СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по обществознанию в 6 классе по теме: «Общение» с аспектным анализом

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представленный урок один из основных в разделе. На этом уроке я применяю метапредметные связи: русский язык (грамотное произношение слов), культура общения. При изучении темы урока использую элементы развивающего обучения. Используются ассоциации.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по обществознанию в 6 классе по теме: «Общение» с аспектным анализом»

Конспект урока по обществознанию в 6 классе по теме: «Общение»
с аспектным анализом

Цель урока: разъяснить обучающимся сущность «общения» в обществе людей, его виды;

Задачи:

Обучающая: Способствовать углублению знаний обучающихся о способах и формах общения и его роли в жизни человека.

Развивающая: Развивать коммуникативные учебные универсальные действия обучающихся: умение слушать и слышать своих одноклассников, умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении, умение точно выражать свои мысли.

Воспитывающая: Воспитывать у учащихся уважительное отношение к позиции другого человека, культуре речи.


Планируемые результаты:

  • Личностные – получение обучающимися опыта работы в группах, навыков самоанализа своей деятельности;

  • Предметные – осознание обучающимися роли общения в жизни общества и человека; научить обучающихся формулировать определение понятия “общение”; различать вербальные и невербальные средства общения; формы общения.

  • Метапредметные – приобретение обучающимися знаний и навыков культурного общения.

Тип урока: урок формирования новых знаний

Средства обучения: учебник, презентация, понятие общения из словарей.



Ход урока

I.Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Я надеюсь, что сегодняшнее наше общение станет для вас полезным. И вы уйдете с новыми знаниями и хорошим настроением.

II.Актуализация опорных знаний.

- Предлагаю вашему вниманию сюжет из юмористического журнала “Ералаш”. Видеосюжет.

Задает вопросы учащимся:

- какое действие происходило между дедушкой и внуком? (беседа, диалог)

- а понял ли внук дедушку?

- почему внук не понял дедушку?

- А в вашей жизни были случаи, когда при общении с родными и друзьями, вас не понимали или вы не понимали собеседника? Ученики отвечают на вопросы учителя.

Далее учитель знакомит учащихся с высказыванием М.Твена

III.Переход к изучению нового материала.

- Великий писатель Марк Твен говорил: "Мы осыпаем детей подарками, но самый ценный для них подарок – радость общения..." ( Слайд 2)

- Так считает Марк Твен, а как думаете вы? Действительно для вас важнее общаться с родными и близкими? Ответы детей

-Итак, как вы думаете, о чем пойдет сегодня речь на уроке? (Общение)

Слово «общение» помещается на доске . ( Слайд 3)

- Общение это один из видов деятельности, а когда мы занимаемся любой деятельностью, например, играем или трудимся, что для нас главное? (выиграть, выполнить задание, получить результат)

-Давайте поставим себе цель на сегодняшнем уроке? (Понять что такое общение и его роль в жизни людей.) (Слайд 4)

IV.Изучение нового материала.

-Тему урока мы выяснили - «общение»

-Ребята, какие ассоциации у вас возникают со словом общение?

Предлагаю учащимся подобрать ассоциации к слову общение.

- Все ваши ассоциации можно систематизировать в следующее:

  • обмен информацией;

  • взаимопонимание;

  • взаимодействие (Слайд 5)

- Если нам встретился незнакомый термин, где мы будем искать ответ? (интернет, словари, спросим у взрослых)

-Я предлагаю вам познакомиться с термином общения в различных словарях.

(Слайд 6)

В толковом словаре “общаться” означает быть заодно, с кем-либо знаться, дружиться, делиться сообща, давать кому-либо долю участия.

После дети самостоятельно формулируют термин общения.

Общение – форма связи между людьми, взаимодействие, действие, совершаемое вместе, сообща. (Слайд 7)

- а как люди общаются между собой? (ответы детей)

- о способах общения вы узнаете, прочитав в учебнике.

- Назовите способы общения. (ответы детей)

общение






Речевое

(вербальное, словесное)


Неречевое (невербальное, мимика, жесты, интонация).












V.Первичное закрепление.

- Знаете, ли вы что «Слово-это мощное орудие, словом можно убить человека, а можно воскресить».

Психологи считают, что чтение невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения. Оказывается, что слова (которым мы придаем такое большое значение) раскрывают лишь 7% смысла, 38% значения несут звуки и интонации и 55 % – позы и жесты. (Слайд 8)

«Кисть руки – душа жеста. Кисть зовёт, манит, приглашает, отталкивает, даёт, берёт, укоряет. рассказывает, ласкает, карает, спрашивает, провожает».

Проигрывается каждая ситуация в парах и группах.

Дети приглашаются к доске.

-Первые четыре человека демонстрируют «приветствуют друг друга»

(2 человека пример вербального общения, 2 невербального общения);

-Вторая четверка демонстрируют прощание (2 человека пример вербального общения, 2 невербального общения);

- Предлагаю вашему вниманию качества личности, ваша задача подчеркнуть положительные качества, которые помогают при общении.

Отзывчивость, сострадание, неуважение, агрессивность, раздражительность, мужество, желание помочь, чуткость, грубость, игнорирование, уважение.

(Слайд 9)



- Давайте проверим, что у вас получилось (дети сравнивают свои ответы). С этим заданием вы справились.

-А теперь я предлагаю вам рассмотреть мимику лица мальчика. Выберите картинки с положительной мимикой (Слайд 10)

1) 2) 3) 4)

5) 6) 7) 8)



-Проверьте, как вы справились.

-Какая мимика поможет нам подружиться с человеком?

-Ребята, а какая картинка вам понравилась больше всего? (4,6) «Улыбающийся мальчик».

VI.Физическая минутка.

-Ну, какое общение без улыбки? Давайте друг, другу улыбнемся, назовите друг друга по имени, представьте, что ваш нос - это карандаш, напишите этим карандашом ваше имя.

VII. Самостоятельная работа.

Зачастую в общении возникают сложности. Они называются барьеры общения.

Почему возникают барьеры общения?

Какие существуют причины непонимания, возникающего в процессе общения между людьми?

Предлагаю вам поработать в группах и составить правила общения.

1группа

Родители это самые близкие люди, которой мы порой обижаем.

Составьте правила общения с родителями.

2 группа

Сегодня каждый школьник, знает, что такое социальные сети, и общается с друзьями и родственниками там.

Составьте правила общения в социальных сетях.

3 группа

Так как мы живем на территории Северного Кавказа, здесь проживают различные народы, мы должны уметь налаживать контакт.

Составьте правила общения с людьми разных народов.

(Слайд 11,12,13) выступления детей.

Вывод: И дома, и виртуальном мире, и во время путешествий в другие страны необходимо помнить золотое правило нравственности «Относись к людям так, как ты бы хотел, чтобы относились к тебе».

Таким образом, ребята, при общении важно помнить, что любой человек сложен, раним, интересен, глубок как вы сами, поэтому: (Слайд 14)

Попробуйте 
не наступать, а уступать.
Не захватить, а отдать.
Не кулак показать, а руку протянуть.
Не спрятать, а поделиться. 
Не орать, а выслушать. 
Не разорвать, а склеить”.

(памятки дарятся детям)


VI. Закрепление.

Предлагаю вам проверить свои знания. Соотнесите: (Слайд 15)

А) Речевое общение; 1)Постовой указывает направление жезлом;

Б) Неречевое общение; 2)Мама хвалит ребенка за успехи в учебе;

3)Коля получил веселого смайлика от друга;

4)Учитель объясняет тему урока.

(письменно выполняют работу)

VI I. Подведение итогов.

Рефлексия

- Ребята, что мы сегодня делали на уроке? О чем говорили, чему научились?

- Закончите фразу: (Слайд 16)

  • Самая главная цель общения состоит в том, чтобы ______________

  • В ходе общения происходит __________

  • Результатом общения можно считать ______________

Домашнее задание: п.8 и задание на с.73 учебника. Рассмотреть известную картину В.Г. Перова «Охотники на привале» и ответить на вопросы.



- И напоследок хочется сказать:

Как происходит это превращенье,
Случайных встречных в искренних друзей?
А просто душам хочется общенья,
И этот мир становится добрей.
В далеких городах и разных странах,
А может быть на улице одной,
Живут они, но поздно или рано,
Им встретиться назначено судьбой.
Вот почему и в летний зной и в стужу,
В толпе людей или в туманной мгле.
Друг друга ищут родственные души,
На этой неприкаянной земле...


- Поэтому, ребята, умейте общаться, слушать друг друга, ценить и уважать других людей.


Выставление оценок: Спасибо вам за урок. И хочется отметить следующих учащихся…


ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ.

- Ребята вы дали хорошие советы свои друзьям, а сами вы умеете хорошо общаться?

Давайте проверим это с помощью психологического теста.

1.Вы любите больше слушать, чем говорить?

2.Всегда ли вы сможете найти тему для разговора даже с не­знакомым человеком?

3.Всегда ли вы внимательно слушаете собеседника?

4.Любите ли вы давать советы?

5. Если тема разговора вам не интересна, станете ли вы пока­зывать это собеседнику?

6. раздражаетесь ли, когда вас не слушают?

7.У вас собственное мнение по любому вопросу?

8.Если тема разговора вам незнакома, станете ли вы ее разви­вать?

9.Вы любите быть центром внимания?

10.Есть ли хотя бы три предмета, по которым вы обладаете достаточно твердыми знаниями?

11.Вы хороший оратор?


Если вы ответили положительно на вопросы 1,2,3, 7, 8, 9, 10, 11 и отрицательно на вопросы 4, 5, 6, запишите себе по одному баллу за каждый.

1—3 балла. Трудно сказать, то ли вы молчун, из которого не вытянешь ни слова, то ли настолько общительны, что вас стара­ются избегать. Общаться с вами не всегда приятно, но всегда крайне тяжело.

4—9 баллов. Вы, может быть, и не слишком общительный че­ловек, но почти всегда внимательный и приятный собеседник. Можете быть весьма рассеянным, когда не в духе.

10—11 баллов. Вы очень приятный человек в общении. Вряд ли друзья могут без вас обойтись. Вам действительно приятна ваша роль или иногда приходится играть, как на сцене?


Аспектный анализ урока


Тема урока «Общение». Урок является третьим в разделе «Человек среди людей». На проведение урока выделяется 1 час.

Аспект: целесообразность и эффективность применения средств ИКТ на уроке

Цель анализа: проследить, каким образом учитель использует ИКТ на всех этапах урока.

Ф.И.О. учителя

Класс: 6

Тип урока: урок изучения видов и типов общения с использованием ИКТ на всех этапах урока.

Форма проведения: урок изучения нового материала.

Межпредметные связи:

  1. Литература

Оборудование урока:

ПК, мультимедийный проектор, презентация учителя.

Учебник Л.Н. Боголюбовой, Л.Ф. Ивановой «Обществознание 6 класс»


В классе 14 человек. Учащиеся показывают удовлетворительные способности к обучению.

Наблюдение за детьми в классе показали, что у учащихся развиты все каналы восприятия учебного материала, работают они как на репродуктивном, так и на продуктивном уровне, поэтому для разработки урока применены следующие методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, практический. Чтобы вызвать интерес учащихся подготовлена презентация. Считаю, что презентация позволяет развивать у учащихся способности выделять главное, анализировать, сравнивать.

Для проведения урока выбран средний темп и различные приёмы работы, так как это соответствует возрастным особенностям учащихся.

Представленный урок один из основных в разделе. На этом уроке я применяю метапредметные связи: русский язык (грамотное произношение слов), культура общения. При изучении темы урока использую элементы развивающего обучения. Используются ассоциации.

Основные формы обучения на уроке: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Актуальность данной темы заключается в следующем: мы живем в социуме, поэтому должны уметь общаться с людьми различных категорий.

Данный урок актуален тем, что будет показано использование активных методов обучения. Целями урока являются: разъяснить обучающимся сущность «общения» в обществе людей, его виды;

Методическая цель: показать применение активных методов обучения

Введение в анализ урока.

  • Урок дан в соответствии с тематическим планированием

  • Тема «Общение».

  • Использование компьютерной презентации оправданно.

Роль компьютера на уроке:

  1. Работает для учителя и учащихся на всех этапах урока.

  2. Обсуждаемые проблемы выносятся на компьютер. Учитель, используя компьютер, активно помогает учащимся проанализировать и оценить себя, сравнить с эталоном ответа, сделать выводы, увеличивает процент наглядности.

  3. ПК является для детей типичным носителем информации

  4. Учителю компьютер - подсказчик, позволяющий четко реализовать замысел урока и соблюсти логику изложения материала, + иллюстратор+ аниматор =повышение уровня усвоения материала учащимися

  5. Компьютер позволяет сделать урок динамичным.


Программа наблюдения:


Этапы урока

Использование ИКТ


l. Мотивация к учебной деятельности


Использование презентации, сопровождаемой музыкой Релаксация, это организовало учащихся, дало положительный настрой на урок.


ll. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии

Учителем используется презентация для проведения

реализация межпредметной связи,


lll. Фиксация затруднения. Создание проблемной ситуации

На экране схемы к словарной работе (Литературоведческие термины),видео ролик из киножурнала «Ералаш» работа с которыми мотивирует учащихся на работу, способствует повторению ранее изученного материала


IV. Целеполагание


V. Открытие нового знания

Физминутка поднимает учащимся настроение.


VI. Первичное закрепление

Компьютер используется учителем для проецирования иллюстративного материала

VII. Самостоятельная работа

Физминутка для глаз (видеоупражнение на экране)

VII. Итог урока

Схема, представленная на экране, предоставила учащимся возможность сформулировать ответ на проблемный вопрос урока

IХ. Рефлексия


16 слайд

X. Домашнее задание

п.8 и задание на с.73 учебника. Рассмотреть известную картину В.Г. Перова «Охотники на привале» и ответить на вопросы.


Вывод: использование информационно-компьютерной технологии позволяет в начале урока создать ситуацию успеха (мотивирующий приём), активизировать познавательную деятельность учащихся, использование компьютерной презентации позволяет учителю достичь цели и решить все задачи урока в плане формирования УУД учащихся; использование ИКТ позволило сделать урок более интересным, наглядным, позволило повысить уровень усвоения материала учащимися, сделать урок динамичным, что способствует здоровьесбережению детей, а также оживить учебный процесс повысить эффективность урока.

10



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!