на тему «Почему нужно быть осторожным?».
Место проведения: МБОУ СШ №12, 2 «В».
Учитель: Чужайкина И.Н.
Методист: Мизина С.В.
Познакомить с видами и группами дорожных знаков.
Познакомить с характерными чертами групп дорожных знаков.
Научить различать дорожные знаки.
Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать.
Развивать безошибочное применение усвоенных понятий при решении конкретных учебных задач.
Знают о видах и группах дорожных знаков, открыть для себя новые дорожные знаки.
Умеют определять по характерным чертам группу дорожных знаков.
Умеют различать дорожные знаки.
ПУУД: безошибочное применение усвоенных понятий при решении конкретных учебных задач.
РУУД: умеют оценивать свою деятельность по ходу урока, давать самооценку своей деятельности.
КУУД: обсуждают правила поведения пешехода на дороге из дома в школу и обратно.
Осознают ответственность человека за общее и своё благополучие.
Этап урока | Образовательная задача этапа урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формы организации учебной деятельности | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Формы контроля | Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
1.Организационный момент | Подготовить учащихся к работе на уроке, обеспечить включение в деятельность. | Словесный | – Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня я проведу у вас урок окружающего мира, меня зовут Амелия Сергеевна. | Приветствуют, слушают учителя. | Ф | Речь учителя | Самоконтроль | | | |
2. Мотивация учебной деятельности. | Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность. | Словесный, наглядный | – Что обозначает словосочетания, записанные на доске? – Подберите слова, которые будут объяснять значение. Докажите своё мнение. Воспитанный человек Трусливый человек Осторожный человек – Почему нужно быть осторожным? Нужно быть бдительным и осторожным всегда. Так как никто не знает, что тебя ждёт. Когда мы осторожны, мы избегаем различных неприятностей. – К чему может привести неосторожность? – Где необходимо быть осторожными? | Человек с хорошими манерами и уважающий других людей. Человек, неумеющий преодолевать собственный страх и неспособность справляться с ним, когда это необходимо. Предусматривающий возможную опасность, не опрометчивый. К потере здоровья, травмам, гибели. Дома. На улице, в общественных местах. Везде. | Ф | Речь учителя | Самоконтроль, контроль учителя. | Совершенствуют правильность вычислений. | Безошибочное применение усвоенных понятий при решении конкретных учебных задач. | |
3. Актуализация знаний. Постановка задач урока. | Актуализировать знания по теме Подвести учащихся к теме урока | | – Прослушайте стихотворение. Громкое званье твое – пешеход! Участник движения дорожного, вот! Правил немало надобно знать, Чтоб по дороге безопасно шагать… Зеленый сигнал светофора? Иди! Стоят ли машины, ты убедись, По зебре в полоску смело ступай, Но и тогда, смотри, не зевай! – Ребята о чем говориться в этом стихотворение? – Соблюдая правила дорожного движения, какую черту характера мы приобретаем? – А кто уже догадался, какая тема нашего урока? – Сегодня перед нами стоит очень важная задача – нужно ответить на вопрос: «Осторожность – это трусость или предусмотрительность?», а ответим мы на этот вопрос, после того, как поработаем. – Ребята, перед вами лежат листы - опросники. По ходу нашей работы вы должны их заполнять и в конце урока ответить на вопросы. Опросник: 1. К предписывающим знакам относятся______________________________________________________________________________________________________ 2. К запрещающим знакам относятся______________________________________________________________________________________________________ 3. К предупреждающим знакам относятся______________________________________________________________________________________________________ 4.Чтобы избежать неприятностей необходимо: _______________________________________________________________________________________________________________ 5. Осторожность – это _______________________________________________________________________________________________________________ | О дороге, о ПДД. Осторожность «Почему нужно быть осторожным?» | Ф | Учебник, опросник | | | | |
4. Первичное усвоение новых знаний | Обеспечить восприятие и осмысление новых знаний и способов действий. | | – Вспомните, с помощью чего можно управлять движением? С виду грозный и серьёзный Очень важный светофор С перекрёстка, с перекрёстка На меня глядит в упор. Всё, что хочет он сказать, Я умею, я умею Пол глазам его читать! Различать ты должен ясно – Цвет зелёный, жёлтый, красный. – Что означают сигналы светофора? Красный глаз глядит на нас. – Стоп! – гласит его приказ. Желтый глаз глядит на нас: – Осторожно! Стой сейчас! А зелёный: что ж, вперёд, пешеход на переход. Так ведёт свой разговор молчаливый … Светофор для авто-мото, Светофор для пешехода. И водитель, и пешеход Только свой зеленый ждет. – Если светофора нет, кто управляет движением? – Какие знаки дорожного движения вы знаете? Что они обозначают? – Откройте учебник на с. 62-63. Рассмотрите знаки дорожного движения. – Прочитаем название первого знака. У нас сегодня подготовили стихотворение про этот знак. Знак «Подземный пешеходный переход»: Знает каждый пешеход Про подземный этот ход. Город он не украшает, Но машинам не мешает! – Для чего нам нужен этот знак? Чем он нам помогает? Знак «Остановка общественного транспорта» Остановка, толпится народ. Скоро автобус подойдёт. Здесь ждут транспорт городской, Едут в офис, в цех, домой. Едут в школу, детский сад, В праздник едут на парад. В уличном круговороте Транспорт городской в почете! – Вы видели этот знак у нас в городе? Где? Для чего он нужен? Знак «Место стоянки» Есть островки на улице - Машины, где паркуются, Там знак «Место стоянки» – У почты, рынка, банка. Удобно всем и безопасно, И нет волнений понапрасну. – Что это за знак? Что может случиться, если мы не знаем этого знака? Знак «Опасная обочина» Словно тут взрывались мины, Портим шины и машины… – Чем опасно это место? Знак «Главная дорога» Знак, как ромб, в нем желтый цвет – у тебя приоритет. – Что показывает данный знак? Кто им пользуется? Знак «Дорожные работы»: Знак «Дорожные работы». Чинит здесь дорогу кто-то. Скорость сбавить нужно будет, Там ведь на дороге люди. – Что показывает этот знак? – Что может случиться, если мы не знаем этих знаков? | светофор Движением управляет регулировщик. ответы детей | Ф | Речь учителя | | Знают о видах и группах дорожных знаков, открыть для себя новые дорожные знаки. | Обсуждают правила поведения пешехода на дороге из дома в школу и обратно. | |
Физкультминутка | Снять эмоциональное напряжение. | | – Итак, мы познакомились со многими знаками, а теперь мы посмотрим, как вы выполняете правила дорожного движения. – Если выполняете эти правила, то хлопаете в ладоши, если нет, то жестом головы показываете «нет» и молчите. – Кто дорогу перейдет, только там, где переход? – Знает кто, что красный цвет – это значит – хода нет? – Кто из вас, идя домой, держит путь по мостовой? – Кто из вас в трамвае тесном уступает взрослым место? – Кто из вас летит так скоро, что не видит светофора? | Делают физкультминутку. | Ф | | | | | Снимают эмоциональное напряжение. |
5. Первичная проверка понимания | Установить степень правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявить неверные представления, произвести их коррекцию. | | – Ребята, посмотрите на слайд презентации. На какие группы разделились наши знаки? – Что означают предупреждающие знаки? – Что означают запрещающие знаки? – Что означают предписывающие знаки? – Что общее между этими знаками в каждой группе? Как они выглядят? – Ребята, у вас на столах конверты с заданием откройте его. Вам дана карточка, на которой нарисованы знаки и надписи – название этих знаков. Вы должны соотнести название и рисунок знака. – Это задание выполняем в паре. Как нужно работать в паре? – Кто готов, делают руки домиком. – Давайте проверим, как у вас получилось, кто хочет ответить? – Хорошо, а теперь чтобы закрепить знания об этих знаках, мы запишем их в наш опросник. Под цифрами 1, 2, 3 вам нужно записать знаки, которые подходят к каждой группе, пишем только название знака. – Заканчиваем. – Ребята, а какие знаки около нашей школы расположены? – Зачем нужно знать знаки дорожного движения? – Ребята, давайте посмотрим ситуацию, где дети нарушают правила поведения. Посмотрите на слайд. – Какие правила поведения на улице нарушают дети? – Как дети должны были поступить? – Посмотрите, могут случиться и другие опасные ситуации. – Что не так сделали ребята? – К чему это может привести? – Как можно избежать эти не приятности? – Прочитайте рубрику «Обрати внимание» на с. 64. Читаем по цепочке, начиная с первого ряда первой парты. – Какие правила вам больше всего запомнились? – Составим самое главное правило «Что нужно делать, чтобы избежать неприятностей?» – Запишите самое важное правило себе в опросник. – Послушайте стихотворение Г. Остера (с. 66) и ответьте на вопрос: «Почему нужно знать свой адрес и телефон?» – Прав ли автор этого шутливого стихотворения? – Можно ли на самом деле придумывать себе адрес, если ты вдруг потеряешься? – Почему нужно знать свой адрес и телефон? – Любому ли человеку его можно сообщать? – Очень многие неприятности в жизни связаны с нашей неосторожностью, из-за нее случаются пожары, аварии, травмы и даже гибнут люди. | Предупреждающие, запрещающие, предписывающие. Подготавливают к чему-то, о чём-то предупреждают Знаки не разрешают что-то делать, запрещают выполнять. Знаки требуют что-то выполнять Знание предупреждающих, запрещающих и предписывающих знаков помогает избежать неприятностей на дорогах. Знать знаки нужно, чтоб избежать опасности, а так же они помогают ориентироваться на дороге. Они катаются по дороге, где ездят машины, переходят в неположенном месте дорогу. Нужно соблюдать правила безопасности. Нет, автор не прав. Нет, нельзя. Так как тебя могут отвезти не туда, где ты живешь. Нет, только полицейским. | Ф И | Самоконтроль, контроль учителя. | | Знают о видах и группах дорожных знаков, открыть для себя новые дорожные знаки. Умеют определять по характерным чертам группу дорожных знаков. Умеют различать дорожные знаки. | | Осознают ответственность человека за общее и своё благополучие. |
6. Первичное закрепление | Обеспечить усвоение знаний и способов действий на уровне применения как в знакомой, так и измененной ситуации. | | – Некоторые люди считают, что осторожный человек – значит трусливый, он всего боится. А другие думают, что осторожность – предусмотрительность: всегда нужно представлять, что может случиться, какие будут последствия, если поступить именно так. – Давайте рассмотрим на примере. Ваня стоит на перекрестке, горит красный свет, но машин вблизи нет. Можно дорогу перебежать? – Почему? – Подскажите, как ему поступить? Кто может выйти показать, как нужно переходить дорогу. – Вот в этот момент потребуется твоя осторожность. Подумайте, так что же такое осторожность? – Осторожность – качество характера, помогающее избегать опасностей окружающей среды. – Запишем это определение себе в опросник. | | Ф | Речь учителя | | | Обсуждают правила поведения пешехода на дороге из дома в школу и обратно. | |
7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция | Выявить качество и уровень овладения знаниями и способами действий. | | – Давайте проверим, что вы записали в опросник в ходе урока. Кто нам может прочитать? – «Осторожность – это трусость или предусмотрительность?» Почему? – Какое главное правило, мы составили? – С какими знаками мы познакомились? | | Ф | Речь учителя, опросник | | | Безошибочное применение усвоенных понятий при решении конкретных учебных задач. | Осознают ответственность человека за общее и своё благополучие. |
8.Домашнее задание | Ознакомить учащихся с домашним заданием | | – У вас на дом будет задание в тетради на печатаной основе. Откройте тетрадь на странице 27 задание 31, здесь вам нужно нарисовать знаки дорожного движения, которые помогают пешеходам. – Переверните страницу задание под номером 33, здесь вам нужно нарисовать светофор и объяснить значение его сигналов. | Слушают инструктаж по домашнему заданию. | Ф И | Речь учителя | Самоконтроль | | | |
9.Итог урока. Рефлексия | Подвести итог урока | Словесный, прием светофор | – Ребята, в ходе урока мы заполняли наш опросник, вспомните, что мы прошли на уроке и скажите «Для чего пригодятся знания, полученные сегодня на уроке?» «Светофор успеха» Покажите цвет светофора, исходя из вашей работы на уроке: Зеленый – на уроке у вас не возникло никаких трудностей, у вас нет никаких вопросов; Жёлтый – встретились трудности, и остались какие-то вопросы; Красный – было очень трудно, вы не поняли тему, у вас осталось много вопросов. | | Ф И | Речь учителя | самоконтроль | | Оценивают свою деятельность. | |