СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по окружающему миру. 1 класс Тема урока: "Кто такие звери?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по окружающему  миру. Тема урока; "Кто такие звери?" 1класс УМК "Школа России". А.А.Плешаков.Данный урок можно провести и как внеклассным занятием на внеурочной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру. 1 класс Тема урока: "Кто такие звери?"»

Автор разработки урока: Писарева Надежда Андреевна

Должность: учитель начальных классов

Образовательное учреждение: МБОУ «Усть – Сертинская СОШ»

Урок: окружающий мир, 1 класс

Тема урока: «Кто такие звери?»

Тип урока: урок открытия нового знания

Цель урока:

  • познакомить со зверями;

  •  научить различать зверей от других групп животных;

  • сформировать представление на основе выявления отличительных признаков зверей;

Задачи урока:

Предметные: определять принадлежность животного к группе зверей; знать внешнее строение зверей; знать, что звери-это животные тело, которых покрыто шерстью; знать, что звери выкармливают детёнышей молоком; приводить примеры животных этой группы; узнавать зверей на рисунке.

Метапредметные: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; учить считывать и понимать информацию из разных источников (фотографии, схемы, таблицы); активно пользоваться дополнительными источниками информации, показать их необходимость и актуальность; устанавливать связь между строением тела зверя и его образом жизни; анализировать, систематизировать полученную информацию, делать выводы.

Личностные: осознавать необходимость бережного отношения к животным; развивать познавательные процессы учащихся (развитие восприятия, внимания, мышления, памяти, речи), коммуникативные функции (умение работать в паре, принимать решение и обосновать его).

Оборудование урока:- Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник 1 класс, Ч. 1;

-Плешаков А.А. Окружающий мир Рабочая тетрадь. 1 класс;

-картинки с изображением животных;

У учащихся – цветные карандаши, атлас-определитель.



Ход урока

1.Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята!

Прозвенел и смолк звонок.
Начинаем наш урок.
Можно за партой тихонько сидеть,
А можно отправиться в лес

– Чудеса посмотреть.

- Человеческая доброта - самое удивительное явление в мире. Попробуйте с помощью улыбки передать своё настроение. Я вижу настроение у вас хорошее, деловое, итак за работу.

2. Актуализация знаний.

-Вспомните, какие группы животных мы уже изучили? (Рыбы, насекомые, птицы).

- Назовите существенные признаки каждой группы животных.

Игра “Кто в группе лишний»

На экране картинки: 1) шмель, бабочка, медведь, жук.

2) мышонок, синица, дятел, ласточка.

3) корова, ёрш, окунь, щука.

– Найдите лишнее животное. Объясни, почему вы считаете это животное лишним?

3. Самоопределение к деятельности.

- А как можно назвать одним словом тех животных, которые оказались лишними в нашей игре? (Звери)

- Как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить? Что нового узнаем?

- Прочитаем в учебнике на стр.38, какие учебные задачи мы поставим перед собой.

- На уроке нам предстоит ответить на вопросы:

-Кто такие звери?

-Какое второе название у зверей?


4. Работа по теме урока.

1. Работа по учебнику.

* Знакомство со строением тела зверей.

- Мудрая Черепаха предлагает нам прочитать вопрос и рассмотреть рисунок. Кого вы здесь видите? (орла, щуку, мышь, жука)

-К какой группе относится орел? (Орел –птица, ……………)

- К какой группе относится жук? (Жук –насекомое,…………)

- К какой группе относится щука? (Щука- раба,…………..)

-Кто остался? (Мышь)

- К какой группе относится мышь?

-Чтобы ответить на этот вопрос, надо точно знать признаки зверей.

Начнем наше исследование со знакомства строения тела зверей. А вначале отгадайте загадки. (Дети отгадывают, учитель вывешивает картинки.)

Он ходит голову задрав,

Не потому, что важный граф,

Не потому, что гордый нрав,

А потому, что он……..(жираф)


Посреди двора стоит копна:

Спереди – вилы, сзади – метла. (Корова)


Мордочка усатая,

Шубка полосатая,

Часто умывается,

Но с водой не знается. (Кошка)

- Что общего у всех этих животных? (Ответы детей)

- Муравьишка Вопросик и Мудрая Черепаха предлагают нам рассмотреть строение тела жирафа. (Работа в парах.) Учащиеся по очереди показывают части тела жирафа и называют их. (Голова, шея, туловище, ноги, хвост.)

-Какие части тела вы можете выделить? Покажите эти части у мышки. Какой вывод мы сделаем? (Мышка- это зверь, потому что у неё есть голова, шея, туловище, хвост, ноги.)

ВЫВОД: Тело зверей состоит из головы, шеи, туловища, ног, хвоста.

- Найдите эти же части тела у кошки и коровы.

-А чем же покрыто тело зверей? (Тело покрыто шерстью)

- Это тот признак, который является общим для всех зверей.

- Количество шерсти у них может быть различным, например, у слона ее мало, а у белого медведя ее много. Это зависит от того, в каком месте живет зверь.

-Теперь мы знаем отличительный признак зверей.

ВЫВОД: Тело зверей покрыто шерстью.

- А что изображено на фотографиях внизу справа на с. 38?

(Собака кормит щенят молоком.)

- Какую новую информацию о зверях вы узнали по фотографии? (Звери выкармливают детенышей молоком.)

- Вот поэтому второе название зверей – млекопитающие. Объясните это название. (Ответы детей.)

-Приведите примеры. Как вы отличаете домашних зверей от диких? Расскажите, чем полезны домашние животные человеку. (Ответы детей.)

- Муравьишка Вопросик пошёл погулять в лес, чтобы познакомиться с дикими зверями. Кого он увидел, вы узнайте отгадав загадки.

(По мере отгадывания загадок учитель выставляет картинки с изображением зверей и рассказывает о них.)

Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко. (Лось.)

Лось очень крупное животное. Самца легко узнать по огромным ветвистым рогам, которые отсутствуют у самок. Лоси любят полакомиться молодыми ивами, сочными осинами и берёзами. Они щиплют траву, а также едят папоротники, грибы и другие растения. Лоси много времени проводят у водоёмов. Они хорошо плавают.

Летом ходит без дороги,

Возле сосен и берез,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос. (Медведь.)

Медведи – отличные охотники, но часто питаются и лесными ягодами, корнями, фруктами, выкапывают жуков и личинок, ловят лягушек и рыбу. Медведь большой любитель мёда: даже укусов пчелиных не боится, лишь бы полакомиться. Осенью зверь заботится о надёжном убежище, где можно спокойно проспать до весны. Уж очень велик зверь, зимой трудно ему прокормиться, трудно и двигаться по глубокому снегу.

– А кто зимой бывает белым, а летом серым? (Заяц.)

Зайцы два раза в год меняют свою шубку. Осенью у него вместо серой шубки вырастает снежно-белая. Словно надел зайчик шапку невидимку, только кончики ушей чёрные да нос. Так заяц сливается с белым снегом и скрывается от врагов.

Зверька узнаем мы с тобой

По двум таким приметам

Он в шубке серенькой зимой,

А в рыжей шубке летом (Белка)

Белки зимой и летом живут в лесах, где есть для них корм: шишки, орехи, желуди, ягоды; поедают они и насекомых. Летом они запасают на зиму корм, сушат грибы, выбирают спелые орехи. Всё это прячут они во мху или в дуплах. Летом белки носят лёгкую рыжую шубку, поздней осенью рыжая шубка становится серой, густой и тёплой.

– К какой группе мы отнесем этих животных? Почему? (Ответы детей.)

ВЫВОД: Тело зверей состоит из головы, шеи, туловища, ног, хвоста.

- А чем же покрыто тело зверей? (Ответы обучающихся)

- Вспомните, чем покрыто тело птиц, рыб? (Птиц — перьями, рыб — чешуей.)

- Тело зверей покрыто шерстью. Шерсть, мех или волосы - это первый отличительный признак зверей.

- Количество шерсти у них может быть различным, например, у слона ее мало, а у белого медведя ее много. Это зависит от того, в каком месте живет зверь. Есть звери, которые всю жизнь проводят в воде. Это дельфины и киты. Их ноги превратились в плавники. Такие же плавники у тюленей, морских львов и моржей, хотя они проводят в воде только часть своей жизни. Посмотрите на изображение кита. У него нет шерсти, а тело покрыто гладкой кожей. Ученые говорят, что когда-то давным-давно, у китов была шерсть, но она постепенно исчезла от долгого пребывания в воде.

- Теперь мы знаем отличительный признак зверей. Какой вывод мы можем сделать?

ВЫВОД: Тело зверей покрыто шерстью.

5. Физкультминутка.

Раз по тропочке лесной, по лесной, по лесной

Прыгал зайка озорной.

Мишку зайка догонял, догонял.

Он вразвалочку шагал, он шагал.

И нарядна, хороша, хороша,

Шла лисичка не спеша, не спеша.

(учащиеся изображают действия, движения животных)

6. Работа по теме(продолжение).

Работа по учебнику.

- Рассмотрите рисунки на с. 39 учебника. Назовите известных зверей. Посоветуйтесь с соседом по парте. Неизвестных вам зверей узнайте с помощью атласа-определителя. (Коллективная проверка.)

-Кто из этих животных самый большой?

-Что вы о нём знаете?

- В руках у меня красная книга. Почему она красная? Что обозначает красный цвет? (сигнал тревоги). Что этих животных осталось очень мало, их нельзя убивать.

– Многие животные из-за красивого меха стали истребляться людьми. Чтобы они совсем не исчезли с планеты эти животные занесены в Красную книгу. (Демонстрация Красной книги).

Просмотр видеофрагмента «Звери».

6.Работа в тетради на печатной основе.

-Рассмотрите рисунки зверей стр. 28 Вам надо сравнить зверей, изображенных на рисунке. В красных квадратиках пронумеровать зверей в порядке увеличения размеров. В синих квадратиках пронумеровать в порядке уменьшения размеров.

Задание 2.

– Муравьишка Вопросик пошёл гулять в лес, чтобы познакомиться с дикими зверями. А звери решили поиграть с ним в прятки. Надо найти и раскрасить зверей.

- Каких животных вы смогли найти на этом рисунке? (Белка, лось, медведь и заяц.)

7. Рефлексия.

- Наше урок подходит к концу. Возьмите листочки с тестом «Кто такие звери?». Возьмите красный карандаш. Давайте ответим на вопросы.

- Какое из этих животных зверь? (закрасьте нужный кружок)

- Какое из этих животных не зверь? (закрасьте нужный кружок)

-Чем покрыто тело большинства зверей? (закрасьте нужный кружок)

- Проверьте себя. У кого также? (светофор)

На экране появляются правильные ответы.

- Украсим поляну цветами. Для этого нужно оценить свое настроение на уроке: если вам было интересно возьмите красный цветок. Если вам было что-то непонятно - желтый цветок. А если на уроке вам было неинтересно скучно, то синий. 

8. Подведение итогов урока.

- Вернемся к учебной задаче урока. Кого называют зверями? (Животных, тело которых покрыто шерстью.)

- Почему второе название зверей — млекопитающие? (Звери выкармливают детенышей молоком.)

- Приведите примеры зверей. (Ответы детей.) 









Литература (для учителя, для обучающихся)

  1. Максимова Т. Н. Окружающий мир. Поурочные разработки. 1 класс Москва: ВАКО, 2018.

  2. Плешаков А. А. Зеленые страницы: Книга для учащихся начальных классов М.: Просвещение, 2012.

  3. Плешаков А. А. От земли до неба: Атлас-определитель для учащихся начальных классов М.: Просвещение, 2012.

  4. Плешаков А.А. и др. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 1 класс, М.: Просвещение, 2014.

  5. Плешаков А.А. и др. Электронное приложение к учебнику Плешакова А. А. Окружающий мир. 1 класс. М.: Просвещение, 2014.

  6. Плешаков А.А. Окружающий мир: учебник для 1 класса начальной школы М.: Просвещение, 2014.

  7. Плешаков А.А. Сборник Рабочих программ «Школа России» 1-4 классы .Окружающий мир. Программа и планирование учебного курса 1-4 класса

  8. Плешаков А.А., Гара Н.Н., Назарова З.Д. «Тесты» к учебнику «Окружающий мир». 1 класс; М.: Просвещение, 2012.

  9. Чеботарёва Т. Н. Окружающий мир. 1 класс: рабочая программа по учебнику А. А. Плешакова. Волгоград: Учитель, 2013.








8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!