Конспект урока по окружающему миру
1 класс
Тема:Насекомые, птицы, рыбы, звери…
Педагогическая цель: способствовать формированию знаний учащихся о частях тела насекомых, рыб, птиц и зверей.
Планируемые результаты:
Предметные: различают части тела насекомых, рыб, птиц и зверей.
Личностные: готовы вносить свой вклад в природоохранную деятельность.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Регулятивные: осознают свое продвижение в овладении знаниями и умениями.
Познавательные: общеучебные – находят необходимую информацию в учебнике и справочной литературе; логические – осуществляют сравнение и анализ строения животных.
Коммуникативные: сотрудничают с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливают очерёдность действий, осуществляют взаимопроверку.
Сценарий урока
I. Организационный момент.
– Все места на земном шаре обитаемы. Почти везде: на суше, в океане, в атмосфере и даже в вечных снегах – обитают живые существа. Это звери, птицы, рыбы, насекомые.
II. Формирование новых знаний.
– Людям известны более 1500000 разных видов животных. Но некоторым признакам они разделили их на классы. Давайте рассмотрим некоторые из них. Из всех животных на Земле больше всего насекомых. Их более 1 млн видов.
– Давайте рассмотрим пчелу на с. 80 учебника. Рассмотрите части тела. Назовите их. Сколько ног у пчелы? (6.) Сколько основных частей тела? (3.) Есть ли усики? (Есть.)
– Рассмотрим основные части у стрекозы. Назовите их.
– Сравните пчелу и стрекозу. В чем сходство, а в чем различие?
– Пчела и стрекоза – насекомые. Каких еще насекомых вы знаете?
– Насекомое – это животное, у которого 6 ног, брюшко, голова и грудь. У большинства насекомых есть крылья.
– Чего на Земле больше: воды или суши? (Воды на Земле больше, чем суши.)
– Кто живет в воде? (Многие живые организмы – растения, животные.)
– Сотни тысяч лет назад, задолго до появления на Земле человека, в океанах уже плавали рыбы. С тех пор рыбы стали развиваться самыми различными путями, и сейчас некоторые виды лишь отдаленно напоминают первых океанских рыб.
– Рассмотрите картинки. Кто на них изображен? (Лещ и щука.)
– Как называются эти животные (Рыбы.)
– По каким признакам вы отнесли этих животных к рыбам? (Тело покрыто чешуёй.)
– Какую форму тела имеет рыба? (Рыба имеет удлиненную и суживающуюся к концу форму, которая позволяет им передвигаться в воде.)
– Люди скопировали эту форму при строительстве кораблей и подводных лодок.
– Посмотрите, голова плавно переходит в туловище, а туловище – в хвост. Шеи у рыб нет. С длинной и гибкой шеей, отделяющей голову от туловища, тело животного перестало бы быть целым и крепким клином, который легко пробивает себе дорогу в толще воды.
– Сравните леща и щуку и скажите, чем они похожи и чем различаются?
– Назовите основные признаки рыб? (У рыб есть плавники, тело покрыто чешуёй.)
– Рассмотрите рисунок в учебнике на с. 81. Кто там изображен? (Грач и воробей.)
– Как вы отличите птиц от других животных? (Главное отличие птиц от других животные – наличие перьевого покрова тела.)
– Какова особенность внешнего строения птиц? (Наличие двух ног, пары крыльев, на голове клюв, передние конечности превратились в крылья.)
– Назовите части тела грача и сравните их с воробьем. Чем они различаются?
– Рассмотрите рисунок на с. 81. Кто там изображен? (Волк, куница.)
– Как назвать этих животных? (Звери.)
– Назовите признаки зверей. (У зверей четыре ноги, тело покрыто шерстью.)
– Назовите части тела волка и куницы. (Голова, шея, туловище, ноги, хвост.)
– Сравните волка и куницу. В чем сходство, а в чем различие?
III. Закрепление изученного материала.
– Назовите признаки насекомых.
– Сколько ног у насекомых?
– Назовите еще насекомых, которых знаете.
– Как перемещаются насекомые?
– Какова особенность рыб?
– Для чего служит хвост рыбам?
– Назовите признаки птиц.
– Чем покрыто тело птиц? (Перьями.) Для чего они служат?
– Назовите признаки зверей.
IV. Итог урока.
Работа в тетради, с. 20. Кто здесь лишний? Как назвать одним словом оставшихся животных?