СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по окружающему миру. Тема "Органы чувств" 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока окружающего мира 3 класс. В урок включен тест для проверки домашнего задания с использованием комплекса оперативного контроля знаний (КОКЗ) .  

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру. Тема "Органы чувств" 3 класс»


Методическая разработка урока по окружающему миру

с использованием комплекса оперативного контроля знаний (КОКЗ) 3 класс

Автор: И.А.Титова

Должность: учитель начальных классов

Место работы: г.о. Жуковский М.О. МОУ школа №13 с УИОП


Учебный предмет: Окружающий мир

Класс: 3 класс

УМК «Планета знаний»

Учебник: Окружающий мир И. В. Потапов, Е. В. Саплина, А. И. Саплин.

АСТ-Астрель 2016г.


Тема урока: Органы чувств


Тип урока: урок введения «открытия» новых знаний


Цели урока:

1) познавательные:

- познакомить учащихся с органами чувств;

- выяснить, чем они отличаются и какую функцию выполняют.

2)метапредметные:

- развивать логическое мышление, учить сравнивать предметы, находить их различия, распределять на группы, обобщать, делать выводы;

- формировать умение ставить цели, задачи, уметь их удерживать в течении урока;

- способствовать развитию творческих способностей учащихся;

- формировать коммуникативные умения;

- развивать навыки сотрудничества.

3)личностные:

- воспитывать устойчивый познавательный интерес к предмету, к познанию самого себя;


Оборудование:

учебник И. В. Потапова, Е.В. Саплиной, А. И. Саплина «Окружающий мир» 3класс, компьютерная презентация «Органы чувств»; фонотека различных звуков; материалы для проведения практической работы (открытки, духи, подсолнечное масло, уксус, соленый огурец, мандарин, конфета, лимон ).

Технические средства обучения: интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер.

Ход урока:

  1. Организационный момент. Подготовка учащихся к работе

Учитель: - Добрый день, ребята. Сегодня на уроке нас ждет много интересного. Я желаю вам удачи.

- Работать вы будете в группах. Надеюсь, вы покажите умение работать в группе. Будите выслушивать и уважать чужое мнение, уступать друг другу.


Проверка домашнего задания.

Учитель: - Скажите, как называется раздел, который мы изучаем? ЧЕЛОВЕК. ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА.

- Какие системы органов мы знаем? ( дыхательная, кровеносная, пищеварительная).

- Чтобы проверить ваши знания я подготовила мини-тест.

- Мы проведем его, используя Комплекс оперативного контроля знаний (КОКЗ).

Приготовьте пульты. (Те, кому не хватило пультов, выполняют тест в бумажном варианте).

Выставление оценок. Дети по электронному журналу, сами выставляют себе отметку, поднимая кружок нужного цвета.

Физкультминутка. «Ленивые восьмерки»

Учитель: - Молодцы. А чтобы настроится на дальнейшую работу, выполним «мозговую гимнастику».

  1. Актуализация опорных знаний. Мотивирование к учебной деятельности. Слайды 1- 2

Учитель: - Настроились? Сегодня я предлагаю вам стать исследователями. Кто такие исследователи? А чтобы определить предмет нашего исследования и сформулировать тему урока, я приглашаю вас на прогулку. Представьте, что вы тихо вошли в лес. Прислушались. Остановились. Провели рукой по стволу дерева. Потом пригляделись и увидели на опушке землянику. Вдохнули её запах и не удержались, съели одну ягодку. А теперь вопрос.

- Что узнали о ягодке? ( Ягода красная, сочная, сладкая…)

- А что вы можете сказать о стволе дерева? ( Ствол белый, шершавый)

- А какие звуки вы могли услышать в лесу? (Пение птиц, шум листьев…)

- Какие органы помогли вам узнать это? (глаза, уши, нос…)

- Кто знает, как назвать их вместе? (органы чувств)

- Сформулируйте тему урока.

3. Постановка темы и цели урока. Слайд 3

Учитель: - Какой же объект нашего исследования? (органы чувств)

- У каждой группы есть «лист исследования». Внесите объект исследования.

(Учитель прикрепляет табличку на доску)

-Сегодня на уроке мы исследуем, какие органы чувств есть у человека и какое значение они имеют для человека.

- Поможет нам в этом практическая работа.

4. Практическая работа (учебник стр. 35-36)

Учитель: - Откройте учебник и прочитайте первое задание практической работы. (1ученик читает вслух)

Задание №1.

- Рассмотрите, что изображено на картинке.

Ответьте на вопросы анкеты. (Работа в группе)

Проверка. (Каждая группа дает ответ на один вопрос)

  1. Какие предметы изображены?

  2. Какого цвета тюльпаны?

  3. Какой цвет мимозы?

  4. Назовите цвет листьев?

  5. Что скажите про цвет фона?

- Дайте ответ на вопрос практической работы.

(Нам помогли глаза – орган зрения).

- Внесите его в «лист исследования» . Учитель прикрепляет на доску.

Учитель: - Для расширения багажа знаний, некоторым ученикам было дано задание, подготовить короткие сообщения и интересные факты про органы чувств. Сегодня эти ребята выступят в роли учителя.

Послушайте сообщение об органе зрения.

Орган зрения – глаза – позволяют нам видеть окружающие предметы.

Глаза – это шаровидные образования, заполненные прозрачной жидкостью.

Впереди на глазном яблоке находится зрачок - отверстие, куда проникает свет. За ним расположен хрусталик, который делает изображения более четкими. Он направляет изображение на сетчатку. Когда луч света попадает на сетчатку, она посылает по зрительному нерву череду сигналов и изображения, которые на сетчатке получаются перевёрнутыми, вновь переворачиваются, и мы видим мир таким, какой он на самом деле.

Но иногда головной мозг впадает в заблуждение: нам кажется, что мы видим то, чего на самом деле нет. Изображения, способные «обмануть» наш мозг, называют оптическими иллюзиями. Посмотрите на эти рисунки и попытайтесь выяснить, всегда ли можно верить своим глазам. (Слайд 4,5, 6)

Задание №2.

Учитель: - Что предлагают выполнить во втором задании?

(Дети закрывают глаза, учитель включает аудиозапись звуков)

- Что услышали? Какой орган чувств помог? (Уши – орган слуха)

Учитель: - Занесите в «лист исследования». Учитель – на доску.

- Следующее сообщение об органе слуха. Слайд 7)

Звуковые волны сначала улавливает наружное ухо и направляет их в слуховой проход. Когда звуковые волны достигают барабанной перепонки, она вибрирует. Вибрации барабанной перепонки передаются косточкам среднего уха – молоточку, наковальне и стремечку. Слуховые косточки передают вибрации улитке, клетки которой посылают в мозг электрические сигналы.

Учитель:

- Благодаря ушам мы не только слышим звуки, но и поддерживаем равновесие тела. Расположенные в глубине ушей особые клетки постоянно сообщают мозгу, в каком положении находится наша голова. Стоит нам наклониться в сторону, мозг тут же приказывает мышцам восстановить равновесие. Вестибулярный аппарат.

Физкультминутка для ушей. «Думательный колпак»

Задание №3.

Учитель: - А сейчас - третье задание. У каждой группы баночки с различными веществами. С закрытыми глазами по запаху узнайте, что там.

(Каждой группе дается по два пузырька. Дети нюхают, называют. Что в пузырьках).

- Какой орган помог это сделать? (Нос – орган обоняния)

- Записывайте в «лист исследования». Учитель – на доску.

Сообщение об органе обоняния. Слайд 8

Нос человека способен распознавать множество запахов. Внутри носа, в его верхней части, находятся миллионы клеток, с тончайшими обонятельными волосками (рецепторами). Когда волоски улавливают частички пахучего вещества. Клетки посылают сигналы в мозг, который распознает запах.

Задание №4.

Учитель: - Ну, а сейчас вы выступите в роли дегустатора. Кто это? (Человек, который определяет вкус пищи).

(От каждой группы по очереди приглашаются ученик, который с завязанными глазами определят вкус)

Соленый огурец – соленый.

Мандарин – сладкий.

Лимон – кислый.

Чеснок – горький.

Яблоко – сладкий

- Какой орган помог? ( Язык – орган вкуса)

Учитель: - Заносите в «лист исследования». Учитель – на доску.

Сообщение об органе вкуса. Слайд 9

Поверхность языка покрыта тысячами бугорков – вкусовыми сосочками. В них находятся вкусовые почки. Каждая почка состоит из множества вкусовых клеток, снабжённых тончайшими чувствительными - микроворсинками. Во время еды вкусовые клетки посылают в мозг сигналы, что позволяет ему распознавать вкус пищи.

У новорожденного малыша на языке 10 тысяч вкусовых почек. Но к старости их количество может сократиться наполовину. Вот почему детям вкус некоторых продуктов кажется более резким. Чем взрослым.

По мнению большинства, ученых язык способен распознавать 4 вкуса – сладкий, соленый, кислый, горький. Показ.

Задание № 5.

Учитель: -Для последнего исследования у вас на столах карточки. Потрогайте. Какие они на ощупь?

Бархатная бумага– шершавая.

Белый лист бумаги – гладкий.

Учитель: - Какай орган пришёл на помощь?

Ответ. (Кожа – орган осязания.)

Заносится в «лист исследования». На доску вывешивается табличка.

- Послушай те, как работает кожа.

Сообщение об органе осязания. Слайд 10

В коже находится много нервных окончаний. Когда мы касаемся какого-либо предмета, они посылают в мозг электрические сигналы.

Мозг их обрабатывает и сообщает, к чему мы прикоснулись. Нервные окончания подчас оберегают нас от опасности. Например. Как только мы дотрагиваемся до горячей поверхности, они посылают предостережение в мозг, а он дает команду мышцам сократиться и отдернуть руку от опасного предмета, пока не случился тяжелый ожег.


5. Включение новых знаний в систему знаний и их закрепление.

Учитель: - Закончились наши исследования. Пришло время проверить, какие «открытия» вы сегодня сделали. Посмотрите свои «листы исследования».

- Сколько органов чувств у человека? (5)

- Назовите, какие. (Каждая группа называет по одному)

- Какой орган контролирует и регулирует работу органов чувств? (Мозг)

Учитель: - Правильно. Мозг получает информацию об окружающем мире благодаря органам чувств, которые посылают ему сигналы. Он анализирует эти сигналы и преобразует в ощущения –зрительные, слуховые и т.д.

- Для проверки и закрепления знаний, выполним задание на интерактивной доске. Слайд 11

Подойдите к доске (по очереди из каждой команды) и соедините картинки с названием органа чувств.

- Будьте внимательны, количество может не совпадать.

Учитель:

- Можем назвать органы чувств помощниками человека? ( Да)

- Какое значение для человека имеют? Познавать и ориентироваться в окружающем мире.

- Важны ли они для человека?

Учитель: - Вы правы. Сегодня мы на уроке убедились, что все органы чувств важны для человека, с помощью них мы познавали окружающий мир: видели его краски, наслаждались его звуками, вдыхали запахи, ощущали вкус. Нам без органов чувств не обойтись. И очень важно, чтобы все эти необходимые человеку органы были здоровыми, невредимыми, что нужно для этого делать?

Дети: - Беречь их. Слайд 12


Учитель: - Посмотрите на экран правильно поступают дети.

- Откройте учебник на странице 36 и прочтите, как вам советуют авторы учебника беречь органы чувств. (Работа в группе)

- Каждая группа подготовит итоговое сообщение об органе чувств и заполняет таблицу.

( Таблица на обратной стороне «листа исследования»)

Выслушиваются выступления групп.

Физкультминутка «Йога для глаз».


Творческое задание: нарисовать плакат «Окружающая среда и охрана органов чувств»

  1. Рефлексия

Учитель: - Какая была тема урока?

-Почему органы чувств называют помощниками? Какой орган контролирует работу органов чувств?

Учитель: - Понравился вам урок? Интересно было познавать свой организм?

Что понравилось больше всего?

(Дети делятся своими впечатлениями от урока.)

  1. Домашнее задание Слайд 13

Учитель: На уроке вы усвоили и надеюсь запомнили органы чувств, дома вы повторите по учебнику стр. 35 – 37 и выполните задание № 33 в рабочей тетради на стр. 13


Учитель: - Все молодцы! Урок окончен. Спасибо за работу.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!