План – конспект урока по ОБЖ
Тема:Здоровье человека
Цель: выяснить, что такое “здоровье”;
заставить учащихся задуматься о необходимости быть здоровыми, приобщение к здоровому образу жизни;
добиться формирования у учащихся активной позиции по данной проблеме;
определить факторы, влияющие на здоровье и вывести “формулу здоровья“;
способствовать развитию речи ,внимания; потребности в соблюдении правил здорового образа жизни. ;
добиться формирования у учащихся активной позиции по данной проблеме;
Дата проведения: 28 апреля 2017 года
Место проведения: МКОУ СОШ №2
Класс-7
Учитель: Зенова Светлана Михайловна
Оборудование: рабочие тетради, мультимедийный проектор, компьютер, запись на доске: «Здоровье – это вершина, на которую человек должен подняться сам» И. Брехман.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний
а) фронтальный устный опрос-разгадывание кроссворда
Ребята, в начале урока я предлагаю вам разгадать кроссворд, который позволит нам сформулировать тему сегодняшнего урока. Итак, внимание на экран
Какое же ключевое слово получилось в нашем кроссворде? О чем же мы будем говорить сегодня на уроке? Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
Совершенно верно- тема нашего урока «Здоровье человека».
3. Изучение нового материала.
а) слово учителя
Ребята у меня в руках цветок, но этот цветок непростой. Это цветик-семицветик, который может выполнить 1 ваше желание.
-Возьмите его в руки и прочитайте, какие желания записаны на его лепестках.
(счастье, здоровье, успехи в учебе, деньги, сила, ум, красота.)
- Подумайте, что бы вы хотели больше всего и оторвите только один лепесток.
(Выслушиваются мнения детей. Почему они выбрали именно этот лепесток.)
- Ваши желания и мнения разные. Давайте подумаем, что же для человека самое главное в жизни?
Итак, все же самое главное в нашей жизни – это наше здоровье. Т.к. здоровый человек сможет получить хорошее образование, устроиться на хорошую работу, зарабатывать деньги, растить здоровых детей и быть красивым и счастливым.
Ребята, мы можем менять прически, свои костюмы, но не можем менять себя. Организм нам дается один на всю жизнь. Очень важно это помнить и заботиться о нем. Здоровье человека является фундаментом всей его жизни. Когда человек здоров, он активен, работоспособен, самодостаточен и счастлив, наконец. Мы не просто выясним сегодня на уроке ,что такое здоровье, но и попытаемся составить модель здоровья школьника и узнаем правила сохранения здоровья и факторы, влияющие на него.
На уроке сегодня будут мне помогать - консультанты.
Известно такое утверждение: «Деньги потерял – ничего не потерял, время потерял – многое потерял, здоровье потерял – все потерял».
Как вы понимаете это утверждение?
Давайте докажем содержание этого утверждения на примерах. Первый ряд доказывает первую часть утверждения, второй — вторую часть и третий — третью часть утверждения
( Ответы детей)
Так что же такое здоровье? И какой смысл в понятие “здоровье” вкладываете вы? Можно ли здоровьем назвать только отсутствие болезней?
(Ответы учащихся.)
Здоровье-это состояние полного физического, социального и психического благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.
(Определение здоровья данное в Уставе ВОЗ записать в тетради)
( из Устава ВОЗ)
Игра « Ассоциация»Задание на ассоциации.
З-
Д-
О-
Р-
О-
В-
Ь-
Е-
На каждую букву этого слова напишите слова, относящиеся к тому, что делает человека здоровым, например, задор, Например: движение, оптимизм, образ жизни, радость, образованность, восторг, единство души и тела.
А сейчас наши консультанты познакомят нас с составляющими здоровья
( Выступление детей о физическом,социальном и психическом здоровье
Физическое здоровье – функционирование организма, здоровье всех его систем, физическая активность, гигиена, режим труда и отдыха, рациональное питание, закаливание, отказ от вредных привычек и т. д.
Социальное здоровье –
осознание себя личностью мужского или женского пола, взаимодействие с окружающими, понимание и развитие навыков, помогающих в общении с людьми, профилактика социально значимых заболеваний.
Психическое здоровье –
умение определять своё место в окружающем мире, понимание своих чувств и умение выражать их, умение прогнозировать различные ситуации, становление и развитие личности старшеклассников, их самоопределение и самореализация.)
Эти три составляющие здоровья (физическое, социальное, психическое) должны постоянно находиться в гармоничном единстве, дополняя, и влияя друг на друга. Каждый человек стремится к своей вершине по сохранению и укреплению здоровья.
В современном мире людей больше волнует финансовый достаток, наличие дорогих вещей, компьютеры и машины. А ведь здоровье – это самое дорогое, чем обладает человек. Существует множество методик определения состояния своего здоровья. Возьмем две наиболее простые из них.
Методика 1 (шуточная викторина).
Вопросы:
Зарядка – это источник бодрости и здоровья (да).
Жвачка сохраняет зубы (нет).
Кактусы снимают излучение от компьютера (нет).
От курения ежегодно погибает более 10 тысяч человек (да).
Бананы поднимают настроение (да).
Морковь замедляет процесс старения организма (да).
Есть безвредные наркотики (нет).
Отказаться от курения легко (нет).
Молоко полезнее йогурта (нет).
Взрослые чаще, чем дети, ломают ноги и руки (да).
Недостаток солнца вызывает депрессию (да).
Летом можно запастись витаминами на целый год (нет).
Ежедневно надо выпивать два стакана молока (да).
Детям до 15 лет нельзя заниматься тяжелой атлетикой (да).
Ребенку достаточно спать ночью 8 часов (нет).
Результаты: Ели вы ответили 8 раз ДА – отличный результат. Остальные, не набравшие нужное количество правильных ответов не расстраивайтесь, у вас все впереди.
Методика 2 (научная)
Русский врач Н.М. Амосов предложил определять размер здоровья – это условный параметр, не дающий ответа о состоянии здоровья, но позволяющий о нем задуматься.
– Если Вы не болели в течение всего учебного года – у Вас самый высокий уровень здоровья.
– Если заболевание возникло во время эпидемии – средний уровень здоровья.
– Если Вы болеете во время обычных учебных нагрузок – уровень здоровья самый низкий. .
Вывод: проанализируйте свое здоровье.
А сейчас давайте попробуем каждый из вас, зная определение здоровья и его составляющие создать модель здоровья школьника пользуясь цветными фишками, которые лежат у вас на партах.
Практическая работа
Современная медицина определяет здоровье как общественное, так и индивидуальное (см. схему). Что подразумевается под понятием индивидуальное здоровье? общественное здоровье?
-Каким образом взаимосвязаны понятия общественное и индивидуальное здоровье? (они неразрывно связаны друг с другом, и одно зависит от другого).
Без здорового индивидуального человека, как единицы общества не будет здорового общества, поэтому наше государство заботится о здоровье каждого человека.
4. Обобщение по теме урока.
Итак, ребята,что же такое ЗДОРОВЬЕ? Какие составляющие здоровья вы знаете? От каких факторов зависит здоровье человека? Как связаны индивидуальное и общественное здоровье.
В заключении урока я хочу попросить вас составить синквейн ЗДОРОВЬЕ
Синквейн – это “стихотворение”, состоящее из пяти строк, в котором автор выражает свое отношение к проблеме:
1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;
2-я строка – два прилагательных, характеризующих ключевое слово;
3-я строка – три глагола, показывающие действия понятия;
4-я строка – короткое предложение, в котором отражено авторское отношение к понятию;
5-я строка – резюме: одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства и ассоциации, связанные с понятием.
Да , действительно: сохранение здоровья – это труд, который оплачивается очень высоко. Он возвращается долголетием, отсутствием страданий и ощущением радости от жизни.мысли и чувства по сегодняшнему уроку, употребив одно предложение или словосочетание.
Всем доброго здоровья!
Спасибо за работу.
Домашнее задание: подготовиться к аукциону пословиц и поговорок о здоровье»
6. Итоги урока.
Физическое здоровье - это правильная работа всего организма. Если человек физически здоров, то он может выполнять все свои текущие обязанности без излишней усталости. У него достаточно энергии, чтобы успешно учиться в школе и делать все необходимые дела дома.
Душевное здоровье проявляется в том, что человек доволен собой, нравится самому себе таким, каков он есть, он удовлетворен своими достижениями и может делать выводы из своих ошибок. Для поддержания душевного здоровья необходимо отдыхать, получать новые впечатления, общаться с друзьями.
Социальное здоровье проявляется в отношениях с другими людьми. Социально здоровые люди умеют ладить с окружающими. Они уважают чужие права и могут отстоять свои. Они поддерживают добрые отношения с родственниками, умеют находить новых друзей, умеют выразить свои потребности и нужды так, чтобы они стали понятны окружающим.