Конспект урока по обществознанию в 10 классе по теме:
«Средства массовой информации и их роль в жизни общества» с аспектным анализом
Цель и задачи:
Знакомство с видами и особенностями различных средств массовой информации (СМИ).
Развитие умения работать с различными источниками социальной информации, критически осмысливать и оценивать информацию, содержащуюся в СМИ.
Создание условий для формирования активной жизненной гражданской позиции, интереса к политической жизни общества.
Подведение к выводу о важной роли СМИ в различных сферах жизни общества.
Раскрытие роли СМИ в политической, экономической, духовной жизни общества.
Тип урока: урок формирования новых знаний
Оборудование урока: мультимедийный проектор, презентация к уроку, Конституция Российской Федерации, распечатка из текста Закона РФ «О средствах массовой информации», образцы печатных СМИ (газеты, журналы, брошюры), учебник.
План урока:
I. Мотивационный модуль. Постановка темы и проблемы урока.
II. Изучение нового материала.
Понятие СМИ. Виды СМИ (Работа с текстом Закона РФ о СМИ).
Понятие свободы СМИ. (Работа с соответствующими статьями Конституции РФ).
Характер информации, распространяемой СМИ. Интернет: плюсы и минусы.
Роль СМИ в жизни общества (работа в группах).
III. Закрепление нового материала: Составление схемы функции СМИ в обществе.
IV.Подведение итогов урока. Постановка домашнего задания.
Ход урока.
Приветствие, просмотр видеоролика с помощью мультимедийного проектора с предложением попробовать самостоятельно сформулировать тему урока. Какую проблему мы будем рассматривать?
Слайд 1. Видеоролик «СМИ воздействуют»
Ответ учащихся. Правильно! Сегодня мы будем рассматривать вопрос: «Как СМИ воздействуют на общество?»
Слайд 2. Тема урока: Роль СМИ в жизни общества.
Вопросы урока: 1. Что такое СМИ. 2 Какую роль играют СМИ. 3 Как относиться к той информации, которую нам предлагают СМИ?
Давайте разберемся с тем, что понимать под СМИ?
Работа с текстом Закона РФ о СМИ.
Вопросы: Что относится к СМИ? Что понимается под свободой СМИ?
Учащиеся дают ответ. На слайде цитаты из закона о СМИ и ст. 29 Конституции РФ
Слайд 3. Виды СМИ
Слайд 4. Средства массовой информации. Основные понятия.
Вопрос: Что говорится в Законе о свободе СМИ? Как вы это понимаете?
Слайд 5. Свобода СМИ.
«Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается» статья 29 Конституции РФ
Вопрос: Значит ли это, что СМИ не имеют никаких ограничений? Чем все-таки СМИ могут быть ограничены? В каких источниках права мы можем об этом узнать?
Учащиеся отвечают, учитель обобщает их ответы: Конечно, ограничения СМИ существуют и об этом говорится в самой Конституции. Могут быть ограничены, если это содержит угрозу конституционному строю, нравственности, здоровью, соблюдению прав других лиц. Ответственность существует за клевету, оскорбление, распространение сведений о частной жизни, разглашение персональных данных без получения согласия на это и т.д.
Учитель: Мы живем в информационном обществе, когда потоки информации становятся все больше и нам очень важно понять, как ориентироваться в этой информации, какую информацию считать достоверной.
Я предлагаю вам в анкете ответить на вопрос: В каких источниках СМИ информация кажется вам наиболее достоверной? (учащиеся отвечают на этот вопрос анкеты на листочках)
Теперь давайте посмотрим результаты опросов граждан РФ в 2000 и 2010 году, как они отвечали на данный вопрос.
Слайд 6. Представлены 2 диаграммы, отражающие ответы на вопрос «Каким источникам СМИ вы больше доверяете?»
Задание (Слайд 7): На основании этих диаграмм сделайте 3 вывода. Запишите их в тетрадь.
После пятиминутной работы, проверка.
Мы видим, что существенно возросло доверие к информации в Интернете. Как вы думаете, с чем это связано? Я думаю, что и результаты ваших анкет подтвердят вывод о том, что наибольшее количество доверяет Интернету.
Вопрос: Насколько достоверна информация в Интернете? Кто несет ответственность за качество этой информации?
Слайд 7. Что такое интернет. Особенности информации в Интернете: плюсы и минусы (рассказ учителя)
Вывод: Очень важно критически оценивать, анализировать, сопоставлять разные источники информации.
Обратимся к главному вопросу нашего урока.
Слайд 8. Какую роль играют СМИ в жизни общества?
Работа в группах.
Рассмотрим роль (функции) СМИ в политической сфере (1 группа), в экономической сфере (2 группа) и духовной жизни общества (3 группа)
Каждая группа получает вопросы и вспомогательные материалы и отвечает на поставленные вопросы.
На работу в группах отводится 10 минут , после чего представители от групп выступают.
Во время выступления остальные учащиеся получают задание составить схему:
«Функции СМИ в жизни общества»
Слайд 9. Подводим итоги выступлений и урока в целом. Проверяем, какие функции СМИ выписали учащиеся. На слайде появляется схема.
Функции СМИ:
- информационная, -коммуникативная, -социализации, -регулирующая, -идеологическая, -культурно-образовательная, рекламно- справочная.
Подводя итог нашему уроку, можно сделать вывод, что влияние и роль СМИ в современном обществе поистине огромна. Это влияние и позитивное, и негативное. Мы должны воспринимать и постигать информацию, тщательно сортируя, сопоставляя различные версии. Знать законы информации очень важно.
Слайд 10 Домашнее задание: Составить развернутый план по теме «Роль СМИ в жизни общества».
Таким образом, каждый этап данного урока рассматривается, изучается и оценивается через призму взаимосвязи цели и задач урока с результатами поисковой деятельности учащихся под руководством учителя с точки зрения реализации принципов обучения.
Приложения
ЗАКОН О СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Свобода массовой информации
В Российской Федерации поиск, получение, производство и распространение массовой информации, учреждение средств массовой информации, владение, пользование и распоряжение ими, изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация технических устройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции средств массовой информации, не подлежат ограничениям, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации.
Статья 2. Средства массовой информации. Основные понятия
Для целей настоящего Закона:
- под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы;
- под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием);
- под периодическим печатным изданием понимается газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное наименование (название), текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год;
под радио-, теле-, видео-, кинохроникальной программой понимается совокупность периодических аудио-, аудиовизуальных сообщений и материалов (передач), имеющая постоянное наименование (название) и выходящая в свет (в эфир) не реже одного раза в год;
- под продукцией средства массовой информации понимается тираж или часть тиража отдельного номера периодического печатного издания, отдельный выпуск телеканала, радиоканала, радиопрограммы, телепрограммы, кинохроникальной программы, тираж или часть тиража аудио- или видеозаписи программы, отдельный выпуск либо обновление сетевого издания, отдельный выпуск иного средства массовой информации;
- под сетевым изданием понимается сайт в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", зарегистрированный в качестве средства массовой информации в соответствии с настоящим Законом.
Группа 1 Роль СМИ в политической сфере жизни общества.
Задание 1
Раскройте содержание названных функций СМИ в политической жизни общества, приведите примеры.
Название функции | Содержание | Пример |
Информационная | | |
Политической социализации | | |
Регулирующая(критики и контроля) | | |
Мобилизационная | | |
Идеологическая | | |
Задание 2. Что такое политическая манипуляция? (прочитайте в тексте) Приведите известные вам из общественно-политической жизни примеры.
Задание 3
Как вы думаете, почему СМИ называют «Четвертой властью в обществе»?
Группа 2. Роль СМИ в экономической сфере жизни общества.
Задание.
Какую роль играют СМИ в рыночной экономике? Назовите функции СМИ в экономике?
Какую роль играет реклама как СМИ в жизни современного общества?
Назовите, в чем позитивное и негативное влияние СМИ и ,в частности, рекламы.
Как вы считаете, насколько можно доверять рекламе как СМИ?
Группа 3. Роль СМИ в духовной жизни общества.
Задание.
Раскройте главные функции СМИ в духовной жизни общества. (В чем заключается информационная, культурологическая, функция социализации применимо к духовной сфере)
В распространении какой культуры СМИ играют решающую роль?
Каковы позитивное и негативное влияние массовой культуры на общество?
Какие опасные тенденции вы видите в связи с этим в духовной жизни современного российского общества?
Аспектный анализ урока
Тема урока «Средства массовой информации и их роль в жизни общества». Урок является первым в разделе «Политическая жизнь общества». На проведение урока выделяется 1 час.
Аспект: целесообразность и эффективность применения средств ИКТ на уроке
Цель анализа: проследить, каким образом учитель использует ИКТ на всех этапах урока.
Ф.И.О. учителя
Класс: 10
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Межпредметные связи:
Литература
Оборудование урока:
мультимедийный проектор, презентация к уроку, Конституция Российской Федерации, распечатка из текста Закона РФ «О средствах массовой информации», образцы печатных СМИ (газеты, журналы, брошюры), учебник.
В классе 6 человек. Учащиеся показывают хорошие способности к обучению.
Наблюдение за детьми в классе показали, что у учащихся развиты все каналы восприятия учебного материала, работают они как на репродуктивном, так и на продуктивном уровне, поэтому для разработки урока применены следующие методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, практический. Чтобы вызвать интерес учащихся подготовлена презентация. Считаю, что презентация позволяет развивать у учащихся способности выделять главное, анализировать, сравнивать.
Основные формы обучения на уроке: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Актуальность данной темы заключается в том, что средства массовой информацию играют значительную роль в жизни общества, недаром их называют «четвертой властью».
Методическая цель: демонстрация применения активных методов обучения
Введение в анализ урока.
Урок дан в соответствии с тематическим планированием
Тема «Средства массовой информации и их роль в жизни общества».
Использование компьютерной презентации оправданно.
Роль компьютера на уроке:
Работает для учителя и учащихся на всех этапах урока, обсуждаемые проблемы выносятся на компьютер. Учитель, используя компьютер, активно помогает учащимся проанализировать и оценить себя, сравнить с эталоном ответа, сделать выводы, увеличивает процент наглядности.
ПК является для старшеклассников привычным носителем информации
Для учителя компьютер позволяет реализовать замысел урока и соблюсти логику изложения материала, сделать урок динамичным.
Программа наблюдения:
Этапы урока | Использование ИКТ |
l. Мотивация к учебной деятельности | Использование презентации, проблемный подход с анализом представленного материала, формирование интереса к СМИ |
II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии | Учителем используется презентация для формирования понимания важности и значимости СМИ |
III. Открытие нового знания | Получение обучающимися опыта работы со СМИ (анализ материала) |
IV. Первичное закрепление | Компьютер используется учителем для проецирования иллюстративного материала |
V. Итог урока | Схема, представленная на экране, предоставила учащимся возможность сформулировать ответ по теме |
VI. Рефлексия | 10 слайд |
X. Домашнее задание | |
Вывод: использование ИКТ позволяет в начале урока активизировать познавательную деятельность учащихся, использование компьютерной презентации позволяет учителю достичь цели и решить все задачи урока; использование ИКТ позволило сделать урок более интересным, наглядным, позволило повысить уровень усвоения материала учащимися, сделать урок динамичным, повысить эффективность урока.
7