СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по ОБЖ на тему "Инфекционные болезны"

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Инфекционные болезни — это группа болезней, которые вы­зываются специфическими возбудителями:

* болезнетворными бактериями;

* вирусами;

* простейшими грибками.

Профилактика инфекционных болезней — комплекс меро­приятий, направленных на обеспечение высокого уровня здо­ровья людей, их творческого долголетия, устранение причин за­болеваний, улучшение условий труда, быта и отдыха населения охрану окружающей среды.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по ОБЖ на тему "Инфекционные болезны"»

КОНСПЕКТ УРОКА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ ОБЖ

ТЕМА: ОСНОВНЫЕ ИНФЕКЦИОННЫЕ БОЛЕЗНИ, ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ И ПРОФИЛАКТИКА

Цель урока: Познакомить учащихся с понятием и содержанием здорового образа жизни и его составляющими.

ОБОРУДОВАНИЕ: учебник ОБЖ 10 класс, ПК, проектор



Ход урока:

I. Вступительная часть

* Организационный момент

II. Основная часть

- объявление темы и цели занятия

- объяснение нового материала:

Инфекционные болезни — это группа болезней, которые вы­зываются специфическими возбудителями:

* болезнетворными бактериями;

* вирусами;

* простейшими грибками.

Профилактика инфекционных болезней — комплекс меро­приятий, направленных на обеспечение высокого уровня здо­ровья людей, их творческого долголетия, устранение причин за­болеваний, улучшение условий труда, быта и отдыха населения охрану окружающей среды.

Непосредственной причиной возникновения инфекционной болез­ни является внедрение в организм человека болезнетворных возбуди­телей и вступление их во взаимодействие с клетками и тканями ор­ганизма.

Иногда возникновение инфекционной болезни может быть вызва­но попаданием в организм, главным образом с пищей, токсинов бо­лезнетворных возбудителей. Основные инфекционные болезни, кото­рым подвержен организм человека, приведены в таблице.

Классификация основных инфекционных болезней человека

Инфекционные болезни, вызы­ваемые возбудителями, парази­тирующими в организме чело­века (антропонозы)

Инфекционные болезни, к воз­будителям которых восприим­чив человек (зоонозы)

Кишечные инфекции

Брюшной тиф, вирусный гепатит А, вирусный гепатит Е, дизентерия, по­лиомиелит, холера, паратиф А и В

Ботулизм, бруцеллез, сальмонеллез


Инфекции дыхательных путей

Ветряная оспа, грипп, дифтерия, коклюш, корь, краснуха, оспа нату­ральная, скарлатина

Геморрагическая лихорадка с по­чечным синдромом, орнитоз

Кровяные инфекции

Возвратный тиф эпидемический (вшивый), окопная лихорадка, сып­ной тиф


Брюшиный тиф эндемический, воз­вратный тиф клещевой, желтая ли­хорадка, туляремия, клещевой энцефалит, ко­мариный энцефалит, чума

Инфекции наружных покровов

Вирусный гепатит В, вирусный ге­патит С, вирусный гепатит D, ВИЧ-инфекция, гонорея, рожа, сифи­лис, трахома

Бешенство, сап, сибирская язва, столбняк, ящур

Тяжесть течения, клинические особенности и исход инфекционной болезни в большой степени зависят от состояния организма челове­ка, его физиологических особенностей и состояния иммунной систе­мы. Люди, ведущие здоровый образ жизни, менее подвержены ин­фекционным болезням и более успешно их переносят.

Большинству инфекционных болезней свойственна цикличность развития. Различают следующие периоды развития болезни: инкуба­ционный (скрытый), начальный, основных проявлений болезни и уга­сания симптомов болезни (выздоровление).

Инкубационный период - это промежуток времени от момента за­ражения до появления первых клинических симптомов заражения.

Для каждой инфекционной болезни существуют определенные пределы продолжительности инкубационного периода, которые могут составлять от нескольких часов (при пищевых отравлениях) до одного года (при бешенстве) и даже нескольких лет. Например, инкуба­ционный период при бешенстве составляет от 15 до 55 дней, но мо­жет иногда затянуться до года и больше.

Начальный период сопровождается общими проявлениями инфек­ционной болезни: недомоганием, часто ознобом, повышением темпе­ратуры тела, головной болью, иногда тошнотой, т. е. признаками болезни, не имеющими сколько-нибудь четких специфических осо­бенностей. Начальный период наблюдается не при всех болезнях и длится, как правило, несколько суток.

Период основных проявлений болезни характеризуется возникновением наиболее существенных и специфических симптомов данной болезни. В этот период может наступить смерть больного или, если организм справился с действием возбудителя, болезнь переходит следующий период — выздоровление.

Период угасания симптомов болезни характеризуется постепенным исчезновением основных симптомов. Клиническое выздоровление почти никогда не совпадает с полным восстановлением жизнедеятельности организма.

Выздоровление может быть полным, когда все нарушенные функ­ции организма восстанавливаются, или неполным, если сохраняются остаточные явления.

Для своевременной профилактики инфекционных заболеваний ве­дется регистрация их возникновения. В нашей стране обязательной регистрации подлежат все инфекционные заболевания, в том числе туберкулезом, брюшным тифом, паратифом А, сальмонеллезом, бру­целлезом, дизентерией, вирусными гепатитами, скарлатиной, дифте­рией, коклюшем, гриппом, корью, ветряной оспой, сыпным тифом, малярией, энцефалитами, туляремией, бешенством, сибирской язвой, холерой, ВИЧ-инфекцией и др.

ПРОФИЛАКТИКА ИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

Профилактика подразумевает проведение оздоровительных меро­приятий, направленных на повышение иммунитета организма человека для поддержания его невосприимчивости к инфекционным болезням.

Иммунитет - это невосприимчивость организма к инфекционным и неинфекционным агентам и веществам, обладающим антигенными свойствами.

Такими агентами могут быть бактерии, вирусы, некоторые ядови­тые вещества растительного и животного происхождения и другие продукты, чужеродные для организма.

Иммунитет обеспечивается комплексом защитных реакций орга­низма, благодаря которым поддерживается постоянство внутренней среды организма.

Различают два основных вида иммунитета: врожденный и приоб­ретенный.

Врожденный иммунитет передается по наследству, как и другие ге­нетические признаки. (Так, например, есть люди, невосприимчивые к чуме рогатого скота.)

Приобретенный иммунитет возникает в результате перенесенной инфекционной болезни или после вакцинации. (Вакцинация - метод создания активного иммунитета против инфекционных болезней путем введения в организм человека специальных препаратов из ослабленных живых или убитых микроорганизмов — вакцин).

Приобретенный иммунитет по наследству не передается. Он выра­батывается лишь к определенному микроорганизму, попавшему в ор­ганизм или введенному в него. Различают активно и пассивно приоб­ретенный иммунитет.

Активно приобретенный иммунитет возникает в результате перене­сенного заболевания или после вакцинации. Он устанавливается че­рез 1-2 недели после начала заболевания и сохраняется относитель­но долго - годами или десятками лет. Так, после кори остается по­жизненный иммунитет. При других инфекциях, например при гриппе, активно приобретенный иммунитет сохраняется относительно недол­го - в течение 1 года - 2 лет.

Пассивно приобретенный иммунитет может быть создан искус­ственно - путем введения в организм антител (иммуноглобулинов), полученных от переболевших какой-либо инфекционной болезнью ли­бо вакцинированных людей или животных. Пассивно приобретенный иммунитет устанавливается быстро (через несколько часов после вве­дения иммуноглобулина) и сохраняется непродолжительное время, в течение 3—4 недель. (*Антитела - иммуноглобулины, синтезируемые в организме в ответ на воздействие антигена, нейтрализуют активность токсинов, вирусов, бактерий)

ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ ОБ ИММУННОЙ СИСТЕМЕ

Иммунная система — это совокупность органов, тканей и клеток, обеспечивающих развитие иммунного ответа и защиту организма от агентов, обладающих чужеродными свойствами и нарушающих посто­янство состава и свойств внутренней среды организма.

К центральным органам иммунной системы относятся костный мозг и вилочковая железа, к периферическим - селезенка, лимфатические узлы и другие скопления лимфоидной ткани.

Иммунная система мобилизует организм на борьбу с патогенным микробом, или вирусом. В теле человека микроб-возбудитель размно­жается и выделяет яды - токсины. Когда концентрация токсинов достигнет критической величины, проявляется реакция организма. Она выражается в нарушении функций некоторых органов и в мобилиза­ции защиты. Болезнь чаще всего проявляется в повышении температуры, учащении пульса и в общем ухудшении самочувствия.

Иммунная система мобилизует специфическое оружие против воз­будителей инфекции - лейкоциты, которые вырабатывают активные химические комплексы - антитела.

Выводы:

1. Инфекционные болезни — патологическое состояние человечес­кого организма, вызванное болезнетворной микрофлорой.

2. Причинами инфекционных заболеваний являются не только ви­русы, но и многочисленные и разнообразные микроорганизмы.

3. У человека имеется иммунная система, которая мобилизует ор­ганизм на борьбу с патогенным возбудителем и его токсинами.

4. Большинству инфекционных болезней свойственна цикличность развития.

5. Люди, ведущие здоровый образ жизни, менее подвержены ин­фекционным болезням и более успешно их переносят.

Дополнительные материалы.

Профилактика инфекционных болезней

Для профилактики заболевания инфекционными болезнями боль­шое значение имеет иммунизация-специфическая профилактика ин­фекционных болезней.

Различают иммунизацию активную, основанную на введении вак­цин или антитоксинов, и пассивную, при которой вводят иммунную сы­воротку или иммуноглобулины, а также пассивно-активную, когда вна­чале вводят иммунную сыворотку, а затем вакцину или антитоксин.

Иммунизация вакцинами и антитоксинами в качестве планового профилактического мероприятия более эффективна, чем иммунизация сывороточными препаратами, так как обеспечивает защиту на более длительный срок.

Иммунизация включает в себя проведение профилактических при­вивок, которые регламентируются календарем их проведения. В ка­лендаре отражены две группы прививок.

В первую группу входят прививки против туберкулеза, полиомие­лита, коклюша, дифтерии, столбняка, кори и др. Против перечислен­ных болезней независимо от эпидемической обстановки проводится иммунизация всех детей в определенные сроки после рождения.

Ко второй группе отнесены прививки против брюшного тифа, бру­целлеза, сибирской язвы, холеры, чумы. Прививки проводят на тер­риториях, на которых создалась напряженная и угрожающая эпидеми­ческая обстановка, и не только лицам с высокой степенью заражения, по и всему населению.

III. Закрепление материала:

- Какие инфекционные заболевания возникают наиболее часто на территории РФ?

- Что такое иммунитет?

IV. Итог урока

V. Домашнее задание: 

1. Из таблицы выберите инфекционные заболевания, наиболее часто возникающие в регионе вашего проживания.

2. Определите меры индивидуальной профилактики для каждого заболевания.



3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!