СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по окружающему миру

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру»

















Конспект урока

по окружающему миру

в 4 «А» классе

Учитель начальных классов

Фогель Анна Владимировна







































Тема: Пётр Великий

УМК: Школа России

Цель урока: создать условия для изучения времени правления Петра I, его реформ.

Задачи:

Образовательные:

- формировать представление о Петре Великом как о первом императоре;

- формировать представление о преобразованиях в России, связанных с временем правления Петра Великого: создание российского флота, выход в Балтийское море; строительство Санкт-Петербурга;

- формировать временные представления о правлении Петра Великого на основе работы с лентой времени;

- формировать пространственные представления на основе работы с картой;

- формировать понятия: Верфь, реформа, император, империя.



Воспитательные:

- воспитывать чувство патриотизма на примере исторической личности;

- воспитывать чувство гордости за свою Родину, предков, культуру через показ и анализ жизни русского народа;

- воспитывать интерес к изучению истории.



Развивающие:

- способствовать развитию диалоговой речи на основе вступительной беседы;

- способствовать развитию памяти, внимания на основе умения слушать;

- развивать умение ориентироваться на карте;

- формировать умение работать с источником информации.



Планируемые результаты:

Личностные:

-готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию;

- обретение чувства гордости за свою Родину, российский народ, уважения к прошлому своих предков;

- осознание себя гражданином своего Отечества



Метапредметные:

Регулятивные:

- умение формулировать цель урока;

- умение работать с картой и лентой времени;

- умение отвечать на вопросы;

- умение формулировать выводы;

- умение оценивать свои достижения на уроке;

Познавательные:

- умение отмечать на ленте времени время правления Петра I;

- умение находить и отмечать на карте Санкт-Петербург;

- умение включать действие исследования, поиска и отбора необходимой информации, её структурирование;

-умение находить ответы на вопросы, используя полученную информацию.



Коммуникативные:

- умение слушать и понимать речь других;

- умение работать в парах;

- умение излагать свои мысли и аргументировать свою точку зрения.



Предметные:

- умение рассказывать о Петре I и о его реформах;

- умение рассказывать о роли Петра I в истории Российского государства;

- знать, почему Петра I называют Великим;

- знание понятий: Верфь, реформа, империя, император.



Средства обучения:

  • Рабочая тетрадь. 4 класс. Пособие для учащихся в 2 частях Ч. 2; М: Просвещение 2012.

  • Презентация « Петр Великий».

  • Карточки с заданиями для групповой работы.



Литература:

  1. Методическое пособие по Окружающему миру под редакцией

Е.В. Саплиной – М, Дрофа. - 2013

  1. Немов Р.С Психология – М.: Владос

  2. Плешаков А.А. Мир вокруг нас. 4 класс в 2 частях. Ч. 2. М.: Просвещение 2011

  3. Подласый И.П. Педагогика – М.:Владос, 2011

  4. http://


Этапы урока

(с указанием времени)

Дидактические задачи этапа

Содержание материала урока

Методы и приемы по каждому этапу и виду деятельности учащихся

Средства обучения

Анализ этапа

1. Организационный момент

Подготовка учащихся к работе на занятии. Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм.

- Здравствуйте, ребята! Сейчас у нас будет урок окружающего мира и мы с вами продолжим путешествие в прошлое России.




2. Постановка цели и задач урока. Мотивация

Организовать мотивирование учащихся к учебной деятельности

  1. актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности («надо»);

  2. создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»);

устанавливаются тематические рамки («могу»).

Учитель читает строки из стихотворения А.С.Пушкина показывает видеофрагмент.

То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник,

Он всеобъемлющей душой

На троне вечный был работник.


- Догадались о ком идет речь?

- Обоснуйте свой ответ. Что вы ещё знаете об этом человеке?

- Да, это действительно Пётр I и сегодня на уроке мы познакомимся с этим царем, узнаем, что нового появилось в жизни страны во время его правления, перенесемся из древней столицы России Москвы в новую – Санкт-Петербург. Но сначала, давайте вспомним…

Представление наглядного материала;

Эвристическая беседа

Экран (видео фрагмент)


Актуализация знаний


– Какие опасности угрожали России в начале XVII века?

– Что сделали для защиты Отечества Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский?

– Когда в России начали править цари из рода Романовых?

Учитель проводит дидактическую игру «Неотосланная депеша».

– Кто мог сказать такие слова?

1. «Я первым сделал взнос (пожертвовал большую сумму денег и драгоценности жены на вооружение народного ополчения)».

(Кузьма Минин.)

2. «Повелел мне царь Иван Грозный открыть типографию в Москве».

(Иван Федоров.)

3. «И повел я войско навстречу Ахмату».

(Иван Грозный.)

4. «Во главе собравшейся рати я стал полководцем».

(Дмитрий Пожарский.)


Задания на развитие общеинтеллектуальных умений – мышления, сопоставления, конкретизации, обобщения;

Дидактическая игра;

Эвристическая беседа

Экран (презентация)


Первичное усвоение новых знаний


Третьим царем из династии Романовых стал Петр I. С его именем связывают «эпоху великих преобразований» в нашей стране. Это был действительно необычный царь.

Петр родился 30 мая 1672 года. В 4 года он остался без отца. Свое детство Петруша провел со своей матушкой Натальей Кирилловной в подмосковном селе Преображенском. Он редко появлялся в Кремле – только на дипломатических и церковных церемониях. А потому он не получил традиционного православного образования московских царей. Одевался он просто, играл с сельскими ребятишками, бегал по селу с утра до вечера. Образование Петр получил скудное. Его учитель, думный дьяк Никита Зотов, мало заботился об этом. Только в 15 лет Петр узнал о четырех действиях в арифметике, затруднялся излагать свои мысли на бумаге и до конца жизни писал с ошибками.

Но его отличали энергичность, целеустремленность, любознательность, желание многое узнать и многому научиться. В зрелые годы Петр поражал собеседников обширными знаниями, чем обязан был самому себе, упорному самообразованию. С детства Петр любил физический труд, работал в кузнице и плотничал. Это шокировало придворных, привыкших к тому, чтобы царь появлялся на людях, обязательно поддерживаемый под руки ближними боярами.

Однако именно эти качества и позволили ему многого добиться и заслужить от современников уважение и славу.

Во время царствования Петра I много нового появилось в нашем государстве.


Петр I вошел в историю как реформатор.


- Как вы понимаете, кто такой реформатор? (Высказывания детей).


- О некоторых преобразованиях, изменениях или реформах мы с вами сегодня и поговорим.


Но сначала еще раз посмотрим, как объясняет значение слов «реформа» и «реформатор» Ожегов в своем словаре.

- Итак, попробуйте сами догадаться о том, что же еще нового появилось в России при Петре I. Какие реформы были проведены.


Работа в группах. Учащиеся получают карточки с заданиями:


1. Проанализируйте эти снимки. Что нового появилось при Петре I? Для чего?


- Это гордость Петра – российский флот. Россия становится сильной морской державой.

Благодаря флоту расширились границы нашего государства. Россия получила выход в Балтийское море. Появился морской путь, а это значит, наладилось более тесное общение с другими странами Европы.

В устье Невы Петр начал строительство нового большого города, названного в честь основателя.


- Какой город был заложен? (Санкт-Петербург)


2. В чем отличие плана Москвы от плана Санкт-Петербурга?


- Москва построена как и другие древнерусские города. В центре городская крепость, вокруг крепости посад, где жили ремесленники, рыбаки. Застроен город без определенного плана. Похоже на кольцо, круг.

Санкт-Петербург создавался по передовым образцам того времени. Петр I не желал ничего Московского. К строительству Санкт-Петербурга были приглашены архитекторы из Европы, строился по четко разработанному плану. Проспекты города широкие, прямые.

Улицы – прямые, пересекают проспекты под прямым углом.


- Как вы думаете, кто строил Санкт-Петербург, кто создавал флот?

- Как жилось простым людям в годы реформ Петра? Почему?


- Петр I заложил город в устье Невы. Берега болотистые, часты наводнения. Люди осушали болота, делали насыпи, мостили топкие улицы. Рабочие страдали от голода, болезней. От тяжелых условий тысячи умирали. На их место привозили новых. Но шло время. Город рос, становился красивее. В 1712 году Санкт-Петербург становится новой столицей государства.


3. За годы царствования Петра I произошли реформы и в быте.


Слева эпоха Петра I, справа – допетровские времена.


- Какие изменения во внешнем облике людей произошли во время царствования Петр I?

(Изменилась одежда, появились парики, нет бороды у мужчин и т. д.)


Борода на Руси считалась признаком добропорядочности и солидности. Царь же велел сбривать бороды. Бороды бояр отрезал собственноручно. К традиционной русской одежде – долгополому и широкорукавному платью питал неприязнь, считал, что она стесняла движения и мешала в работе.


А еще Петр I ввел ассамблеи.

Ассамблея - это бал. Знатные люди собирались для увеселения и дружеских разговоров.

На ассамблеи приглашались и женщины, чего раньше не было. Гости должны были показать знание светских манер.


4. Какие продукты употребляли на Руси издавна, а какие появились при Петре? (Выберите правильные ответы)


помидоры

чай

квас

горох

картофель

рыба

морковь

кофе

капуста

репа

мед

огурцы


(При Петре I появились: помидоры, чай, картофель, кофе).


- Утренняя трапеза превращалась в своеобразную пытку, потому что предписывалось на европейский манер по утрам пить ненавистный кофе.


Картофель поначалу крестьян заставляли выращивать силой. Русские крестьяне не сразу сообразили, что у заморского растения едят не «вершки», а «корешки». «Вершки» – то оказались горькими, да еще и ядовитыми, и назвали картофель «чертовым яблоком».Женщины цветками картофеля украшали шляпки.


Эвристическая беседа;

Исследовательский метод;

Работа в группах;

Задания на развитие общеинтеллектуальных умений – сравнения, мышления, конкретизации, обобщения;

Представление наглядного материала (презентация, карточки с заданиями);

Работа со словарём

Экран (презентация);

Учебная доска;

Карточки с заданиями;

Словарь


Физкультминутка


Игра выполняется стоя. Учитель бросает мяч в руки учащемуся и просит назвать, например, товары, которые продавали купцы приезжие; купцы Санкт-Петербурга; назвать преобразования Петра Первого.

Садится тот, кто ответил правильно. Игра продолжается до тех пор, пока все учащиеся не сядут.

Игровая ситуация;

Разминка для тела




Первичная проверка понимания


- За заслуги перед государством Петр I получил почетное прозвище Великий и титул император. Россия стала называться империей.

Читаем самостоятельно текст учебника. Работаем в группах. Выбираем самое важное, интересное, что можно добавить в таблицу царь - человек.


На доске выставлены карточки со слов детей:


ЦАРЬ ЧЕЛОВЕК


Открыл школы трудолюбивый

Построил город Петербург простой в

обхождении

Учеба за границей требовательный

Вышла первая газета не любил роскоши

Ввел арабские цифры бережливый

Новый год стали отмечать 1 января любознательный

Создал армию, флот, заводы, фабрики настойчивый

решительный

сильный

бесстрашный


- Молодцы!

- Перед вами список реформ Петра Великого. Вычеркните то, что не относится к Петровским реформам.

1. Введение нового летосчисления.

2. Создание российского флота. Выход в Балтийское море.

3. Введение европейской одежды.

4. Первая на Руси типография.

5. Ассамблеи.

6. Выпуск первой печатной газеты «Ведомости».

7. Указ об обрезании бород и длиннополых платьев.

8. Появление телевидения.

9. Основание Санкт-Петербурга.

10. Запуск космического корабля.

11. Появление новых продуктов питания.

Проверка в парах.

Эвристическая беседа;

Работа с наглядным материалом (на доске представлены карточки задания «царь-человек»)



Первичное закрепление


- Особенно же Петр старался возвысить свой город в торговом отношении. Велика была радость его, когда в Петербург подошел при нем первый иностранный корабль. Он сам отправился навстречу ему, сам привел его в пристань, царь был первым покупателем товаров на нем.

К концу царствования Петра в Петербургской пристани развевались торговые флаги уже всех европейских народов, а в самом городе насчитывалось уже до 40 тысяч жителей. Таким образом, благодаря могучей воле Петра при море вырос новый русский город.

Московское государство использовало город Архангельск как выход на европейские торговые пути.

– В чем было неудобство такого пути?

Петр I открыл путь через Баренцево море.

– В чем этот путь был удобнее?

Давайте проверим, насколько хорошо вы теперь знаете некоторые факты биографии Петра Великого и те результаты его деятельности, за которые царя назвали Великим.

– Какое прозвище получил Петр I в истории России?

– Во сколько лет был провозглашен Петр царем?

– Какое любимое увлечение было у Петра?

– Как назывался его полк?

– Чем отличался Петр I от европейских государей своего времени?

– Назовите главные черты характера Петра I.

– Какие реформы провел Петр I?

– Когда был заложен город на Неве?

– Назовите главную улицу Санкт-Петербурга.

– Почему город имеет такое необычное название?





Информация о домашнем задании


Домашнее задание - мини-сочинение на одну из тем (по выбору):

- «Исторический портрет Петра I»

- «Петр I: царь и человек»

- «Русский костюм эпохи Петра I.»




Рефлексия (подведение итогов урока)


В царствование Императрицы Екатерины II Петру Великому воздвигнут

величественный памятник в Петербурге, на берегу Невы. На вершине скалы изображен

взвившийся на дыбы конь, а на нем могучий всадник, правой рукой указывающей на

Академию Наук, Университет, Академию Художеств, корабли. Великий преобразователь

указывает путь, как бы говорит нам: «Пред вами храм наук и искусств. Туда! Там, в науке, в труде ваше благо, сила и могущество!»


1) мне было интересно узнать о ... 2) я запомнил такие факты... 3) Я заинтересовался в ..... 4) Мне было трудно... 5) Мне помог... 6) Я хочу узнать ...


Наш урок подошёл к концу. Все вы сегодня хорошо работали. Я вами очень

довольна. Молодцы!








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!