СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по окружающему миру в 3 классе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру в 3 классе.»

Конспект урока по окружающему миру в 3 классе.

Тема: «Охрана животных».

Составила:

Цель: формирование условий для развития эмоциональной и познавательной сфер обучающихся в процессе знакомства с Красной книгой, формирование знаний по теме «Охрана животных».

Задачи:

Образовательные:Формирование представления о негативном и позитивном влиянии деятельности человека на многообразие видов животных, познакомить с Красной книгой России, Красной книгой Северной Осетии, с редкими животными, занесенными в Красную книгу;

Развивающие: способствовать развитию умения характеризовать меры по сохранению природы; развивать чувство ответственности за жизнь на планете; повторить правила поведения в природе;

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к живым существам, к окружающей природе; пробуждать у детей интерес к своей Земле и родному краю, чувство сопричастности к тому, что происходит в нашем общем доме

Планируемые результаты:учащиеся научатся определять характер взаимоотношений человека и объектов природы, называть животных, занесённых в Красную книгу, формулировать правила друзей природы, делать выводы.

Личностные: проявлять ценностное отношение к природному миру, осознавать важность Красной книги для сохранения редких и исчезающих видов животных.

УУД Познавательные: добывать новые знания: находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях

Регулятивные:самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения

Коммуникативные: совместно договариваться о правилах поведения в природе и следовать им

Тип урока: Изучение нового материала

Оборудование:

Мультимедейный проектор, экран, ноутбук, фотографии животных, телефоны, карточки для индивидуальной и групповой работы, учебник

Основные понятия: Красная книга России, Красная книга Северного Кавказа, вымершие виды, исчезающие виды, заповедник, заказник, зоопарк.

Ход урока:

Iрганизационный момент.

Здравствуйте ребята, меня зову………………... Пожалуйста. повернитесь назад и поприветствуйте наших гостей. Повернитесь лицом к учителю. Пожелаю вам удачи и умения в придачу. Присаживайтесь!

II. Актуализация опорных знаний.

-Ребята, на предыдущих уроках вы изучали темы о животных. Для проверки ваших знаний о животных, я предлагаю выполнить задания на экране:

-На какие группы можно разделить всех животных?(слайд 2)

(звери, птицы, рыбы, насекомые, земноводные, пресмыкающиеся)

-Кто мечет икру?(слайд 3) (земноводные, рыбы)

-Какие животные откладывают яйца?(слайд 4) (птицы, пресмыкающиеся, насекомые)

-Ребята, где мы можем встретить разнообразие насекомых, птиц?


III.Постановка учебной задачи.

- А теперь давайте переместимся в сказочный лес наполненный звуками природы (слайд 5).Как прекрасен этот мир и как великолепны творения природы. Ими бы только восхищаться, удивляться выдумками природы, если бы не одно тягостное обстоятельство: многим из животных угрожает опасность исчезновения с лица Земли. ---Чтобы узнать тему урока, вы должны определить животных по их основным признакам, отгадать его представителя и вывесить на доску.

-Для этого вы должны выполнить задания, которые я заштриховала в Qr код.


1) 4 ноги, тело покрыто шерстью

Как большая кошка он грациозен и умён.

Но не любит разных игр

Полосатый, грозный…..(тигр)

2) Тело покрыто перьями, 2 крыла

Гордая птица, воды не боится

Очень пригожа, на двойку похожа,

Как зовут, ответь!

Это белый….(лебедь)

3) Тело покрыто чешуёй, плавники

С хвостом, а не зверь,

С перьями, а не птица.

В воде она живёт,

Нет клюва, а клюёт….(рыба)




4) Живут в воде и на суше, 4 ноги, голая кожа

Из малька выходят лапки,

Длинноногие ребятки.

В луже прыгает квакушка

Пучеглазая…..(лягушка)

5) 4 ноги, тело покрыто роговыми чешуйками

Живёт спокойно, не спешит,

На всякий случай носит щит.

Под ним, не зная страха

Гуляет ….(черепаха)

6) 6 ног Над цветком порхает, пляшет

Веером узорным машет….(бабочка)


-Как вы думаете, как мы должны относиться к животным? (бережно)

-Как вы думаете, должны ли мы заботиться о животных? ( мы должны заботиться и охранять животных)

  • Что мы должны делать с животными? (охранять)

  • Кто может сформулировать тему урока? (Охрана животных)(выставляется тема урока )

-Тема нашего урока «Охрана животных». На этом уроке мы постараемся ответить на волнующие вопросы.

-Где могут найти защиту животные?

-А что мы с вами можем сделать для охраны животных?

- Как надо относиться к окружающему миру?

К этим вопросам мы еще вернемся.

IV. Построение проекта выхода из затруднения. Первичное усвоение новых знаний.

  1. Вводная беседа

- К нам пришло письмо с просьбой о помощи. (Слайд 6)

Прочитаем его. (ученик открывает конверт и зачитывает письмо )

«Ох, и не любят меня люди. Голос, видите ли, им мой не нравится, и глаза, говорят у меня некрасивые. Считают, что я беду приношу. А так ли это? Если бы не я, пришлось бы некоторым сидеть без хлеба. Я одна уничтожаю за лето 1000 мышей, которые способны уничтожить 1 тонну зерна. Вся беда в том, что нас становится все меньше».

- Кто обратился к нам за помощью? (сова) ( рисунок )

- Что вы узнали об этой птице из письма?

Ребята давайте позволим Сове остаться у нас на уроке и помогать нам!

-Как вы думаете, почему многих животных становится меньше на Земле? (высказывания детей. Изменяется климат. Становится меньше лесов. Загрязняется воздух. Животные умирают, не находя себе корма)

2.Причины исчезновения животных:

  • Вырубка лесов.

  • Уничтожение растений.

  • Загрязнение воды.

  • Охота.

  • Разрушение и загрязнение почв. ( слайд 7)

3. Знакомство с Красной книгой

-С начала 17 века на Земле вымерло более 500 видов животных, в основном по вине человека. Поэтому люди решили выпустить Красную книгу.

-Я хочу чтобы вы посмотрели ролик (слайд 8)

-В 1948 году в небольшом городке Фонтенбло на международной конференции был основан Международный союз охраны природы. Тогда была создана специальная комиссия службы спасения. Эта служба спасения составила мировой список животных и растений. И ученые решили назвать этот список Красной книгой.

-А как вы думаете, почему назвали книгу именно Красной, а не желтой, синей?

( Красный цвет- это значит внимание, стоп, не убивайте животных, не губите растения)

Красная книга- это сигнал опасности. Это не закон об охране природы, это лишь факты, собранные учеными о животных и растениях. На составление первого варианта Красной книги потребовалось 14 лет.В нее уже записано 295 видов зверей, 312 видов птиц. Но записать животное или растение в красную книгу – еще не значит их сохранить. Это пока сигнал тревоги о том, чтобы не навредить всему живому.

На страницах Красной книги имеется список исчезнувших животных.

Это- морская корова, пингвин-дронт, странствующие голуби.(слайды 9,10,11)

К сожалению, этих прекрасных по-своему животных, можно увидеть только на рисунках.

4. Знакомство с животными Красной книги. Работа по учебнику.(слайды 12-16)

Откройте учебник на стр. 108

-Давайте послушаем сообщения о животных, которые нуждаются в охране и все они занесены в Красную книгу. Откройте учебник на стр. 103

Морж -могучий морской зверь. Его длина более 3 метров, а масса примерно полторы тонны. Клыки моржей — до 80 сантиметров в длину! Они помогают животным добывать со дна пищу — морских моллюсков, защищаться от белых медведей, а также вылезать из воды.

Тигр- прекрасный охотник. Он быстро бегает, способен долго преследовать добычу. Обычно он нападает из засады. Любимая его добыча- олени, дикие свиньи, антилопы. Если охота неудачна, тигр ест лягушек, мышей, саранчу. Когда-то их было много, а теперь тигры стали редкими животными, потому что их уничтожали из-за красивого ценного меха. Оказался на грани вымирания амурский тигр- самый крупный подвид тигра в мире. Его длина более 3–х метров. Сильный, ловкий, красивый зверь. Живёт в лесах на востоке нашей страны.Сейчас тигры взяты под охрану во всём мире.


Беркут

В длину размер беркута достигаетодного метра, размах крыльев равняется 2,5 метрам. Особь женского пола обычно больше размеров своего избранника. Если масса самца в среднем находится в пределах 4-5 кг, то самки часто достигают отметки 7 кг. Птица имеет загнутый вниз кончик клюва, что присуще ее виду.

Фламинго встречаются в Евразии, Африке и Южной Америке .Они населяют мелководные солёные озёра и морские отмели. Эта птица обладает самой длинной шеей и самыми длинными ногами. Оперение у фламинго рыхлое, ярко- розовое. Крылья- короткие и широкие. Изогнутый коленообразный клюв имеет своеобразный цедильный аппарат. С его помощью фламинго отцеживают из ила мелких рачков, моллюсков и водоросли, которыми питаются. Детёныши этих птиц рождаются с длинными толстыми ногами, прямым клювом и ходят 2 года в сером оперении, а затем одеваются в розовый наряд.

Жук-красотел особенно известен. Он красивого темно-синего цвета с золотисто-зелеными, имеющими обычно красный отлив надкрыльями, длина 24—32 мм. Этот вид очень полезен, так как истребляет вредных гусениц и других лесных вредителей. Активный хищник охотится днем. Один жук может уничтожить за время своей жизни до 900 больших гусениц вредителей. В последние годы численность резко сократилась. Красотел относится к исчезающим видам и занесен в Красную Книгу России.

Нашей мудрой сове очень понравились рассказы ребят, а вам?


5. Физкультминутка. (Слайд 17)

Наша сова так заслушалась, чуть не задремала. Давайте поможем ей взбодриться и проведем физкультминутку.

Мы шагаем, мы шагаем

Руки выше поднимаем

Голову не опускаем

Дышим ровно, глубоко.

Вдруг мы видим: у куста

Выпал птенчик из гнезда

Тихо птенчика берем

И назад его кладем.

Впереди из-за куста

Смотрит хитрая лиса

Мы лисицу обхитрим

На носочках побежим.

На полянку мы заходим

Много ягод там находим.

Земляника так душиста,

Что не лень нам наклониться


6.Знакомство с Красной книгой Северного Кавказа.

Северный Кавказ стал домом для тысяч видов животных, птиц, земноводных, растений, цветов и деревьев. Но даже здесь, несмотря на более чем благоприятные природные условия, нашлись представители , чье существование оказалось под угрозой. Поэтому у Северного Кавказа есть своя Красная книга, куда занесены исключительно местные животные и растения, оказавшиеся на грани исчезновения.

Наша уважаемая Сова покажет вам, какие животные находятся под охраной в нашем округе. (Слайд 18)

Безоаровый козел. Яркий представитель исчезающего вида фауны – безоаровый козел, с незапамятных времен обитающий в горах Кавказа. И хотя животное не обладает особо ценными «трофеями» в виде шкур и рогов, желающих поохотиться на него браконьеров оказалось достаточно много, чтобы поставить весь вид на грань исчезновения.



Зубр. (Слайд 19)

Это одно из самых крупных животных Кавказа, находящихся на грани исчезновения. Некогда существовал целый подвид зубров, на которых человек бесконтрольно охотился на протяжении веков. В результате, к 1924 году их насчитывалось не более 10 особей, а через три года подвид оказался вымершим. В настоящее время на Кавказе занимаются разведением европейских зубров, которые являются ближайшими родственниками исчезнувшего зубра кавказского. Селятся эти животные в предлесьях, не уходя вглубь лесных массивов, но при этом стараются не появляться на равнинных местах.

Снежный барс (Слайд 20).Легендарный снежный барс из Красной книги – единственный представитель клана кошачьих, постоянно обитающий на высокогорье. Скрытный образ жизни, труднодоступность мест проживания не позволяет людям поближе изучить этого хищника, что придает ему некий ореол загадочности и вызывает неподдельный интерес к животному, граничащий со страхом и уважением.

- Ребята, как вы думаете, где смогут звери найти защиту и понимание?

( в зоопарке , заповеднике, национальных парках)

А кто поможет найти ответ СОВЕ –что такое заповедники, заказники, национальные парки? ( слайд 21)

9. Сообщение о заповедниках Северной Осетии

Северо-Осетинский заповедник – одна из главных достопримечательностей республики. Заповедник площадью около 30 тыс. га был основан в 1967 г. на территории республиканского заказника «Цейский». Основной целью его создания послужило сохранение и изучение природных комплексов, расположенных на северных склонах Центрального Кавказа.

10. Правила. Многие животные живут в лесу. Лес – это их дом. И когда мы приходим в лес, мы приходим в гости. В гостях нужно соблюдать правила поведения.

  • А какие правила нужно соблюдать нам в лесу, чтобы не навредить животным?

Вы сейчас составите самостоятельно правила природы.

V. Закрепление изученного материала

Вспомните, о каких животных мы говорили ?

Где могут найти защиту животные?

А что мы с вами можем сделать для охраны животных?

- Как надо относиться к окружающему миру?

Берегите и охраняйте природу!

Ведь как ты будешь относиться к природе, люди скажут, какой ты человек: добрый или злой, заботливый или равнодушный.


VI. Рефлексия учебной деятельности.

У вас на партах лежат не раскрашенные бабочки. Если вы считаете, что хорошо усвоили материал, то раскрасьте бабочку зеленым цветом, если вы считаете, что материал для вас не совсем понятен, то раскрасьте ее желтым цветом, если же вы считает, что совсем ничего не поняли, то раскрасьте бабочку красным цветом.

-Поднимите своих бабочек.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!