль  (16,17,18)

Выступление учащегося   – Это самый крупный город Золотого кольца.

      Он был основан князем – Ярославом Мудрым, имя которого и носит. Город тоже стоит на Волге. В центре города мы видим памятник Фёдору Григорьевичу Волкову. Этот замечательный человек создал в Ярославле первый в России общедоступный театр. Из памятников старины известны: церковь Ильи Пророка, Владимирская церковь, Святые ворота.

Учитель дополняет  ответы детей и вместе подводят  итог:

- Кем основан город Ярославль? ( ответы детей)

-Сейчас мы остановимся в городе – Кострома.

Кострома  (Слайд 19,20)

Выступление учащегося   

     Если посмотреть на план города Кострома, то можно заметить, что улицы расположены в виде веера. Существует легенда, что когда императрица Екатерина II думала, как перестроить город,  она раскрыла свой веер. Вот город и сделали таким необычным. В той части города, где улицы сходятся, расположены старинные Торговые ряды, торгуют в них уже несколько веков. Из достопримечательностей известны Ипатьевский  и  Анастасиин монастыри.

Учитель дополняет  ответы детей и вместе подводят  итог:

- Основан князем Юрием Долгоруким в 1152 году как крепость для защиты.

- Продолжаем свой путь вдоль великой русской реки Волги, где раскинулся город Плёс.

Плёс (слайд 24,25 )

Выступление учащегося   

Своё название он получил от речного плёса, то есть широкой части реки между двумя изгибами. Плёс – это город художников. Их привлекает необыкновенная красота города и его окрестностей. Особенно любил Плёс русский художник – Исаак Ильич Левитан. Сейчас в городе открыт музей И. И. Левитана. Он сделал Плёс общенациональным достоянием. ( Показ репродукций И.Левитана).

- Что привлекало художников в этом городе?

- Мы отправляемся в Суздаль

Суздаль  (Слайд 26,27)

Выступление учащегося 

 – Суздаль - всемирно известный город – музей под открытым небом.

  Здесь 33 церкви, 5 монастырей, 17 часовен. В городе есть знаменитый Музей деревянного зодчества, Рождественский собор, Успенская и Никольская церкви, избы и монастыри. Весь мир восхищается  красотой этих архитектурных творений.

Учитель дополняет  ответы детей и вместе подводят  итог:

 -Суздаль появился на страницах русских летописей в 1024 году и определил целый период в развитии русской национальной государственности и культуры.

- Чем известен город Суздаль? ( ответы детей)

- От Суздаля совсем недалеко до Владимира.

Владимир  (Слайд 28,29,30)

Выступление учащегося   

    Его основал князь Владимир Мономах.  Поэтому и город назван его именем. Красивый город Владимир стоит на высоком берегу реки Клязьмы. Чтобы полюбоваться городом, можно подняться на высокую башню, отсюда старинная часть города видна как на ладони. А вот перед вами замечательный памятник старины – Золотые ворота. Вот величественный Успенский собор, по  его образцу построили Успенский собор в Московском Кремле. А это Дмитриевский собор, на его стенах несколько сотен удивительных резных изображений

Учитель дополняет  ответы детей и вместе подводят  итог:

- В честь кого назван город Владимир? (ответы детей)

- Из Владимира мы возвращаемся в Москву. Наше путешествие по Золотому кольцу России закончилось. 

- Ребята, ответьте на вопрос:

-Почему кольцо? ( Кольцо, так как наш путь будет напоминать кольцо.)

- Почему Золотое? ( ответы детей)

Теперь проверим, как вы запомнили то, о чём мы говорили на уроке.

1. Игра Узнай город» (Слайды 31-35)

Учитель показывает слайды с достопримечательностями городов. Дети называют город по его особенностям.

2. Работа в рабочих листах (Приложение1 - Задание № 3)

- Напишите, какой город имеет такие достопримечательности

3. Составляем синквейн

- что такое синквейн? (нерифмованное стихотворение , состоящее из 5 строк)

Синквейн всегда состоит из пяти строк :

  1. Записывается существительное, отражающая основную мысль темы, сегодня , ребята мы нарушим традиционный синквейн и запишем словосочетание вместо существительного – золотое кольцо

  2. Записываем два прилагательных , которые выражают основную идею

  3. Записываем три глагола, которые обозначают действия внутри темы

  4. Записываем главную смысловую фразу темы

  5. Записываем существительное , которое служит заключением.

Итог урока.

- Наше путешествие подошло к концу. Все хорошо поработали, молодцы.

- Ребята, предлагаю выбрать лучших по окружающему миру в каждой группе.( медальоны)

Я предлагаю вам высказать своё мнение об уроке с помощью начала фраз, записанных на доске:

Сегодня я узнал …

Я научился …

Мне захотелось …

-подготовить сообщения о других городах, входящих в Золотое кольцо России, не изученных на уроке- город Иваново








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!