Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
I. Организационный этап. | Прозвенел звонок веселый. Мы начать урок готовы. Будем слушать, рассуждать, И друг другу помогать. - Какой же урок нам пора начать? | Урок окружающего мира. | Личностные: самоопределение. |
II. Мотивация к учебной деятельности. | -Когда-то всемирно известный учёный Альберт Энштейн сказал: «Все с детства знают, что то-то и то-то невозможно, но всегда найдётся тот, кто этого не знает. Он-то и делает открытие.» - Сегодня на уроке мы тоже сделаем открытие. | | Личностные:эмоциональный настрой на предстоящую деятельность. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
III. Актуализация знаний. | - Сейчас я предлагаю посмотреть Видеоролик, а вы постарайтесь определить тему урока? | Дети смотрят видеролик | Личностные: - смыслоообразование . Познавательные: - структурирование знаний ; - анализ объектов с целью выделения признаков. Регулятивные: - постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем ; - целеполагание. Коммуникативные: - формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; - учет разных мнений. |
IV. Целеполагание. | - Итак, сформулируйте тему урока. Слайд 1,2 - Какие цели поставим перед собой на уроке? -Давайте составим план урока. Посмотрите план, который составила я: 1. Узнаем, что такое пагода; 2. Научимся распознавать составляющие части погоды; 3.Узнаем , что такое метерология; 4. Сделаем выводы Слайд | - Погода. - Мы поговорим о погоде. - Что такое погода? От чего зависит погода? -узнать, какая бывает погода; - научиться распознавать разные состояния погоды - сравнивать погоду разных времѐн | Личностные - учебно-познавательный интерес. Регулятивные: - волевая саморегуляция; Познавательные: - определение основной и второстепенной информации; - построение логической цепи рассуждений. |
V. Постановка проблемы. | - Собираясь утром в школу, вы слышите от родителей «сегодня плохая или хорошая погода». Посмотрите за окно. Что сейчас вы скажите о погоде? - Что же значит слово «погода»? - Ответить на этот вопрос не так-то просто. Все знают, что это такое, но не каждый может объяснить. Для этого надо разобраться из чего складывается погода. | Дети характеризуют сегодняшнюю погоду. Дети испытывают затруднения. | Личностные: - учебно-познавательный интерес. Познавательные: - анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия; - определение основной и второстепенной информации; - постановка и формулирование проблемы; Регулятивные: - планирование, прогнозирование. Коммуникативные: - планировать учебное сотрудничество. |
VI. Открытие нового знания. | 1. Работа с толковым словарём. - Обратимся за помощью к толковому словарю С.И. Ожегова и прочтём определение слова «погода» Слайд 3 2. Работа с понятием «атмосфера». - А что же такое атмосфера спросите вы? Слайд:4 Атмосфера – это воздушная оболочка, которой окружена наша планета Земля. Солнечные лучи нагревают воздушную оболочку. От воздействия солнечных лучей зависит температура воздуха. 3. Работа с понятием «температура». -Температура – это величина, которая характеризует нагретость чего-то. - Температура обозначается так: t°.(Слайд5) - Прочитать температуру можно так: + 5° или 5° тепла, - 6° или 6° мороза, 0°. Слайд 6 4. Работа в парах. - Понаблюдаем , будет ли зависеть погода от температуры воздуха. Перед вами четыре времени года . Слайд 7 + 25° -15° + 10° | - Предположите, какая температура характерна для каждого времени года. И подумайте, почему времён года четыре, а я вам предложила три показания температуры воздуха. - Сделаем вывод. Будет ли зависеть погода от температуры воздуха? (На доске появляется схема) Слайд 8 П ОГОДА температура | - Погода – это состояние атмосферы, в данном месте и в данное время. Ответы детей. 1) Летом температура воздуха самая высокая, поэтому будет соответствовать: + 25°; 2) Зимой температура воздуха низкая, поэтому будет соответствовать: - 15°; 3) Осенью и весной и весной примерно одинаковая температура воздуха, поэтому будет соответствовать: +10°. - Погода зависит от температуры воздуха. | Регулятивные: - познавательная инициатива; - контроль и самоконтроль; - коррекция знаний. Познавательные: - поиск необходимой информации; - построение речевых высказываний; - использование общих приёмов решение задач. Коммуникативные: -планирование учебного сотрудничества; - умение работать в парах; -развитие умения слушать и понимать речь других. |
VII. Физкультминутка. | Ветер дует нам в лицо, Закачалось деревцо. Ветер тише, тише, тише. (присесть) Деревцо все выше, выше. (встать и вытянуть руки вверх) | Дети имитируют дуновение ветра, качая туловище и помогая руками, тишину ветра и рост дерева. | |
8. Продолжение работы по открытию нового знания. | 1. Работа по учебнику. - Наш учебник заскучал без работы, поэтому мы сейчас поработаем со статьёй на с. 32-33. - Прочтите статью «Что такое погода» и скажите, что ещё относится к понятию «погода»? Слайд 9 П ОГОДА температура облачность 2. Работа с понятием «облачность». - Что такое облачность? - Именно они не дают солнечным лучам нагревать поверхность Земли. - Посмотрите на условные знаки облачности. Слайд:10 - Если на небе нет облаков, то говорят, что сегодня ясно. Какой из знаков будет обозначать ясную погоду? - Если солнышко то выглянет, то спрячется за облака, то говорят – переменная облачности, Какой из знаков соответствует переменной облачности? - Охарактеризуйте последний знак облачности? - Какая сегодня облачность? (Условный знак выставляется на доске под словом «облачность» 3. Работа с понятием «осадки». - Нельзя всё рассказать о погоде, не вспомнив ещё об одном компоненте погоды – это…? Чтобы ответить на этот вопрос отгадайте загадки. Кто там топает по крыше? Чьи шаги всю ночь я слышу? Я теперь усну едва ли Может, кошек подковали? Дождь Бел, да не сахар, Ног нет, да идёт, На всех садится, Никого не боится. Снег Слайд 11 П ОГОДА температура облачность осадки - Какие осадки вы знаете? - В рабочей тетради на с 25 № 3 познакомьтесь с условными знаками осадков и зарисуйте их. - Сегодня есть осадки? ( На доске под словом осадки появляется условный знак.) - Как образуются осадки вы узнаете на следующих уроках.? 4. Работа с понятием «ветер». - И ещё один компонент погоды, о котором мы прочитаем в учебнике на стр.33 Итак – это … Слайд 12 П ОГОДА температура облачность осадки ветер - Об образовании ветра нам расскажет… Сообщение «Образование ветра»( Просмотр видеоролика «Как образуется ветер». Воздушная оболочка Земли давит на поверхность планеты – это давление называется атмосферным. Атмосферное давление постоянно меняется. Из-за разницы в давлении образуется ветер. Чем больше разница, тем сильнее ветер. - Каким бывает ветер? - Рассмотрите условный знак ветра. Как обозначается ветер? - Как называется очень сильный ветер? - Сегодня есть ветер? Какой он? (Под словом ветер появляется условный знак) | - Погода складывается из облачности. - Это наличие в небе облаков. - Дети отвечают на вопросы. -Когда на небе нет солнышко, небо затянуто тучами, то это пасмурная погода. - Одним из компонентов погода являются осадки. - Осадки бывают в виде дождя, снега, града … Дети выполняют задание в рабочей тетради. Дети отвечают на вопрос. Высказывание детей. - Погода складывается из ветра. - Ветер бывает сильным и слабым. - Условное обозначение ветра – это стрелочка. - Сильный ветер – это ураган. | Коммуникативные: - формулировать ответы. Познавательные: - строить точные высказывания Коммуникативные: - целеполагание. Личностные: - мотивирование. Познавательные: - дополнять и расширять знания. Личностные: -формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. Регулятивные: - осуществление самоконтроля по результату и по способу действия; - самостоятельная адекватная оценка правильности результатов действия, внесение необходимых корректив. Коммуникативные: - формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. Регулятивные: - познавательная инициатива; - контроль; Познавательные: - использование общих приемов решения задач; - построение речевых высказываний; |
X. Первичное закрепление. | 1. Формулировка вывода. - Итак, чтобы отправиться на улицу мы должны узнать, какие явления нас там встретят. Назовите эти явления. - Что же такое погода? - Сравним наш вывод с выводом в учебнике на с.33. - Охарактеризуйте сегодняшнюю погоду. 2. Заочная экскурсия на метеорологическую станцию. - Учёные ведут постоянные наблюдения за погодой. Они составляют прогнозы, т.е. предсказания погоды на завтра, на несколько дней вперёд. - Как называется профессия таких людей? - Зачем нам нужно знать прогноз погоды? - Существует целая наука, которая занимается изучением погоды – метеорология. (Слово появляется на доске.) - Мы сейчас совершим заочную экскурсию на такую метеостанцию, чтобы вы немного имели представление о её работе. Во время экскурсии вы познакомитесь с различными приборами, которые помогают предсказывать погоду. ( Просмотр видеоролика «Как работает метеостанция».) - Почему такие станции не строят в центре города, где большие города. Какой компонент погоды мы не сможем точно определить? - Какой прибор помогает определять направление ветра? | - Это температура воздуха, облачность, ветер и осадки. - Это сочетание температуры воздуха, облачности, ветра и осадков. Дети, используя данные на доске, характеризуют погоду. - Синоптики предсказывают погоду. Высказывания детей. Просмотр видеоролика. - Большие дома мешают определить ветер. - Флюгер помогает определять направление ветра. | Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества. Познавательные: - использование общих приемов решения задач. Регулятивные: - осуществление самоконтроля по результату и по способу действия; - самостоятельная адекватная оценка правильности результатов действия, внесение необходимых корректив. Коммуникативные: - формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. |
XII. Подведение итога урока. | - Кто помнит, какую цель мы ставили в начале урока? - Так что же такое погода? - Завершим мы нашу работу игрой «Верите ли вы…» 1) Верите ли вы, что наука о погоде называется метеорология? (+) 2) Верите ли вы, что облака – это осадки?(-) 3) Верите ли вы, что если небо чистое и светит солнце – это ясная облачность?(+) 4) Верите ли вы, что часы – это прибор для измерения температуры?(-) | - Узнать, что такое погода и из каких компонентов она состоит. - Погода это сочетание температуры воздуха, облачности, осадков и ветра. Дети движениями показывают своё согласие (хлопок) и несогласие (топот ногой) | Личностные: - развитие умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные: - анализ объектов с целью выделения признаков. Регулятивные: - саморегуляция в ситуации затруднения. Коммуникативные: - развитие умения слушать и понимать речь других. |
XIII. Рефлексия. | 5) Если вы верите, что урок вам понравился, был понятен и интересен, вы были активными участниками, то возьмите из конвертов солнышко. Если вы сомневаетесь в этом, то возьмите солнышко с облачком. Если вы не верите этому высказыванию, то возьмите тучки. - Поднимите то, что вы выбрали. - Я хочу, чтобы такая погода царила у нас на каждом уроке. | Дети оценивают свою работу, выбирают нужное обозначение и показывают знак . | Личностные: - внутренняя позиция школьника; - самооценка на основе критерия успешности. Познавательные: - рефлексия способов и условий действия; - контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: - формулирование и аргументация своего мнения . |
XIV. Рекомендации | Рекомендую в свободное время на платформе | Учи.Ру выполнить задания по | теме: «Погода». |