СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по обществознанию на тему "Виновен - отвечай"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по обществознанию на тему "Виновен - отвечай"»

Кайтагский район

МКОУ «Баршамайская СОШ им.Качмасова А.Р.»







Урок обществознания по теме:

«Виновен –отвечай»

7 класс




Составитель: Абдуркеримова Габсат

Кагировна,

учитель истории

и обществознания











Баршамай 2021г.

Цель: подвести обучающихся к пониманию неизбежности справедливого наказания за совершенные правонарушения.

Задачи:

развивающая: содействовать развитию познавательных способностей  обучающихся через самостоятельную работу обучающихся над новым материалом;

-  воспитательная: воспитать уважение к нормам поведения, установленным в обществе;

обучающая:  способствовать формированию у обучающихся пониманию обучающимися  таких   понятий как «закон», «проступок» «преступление», «несовершеннолетний преступник», «ответственность за свои поступки»;

Тип урока: открытие новых знаний..

Планируемые результаты:

- личностные:

• овладении  навыками публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия);

Формирование ответственности за своё поведение, осознание необходимости соблюдения правовых норм; развитие творческих способностей через активные формы деятельности;

-  метапредметные:  умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; владение элементарными практическими умениями работы с учебником для исследования;

предметные: знание основных правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни,  установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни.

Универсальные учебные действия:

- личностные: осознать необходимость правовых норм общества.

регулятивныепринимать и формулировать учебную проблему; составлять план действий.

познавательные: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений.

коммуникативные развивать умения точно и грамотно выражать свои мысли; отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии.

Формы работы учащихся: коллективная, групповая, индивидуальная.

Оборудование: мультимедийная установка, персональный компьютер, презентация, карточки для групповой работы.

Основные понятия: Закон, противозаконное поведение, проступок, преступление, правонарушения, справедливое наказание.

Ход урока:

I.Орг. момент.

Актуализация знаний.

Почему общество нуждается в порядке? (чтобы люди чувствовали себя спокойно и комфортно)

Какова роль закона в обществе? (сохранять установленный порядок)

II.Создание проблемной ситуации.

   Добрый день, ребята. На сегодняшнем уроке мы будем рассматривать с вами  одну из важнейших тем нашего современного  общества.

А начать разговор я хочу  с загадок.

 Итак,  жила-была очень хитрая рыжая особа, которая прославилась покушением на жизнь круглого изделия из теста, сбежавшего от дедушки и бабушки.  Догадались, что это за сказка (слайд)?

Этот мужчина в полном расцвете сил подозревается в краже варенья и плюшек из дома одной уважаемой домомучительницы (слайд).

Деревянный лентяй с длинным носом прогуливает уроки на представлении в кукольном театре (слайд).

Чем характеризуется поведение героев этих сказок?

А вы в своей жизни сталкивались с подобными ситуациями?

Ребята, давайте посмотрим фрагмент  мультфильма «Дядя Степа» и пронаблюдаем за поведением героев.

Кто показан в этом фрагменте?

Как его называет голос за кадром?

Как ведёт себя мальчик?

Сколько лет персонажу сюжета?

Может ли он нести ответственность за свои поступки?

-Как вы считаете мальчик виновен?

Должен он отвечать за свои поступки?

- Если да то почему? (Значит, получается, все кто совершает плохие поступки,  должны  за них отвечать.)

III. Целеполагание.        

- Исходя из сказанного сформулируйте тему урока.

Ребята предлагают свои варианты.

Итак, тема   нашего урока  «Виновен – отвечай».

 IV. «Открытие» нового знания

- Мне важно, чтобы вы запомнили сегодняшний урок. Знания, которые вы сегодня получите, вам пригодятся по жизни.

Ребята, с точки зрения закона –как бы вы охарактеризовали поведение подростка из мульфильма: законопослушное или противозаконное?

Законопослушное поведение-это поведение,которое не нарушает закон и не наносит вред другим людям и обществу.

Противозаконное поведение-это поведение,которое запрещено законом; оно наносит вред обществу, людям.

V. Применение нового знания

В ваших листах есть примеры законопослушного и противозаконного поведения. Распределите их. Напротив каждого примера поставьте букву з или п.

1. В школе десятиклассник позвал семиклассника в туалет и сказал, чтобы завтра он принес пачку сигарет.

2. Иван Васильевич заплатила налог за машину.

3. Водитель маршрутки остановился на красный сигнал светофора.

4. Мальчик разбил фару машины у соседа.

5. Гражданин П. похитил у пассажира телефон.

6. Пассажир оплатил проезд в общественном транспорте.

Какой вывод можем сделать?

-Законопослушное поведение предполагает активную, осознанную, полезную для общества деятельность. Законопослушный человек уверенно пользуется всеми правами и честно выполняет свои обязанности. Законопослушные люди составляют большую часть нашего общества – люди хотят жить в обстановке, где царят порядок и справедливость. А с чего начинается осознание необходимости законопослушного поведения?

Задание: изучите текст рубрики «Путешествие в прошлое» на стр.49 учебника и ответьте на вопросы после него.

-Какие действия в первобытном обществе поддерживали порядок?

-Что такое табу? Что такое талион? Почему этот принцип использовали в древности?

-Как современный человек должен относиться к принципу талиона?(ответы учеников)

VI.Физминутка

Ребята, вы были очень внимательны, молодцы, а теперь проведем физминутку. Я буду задавать вопросы, на которые вы будете вместо ответа «Да»-вставать, вместо ответа «Нет»-сидеть.

  1. Платить налоги-это законопослушное поведение?(Да)

  2. Оплачивать проезд в общественном транспорте-это противозаконное поведение?(нет).

  3. Уклоняться от выполнения воинской обязанности-это законопослушное поведение?(нет).

  4. Законопослушные люди составляют большую часть нашего общества?(да).

  5. Не уступить место пожилому человеку- это противозаконное поведение?(нет)

  6. Совесть влияет на законопослушность человека?(нет).


Еще древние законодатели утверждали, что закон учить жить честно, каждому воздавать по заслугам. И сегодня в наших законах записано, что за нарушением следует наказание, а само наказание должно быть справедливым.

Как же добиться справедливости? Юристы говорят: наказание зависит от вреда, причиняемого правонарушением. Следовательно, если учитывать, какой вред принесло нарушение, можно установить, справедливо ли наказание. В зависимости от степени вреда нарушения разделяют на две группы.

VIII.Работа с материалом на с.52 учебника.

Виды правонарушений.

1)Преступление-наиболее опасный вид правонарушений,направленных против:здоровья и жизни человека; еог чести и достоинства; прав и свобод граждан; собственности; общественной безопасности и порядка.

2)Проступки- представляют меньшую угрозу обществу: мелкое хулиганство; нарушение различных правил; общественного порядка; причинение вреда чужому имуществу; нарушение дисциплины по месту работы или учёбы.


Для закрепления полученных знаний давайте выполним следующее задание. Распределите примеры правонарушений по группам.

Преступление

Проступок



Мелкое хулиганство, оскорбление, терроризм, клевета, захват заложников, нарушение правил дорожного движения, убийство, побои, ненадлежащее исполнение родительских обязанностей, истязание, оскорбление, похищение людей, пребывание несовершеннолетних на улице после 22 часов, хищение оружия, нецензурная брань в общественных местах, кража, вымогательство, порча чужого имущества, безбилетный проезд в общественном транспорте.

Вывод: преступления и проступки различаются степенью вреда.

IX. Закон и несовершеннолетние.

Нарушителями закона являются не только взрослые люди, которые, совершая преступления, ищут какую-то выгоду или реализуют свой злой умысел. Часто бывает, что преступниками становятся дети, несовершеннолетние. (В каком возрасте наступает совершеннолетие?). Многие из них, оказавшись в полиции, перед следователем, уверяют, что не собирались нарушать закон, даже не думали об этом.

Закон устанавливает ответственность за все виды правонарушений с 16 лет, а за самые тяжкие – с 14 лет. К тому же к несовершеннолетним применяются не все виды наказаний установленных для взрослых. Если подросток впервые совершает не очень тяжкое нарушение, к нему применяют меры воспитательного воздействия.

Малолетнего нарушителя вместе с родителями для начала могут вызвать в комиссию по делам несовершеннолетних, поставить на учет  в полицию, наложить штраф на родителей. Однако, если нарушения будут повторяться, несовершеннолетнего направляют в специальное воспитательно-трудовое учреждение закрытого типа: с 11 лет – в спецшколу, а с 14 лет – в воспитательно-трудовую колонию.

Юридическая ответственность несовершеннолетних в возрасте от14 до 18 лет.

Виды ответственности: уголовная, административная, гражданская, дисциплинарная.

X. Проблемные ситуации.

1)Группа подростков обстреляла камнями машины. В результате автомобилям был нанесён существенный ущерб.

2)Подросток сказал кому-то, что он обязан принести из дома деньги, иначе он будет « расплачиваться здоровьем»

3)Подросток позвонил директору школу и в шутку сообщил, что под школу подложена бомба.

4)Подросток отобрал деньги или сотовый телефон у других людей.

-Какое наказание понесет подростки?(ответы учащихся).

Правонарушение как болезнь, которое легче предупредить,чем лечить. Поэтому, чтобы предотвратить плохое, каждый из нас должен работать над собой: знать свои черты характера,»не рубить с плеча», «семь раз отмерить и один раз отрезать». Я желаю вам вырасти законопослушными гражданами.

Памятка.

Учимся уважать закон.

1.Помни,что законопослушные люди составляют основную часть нашего народа. А законопослушное поведение-это нормальное, привычное поведение большинства людей.

2. Никогда не забывай, что мелкое нарушение порядка не только мешает людям, но и всегда находиться на грани нарушения закона.

3.Учти, закон не любит, когда его нарушают. И строго наказывает всех нарушителей,даже несовершеннолетних.

4. Знай, что у государства есть много способов наказать нарушителя. И делает оно это для того, чтобы восстановить справедливость.


XI.Рефлексия

Упражнение «Радуга» .Семь цветов радуги- это семь оценок нашего урока.

Класс делится на семь групп, и каждая с помощью цвета оценивает урок.

XII.Подведение итогов урока.

-Как вы понимаете утверждение» Незнание законов не освобождает от ответственности»

Справедливо ли это, по вашему мнению?( ответы учащихся).

XIII. Домашнее задание.

1.Прочитать параграф 6.

2.Выполнить задания рубрики» Проверим себя» на стр.54.

3.Выполнить задания рубрики» В классе и дома» на стр.54-55 учебника.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!