Урок окружающего мира в 1 классе
Тема: Как ты воспринимаешь мир
Педагогические цели: создать условия для выявления значения органов чувств в жизни человека и их тренировки с помощью различных упражнений; способствовать развитию коммуникативных умений, умения находить необходимую информацию в справочнике, размещенном в учебнике.
Планируемые результаты:
Предметные: перечисляют органы чувств и их значение в жизни человека.
Личностные: умеют выстраивать добропорядочные отношения в учебном коллективе, проявляют уважительное отношение к своим товарищам и учителю.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Регулятивные: учатся работать по предложенному учителем плану.
Познавательные: общеучебные – ориентируются на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; логические – проводят аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Коммуникативные: используют в общении правила вежливости.
Сценарий урока
I. Организационный момент.
– Отгадайте загадку.
Есть у каждого лица
Два красивых озерца.
Между ними есть гора.
Назови их, детвора. (Глаза.)
II. Формирование новых знаний.
(Учитель вызывает одного ученика.)
– Закрой глаза и попробуй пройти к своему столу.
– Почему у тебя не получилось пройти, не задев другие столы?
– С закрытыми глазами вы обязательно ударитесь или уроните что-нибудь. Плохо без глаз. Что такое глаза? Для чего они нужны?
– Глаз – орган зрения. Его можно сравнить с окном в окружающий мир. Примерно 70 % всей информации мы получаем с помощью зрения, например, о форме, размерах, цвете предметов и др.
– Посмотрите на глаза вашего соседа. Рассмотрите веки, брови, ресницы. Для чего они нужны?
– Конечно, они защищают наши глаза. Веки, на которых находятся ресницы, защищают глаза от сильного света и пыли. Брови мешают капелькам пота, выступающим на лбу, стекать в глаза.
– Рассмотрите рисунок глаза, назовите, что обозначено знаком «вопрос»? Ниже изображены фигуры. Назовите их. Какого они цвета?
– С помощью какого органа вы смогли ответить на мои вопросы?
– Почему люди носят очки?
– Как надо беречь глаза? (Беречь от острых предметов, кушать витамины.)
– Почему родители не разрешают вам читать лёжа или при плохом освещении?
– Что нужно делать, если ваши глаза устали? (Дать им отдохнуть, сделать зарядку для глаз, посидеть с закрытыми глазами.)
– Отгадайте еще загадку.
Вот гора, а у горы
Две глубокие норы.
В этих норах воздух бродит,
То заходит, то выходит. (Нос.)
– О каком органе чувств мы сейчас будем говорить?
(К доске выходят несколько учеников. Учитель завязывает им глаза. Подносит каждому предметы, например: лук, лимон, апельсин, мёд.)
– Определите, что за предмет перед вами, не трогая их руками.
– Как вы определили, ведь вы их не видели?
– Каким органом мы чувствуем запахи?
– А зачем нужен нос?
– Обоняние – это и есть восприятие разных запахов. Рассмотрите рисунки на с. 35 учебника.
– Какие запахи предметов вам приятны, а какие неприятны?
– На какие группы можно разделить запахи? (Они могут быть сильными, резкими, противными, еле уловимыми.)
– Назовите несколько примеров таких запахов.
– На какие две группы можно разделить запахи?
– Запах цветов, фруктов, животных – естественные запахи, которыми обладают природные объекты. Духи, крема имеют искусственные запахи, созданные человеком.
– Понюхайте яблоко, книгу. Какие чувства воспоминания они у вас вызвали?
– Назовите ваш самый любимый запах.
– Для чего нам нужно обоняние? (Чувствовать запах природы, свежего воздуха, цветов.)
– Как оно помогает нам в жизни? (С помощью запаха можно определить, испортилась пища или нет.)
– Нужно беречь орган обоняния? Что произойдет, если мы лишимся обоняния? (Оно помогает обнаружить несвежую пищу, вредные запахи в помещении, ароматы цветов, продуктов.)
Физкультминутка
– На с. 23 в тетради раскрасьте те предметы, запах которых вам нравится.
– Во время насморка человек почти не различает запахи. Если человек теряет обоняние, то для него пища теряет вкус, и такие люди чаще отравляются, так как не могут отличить некачественную пищу.
Отгадайте. Всегда он в работе,
Когда мы говорим,
А отдыхает
Когда мы молчим. (Язык.)
– Посмотрите, на столе у вас лежит предмет. Что вы о нем можете сказать?
– Как нам узнать, каков он на вкус?
– Какой орган даст нам информацию о вкусе? (Язык.)
– Для чего нам нужен язык? Смогли бы мы обойтись без него?
– Каждый участок языка чувствует один какой-то вкус: его кончик воспринимает сладкое, задняя часть – горькое, боковые части кончика языка – солёное, а более дальние боковые части – кислое.
Давайте поиграем. Я называю предмет, а вы говорите, какой вкус он имеет:
Лимон (кислый), мёд (сладкий),
сахар (сладкий), сода (горькая).
соль (солёная),
– Рассмотрите рисунок на с. 35. Назовите вкус предметов, нарисованных на рисунках.
III. Закрепление изученного материала.
– Для чего нужны глаза? (Они различают цвет и форму предметов.)
– Для чего нужен нос? (Нос ощущает запахи окружающего мира.)
– Для чего нам нужен язык? (Язык помогает нам узнать вкус пищи, высказать свои мысли.)
– Что вы узнали о ягоде, положив её в рот? (Какая она на вкус.)
– С помощью какого органа мы видим различные предметы, различаем свет и темноту? (С помощью глаз.)
– Что происходит с веками и ресницами, если навстречу дует пыльный ветер? (Мы закрываем их, чтобы пыль не попала в глаза.)
– Какой орган позволяет нам отличить запах роз от запаха апельсина? (Нос.)
– Как вы узнаете, что мама печет пирог? (По запаху.)
– С помощью какого органа мы отличаем сладкую пищу от горькой? (Языком.)
IV. Итог урока.
– Какие органы чувств мы изучили?