СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по окружающему миру по теме: "В гости к зиме".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по окружающему миру по теме :" В гости к зиме". Цель: усвоение представлений о зимних изменениях в живой и неживой природе.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру по теме: "В гости к зиме".»

  1. Тема урока : «В гости к зиме».


Основная цель: усвоение представлений о зимних изменениях в живой и неживой природе, об изменении в жизни растений и животных        в связи с приходом зимы, усвоение некоторых сведений о перелетных и оседлых птицах родного края.

Задачи:

  1. Образовательные: закрепление и развитие общеучебных и исследовательских умений и навыков: наблюдения, сравнения, систематизации и классификации и др. Формирование экологического сознания, представлений о взаимосвязи, взаимозависимости объектов живой и неживой природы, навыков самоконтроля в учебных ситуациях.

  2. Развивающие: создание условий для развития творческого потенциала через самостоятельный поиск вариантов решения учебных задач. Развитие эстетического вкуса.

  3. Воспитательные: воспитывать бережное отношение к окружающей нас природе.


  1. Казакова О.В., Сбоева Н.А., Гаврилкина Н.И.Окружающий мир. 2 кл.- М.: «ВАКО»,2005.

  2. Клепинина З.А.Природоведение.3 кл. – М.: Просвещение,1991.

  3. Плешаков А.А. Мир вокруг нас. 2 кл. Учеб. для 3 кл. нач. шк. В 2 ч. – 5 изд. - М.: Просвещение, 2008.

  4. Природа, человек, общество. Электронное учебное пособие для поддержки и сопровождения обучения в начальной школе. «Вентана - Граф», 2004.

  5. Физическая география Ставропольского края / Под ред. Савельевой В.В. и др.- Ставрополь, 2003.

  1. Оборудование урока:

Для учителя:

• Экран, мультимедийный проектор, компьютер, колонки.

• Презентация к уроку;

• Природа, человек, общество. Электронное учебное пособие для поддержки и сопровождения обучения в начальной школе. (Видеосюжеты о зиме, медведе, синичке.)

• Плешаков А.А. Мир вокруг нас. 2 кл.- М.: Просвещение, 2008.

Для учащихся:

• Плешаков А.А. Мир вокруг нас. 2 кл.- М.: Просвещение, 2008.

• Карточки с опережающим заданием.



Ход урока:




Этапы урока,

учебные задачи

Содержание урока

Примечание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный: подготовка учащихся к работе.

Здравствуйте.

Сейчас будет урок окружающего мира.

Дети приветствуют учителя.

Проверяют готовность рабочего места к уроку.

Психологический настрой.


2. Проверка выполнения домашнего задания: проверка знаний учащихся по теме «Все профессии важны».

Фронтальная проверка заданий, выполненных дома по теме «Все профессии важны».

- Дома каждый из вас еще раз подумал о выборе профессии, нарисовал, кем бы хотел быть, приготовил рассказ по плану и подобрал пословицы, поговорки, загадки, связанные с профессиями.

Дети рассказывают и показывают свои рисунки, читают подобранные пословицы, поговорки, загадки.


3. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности: подготовка учащихся к деятельности на основном этапе урока (актуализация знаний).

- Ребята, сегодня мы отправимся в гости к очень красивому времени года.

А какое это время года, вы скажете, отгадав загадку:

     Снег на полях,

     Лёд на реках,

     Вьюга гуляет.

Когда это бывает?    

- Я вас приглашаю в гости к зиме.

- Вспомните, какая бывает природа?

-Что относится к неживой и к живой природе?

- Отправляясь в гости к зиме, мы проведём наблюдения за изменениями в живой и неживой природе в это время года.

Зимой.

- Живая и неживая

- Солнце, звёзды, воздух, вода, камни - неживая природа.

Растения, животные, человек - живая природа.

(Слайд 2)

(Слайд 3)

4. Усвоение новых знаний: формирование и систематизация конкретных представлений учащихся о сезонных изменениях в живой и неживой природе.

5. Первичная проверка понимания учащимися нового материала и закрепление знаний.

Установление осознанности освоения нового материала и организация деятельности учащихся по применению новых знаний.

4. Усвоение новых знаний: формирование и систематизация конкретных представлений учащихся о сезонных изменениях в живой и неживой природе.

Физкультминутка.  

5. Первичная проверка понимания учащимися нового материала и закрепление знаний.

Установление осознанности освоения нового материала и организация деятельности учащихся по применению новых знаний.

4. Усвоение новых знаний: формирование и систематизация конкретных представлений учащихся о сезонных изменениях в живой и неживой природе.

- Прежде, чем отправиться в путешествие, узнаем сводку погоды.

1. Сообщение синоптиков:

- А теперь - в путь!

2. Зимние месяцы.

- В зимнем царстве нас встречают три месяца. Какие?

Декабрь – «ветрозим», полночь года, месяц долгих ночей и морозных узоров на окнах. Декабрь год кончает, зиму начинает.

Январь – «студень», самый холодный и ветреный месяц в году. Январь – году начало, зиме середина.

Февраль – «лютый», «снежень», «бокогрей». Месяц снегопадов, злых вьюг и первого тёплого солнца. Говорят: «Вьюги да метели под февраль прилетели».

3.Неживая природа зимой.
- Как вы думаете, когда наступает зима?
- По календарю зима начинается 1 декабря. Но учёные считают началом зимы 22 декабря. Это день зимнего солнцестояния. Солнце в этот день низко поднимается на небе, а день самый короткий в году.

А в природе зима каждый год наступает в разные сроки. Первые заморозки - это ещё не зима. Заморозки сменяются теплом, снег падает и тает несколько раз. Зима начинается, когда температура воздуха устанавливается ниже нуля градусов, замерзают водоёмы, земля покрывается снегом. Дни становятся короткими и холодными.

4. Просмотр видеосюжета

- Посмотрите вокруг. Что лежит на земле, ветках деревьев и кустарников? 
- Из чего состоит снег?
- Рассмотрите разнообразные снежинки. 
-Как образуется снег, расскажет ученица.

5. Зимние явления природы. 

  • оттепель

  • гололедица

  • снегопад

  • метель

  • изморозь

6. Игра «Хлопки».

-Хлопните в ладоши, если услышите зимние явления природы.

Листопад, гроза, снегопад, дождь, метель, мороз, цветение яблонь, прилёт перелётных птиц, оттепель, гололедица.

7. Разгадайте кроссворд. 

         По горизонтали:
2. Обильное выпадение снега называют…4.Повышение температуры выше нуля градусов в холодное время года. 6.Пушистая снежная бахрома на деревьях и проводах.
8. Тройка-тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит царица,
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом,
Всё покрылось серебром.
        По вертикали:

1.Появившаяся во время оттепели вода и подтаявший снег замерзают. На дорогах образуется корка из льда. Это явление называется… 3. Шуба бела - весь свет одела. 5.О чём эта пословица: «Сам бежит, а стоять не велит». 7.Снегопад при сильном ветре называется…

      Ответы:
По горизонтали: 2.Снегопад. 4.Оттепель. 6.Изморозь. 8.Зима.
По вертикали: 1.Гололедица. 3.Снег. 5.Мороз. 7.Метель.

8. Зимняя жизнь растений.

– На какие группы делятся все растения?

- Какие бывают деревья?

- Сравните лиственные и хвойные деревья. Сделайте вывод о том, как они зимуют.

- Остаются зелёными не только хвойные растения, но и некоторые травянистые растения: земляника, клюква, пшеница. 
- Какую роль выполняет снег для этих растений?
- Учёные измерили температуру воздуха над снегом и под снегом и выяснили, что под снегом температура выше на 17-20°С.  

 

Солнце землю греет слабо, 

По ночам трещит мороз,                                                
Во дворе у снежной бабы
Побелел морковный нос.

В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда,
Вьюга злится, снег кружится,
Заметает всё кругом
Белоснежным серебром.

9. Секреты животного мира.

– На какие группы делятся животные?

- О том, как зимуют некоторые звери, мы узнаем из сообщений, подготовленных   ребятами.

- Отгадайте загадку: 
Хожу в пушистой шубе, 
Живу в густом лесу,
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу.             


Хозяин лесной 
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой.


За деревьями, кустами
Промелькнуло быстро пламя.
Промелькнуло, пробежало-
Нет ни дыма, ни пожара.   


У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора. 
От врагов спасают ноги, 
А от голода – кора.         

Рассказ учителя о зимней жизни зверей:

 - Это интересно!

• Мыши – основной корм лисы зимой. Чтобы быть сытой, она должна съесть за день до 20 мышей.

• Обычно каждая белочка имеет несколько гнёзд (иногда до 30) в разных местах.

• Белка не всегда находит свои запасы, и ей приходится питаться семенами хвойных растений. Чтобы насытиться, ей надо за день съесть семена из 28 шишек ели или 380 шишек сосны. В семенах ели намного больше жира, чем в семенах сосны, поэтому они намного питательнее.

• Лось за день должен съесть 9-10 кг корма, а при сильных морозах до 20 кг.

- Догадайтесь, чьи следы на снегу.

Интерактивное задание. Игра «Расселите животных по домикам»

Домик 1 – животные, которые к зиме делают запасы.

Домик 2 – животные, которые  зимой впадают в спячку.

Домик 3 – животные, которые  зимой ищут корм в природе.

Жизнь птиц зимой.

- Как называются птицы, которые улетают осенью в тёплые края? Почему они улетают?

- Как называют птиц, которые остаются зимовать?

- Назовите зимующих птиц.

Рассказ учителя о клестах.

- Клёст живёт в хвойных лесах. Клюв у клестов приспособлен к питанию семенами шишек, поэтому верхняя и нижняя половинки клюва перекрещены. Самец окрашен в яркий цвет, а самка – серовато-зелёная. Эти птицы выводят своих птенцов зимой, т.к. именно зимой для них много корма.

Сообщение ученицы о синичке.

Просмотр видеосюжета о синичке.

- Чем питаются птицы зимой?

- И всё же птицы зимой нередко голодают. Как вы можете помочь птицам пережить трудное время?

Стихотворение А. Яшина «Покормите птиц зимой» читает ученица.

- Какую пользу приносят птицы?

- Что произойдёт, если не будет птиц?

Как зимуют рыбы.

- Толстой ледяной коркой покрыл мороз пруды, реки, озёра. В глубокой тишине на речном дне спят рыбы. В самых глубоких местах лежит в ямке сом. Широкие плоские лещи лежат рядками без малейшего движения.

Трудно бывает зимой рыбам. Воздух не проходит через лёд в воду. Рыбам становится трудно дышать, и они могут погибнуть. Поэтому зимой во льду проделывают проруби. Чтобы вода в проруби быстро не замерзала, в неё кладут пучки соломы и сверху присыпают снегом. Через снег и солому воздух хорошо проходит в воду.

а) Прогноз погоды на сегодняшний день.

(Сегодня…)

б) Народные приметы.

• Сильно блестят звёзды зимой - к морозу.

• Воробьи дружно расчирикались - к оттепели.

• Дым столбом - к морозу.

• Кошка на печи - к стуже, кошка на полу – к теплу.

• Первый снег за сорок дней до зимы выпадает.

• Холодная зима – жаркое лето.

- Декабрь, январь, февраль

- Зима начинается 1 декабря.

Дети смотрят видеосюжет об изменениях в неживой природе зимой.

- Снег.

- Из снежинок.

Раньше думали, что снег – это замёрзшие капельки воды, но тайна снежинок была не разгадана. Капельки воды могут стать градинками, колючками непрозрачного льда, но они никогда не превратятся в снежинки.

Высоко над землёй, где царит сильный холод, образуются из водяных паров льдинки – кристаллики крохотных размеров. Кристаллики – это ещё не снежинки. Кристаллики всё время растут и наконец становятся красивыми звёздочками. Они собираются в хлопья и падают на землю.

Работа с учебником. Чтение учащимися текста «Неживая природа зимой» (с.132-133).

Беседа по прочитанному.

- Деревья, кустарники, травы.

- Лиственные и хвойные.

- Лиственные растения ещё осенью сбросили листья. Но кое-где на их ветках можно наблюдать побуревшие листочки. Особенно много их на дубе. На многих растениях: рябине, клёне, акации, липе, шиповнике - на зиму сохраняются плоды.
Большинство хвойных растений зимует с зелёными листьями.

- Снег для этих растений - тёплое пуховое одеяло, он укрывает растения и не даёт им замёрзнуть.

- Звери, птицы, рыбы, насекомые.

- Белка.

К зиме белка утепляет своё гнездо, которое ей служит надёжной защитой во время сильных морозов и непогоды. Гнездо своё белка строит в развилках веток или в дуплах деревьев. В морозы, когда очень холодно, белки по лесу не бегают, в гнёзда прячутся. А гнездо беличье называется гайно. Шар из веток высоко на ёлках. В нём один или два выхода, а внутри стенки выстланы мхом.
К зиме белочка делает съестные припасы. Потешно смотреть, как белка ищет орехи: стукнет лапкой по веткам орешника и смотрит, какая больше качается. Значит, на этой ветке орехи. На еду и про запас отбирает самые лучшие плоды.
Грибы летом и осенью белка сушит сама. Надкусит грибок - вкусен ли? Потом наколет на сучок – пусть сохнет до зимы. Бывает, что сотни и даже тысячи грибков белка насушит за лето.

- Медведь

Прежде, чем лечь в берлогу, путает медведь свои следы, как заяц, петляет по бурелому, воде, скачет вбок со следа, одним словом, туда-сюда не раз пройдётся.
Берлогу – яму, выкопанную где-нибудь под корнями дерева, выстилает травой, сухим папоротником ещё до первого снега. Ложится медведь головой к лазу, прикрывает морду лапой и спит. В это время он пищи не употребляет, а живёт за счёт накопленного жира.
Говорят, что зимой в берлоге медведи сосут лапу. На самом деле со ступней медведя сходит старая грубая кожа, а молодая нежная нуждается в согревании. Поэтому медведь и облизывает подошвы горячим языком, причмокивая в это время губами. Вот и кажется, что он сосёт лапу.
Если медведя разбудить, то он выходит из берлоги голодным и в это время бывает очень опасен. Его называют медведь – шатун.

- Лиса.

Охотится лиса в сумерках или ночью за птицами, зайцами, ежами. Подкрадывается к добыче незаметно, неожиданно бросается на неё и хватает острыми зубами. Любит, как кошка, поиграть с добычей. Зимой можно видеть, как лиса нюхает снег. На самом деле по запаху под снегом она выслеживает мышей, быстро роет передними лапками снег и хватает добычу. Уничтожая мышей, лиса приносит пользу. Во время сильных метелей и непогоды она ищет убежище, сворачивается клубком и прикрывается хвостом.

- Заяц.

У зайцев задние лапы сильнее передних. Бегает он по рыхлому снегу на своих опушенных лапах легко, как на канадских лыжах, Спит чутко, дремлет в полусне с открытыми глазами, лишь на минуту их закрывая. Во время сильных метелей и снегопадов прячется в неглубоких ямках, в кустах, ложится заяц в ямку со скока, поэтому поблизости не бывает следов.

- Медведь, лось, заяц.

Учащиеся заселяют домики.

- Перелетные. Они испытывают недостаток в пище.

- Зимующие.

- Синица, воробей, сойка, дятел, поползень, снегирь, голубь, сорока, ворона.

Синица – это ловкая подвижная птичка. Она не улетает на зимовку в тёплые края. Гнездо своё обычно устраивает в дуплах деревьев. Ярко – жёлтая грудка и живот этой птички поделены пополам широкой чёрной полосой, на голове чёрная шапочка. Летом питается жучками, червячками, а зимой ест всё: и крошки хлеба, и варёные овощи. Но особенно любит несолёное сало.

• Пшено, просо, овёс, пшеница;

• Семена подсолнечника;

• Ягоды рябины, боярышника;

• Семена клёна, ясеня;

• Шишки, жёлуди, орехи;

• Хлеб, хлебные крошки.

- Надо сделать кормушки для птиц и подкармливать их.

Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна - и не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их -  не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам  встречать весну.

- Поедают насекомых, которые наносят урон лесу, своим пением оживляют леса.

- Нарушится природное равновесие.

Отвечают подготовленные дети:

(Слайд 4)

(Слайд 5)

(Слайд 6)

(Слайды 6-11)

(Слайды 13-22)

(Слайд 23)

(Слайд 24)

(Слайд 25)

(Слайд 26)

(Слайд 27)

(Слайд 28)  

(Слайды 29-30)

(Слайд 31)

(Слайд 32)

Просмотр видеосюжета о медведе.

Загадка: (Слайд 33)

(Слайд 34)

(Слайд 35)

(Слайды 36-37)    

(Слайд 43)

(Слайд 44)

(Слайды 45-46)

(Слайд 47)

(Слайд 48)

(Слайд 49)

(Слайд 50)

(Слайд 51)

  1. Систематизация и обобщение знаний. Дидактическая задача: обеспечение усвоения новых знаний.

Поляна «Народной мудрости».

- Много народ сложил пословиц и поговорок о зиме, а какие знаете вы?

Стихотворение И.Сурикова «Зима» читает ученица.

-Какие изменения в живой и неживой природе происходят зимой?

-О каких секретах животного и растительного мира узнали на уроке?

Зимний денёк с комариный носок.

Хороший снежок урожай сбережёт.

В зимний холод всякий молод.

Снегу надует – хлеба прибудет.

Не тот снег, что метёт, а что сверху идёт.

Мороз велик, да стоять не велит.

И в сильный мороз работа согреет.

Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает.

Новый год – к весне поворот.

Береги нос в большой мороз.

Белый снег, пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

И под утро снегом

Поле побелело,

Точно пеленою

Всё его одело.

Тёмный лес что шапкой

Принакрылся чудной

И заснул под нею

Крепко, непробудно...

Божьи дни коротки,

Солнце светит мало,

Вот пришли морозцы -

И зима настала.

Труженик-крестьянин

Вытащил санишки,

Снеговые горы

Строят ребятишки.

Уж давно крестьянин

Ждал зимы и стужи,

И избу соломой

Он укрыл снаружи.

Чтобы в избу ветер

Не проник сквозь щели,

Не надули б снега

Вьюги и метели.

Он теперь покоен -

Всё кругом укрыто,

И ему не страшен

Злой мороз, сердитый.

Ответы детей.


  1. Подведение итогов

-Сегодня мы побывали в гостях у зимы, надеюсь, что скоро зима сама к нам в гости придёт.

Учитель ставит отметки за работу на уроке.

- А я оцениваю вашу работу следующим образом.



  1. Информация о домашнем задании и рекомендации по его выполнению.

Прочитать статью в учебнике – с.130-137.

Подготовить сообщения о жизни зверей и птиц зимой.

Сделать рисунок «Красота зимы».



9. Организационное завершение урока

Спасибо за урок. До свидания.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!