Автор разработки урока: Писарева Надежда Андреевна
Должность: учитель начальных классов
Образовательное учреждение: МБОУ «Усть – Сертинская СОШ»
Урок: окружающий мир, 1 класс
Тема урока: «Кто такие звери?»
Тип урока: урок открытия нового знания
Цель урока:
познакомить со зверями;
научить различать зверей от других групп животных;
сформировать представление на основе выявления отличительных признаков зверей;
Задачи урока:
Предметные: определять принадлежность животного к группе зверей; знать внешнее строение зверей; знать, что звери-это животные тело, которых покрыто шерстью; знать, что звери выкармливают детёнышей молоком; приводить примеры животных этой группы; узнавать зверей на рисунке.
Метапредметные: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; учить считывать и понимать информацию из разных источников (фотографии, схемы, таблицы); активно пользоваться дополнительными источниками информации, показать их необходимость и актуальность; устанавливать связь между строением тела зверя и его образом жизни; анализировать, систематизировать полученную информацию, делать выводы.
Личностные: осознавать необходимость бережного отношения к животным; развивать познавательные процессы учащихся (развитие восприятия, внимания, мышления, памяти, речи), коммуникативные функции (умение работать в паре, принимать решение и обосновать его).
Оборудование урока:- Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник 1 класс, Ч. 1;
-Плешаков А.А. Окружающий мир Рабочая тетрадь. 1 класс;
-картинки с изображением животных;
У учащихся – цветные карандаши, атлас-определитель.
Ход урока
1.Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята!
Прозвенел и смолк звонок.
Начинаем наш урок.
Можно за партой тихонько сидеть,
А можно отправиться в лес
– Чудеса посмотреть.
- Человеческая доброта - самое удивительное явление в мире. Попробуйте с помощью улыбки передать своё настроение. Я вижу настроение у вас хорошее, деловое, итак за работу.
2. Актуализация знаний.
-Вспомните, какие группы животных мы уже изучили? (Рыбы, насекомые, птицы).
- Назовите существенные признаки каждой группы животных.
Игра “Кто в группе лишний»
На экране картинки: 1) шмель, бабочка, медведь, жук.
2) мышонок, синица, дятел, ласточка.
3) корова, ёрш, окунь, щука.
– Найдите лишнее животное. Объясни, почему вы считаете это животное лишним?
3. Самоопределение к деятельности.
- А как можно назвать одним словом тех животных, которые оказались лишними в нашей игре? (Звери)
- Как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить? Что нового узнаем?
- Прочитаем в учебнике на стр.38, какие учебные задачи мы поставим перед собой.
- На уроке нам предстоит ответить на вопросы:
-Кто такие звери?
-Какое второе название у зверей?
4. Работа по теме урока.
1. Работа по учебнику.
* Знакомство со строением тела зверей.
- Мудрая Черепаха предлагает нам прочитать вопрос и рассмотреть рисунок. Кого вы здесь видите? (орла, щуку, мышь, жука)
-К какой группе относится орел? (Орел –птица, ……………)
- К какой группе относится жук? (Жук –насекомое,…………)
- К какой группе относится щука? (Щука- раба,…………..)
-Кто остался? (Мышь)
- К какой группе относится мышь?
-Чтобы ответить на этот вопрос, надо точно знать признаки зверей.
Начнем наше исследование со знакомства строения тела зверей. А вначале отгадайте загадки. (Дети отгадывают, учитель вывешивает картинки.)
Он ходит голову задрав,
Не потому, что важный граф,
Не потому, что гордый нрав,
А потому, что он……..(жираф)
Посреди двора стоит копна:
Спереди – вилы, сзади – метла. (Корова)
Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Часто умывается,
Но с водой не знается. (Кошка)
- Что общего у всех этих животных? (Ответы детей)
- Муравьишка Вопросик и Мудрая Черепаха предлагают нам рассмотреть строение тела жирафа. (Работа в парах.) Учащиеся по очереди показывают части тела жирафа и называют их. (Голова, шея, туловище, ноги, хвост.)
-Какие части тела вы можете выделить? Покажите эти части у мышки. Какой вывод мы сделаем? (Мышка- это зверь, потому что у неё есть голова, шея, туловище, хвост, ноги.)
ВЫВОД: Тело зверей состоит из головы, шеи, туловища, ног, хвоста.
- Найдите эти же части тела у кошки и коровы.
-А чем же покрыто тело зверей? (Тело покрыто шерстью)
- Это тот признак, который является общим для всех зверей.
- Количество шерсти у них может быть различным, например, у слона ее мало, а у белого медведя ее много. Это зависит от того, в каком месте живет зверь.
-Теперь мы знаем отличительный признак зверей.
ВЫВОД: Тело зверей покрыто шерстью.
- А что изображено на фотографиях внизу справа на с. 38?
(Собака кормит щенят молоком.)
- Какую новую информацию о зверях вы узнали по фотографии? (Звери выкармливают детенышей молоком.)
- Вот поэтому второе название зверей – млекопитающие. Объясните это название. (Ответы детей.)
-Приведите примеры. Как вы отличаете домашних зверей от диких? Расскажите, чем полезны домашние животные человеку. (Ответы детей.)
- Муравьишка Вопросик пошёл погулять в лес, чтобы познакомиться с дикими зверями. Кого он увидел, вы узнайте отгадав загадки.
(По мере отгадывания загадок учитель выставляет картинки с изображением зверей и рассказывает о них.)
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (Лось.)
Лось очень крупное животное. Самца легко узнать по огромным ветвистым рогам, которые отсутствуют у самок. Лоси любят полакомиться молодыми ивами, сочными осинами и берёзами. Они щиплют траву, а также едят папоротники, грибы и другие растения. Лоси много времени проводят у водоёмов. Они хорошо плавают.
Летом ходит без дороги,
Возле сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. (Медведь.)
Медведи – отличные охотники, но часто питаются и лесными ягодами, корнями, фруктами, выкапывают жуков и личинок, ловят лягушек и рыбу. Медведь большой любитель мёда: даже укусов пчелиных не боится, лишь бы полакомиться. Осенью зверь заботится о надёжном убежище, где можно спокойно проспать до весны. Уж очень велик зверь, зимой трудно ему прокормиться, трудно и двигаться по глубокому снегу.
– А кто зимой бывает белым, а летом серым? (Заяц.)
Зайцы два раза в год меняют свою шубку. Осенью у него вместо серой шубки вырастает снежно-белая. Словно надел зайчик шапку невидимку, только кончики ушей чёрные да нос. Так заяц сливается с белым снегом и скрывается от врагов.
Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам
Он в шубке серенькой зимой,
А в рыжей шубке летом (Белка)
Белки зимой и летом живут в лесах, где есть для них корм: шишки, орехи, желуди, ягоды; поедают они и насекомых. Летом они запасают на зиму корм, сушат грибы, выбирают спелые орехи. Всё это прячут они во мху или в дуплах. Летом белки носят лёгкую рыжую шубку, поздней осенью рыжая шубка становится серой, густой и тёплой.
– К какой группе мы отнесем этих животных? Почему? (Ответы детей.)
ВЫВОД: Тело зверей состоит из головы, шеи, туловища, ног, хвоста.
- А чем же покрыто тело зверей? (Ответы обучающихся)
- Вспомните, чем покрыто тело птиц, рыб? (Птиц — перьями, рыб — чешуей.)
- Тело зверей покрыто шерстью. Шерсть, мех или волосы - это первый отличительный признак зверей.
- Количество шерсти у них может быть различным, например, у слона ее мало, а у белого медведя ее много. Это зависит от того, в каком месте живет зверь. Есть звери, которые всю жизнь проводят в воде. Это дельфины и киты. Их ноги превратились в плавники. Такие же плавники у тюленей, морских львов и моржей, хотя они проводят в воде только часть своей жизни. Посмотрите на изображение кита. У него нет шерсти, а тело покрыто гладкой кожей. Ученые говорят, что когда-то давным-давно, у китов была шерсть, но она постепенно исчезла от долгого пребывания в воде.
- Теперь мы знаем отличительный признак зверей. Какой вывод мы можем сделать?
ВЫВОД: Тело зверей покрыто шерстью.
5. Физкультминутка.
Раз по тропочке лесной, по лесной, по лесной
Прыгал зайка озорной.
Мишку зайка догонял, догонял.
Он вразвалочку шагал, он шагал.
И нарядна, хороша, хороша,
Шла лисичка не спеша, не спеша.
(учащиеся изображают действия, движения животных)
6. Работа по теме(продолжение).
Работа по учебнику.
- Рассмотрите рисунки на с. 39 учебника. Назовите известных зверей. Посоветуйтесь с соседом по парте. Неизвестных вам зверей узнайте с помощью атласа-определителя. (Коллективная проверка.)
-Кто из этих животных самый большой?
-Что вы о нём знаете?
- В руках у меня красная книга. Почему она красная? Что обозначает красный цвет? (сигнал тревоги). Что этих животных осталось очень мало, их нельзя убивать.
– Многие животные из-за красивого меха стали истребляться людьми. Чтобы они совсем не исчезли с планеты эти животные занесены в Красную книгу. (Демонстрация Красной книги).
Просмотр видеофрагмента «Звери».
6.Работа в тетради на печатной основе.
-Рассмотрите рисунки зверей стр. 28 Вам надо сравнить зверей, изображенных на рисунке. В красных квадратиках пронумеровать зверей в порядке увеличения размеров. В синих квадратиках пронумеровать в порядке уменьшения размеров.
Задание 2.
– Муравьишка Вопросик пошёл гулять в лес, чтобы познакомиться с дикими зверями. А звери решили поиграть с ним в прятки. Надо найти и раскрасить зверей.
- Каких животных вы смогли найти на этом рисунке? (Белка, лось, медведь и заяц.)
7. Рефлексия.
- Наше урок подходит к концу. Возьмите листочки с тестом «Кто такие звери?». Возьмите красный карандаш. Давайте ответим на вопросы.
- Какое из этих животных зверь? (закрасьте нужный кружок)
- Какое из этих животных не зверь? (закрасьте нужный кружок)
-Чем покрыто тело большинства зверей? (закрасьте нужный кружок)
- Проверьте себя. У кого также? (светофор)
На экране появляются правильные ответы.
- Украсим поляну цветами. Для этого нужно оценить свое настроение на уроке: если вам было интересно возьмите красный цветок. Если вам было что-то непонятно - желтый цветок. А если на уроке вам было неинтересно скучно, то синий.
8. Подведение итогов урока.
- Вернемся к учебной задаче урока. Кого называют зверями? (Животных, тело которых покрыто шерстью.)
- Почему второе название зверей — млекопитающие? (Звери выкармливают детенышей молоком.)
- Приведите примеры зверей. (Ответы детей.)
Литература (для учителя, для обучающихся)
Максимова Т. Н. Окружающий мир. Поурочные разработки. 1 класс Москва: ВАКО, 2018.
Плешаков А. А. Зеленые страницы: Книга для учащихся начальных классов М.: Просвещение, 2012.
Плешаков А. А. От земли до неба: Атлас-определитель для учащихся начальных классов М.: Просвещение, 2012.
Плешаков А.А. и др. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 1 класс, М.: Просвещение, 2014.
Плешаков А.А. и др. Электронное приложение к учебнику Плешакова А. А. Окружающий мир. 1 класс. М.: Просвещение, 2014.
Плешаков А.А. Окружающий мир: учебник для 1 класса начальной школы М.: Просвещение, 2014.
Плешаков А.А. Сборник Рабочих программ «Школа России» 1-4 классы .Окружающий мир. Программа и планирование учебного курса 1-4 класса
Плешаков А.А., Гара Н.Н., Назарова З.Д. «Тесты» к учебнику «Окружающий мир». 1 класс; М.: Просвещение, 2012.
Чеботарёва Т. Н. Окружающий мир. 1 класс: рабочая программа по учебнику А. А. Плешакова. Волгоград: Учитель, 2013.
8