«Нации и межнациональные отношения»
Учитель: Умерова Э.Ю.
Цель урока:Раскрыть причинно-следственные связи межэтнических отношений.
Задачи:
1. Усвоить основные понятия урока
2.Продолжать формировать и развивать умения, аргументировать вырабатывать способность делать правильный выбор в конкретной ситуации, воспитывать толерантность.
Форма урока:
Изучение нового материала
Оборудование:
Раздаточный материал
Использование ИКТ (презентация, фрагмент фильма)
Основные понятия: этнос, нация, конфликт, межнациональный (этносоциальный) конфликт, национализм, шовинизм, геноцид.
План урока:
Понятие «этнос», «нация».
Межнациональные отношения.
Основные тенденции развития нации.
Понятие «конфликт», «межнациональный конфликт».
Причины межнациональных конфликтов.
Ход урока:
1.Организационный момент
2.Вступительное слово учителя: Мотивационная часть: (работа с раздаточным материалом)
«Последние десятилетия 20 и начало 21 века поставили человечество перед фактом безудержного роста насилия как в отношениях между государствами, так и на бытовом уровне. Нетерпимость присутствует в эмоциональных человеческих реакциях на иной оттенок кожи, другой язык, иные виды пищи, запахи. Английский писатель Б. Шоу как-то заметил: «Теперь, когда мы умеем летать по небу, как птицы, плавать по воде, как рыбы, нам осталось одно - научится жить на земле, как люди»
Тема нашего с вами урока «Межнациональные отношения».
Целью урока является: (объявление цели, задач)
План урока:
Понятие «этнос», «нация».
Межнациональные отношения.
Основные тенденции развития нации.
Понятие «конфликт», «межнациональный конфликт».
Причины межнациональных конфликтов
А сейчас мы с вами попробуем разобрать и понять что же такое этносоциальные отношения в современном мире. Для того чтобы нам было проще разобраться в этой проблеме давайте вспомним, что же такое
«Этнос- исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими, относительно стабильными особенностями языка, культуры и психики, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований.»
И что же такое « нация- это определенная форма существования этноса. Исторически сложившаяся общность людей, для которой характерны формирование единых экономических связей, общность исторической жизни, языка, территории, определенные черты психологии, искусства и быта.»
Межнациональные отношения в силу их многоаспектности представляют собой сложное явление. Они включают две разновидности.
Межнациональные отношения
1.Отношения между разными национальностями внутри одного государства.
2. Отношения между разными национальностями-государствами
Все это связывает между собой формы отношений и вытекает либо в мирное сотрудничество, либо в этнический конфликт.
Способы мирного сотрудничества довольно многообразны (Работа с раздаточным материалом) Сейчас вы поработаете с текстом. И ответите на вопрос указанный ниже.
Способы мирного сотрудничества
Наименование способа | Его характеристика |
Этническое смешивание | Разные этнические группы стихийно смешиваются между собой на протяжении многих поколений и в результате образуют одну нацию. Происходит это обычно через национальные браки. Таким путём сформировалось латиноамериканские народы: в одно целое здесь смешались традиции испанцев, местных индейцев и привезённых из Африки рабов. |
Этническое поглощение (ассимиляция – от лат. Assimilation - уподобление) | Представляет собой почти полное растворение одного народа (иногда нескольких народов) в другом. Истории известны мирные и военные формы ассимиляции. Современная Америка – пример мирного пути, а древние империи, завоевавшие соседние народы, например Ассирия и Рим, служат образцом не мирного пути. В одном случае захватчики растворили в себе покорённые народы, в другом – сами растворялись в них. |
Вопрос: в чем заключается различие двух способов мирного сотрудничества?
Давайте попробуем дать понятие «Конфликт», и что же такое «Межнациональный (этносоциальный) конфликт».
Итак, КОНФЛИКТ- это спор, столкновение двух человек или социальных групп за обладание чем-то таким, что одинаково высоко ценится обеими сторонами.
Межнациональный (этносоциальный) конфликт – это одна из форм отношений между национальными общностями, характеризующаяся состояние взаимных претензий, открытым противостояниям, этносов народов и наций друг другу, имеющим тенденцию к нарастанию противоречий вплоть до вооруженных столкновений, открытых войн.
Большим влиянием на Западе пользуется концепция «столкновения цивилизаций» американского исследователя с. Хантингтона. Она объясняет современные конфликты, в частности недавние террористические акты международного масштаба, конфессиональные различия. В исламской, конфуцианской, буддийской и православной культуре будто бы не находят отклика идеи западной цивилизации- либерализм, равенство, законность, права человека, рынок, демократия, отделение церкви от государства
Вопрос: подумайте и ответе, какие причины на ваш взгляд, наиболее часто встречаются в повседневной жизни?
Соответственно вместе с причинами выделяют различные типы межнациональных конфликтов . Сейчас вы поработаете самостоятельно со следующим заданием «Типы межнациональных конфликтов» (работа с раздаточным материалом) Обсуждение. А сейчас мы предлагаем некоторые примеры этносоциальных конфликтов.
Задание: дайте характеристику способам мирного сотрудничества.
Вопрос: в чем заключается различие двух способов мирного сотрудничества
Типы межнациональных конфликтов
Вопросы на закрепление:
Что такое «Этнос», «Нация», «Конфликт».
Какие типы конфликтов вы знаете?
Назовите причины межнациональных конфликтов.
И
Типы межнациональных конфликтов
ТОГ УРОКА:
1 Оценивание учащихся.
2 Тема 15 стр. 122, ответить на вопросы стр. 129.