Третьим царем из династии Романовых стал Петр I. С его именем связывают «эпоху великих преобразований» в нашей стране. Это был действительно необычный царь. Петр родился 30 мая 1672 года. В 4 года он остался без отца. Свое детство Петруша провел со своей матушкой Натальей Кирилловной в подмосковном селе Преображенском. Он редко появлялся в Кремле – только на дипломатических и церковных церемониях. А потому он не получил традиционного православного образования московских царей. Одевался он просто, играл с сельскими ребятишками, бегал по селу с утра до вечера. Образование Петр получил скудное. Его учитель, думный дьяк Никита Зотов, мало заботился об этом. Только в 15 лет Петр узнал о четырех действиях в арифметике, затруднялся излагать свои мысли на бумаге и до конца жизни писал с ошибками. Но его отличали энергичность, целеустремленность, любознательность, желание многое узнать и многому научиться. В зрелые годы Петр поражал собеседников обширными знаниями, чем обязан был самому себе, упорному самообразованию. С детства Петр любил физический труд, работал в кузнице и плотничал. Это шокировало придворных, привыкших к тому, чтобы царь появлялся на людях, обязательно поддерживаемый под руки ближними боярами. Однако именно эти качества и позволили ему многого добиться и заслужить от современников уважение и славу. Во время царствования Петра I много нового появилось в нашем государстве. Петр I вошел в историю как реформатор. - Как вы понимаете, кто такой реформатор? (Высказывания детей). - О некоторых преобразованиях, изменениях или реформах мы с вами сегодня и поговорим. Но сначала еще раз посмотрим, как объясняет значение слов «реформа» и «реформатор» Ожегов в своем словаре. - Итак, попробуйте сами догадаться о том, что же еще нового появилось в России при Петре I. Какие реформы были проведены. Работа в группах. Учащиеся получают карточки с заданиями: 1. Проанализируйте эти снимки. Что нового появилось при Петре I? Для чего? - Это гордость Петра – российский флот. Россия становится сильной морской державой. Благодаря флоту расширились границы нашего государства. Россия получила выход в Балтийское море. Появился морской путь, а это значит, наладилось более тесное общение с другими странами Европы. В устье Невы Петр начал строительство нового большого города, названного в честь основателя. - Какой город был заложен? (Санкт-Петербург) 2. В чем отличие плана Москвы от плана Санкт-Петербурга? - Москва построена как и другие древнерусские города. В центре городская крепость, вокруг крепости посад, где жили ремесленники, рыбаки. Застроен город без определенного плана. Похоже на кольцо, круг. Санкт-Петербург создавался по передовым образцам того времени. Петр I не желал ничего Московского. К строительству Санкт-Петербурга были приглашены архитекторы из Европы, строился по четко разработанному плану. Проспекты города широкие, прямые. Улицы – прямые, пересекают проспекты под прямым углом. - Как вы думаете, кто строил Санкт-Петербург, кто создавал флот? - Как жилось простым людям в годы реформ Петра? Почему? - Петр I заложил город в устье Невы. Берега болотистые, часты наводнения. Люди осушали болота, делали насыпи, мостили топкие улицы. Рабочие страдали от голода, болезней. От тяжелых условий тысячи умирали. На их место привозили новых. Но шло время. Город рос, становился красивее. В 1712 году Санкт-Петербург становится новой столицей государства. 3. За годы царствования Петра I произошли реформы и в быте. Слева эпоха Петра I, справа – допетровские времена. - Какие изменения во внешнем облике людей произошли во время царствования Петр I? (Изменилась одежда, появились парики, нет бороды у мужчин и т. д.) Борода на Руси считалась признаком добропорядочности и солидности. Царь же велел сбривать бороды. Бороды бояр отрезал собственноручно. К традиционной русской одежде – долгополому и широкорукавному платью питал неприязнь, считал, что она стесняла движения и мешала в работе. А еще Петр I ввел ассамблеи. Ассамблея - это бал. Знатные люди собирались для увеселения и дружеских разговоров. На ассамблеи приглашались и женщины, чего раньше не было. Гости должны были показать знание светских манер. 4. Какие продукты употребляли на Руси издавна, а какие появились при Петре? (Выберите правильные ответы) помидоры чай квас горох картофель рыба морковь кофе капуста репа мед огурцы (При Петре I появились: помидоры, чай, картофель, кофе). - Утренняя трапеза превращалась в своеобразную пытку, потому что предписывалось на европейский манер по утрам пить ненавистный кофе. Картофель поначалу крестьян заставляли выращивать силой. Русские крестьяне не сразу сообразили, что у заморского растения едят не «вершки», а «корешки». «Вершки» – то оказались горькими, да еще и ядовитыми, и назвали картофель «чертовым яблоком».Женщины цветками картофеля украшали шляпки. |