СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по окружающему миру "Погода"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру "Погода"»



Технологическая карта урока

Ф.И.О. учителя Михайлова Оксана Валерьевна

Класс: 1 в

Дата: 14.11.2022

Предмет: Окружающий мир

Тема: Погода


Цель

учить объяснять понятие «погода» и знать её составляющие


Планируемые результаты

Предметные результаты:

- формулировать понятие «погода»;

- обозначать явления погоды условными знаками;

- учить обосновывать своё мнение.

Метапредметны результаты:

Регулятивные УУД: 

- определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

- проверять результат выполненного задания;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Познавательные УУД:

- организовывать работу по обобщению информации;

-анализировать представленный материал путём наблюдения;

-развивать практические навыки по использованию полученных сведений на уроке в реальных жизненных условиях.

Коммуникативные УУД: 

- адекватно взаимодействовать при выполнении учебного задания в группе и в паре и приходить к общему решению;

- высказывать и обосновывать свою точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения.

Личностные УУД: 

- проявлять интерес к наблюдению за погодой;

- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Техническое оснащение, оборудование Мультимедийное оборудование, презентация, видеоролик «Погода», «Как образуется ветер», «Как работает метеостанция», карточки, условные знаки,

Название учебного пособия, образовательной программы (УМК) с указанием авторов, к которому относится ресурс УМК «Школа России»


Учебник:А. А. Плешаков,  «Окружающий мир», 2 класс – ч.1 – М.: Просвещение, 2021 год.

Тип занятия:Урок «открытия» нового знания















Технологическая карта







Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I. Организационный этап.


Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.


- Какой же урок нам пора начать?







Урок окружающего мира.

Личностные: самоопределение.

II. Мотивация к учебной деятельности.

-Когда-то всемирно известный учёный Альберт Энштейн сказал: «Все с детства знают, что то-то и то-то невозможно, но всегда найдётся тот, кто этого не знает. Он-то и делает открытие.»

- Сегодня на уроке мы тоже сделаем открытие.


Личностные:эмоциональный настрой на предстоящую деятельность.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

III. Актуализация знаний.

- Сейчас я предлагаю посмотреть Видеоролик, а вы постарайтесь определить тему урока?


Дети смотрят видеролик





Личностные:

- смыслоообразование .

Познавательные:

- структурирование знаний ;

- анализ объектов с целью выделения признаков.

Регулятивные:

- постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем ;

- целеполагание.

Коммуникативные:

- формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;

- учет разных мнений.

IV. Целеполагание.

- Итак, сформулируйте тему урока. Слайд 1,2






- Какие цели поставим перед собой на уроке?




-Давайте составим план урока.

Посмотрите план, который составила я:


1. Узнаем, что такое пагода;

2. Научимся распознавать составляющие части погоды;

3.Узнаем , что такое метерология;

4. Сделаем выводы

Слайд



- Погода.


- Мы поговорим о погоде.

- Что такое погода? От чего зависит погода?

-узнать, какая бывает погода; - научиться распознавать разные состояния погоды

- сравнивать погоду разных времѐн


Личностные

- учебно-познавательный интерес.

Регулятивные:

- волевая саморегуляция;

Познавательные:

- определение основной и второстепенной информации;

- построение логической цепи рассуждений.

V. Постановка проблемы.

- Собираясь утром в школу, вы слышите от родителей «сегодня плохая или хорошая погода». Посмотрите за окно. Что сейчас вы скажите о погоде?

- Что же значит слово «погода»?

- Ответить на этот вопрос не так-то просто. Все знают, что это такое, но не каждый может объяснить. Для этого надо разобраться из чего складывается погода.



Дети характеризуют сегодняшнюю погоду.

Дети испытывают затруднения.

Личностные:

- учебно-познавательный интерес.

Познавательные:

- анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия;

- определение основной и второстепенной информации;

- постановка и формулирование проблемы;

Регулятивные:

- планирование, прогнозирование.

Коммуникативные:

- планировать учебное сотрудничество.

VI. Открытие нового знания.

1. Работа с толковым словарём.

- Обратимся за помощью к толковому словарю С.И. Ожегова и прочтём определение слова «погода» Слайд 3

2. Работа с понятием «атмосфера».

- А что же такое атмосфера спросите вы?

Слайд:4

Атмосфера – это воздушная оболочка, которой окружена наша планета Земля. Солнечные лучи нагревают воздушную оболочку. От воздействия солнечных лучей зависит температура воздуха.

3. Работа с понятием «температура».

-Температура – это величина, которая характеризует нагретость чего-то.

- Температура обозначается так: t°.(Слайд5)

- Прочитать температуру можно так: + 5° или 5° тепла, - 6° или 6° мороза, 0°. Слайд 6

4. Работа в парах.

- Понаблюдаем , будет ли зависеть погода от температуры воздуха. Перед вами четыре времени года . Слайд 7

+ 25°

-15°

+ 10°



- Предположите, какая температура характерна для каждого времени года. И подумайте, почему времён года четыре, а я вам предложила три показания температуры воздуха.

- Сделаем вывод. Будет ли зависеть погода от температуры воздуха? (На доске появляется схема)

Слайд 8

П ОГОДА

температура

- Погода – это состояние атмосферы, в данном месте и в данное время.



Ответы детей.




























1) Летом температура воздуха самая высокая, поэтому будет соответствовать: + 25°;

2) Зимой температура воздуха низкая, поэтому будет соответствовать: - 15°;

3) Осенью и весной и весной примерно одинаковая температура воздуха, поэтому будет соответствовать: +10°.

- Погода зависит от температуры воздуха.

Регулятивные:

- познавательная инициатива;

- контроль и самоконтроль;

- коррекция знаний.

Познавательные:

- поиск необходимой информации;

- построение речевых высказываний;

- использование общих приёмов решение задач.

Коммуникативные:

-планирование учебного сотрудничества;

- умение работать в парах;

-развитие умения слушать и понимать речь других.

VII. Физкультминутка.

Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише. (присесть)
Деревцо все выше, выше. (встать и вытянуть руки вверх)

Дети имитируют дуновение ветра, качая туловище и помогая руками, тишину ветра и рост дерева.


8. Продолжение работы по открытию нового знания.

1. Работа по учебнику.

- Наш учебник заскучал без работы, поэтому мы сейчас поработаем со статьёй на с. 32-33.

- Прочтите статью «Что такое погода» и скажите, что ещё относится к понятию «погода»? Слайд 9

П ОГОДА


температура облачность


2. Работа с понятием «облачность».

- Что такое облачность?

- Именно они не дают солнечным лучам нагревать поверхность Земли.

- Посмотрите на условные знаки облачности.

Слайд:10

- Если на небе нет облаков, то говорят, что сегодня ясно. Какой из знаков будет обозначать ясную погоду?

- Если солнышко то выглянет, то спрячется за облака, то говорят – переменная облачности, Какой из знаков соответствует переменной облачности?

- Охарактеризуйте последний знак облачности?

- Какая сегодня облачность? (Условный знак выставляется на доске под словом «облачность»

3. Работа с понятием «осадки».

- Нельзя всё рассказать о погоде, не вспомнив ещё об одном компоненте погоды – это…?

Чтобы ответить на этот вопрос отгадайте загадки.


Кто там топает по крыше?
Чьи шаги всю ночь я слышу?
Я теперь усну едва ли
Может, кошек подковали?
Дождь


Бел, да не сахар,
Ног нет, да идёт,
На всех садится,
Никого не боится.
Снег

Слайд 11

П ОГОДА


температура облачность осадки

- Какие осадки вы знаете?

- В рабочей тетради на с 25 № 3 познакомьтесь с условными знаками осадков и зарисуйте их.

- Сегодня есть осадки? ( На доске под словом осадки появляется условный знак.)

- Как образуются осадки вы узнаете на следующих уроках.?

4. Работа с понятием «ветер».

- И ещё один компонент погоды, о котором мы прочитаем в учебнике на стр.33

Итак – это … Слайд 12

П ОГОДА


температура облачность осадки ветер

- Об образовании ветра нам расскажет…

Сообщение «Образование ветра»( Просмотр видеоролика «Как образуется ветер».

Воздушная оболочка Земли давит на поверхность планеты – это давление называется атмосферным. Атмосферное давление постоянно меняется. Из-за разницы в давлении образуется ветер. Чем больше разница, тем сильнее ветер.

- Каким бывает ветер?

- Рассмотрите условный знак ветра. Как обозначается ветер?

- Как называется очень сильный ветер?

- Сегодня есть ветер? Какой он? (Под словом ветер появляется условный знак)




- Погода складывается из облачности.






- Это наличие в небе облаков.












- Дети отвечают на вопросы.








-Когда на небе нет солнышко, небо затянуто тучами, то это пасмурная погода.





- Одним из компонентов погода являются осадки.



- Осадки бывают в виде дождя, снега, града …

Дети выполняют задание в рабочей тетради.

Дети отвечают на вопрос.


Высказывание детей.
















- Погода складывается из ветра.














- Ветер бывает сильным и слабым.

- Условное обозначение ветра – это стрелочка.

- Сильный ветер – это ураган.

Коммуникативные:

- формулировать ответы.

Познавательные:

- строить точные высказывания

Коммуникативные:

- целеполагание.

Личностные:

- мотивирование.














Познавательные:

- дополнять и расширять

знания.





Личностные:

-формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.








Регулятивные:

- осуществление самоконтроля по результату и по способу действия;

- самостоятельная адекватная оценка правильности результатов действия, внесение необходимых корректив.

Коммуникативные:

- формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

















Регулятивные:

- познавательная инициатива;

- контроль;


Познавательные:

- использование общих приемов решения задач;

- построение речевых высказываний;


X. Первичное закрепление.

1. Формулировка вывода.

- Итак, чтобы отправиться на улицу мы должны узнать, какие явления нас там встретят. Назовите эти явления.

- Что же такое погода?

- Сравним наш вывод с выводом в учебнике на с.33.

- Охарактеризуйте сегодняшнюю погоду.

2. Заочная экскурсия на метеорологическую станцию.

- Учёные ведут постоянные наблюдения за погодой. Они составляют прогнозы, т.е. предсказания погоды на завтра, на несколько дней вперёд.

- Как называется профессия таких людей?

- Зачем нам нужно знать прогноз погоды?

- Существует целая наука, которая занимается изучением погоды – метеорология. (Слово появляется на доске.)

- Мы сейчас совершим заочную экскурсию на такую метеостанцию, чтобы вы немного имели представление о её работе. Во время экскурсии вы познакомитесь с различными приборами, которые помогают предсказывать погоду.

( Просмотр видеоролика «Как работает метеостанция».)

- Почему такие станции не строят в центре города, где большие города. Какой компонент погоды мы не сможем точно определить?

- Какой прибор помогает определять направление ветра?


- Это температура воздуха, облачность, ветер и осадки.

- Это сочетание температуры воздуха, облачности, ветра и осадков.

Дети, используя данные на доске, характеризуют погоду.







- Синоптики предсказывают погоду.

Высказывания детей.



Просмотр видеоролика.









- Большие дома мешают определить ветер.

- Флюгер помогает определять направление ветра.

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества.

Познавательные:

- использование общих приемов решения задач.

Регулятивные:

- осуществление самоконтроля по результату и по способу действия;

- самостоятельная адекватная оценка правильности результатов действия, внесение необходимых корректив.



















Коммуникативные:

- формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

XII. Подведение итога урока.

- Кто помнит, какую цель мы ставили в начале урока?

- Так что же такое погода?

- Завершим мы нашу работу игрой «Верите ли вы…»

1) Верите ли вы, что наука о погоде называется метеорология? (+)

2) Верите ли вы, что облака – это осадки?(-)

3) Верите ли вы, что если небо чистое и светит солнце – это ясная облачность?(+)

4) Верите ли вы, что часы – это прибор для измерения температуры?(-)

- Узнать, что такое погода и из каких компонентов она состоит.

- Погода это сочетание температуры воздуха, облачности, осадков и ветра.

Дети движениями показывают своё согласие (хлопок) и несогласие (топот ногой)

Личностные:

- развитие умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные:

- анализ объектов с целью выделения признаков.

Регулятивные:

- саморегуляция в ситуации затруднения.

Коммуникативные:

- развитие умения слушать и понимать речь других.

XIII. Рефлексия.

5) Если вы верите, что урок вам понравился, был понятен и интересен, вы были активными участниками, то возьмите из конвертов солнышко.

Если вы сомневаетесь в этом, то возьмите солнышко с облачком.

Если вы не верите этому высказыванию, то возьмите тучки.

- Поднимите то, что вы выбрали.

- Я хочу, чтобы такая погода царила у нас на каждом уроке.

Дети оценивают свою работу, выбирают нужное обозначение и показывают знак .

Личностные:

- внутренняя позиция школьника;

- самооценка на основе критерия успешности.

Познавательные:

- рефлексия способов и условий действия;

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные:

- формулирование и аргументация своего мнения .

XIV. Рекомендации

Рекомендую в свободное время на платформе

Учи.Ру выполнить задания по

теме: «Погода».










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!