Конспект урока №22 по окружающему миру, 3-Б класс, 21.11.2019
Тема: « В царстве грибов»
Планируемые результаты
Предметные:
- знать о наличии царства грибов;
- знать строение гриба;
- находить и перечислять части гриба;
- знать съедобные и несъедобные грибы;
- различать грибы-двойники;
- знать грибы, занесённые в Красную книгу.
Метапредметные:
- сравнивать грибы и растения и находить отличительные признаки;
- сравнивать свои выводы с текстом учебника;
- классифицировать грибы на две группы: съедобные и несъедобные;
- проверять правильность выполнения задания;
- формулировать правила сбора грибов;
- сравнивать правила, сформулированные самостоятельно, с правилами в учебнике;
- работать в паре;
- создавать модель гриба.
Личностные:
- осознавать значение грибов для леса;
- осознавать важность правильного сбора грибов;
- осознавать значение Красной книги России для охраны некоторых видов грибов.
Оборудование: учебник, иллюстрации по теме, рабочая тетрадь
Ход урока
1.Оргмомент ( проверка готовности)
Ноги (на месте),
Руки (на месте),
Локти (у края),
Спинка (прямая).
2. Срез знаний (тест 15 минут)
3.Физминутка
4.Актуализация знаний. Самоопределение к деятельности
-Ребята,вспомните, какая бывает природа? (живая и неживая).
-Что относится к неживой природе?( вода,воздух,солнце и др.)
-А что относится к живой природе?( животные,растения, грибы и др.)
-Назовите признаки жизни.( питание,движение,рост,развитие,дыхание,смерть)
-Какие царства живой природы мы уже изучали на уроках?( царство растений и царство животных) На доске схема
- Попробуйте отгадать объект живой природы
Кто стоит на крепкой ножке
В бурых листьях у дорожки?
Встала шапка из травы,
Нет под шапкой головы. (Гриб)
-Как вы думаете, какова тема нашего урока?
- Верно. Мы сегодня отправимся в царство грибов.
ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ
-К какому из этих царств мы его отнесем?Мнения разошлись?
- Кто-то считает к растениям, кто-то к животным, а кто-то к отдельному царству.
-Можно грибы отнести к царству растений? Почему?( Нет, потому что у них нет зеленой окраски, нет веток, листьев, стебля.)
-А к царству животных? (Нет, потому что у них нет хвоста, крыльев,не могут передвигаться).
- Совершенно верно, учёные – биологи выделили грибы в отдельное царство.
(В схему добавляется табличка
царство грибов)
- Как вы думаете, чему мы будем учиться на уроке? Какие цели поставим?
- У вас на партах лежат карточки. Поработайте в парах, выберите цели и задачи, которые соответствуют теме нашего урока.
1.Узнать строение гриба
2. Узнать виды животных
3. Учиться различать съедобные грибы и несъедобные( ядовитые)
4.Узнать значение Красной Книги
5. Составить правила сбора грибов
5. Работа по теме урока
1) . Работа по учебнику Строение гриба
-Откройте учебник на стр.112-113, прочитайте текст.
Из каких частей состоит гриб? (Шляпка. Ножка, плодовое тело, грибница.)
Что такое грибница? (Грибница- подземная часть гриба)
Для чего нужна грибница? (Грибница всасывает из почвы воду с растворенными в ней минеральными солями).
-Чему способствуют грибы? (Грибы способствуют разрушению остатков организмов и образованию перегноя. )
Почему многие грибы связаны с деревьями? (Нити грибницы срастаются с корнями деревьев и помогают им всасывать из почвы воду и соли. Взамен грибы получают от растений те питательные вещества, которые растения производят на свету).
2) Виды грибов.
На доске иллюстрации грибов.
- Ребята, послушайте загадки и отгадайте их, (если позволяет время)
1. Эти дружные ребята
На пеньке растут в лесу.
Называют их …(опята)
2. А это – красавец на беленькой ножке
Он в красненькой шляпке,
На шляпке горошки.(Мухомор)
3. Растут в лесу сестрички.
Рыжие …(лисички)
4. У него невзрачный вид,
Воланчик на ножке его украсит.
Ты не трогай этот гриб.
Учти – он очень ядовит!
Смотри, не бери его с полянки.
Его называют …(Поганки)
5. Я в красной шапочке расту
Под стройною осиною,
Меня узнаешь за версту,
Зовусь я …(подосиновик)
6. Люблю я в разных шапках быть,
То в желтой, то в зеленоватой,
То в красной или сероватой.
Собирай не мешкай, это…(сыроежка)…
-Назовите, какие из них съедобные, а какие ядовитые?
-Как узнать ядовитый гриб или нет? А для этого надо знать как он выглядит.
-На какие две группы можно разделить грибы? (съедобные и несъедобные)
Что нужно обязательно знать при сборе грибов?
- Ребята, а вы знаете, как правильно собирать грибы?
Сравните ваши правила с правилами учебника на Стр.115
- Совершенно верно. А бывает и так: вам кажется, что этот гриб съедобный, а это оказался гриб-двойник – несъедобный. Он очень похож на съедобный гриб. Узнаем, как различить грибы-двойники.( На доске иллюстрации)
Прочитайте текст на с. 114, рассмотрите рисунки, выделите отличительные признаки грибов-двойников.
- Какие отличительные признаки грибов-двойников вы выделили?
- Встречаются ли эти грибы в нашей местности?
- Будьте внимательны при сборе грибов!
Собирай только хорошо знакомые грибы!
Если сомневаешься – гриб в корзину не клади!
Не бери старые грибы – в них яд.
Грибы срезай ножом или выкручивай!
Не собирай грибы возле дорог – в них много вредных веществ!
6.Обобщение и закрепление изученного материала
1) Работа в тетради с.47-50
-Итак, мы доказали , что грибы –это царство
-Какую пользу приносят грибы?
-Чтобы ответить на этот вопрос предлагаю заглянуть в учебник с 112-113 и дописать предложения в рабочей тетради.
-Зачем нужны грибы в природе и человеку?
-Какой можно сделать вывод? Грибы нужно беречь.
2) Грибы Красной Книги стр.113
В настоящее время некоторые виды грибов исчезли или их осталось мало.
-Куда занесены растения и животные, которых мало и которые охраняются государством? В Красную книгу
-А как вы думаете - грибы могут быть занесены в Красную книгу?
-Давайте посмотрим, какие грибы занесены в Красную книгу с.113
7.Рефлексия
- А сейчас я предлагаю вам игру «Верите ли вы, что…»
Я читаю вам вопрос, вы отвечаете «да» или «нет»
Итак, верите ли вы, что…:
грибы относятся к живой природе? Да
грибы относятся к царству растений? Нет
плодовое тело состоит из шляпки и ножки? Да
грибы сами из воды и углекислого газа на солнечном свету приготавливают себе пищу? Нет.
что грибница вредит корням деревьев, около которых растёт? Нет
грибы – это богатство леса? Да
что плесень, которую можно увидеть на корке хлеба, в банке с вареньем – это тоже грибы? Да.
8. что плесневые грибы могут приносить человеку не только вред, но и пользу? Да
9. что некоторые виды грибов занесены в Красную книгу? Да.
10. что самый полезный гриб – это бледная поганка? Нет-
- Какие цели ставили в начале урока?
-Какие цели ставили в начале урока?
-А теперь оценим насколько вы достигли целей, которые ставили в начале урока.
8.Итог.
Д/З.
1 гр. стр.112-117 повторить, отвечать на вопросы,
выполнить оставшиеся задания в тет.с.47-50
2гр. По желанию Подготовить сообщение об одном из грибов