СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по окружающему миру на тему "Как текут реки" для 1 класса УМК "Школа России

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: расширить знания учеников о реках и морях, о движении воды из реки в море, о пресной и морской воде.

Задачи урока:

1. Расширение и уточнение представлений о реках, морях, пресной и морской воде.

2. Развитие интереса к познанию окружающего мира.

3. Воспитание уважения к природе, к родному краю.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Планируемые результаты: учащиеся научатся сравнивать реку и море; прослеживать путь воды из реки в море; различать пресную и морскую воду.

Оборудование для урока: картинка с изображением Муравья Вопросика,   презентация, аудиозапись песни Морозова А. «А по камушкам», аудиозапись «Шум воды», плакат-схема путь воды, конверт с письмом, глобус.

Раздаточный материал: конверт с заданиями для учащихся, кораблики, рисунок капельки воды, листы для записи результатов опыта.

Урок состоял из 8 этапов.

 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру на тему "Как текут реки" для 1 класса УМК "Школа России»

Окружающий мир в 1 «А» классе на тему

«Куда текут реки?» УМК «Школа России»

Дата: 6.12.2021

Цель: расширить знания учеников о реках и морях, о движении воды из реки в море, о пресной и морской воде.

Задачи урока:

1. Расширение и уточнение представлений о реках, морях, пресной и морской воде.

2. Развитие интереса к познанию окружающего мира.

3. Воспитание уважения к природе, к родному краю.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Планируемые результаты: учащиеся научатся сравнивать реку и море; прослеживать путь воды из реки в море; различать пресную и морскую воду.


Универсальные учебные действия:

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели; сравнивать свои знания с тем, что им предстоит узнать за учебный год; осуществлять поиск необходимой информации (из материалов учебника, из рассказа учителя, по воспроизведению в памяти).

Регулятивные: ориентирование в учебнике; принимать и сохранять учебную задачу; оценивать результат своих действий; прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материала.

Личностные: осознание своих возможностей в учении; способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Коммуникативные: уметь обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; согласовывать свои действия с партнером; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия; строить понятные речевые высказывания.

Оборудование для урока: картинка с изображением Муравья Вопросика, презентация, аудиозапись песни Морозова А. «А по камушкам», аудиозапись «Шум воды», плакат-схема путь воды, конверт с письмом, глобус.

Раздаточный материал: конверт с заданиями для учащихся, кораблики, рисунок капельки воды, листы для записи результатов опыта.

Для проведения опыта: стаканы с пресной и морской водой, пищевая соль, ложка, палочка.

Ход урока

  1. Организационный момент. Этап мотивации.

Учитель: Здравствуйте, ученики 1 «А» класса! Меня зовут Фируза Альфридовна. Сегодня я проведу урок окружающего мира. Прикоснитесь друг другу ладошками и подарите своему товарищу чувство уверенности в том, что сегодня у нас всё получится, поддержите друг друга перед нашей предстоящей работой, улыбнитесь друг другу от всей души, и улыбнитесь мне! Тихонько сели.

  1. Этап актуализации знаний.

Учитель: А сейчас закройте глаза, и послушайте.

- Ребята, у нас сегодня будет не простой, а необычный, увлекательный урок, а именно урок-путешествие. На уроке с нами наши помощники, кто же они? (Мудрая Черепаха и Муравей Вопросик).

- А что же принес нам сегодня на урок Муравей Вопросик? Что он держит на руках? (показываю конверт).

Ученики: Конверт, письмо.

Учитель достает из конверта загадку и читает.

Учитель: А в конверте, для нас загадка. Слушаем, внимательно.

На столе передо мной 
Закружился шар земной – 
Африка, экватор, полюс – 
Уместил всю Землю ... (глобус). Учитель показывает глобус

- А что такое глобус? (глобус – это модель Земли).

- Какого цвета больше? (Больше голубого)

- Как вы считаете, что значит голубой цвет? (голубым цветом изображены моря, океаны, реки нашей планеты).

- А каким цветом обозначается суша? Суша часть поверхности планеты Земля, не покрытая водами.

- Зелёный, жёлтый, коричневый.

- Какой же, мы можем сделать вывод, чего больше на планете Земля, воды или суши? (Воды).

- А в виде чего на Земле вода? (река, озеро, пруд, море). Всё это водоемы.

Учитель: Так, а в конверте есть еще одна загадка. Угадайте, о каком из перечисленных вами водоемах идет речь:

Течёт, течёт — не вытечет,

Бежит, бежит — не выбежит. (Река). Правильно!

Учитель: Вспомните, что вы уже знаете о реках и скажите, какую пользу приносит река? (Реки имеют важное значение в жизни людей, место обитания для рыб и некоторых животных, для роста растений).

  1. Постановка проблемного вопроса.

Учитель: Муравей Вопросик, и вам приготовил конверты. Конверты находятся у вас на партах. Вы будете работать парами.

Слушаем задание: Вам нужно будет открыть конверт, и составить из карточек вопрос. Для выполнения этого задания, я даю вам 3 минуты, если пара готова приложите ладони друг другу, так я увижу, что вы готовы. Итак, открываем конверты и составляем вопрос из карточек. (ученики составляют вопрос: Куда текут реки).

Учитель: Так, на какой вопрос будем искать ответ на уроке? (ответ учеников: Куда текут реки?) 

- Какую учебную задачу поставим перед собой на уроке? (узнать, куда текут реки).

Учитель: Сл.1 В России много разных красивых рек, но именно Волгу называют величественной, царицей всех русских рек.

- Сл.2. Река Волга течёт вдоль нашей столицы Республики Татарстан города Казани.

- А какие реки знаете вы, которые есть в нашем районе?

- В нашем Сабинском районе протекает река Мёша.

Сл.2-3 Вот она наша знаменитая, родная река – Мёша.

- Ребята, а вы знаете, как звучит река Мёша на нашем родном татарском языке?

- Река Мёша на татарском языке – Мишә елгасы.

- Давайте всместе озвучим: Мишә елгасы.

  1. Этап решения поставленной задачи.

Учитель: Итак, ребята вспомним, с какой целью мы отправляемся в путешествие? (Узнать, куда текут реки).

- А что нужно сделать, чтобы выяснить, куда же текут реки? (Посмотреть карту, атлас, глобус, книгу, фильм, видеоролик).

– Чтобы ответить на вопрос я предлагаю вам совершить путешествие по просторам нашей необъятной Родины.

Учитель: Мы будем путешествовать на корабле, так как быстрее, удобнее, и все поместимся. У вас на партах есть бумажные кораблики.

Откройте учебник на стр. 66 и рассмотрите рисунок. Вы будете работать с картой, которая у вас в книгах, а я буду работать на доске при помощи плата-схемы. И первым нам на помощь придет автор учебника Андрей Плешаков.

- Итак, наше путешествие мы начнём с реки, название которой вы сейчас услышите:

Я родился в небольшом городе под Москвой. Он стоит на реке Осётр.

- С какой реки мы начнем наше путешествие? (дети называют реку Осётр).

- Найдите её на карте, и поставьте туда свои кораблики. Как вы думаете, это большая река? (это небольшая река).

В детстве мне было очень интересно – куда же течёт река Осётр? И вот что я узнал.

- Что заметили, путешествуя по этой реке? (она впадает в другую реку).

- В какую реку впадает Осётр? (в Оку).

Осётр впадает в другую реку – Оку.

- Какая ещё река впадает в Оку? (река Москва)

- Сравните, Ока́ — больше или меньше, чем Осётр? (В Оку впадают другие реки, значит, она уже больше, чем Осётр.)

Ока шире и длиннее, чем Осётр.

- Двигаемся дальше. Куда впадает Ока? (в другую реку).

- Назовите её. (Волга).

Она впадает в реку Волгу.

- Сравните Оку и Волгу. Что заметили? (Волга ещё более крупная река).

Волга – великая русская река.

- Отправляемся дальше. Мне кажется, что чем дальше мы плывём, тем река становится уже. Вы согласны со мной? (нет, она становится всё шире и шире).

Местами она так широка, что другой берег почти не виден.

- Куда же впадает река Волга? (в Каспийское море).

Волга несёт свои воды в Каспийское море.

Учитель: Вернёмся к началу нашего путешествия. Посмотрите, какой путь совершила вода из реки Осётр (Она прошла путь от маленькой реки до моря).

- Мы с вами можем сделать вывод, что вода проходит много километров, прежде чем впасть в моря, океаны.

- Ребята, теперь вы можете ответить на вопрос «Куда текут реки?»? (Да. Они текут к морям и океанам.)

Динамическая пауза Микс-пэа-шэа (сингапурский приём)

Учитель: Я вижу, вы немного подустали, давайте сделаем динамическую паузу. Встаньте и задвиньте стулья. Когда я включу музыку, ваша задача ходить, танцуя по классу, а когда музыка закончиться, вы должны сделать задания, поэтому слушаем внимательно.

Под песню «А по камушкам» дети ходят по классу и объединяются в пару

рядом стоящим учеником (3 раза).

1. Встаньте в пары.

2. Встаньте по три.

3. Встали по шесть.

4. Сели на свои места.

  1. Этап закрепления. Практическая работа

Учитель: Муравей Вопросик хочет понять, чем различаются река и море. Давайте ему поможем. Мы с вами проведем практическую работу, сделаем опыт, и узнаем, чем отличаются река и море.

Цель нашего опыта: найти отличие морской и речной воды.

Оборудование: На столе стоят 2 стакана. В одном стакане чистая питьевая вода, в другом - вода, подсоленная морской солью.

Описание работы:

1. На столе стоят 2 стакана чистой воды.

2. Ложкой возьму немного соли и нужно засыпать во2-й стакан с водой.

3. Размешиваю содержимое ложкой.

Учитель: Ваша задача сравнить речную и морскую воду по плану, и результаты практической работы изобразить на отдельных листах.

План работы:

1. Сравните речную и морскую воду по цвету. (Она одинаковая, бесцветная). Вывод: Не имеют цвета. Значит, раскрашивать стаканчики мы не будем.

2. Сравните речную и морскую воду по запаху. (подойти к двум, трем партам и дать возможность понюхать). Не имеют запаха. Значит, раскрашивать стаканчики мы не будем.

3. Сравните речную и морскую воду по вкусу.

- Мы с вами пробовать воду не будем, вам нужно самим догадаться, имеет ли вкус речная и морская вода. (Ученики делают вывод, что морская вода соленая). Значит, раскрашивать будем 2-й стакан, морскую воду. Раскрасим его голубым или синим цветом.

По итогам нашего опыта мы можем сделать вывод, что: В море вода солёная, а в реке — пресная. Этим море отличается от реки.

  1. Этап коррекции. Экологическая беседа

Учитель: Ребята, как вы думаете, о чем могла бы попросить нас вода, если бы она умела говорить? (ответы учеников).

- Реки являются главным источником пресной воды на земле. Мы с вами должны беречь это главное богатство земли и сохранять его для будущих поколений.

  1. Итоги урока.

Учитель: Сейчас, я буду читать высказывания, если вы согласны с высказыванием, то вы сидите на своих местах, если вы не согласны, и считаете неправильным, то встаете.

1. Глобус - уменьшенная модель земли. (сидят)

2. Вода на глобусе показана коричневым цветом. (встают). А какого цвета?

3. Реки впадают в другие реки, моря. (сидят)

4. В реке вода солёная. (встают).

5. В море вода соленая. (сидят)

  1. Рефлексия

Учитель: Кому на уроке было интересно, кому понравилось открывать новые знания, давайте наполним реки каплями нашего хорошего настроения. (Если урок понравился, и вам было всё понятно, раскрасьте капельку в голубой цвет; если остались вопросы или урок не понравился, пока капельку красить не надо).

- Покажите мне свои капельки. Мне тоже понравилось с вами работать. Спасибо вам за ваше активное участие на уроке.

6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!