Урок № 2.
Тема урока:
«Обеспечение защиты населения
от последствий аварий на гидродинамических сооружениях» (слайд № 2).
Цели урока: (слайд № 3)
познакомить учащихся с основными мероприятиями по защите населения от последствий гидродинамических аварий, по ликвидации последствий гидродинамических аварий;
проконтролировать знания о причинах и последствиях гидродинамических аварий;
научить действовать при угрозе и во время гидродинамических аварий;
развить навыки по определению потенциально опасных при аварии мест;
воспитание милосердия, взаимопомощи и бескорыстия;
выработать умение работать в команде для достижения цели.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: Учебник, тетради, доска, карточки-задания, презентация по теме, плакаты по теме урока, ТСО, памятки.
Формы и методы урока: фронтальный опрос, тест, эвристическая беседа, объяснительно-иллюстративный.
План урока.
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
3. Изучаемые вопросы.
Мероприятия по профилактике возникновения гидродинамических аварий.
Мероприятия по ликвидации последствий гидродинамических аварий.
Мероприятия по организации подготовки населения к безопасному поведению при угрозе возникновения ЧС и во время нее.
Рекомендации специалистов МЧС России по безопасному поведению населения в случае возникновения гидродинамических аварий.
4. Самостоятельная работа.
5. Проверочная работа.
6. Подведение итогов урока.
7. Сообщение домашнего задания.
На доске. Дата проведения урока.
Классная работа.
Тема. Домашнее задание: учебник § 5.9. в печатной тетради - 1.5.3, 1.5.4,
письменно - стр. 58 – 60.
В кабинете заранее парты расставлены таким образом, чтобы каждая из трех групп учащихся имела свое место. Класс на группы делится заблаговременно.
Ход урока:
Организационный момент.
Нацелить учащихся на урок.
Проверка домашнего задания
Самостоятельная работа по карточкам по теме «Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия» (4 чел.) Приложение №1.
Устные ответы на вопросы из печатной тетради. Что такое:
Гидротехнические сооружения (слайд № 3)
Основные причины гидродинамических аварий (слайд № 5)
Поражающие факторы гидродинамических аварий (слайд № 6)
Изучение нового материала.
Крупные гидродинамические аварии случаются в мире не так уж редко. По данным ЮНЭСКО за последние 180 лет произошло более 300 крупных гидродинамических аварий. В нашей стране 256 гидротехнических сооружений эксплуатируются без реконструкции и капитального ремонта уже более 50 лет, а это увеличивает вероятность возникновения на них гидродинамических аварий. Об этом свидетельствуют данные МЧС России.
События и факты, способствующие возникновению гидродинамических аварий, могут накладываться по времени. Пример – катастрофа в Казахстане и авария в Палласовском р-не. В обоих случаях весенний паводок, активное таяние снегов и обильные дожди привели к непредсказуемым последствиям.
Неблагополучная обстановка с паводковыми водами в нынешнем году в Волгоградской области, а вы знаете, что затоплено уже 8 районов, заставляет со всей серьезностью отнестись к изучению вопросов безопасности во время ГА. И хотя п. Гумрак затопление не угрожает, жизнь длинная и никто не сможет предположить, где вы или ваши родственники будете проживать в дальнейшем и, возможно, знания, полученные на сегодняшнем уроке спасут вам жизнь и помогут другим людям.
О мерах защиты ГТС и о правилах безопасного поведения при гидродинамических авариях мы поговорим сегодня. Мероприятия по профилактике, предотвращению и ликвидации ЧС возложены в РФ на МЧС. (слайд № 7)
. В 1997 г. был принят Федеральный закон «О безопасности гидротехнических сооружений» (слайд № 8), который регулирует вопросы безопасности при проектировании, строительстве, эксплуатации гидротехнических объектов, устанавливает обязанности собственников и органов государственной власти в области обеспечения их безопасности.
Полностью исключить возникновение ГА невозможно. Поэтому заблаговременно разрабатываются меры по защите населения от последствий гидродинамических аварий, которые условно делятся на три группы (слайд № 9): профилактические мероприятия, мероприятия по ликвидации последствий ЧС, организация подготовки населения к безопасному поведению при угрозе возникновения ЧС и во время нее.
1 группа – профилактические мероприятия: (слайд № 10)
постоянный надзор за безопасностью функционирования водных объектов;
заблаговременный сброс паводковых вод;
обследование и своевременное выявление дефектов конструкций, защита от аварий;
охрана ГТС от доступа посторонних лиц, с целью исключения терактов;
наблюдение за гидрометеорологическими условиями;
составление прогнозов стихийного бедствия;
анализ возможной обстановки.
2 группа – мероприятия по ликвидации последствий ЧС: (слайд № 11)
укрепление дамб и других ГС;
наведение переправ, эвакуация населения, вывоз сельскохозяйственных животных, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
жизнеобеспечение населения:
Основные мероприятия по ликвидации последствий ЧС гидродинамического происхождения рассматриваются на примере прорыва плотины Киселевского водохранилища в июне 1993 г.
3 группа – организация подготовки населения к безопасному поведению при угрозе возникновения ЧС и во время нее; (слайд № 12)
как подготовиться к гидродинамической аварии;
как действовать при угрозе ГА;
как действовать в условиях наводнения при ГА;
как действовать после ГА.
По каждому из этих пунктов специалисты МЧС разработали рекомендации населению. На партах лежат памятки. Приложение 2.
.
Как подготовиться к гидродинамической аварии. (слайд № 13)
1. Если вы проживаете на прилегающей к гидроузлу территории:
уточните, попадает ли она в зону воздействия волны прорыва и возможного катастрофического затопления;
узнайте, расположены ли вблизи места Вашего проживания возвышенности, и каковы кратчайшие пути движения к ним.
2. Изучите сами и ознакомьте членов семьи с правилами поведения при воздействии волны прорыва и затопления местности, с порядком общей и частной эвакуации.
3. Заранее уточните место сбора эвакуируемых, составьте перечень документов и имущества, вывозимых при эвакуации.
4. Запомните места нахождения лодок, плотов, других плавсредств и подручных материалов для их изготовления.
Как действовать при угрозе гидродинамической аварии. (слайд № 14)
1. При получении информации об угрозе затопления и об эвакуации немедленно выходите (выезжайте) из опасной зоны в назначенный безопасный район или на возвышенные участки местности.
2. Возьмите с собой документы, ценности, предметы первой необходимости и запас продуктов питания на 2-3 суток.
3. Часть имущества, которое требуется сохранить от затопления, но нельзя взять с собой, перенесите на чердак, верхние этажи здания и т.д.
4. Перед уходом из дома выключите электричество и газ, плотно закройте окна, двери, вентиляционные и другие отверстия.
Как действовать в условиях наводнения при гидродинамической аварии. (слайды № 15, 16, 17)
1. При внезапном затоплении для спасения от удара волны прорыва срочно займите ближайшее возвышенное место или верхний этаж устойчивого здания. В случае нахождения в воде, при приближении волны прорыва нырните в глубину у основания волны.
2. Оказавшись в воде, вплавь или с помощью подручных средств выбирайтесь на сухое место, лучше всего на дорогу или дамбу, по которым можно добраться до незатопленной территории.
3. При подтоплении вашего дома:
отключите электричество и газ;
подайте сигнал о нахождении в доме людей путем вывешивания из окна днем флага из яркой ткани, а ночью – фонаря;
для получения информации используйте радиоприемник с автономным питанием;
наиболее ценное имущество переместите на верхние этажи и чердаки;
организуйте учет продуктов питания и питьевой воды, их защиту от воздействия прибывающей воды и экономное расходование.
4. Готовясь к возможной эвакуации по воде, возьмите документы, предметы первой необходимости, одежду и обувь с водоотталкивающими свойствами, подручные спасательные средства (надувные матрасы, подушки).
5. Не пытайтесь эвакуироваться самостоятельно. Это возможно только при видимости незатопленной территории, угрозе ухудшения обстановки, необходимости получения медицинской помощи, израсходовании продуктов питания и отсутствии перспектив в получении помощи со стороны.
Как действовать после гидродинамической аварии. (слайд № 18)
1. Перед тем, как войти в здание, убедитесь в отсутствии значительных повреждений перекрытий и стен. Проветрите здание для удаления накопившихся газов. Не используйте источники открытого огня до полного проветривания помещения и проверки исправности системы газоснабжения.
2. Проверьте исправность электропроводки, труб газоснабжения, водопровода и канализации. Пользоваться ими разрешается только после заключения специалистов об исправности и пригодности к работе
3. Просушите помещение, открыв все двери и окна. Уберите грязь с пола и стен, откачайте воду из подвалов. Не употребляйте пищевые продукты, которые находились в контакте с водой.
4. Самостоятельная работа
Работа в группах. Выбрать из таблицы, переписать и выучить дома те международные знаки, которые выкладывают для спасателей, находящихся в вертолетах или самолетах, в случае, если вы оказались на островке посреди зоны затопления. Обосновать свое мнение.
(слайд № 19)
I | Нужен врач, имеем серьезные травмы. |
II | Необходимы медикаменты. |
X | Не способны двигаться. |
F | Необходима пища и вода |
□ | Необходимы карта и компас |
¦ | Нужна сигнальная лампа с батареей и радиостанция |
K | Уточните направление следования |
Д | Здесь можно безопасно совершить посадку |
L | Требуется топливо и масло |
LL | Все в порядке |
N | Нет |
Y | Да |
IL | Вас не понял |
Проверочная работа.
Работа в группах. Карточки-задания заранее приготовлены и лежат на партах. Приложение № 3. При подготовке к ответу разрешается использовать учебник, стр. 142 – 144) и Памятки по безопасному поведению до, во время и после гидродинамических аварий.
Подведение итогов урока.
Обобщить теоретические сведения, полученные на уроке.
Сообщение домашнего задания.
Изучить материал учебника § 5.9., в печатной тетради - 1.5.3, 1.5.4,
письменно - стр. 58 – 60.
Приложение 1.
Карточки – задания по теме:
«Аварии на гидротехнических сооружениях
и их последствия».
Задание № 1.
Среди перечисленных причин аварий выберите те, которые характерны гидродинамических аварий:
Неправильная эксплуатация;
Внезапная остановка турбин на гидроэлектростанциях;
Разрушение основания гидротехнических сооружений;
Отсутствие специальных приборов, указывающих на повышение давления воды;
Военные действия;
Недостаточность водосбросов.
Какие причины аварий на гидротехнических сооружениях не указаны среди перечисленных? Назовите их и дайте их характеристику.
Ответ: 1, 3, 5, 6.
Задание № 2.
Из перечисленных поражающих факторов выберите те, которые характерны для волны прорыва:
Поражающее действие различных предметов, вовлекаемых в движение;
Пониженная концентрация кислорода в воздухе;
Повышенная температура окружающей среды;
Непосредственное динамическое воздействие на человека;
Травмирующее действие обломков сооружений;
Ударная воздушная волна.
Какие из поражающих факторов, характерных для волны прорыва
не указаны среди перечисленных? Назовите их и дайте их характеристику.
Ответ: 1, 4, 5..
Памятка для лиц, проживающих вблизи
гидродинамически опасных объектов.
Как подготовиться к гидродинамической аварии. | | Как действовать при угрозе гидродинамической аварии. |
1. Если вы проживаете на прилегающей к гидроузлу территории: уточните, попадает ли она в зону воздействия волны прорыва и возможного катастрофического затопления; узнайте, расположены ли вблизи места Вашего проживания возвышенности, и каковы кратчайшие пути движения к ним. | | 1. При получении информации об угрозе затопления и об эвакуации немедленно выходите (выезжайте) из опасной зоны в назначенный безопасный район или на возвышенные участки местности. |
2. Изучите сами и ознакомьте членов семьи с правилами поведения при воздействии волны прорыва и затопления местности, с порядком общей и частной эвакуации. | | 2. Возьмите с собой документы, ценности, предметы первой необходимости и запас продуктов питания на 2-3 суток. |
3. Заранее уточните место сбора эвакуируемых, составьте перечень документов и имущества, вывозимых при эвакуации. | | 3. Часть имущества, которое требуется сохранить от затопления, но нельзя взять с собой, перенесите на чердак, верхние этажи здания и т.д. |
4. Запомните места нахождения лодок, плотов, других плавсредств и подручных материалов для их изготовления. | | 4. Перед уходом из дома выключите электричество и газ, плотно закройте окна, двери, вентиляционные и другие отверстия. |
Памятка для лиц, проживающих вблизи
гидродинамически опасных объектов.
Как действовать в условиях наводнения при гидродинамической аварии. | | Как действовать после гидродинамической аварии. |
1. Займите ближайшее возвышенное место. В случае нахождения в воде, при приближении волны прорыва нырните в глубину у основания волны | | Проверьте исправность электропроводки, труб газоснабжения, водопровода и канализации. |
2. Оказавшись в воде, вплавь или с помощью подручных средств выбирайтесь на сухое место, лучше всего на дорогу или дамбу, по которым можно добраться до незатопленной территории. | | |
3. При подтоплении вашего дома: отключите электричество и газ; подайте сигнал о нахождении в доме людей путем вывешивания из окна днем флага из яркой ткани, а ночью – фонаря; для получения информации используйте радиоприемник с автономным питанием; продукты питания, питьевую воду и наиболее ценное имущество переместите на верхние этажи и чердаки. | | Перед тем, как войти в здание, убедитесь в отсутствии значительных повреждений перекрытий и стен. Не используйте источники открытого огня до полного проветривания помещения и проверки исправности системы газоснабжения. |
4. Готовясь к эвакуации, возьмите документы, предметы первой необходимости, одежду и обувь с водоотталкивающими свойствами, подручные спасательные средства (надувные матрасы, подушки). | | Просушите помещение, открыв все двери и окна. Уберите грязь с пола и стен, откачайте воду из подвалов. Не употребляйте пищевые продукты, которые находились в контакте с водой. |
5. Самостоятельная эвакуация возможна только при видимости незатопленной территории, угрозе ухудшения обстановки, необходимости получения медицинской помощи, израсходовании продуктов питания и отсутствии перспектив в получении помощи со стороны. | | |
Приложение № 3.
Задание № 1.
Представьте себе, что вы проживаете на о. Сарпинский. Ночью вас разбудили звук сирен и гудки. Включив телевизор, вы услышали сообщение управления ГОЧС о переливе воды через гребень плотины и возможном частичном затоплении острова. Населению рекомендовано срочно покинуть дома и выйти в безопасные места.
Определите:
порядок действий вашей семьи при оповещении о затоплении;
перечень вещей, которые необходимо взять при эвакуации из дома.
Задание № 2.
Представьте себе, что вы проживаете в Красноармейском районе г. Волгограда. Неожиданно послышался настойчивый звук сирен и гудки. Включив радиоприемник, вы услышали сообщение управления ГОЧС о теракте на шлюзах Волго-Донского канала и возможном затоплении части района. Населению рекомендовано срочно покинуть дома и выйти в безопасные места.
Определите:
ваши действия в данной ситуации;
перечень вещей, которые необходимо взять при эвакуации из дома.
Задание № 3.
Представьте себе, что вы отдыхаете на даче, которая находится на о. Голодный. Соседка в ужасе сообщила, что на Волжской ГЭС произошла большая авария и вода всю округу затопит вместе с очистными сооружениями.
Определите:
1. ваши действия в данной ситуации;
Перечень вещей, которые необходимо взять при эвакуации из дома.