Составление плана по параграфу 5, как выпонимаете данное высказывание: стр.42
Итак, понятие «человек» обобщает социальное и биологическое начала. Поэтому наряду с ним в научную терминологию были введены понятия, отражающие отдельные аспекты человека, на которых акцентируется внимание при его изучении, такие, как индивид, индивидуальность, личность.
Индивид (от лат. individuum — неделимое, особь) — это отдельно взятый человек, представитель человеческого рода, обладающий определенными биологическими особенностями, устойчивостью психических процессов и свойств, активностью и гибкостью в реализации этих свойств применительно к конкретной ситуации. Понятие «индивид» следует отличать от понятия «индивидуальность».
Индивидуальность — своеобразное сочетание биологических и социальных особенностей человека, отличающих его от других людей. Если индивидом человек является по факту своего рождения, то индивидуальность складывается и модифицируется в процессе его жизнедеятельности.
Способности и характер.В структуре личности важное значение имеют:
1. Способности.
2. Темперамент.
3. Характер.
4. Волевые качества.
5. Мотивация.
6. Социальные установки.
Способность - наследственные возможности человека к какому – либо виду деятельности.
Виды способностей:
Интеллектуальные (умственные, мыслительные)
Художественные.
Организаторские.
Коммуникативные.
Инструментальные.
Этапы развития способностей:
Наследственные способности (задатки)
Развитые способности.
Одаренность – способность к многим видам деятельности.
Талант - выдающиеся врожденные способности, особая природная одаренность.
Гениальность - высший уровень развития способностей человека, при которых деятельность человека отличается совершенством, оригинальностью; создаются вещи, никогда ранее не существовавшие.
Природные (врожденные) задатки способностей (например, сила, равновесие и подвижность процессов возбуждения и торможения и другие анатомо-физиологические особенности) называются одаренностью. Одаренность есть лишь природные предпосылки способностей. Последние же выражаются в мастерстве, которое приходит в процессе приобретения жизненного опыта, воспитания в широком смысле этого слова. Развитие способностей одаренного человека происходит в том случае, если у человека обнаруживается устойчивая склонность к какому-либо делу, любовь к этому делу. Способствует развитию способностей общая работоспособность человека, умение трудиться не покладая рук, упорно добиваясь искомого результата. Своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает возможность творческого выполнения какой-либо деятельности, называется талантом к данной деятельности.
Деятельность, активность человека обусловлена потребностями.
Темперамент – совокупность психических свойств человека, зависящих от физиологических особенностей организма и составляющих определенный психологический тип.
Характер – от греческого «печать, чеканка» - индивидуальное сочетание устойчивых особенностей личности, проявляющееся в типичных способах поведения:
В отношении к другим людям (общительность, замкнутость, доброта)
В отношении к труду (инициативность, ответственность, трудолюбие, леность, недобросовестность).
В отношении к вещам (щедрость, аккуратность, скупость, неряшливость).
В отношении к себе (скромность, самокритичность, гордость, самомнение, честолюбие)
Формируется характер под воздействием трех условий:
наследственность.
общественное окружение.
самовоспитание.
Воля — психический процесс сознательного управления деятельностью, проявляющийся в способности человека преодолевать ограничения, трудности и препятствия на пути к поставленной цели. Преодоление препятствий и трудностей требует волевого усилия — особого состояния, мобилизующего физические, интеллектуальные и моральные силы человека
Личность — это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений.
Не всякий человек является личностью. Человеком рождаются, личностью становятся.
Личность формируется в процессе социализации, в ходе которой происходит усвоение индивидом ценностно-нормативной системы общества, его социальных функций, а также осуществляется развитие самосознания. Основой формирования личности выступают общественные отношения. Включенность индивида в различные социальные группы, осуществление постоянных взаимодействий с другими людьми — необходимое условие для становления и развития социального «Я». В противном случае, то есть в случае социальной изоляции индивида, он превращался в ферального человека (явление, названное «феномен Маугли» из сказки Киплинга).
Личность – это воплощение некоего общественного характера, индивидуального и , вместе с тем, типичного, социального. Личность, таким образом, может проявляться как индивидуально выраженное явление. Таким образом, личностью можно назвать лишь того человека, который в своих действиях, поведении и мышлении отличается самостоятельностью и самодостаточностью.
Понятие личности стало отражать в себе 4 важнейшие характеристики: индивидуальность, духовность, социальный статус и коммуникативный характер.
Работа с параграфом на стр.39-40 фазы становления общества самостоятельно
Общепринятая типология личности
Тип личности Характеристика
Политический | Воплощает стремление к господству, к распределению социальных ролей, навязывает свое нормативное поле общения. |
Эстетический | Тяготеет к общению в неролевой ситуации, в общении самовыражается. Ярко индивидуалистичен. |
Религиозный | Главное — общение с Абсолютом (Богом). Это общение становится ролью-признанием. Все остальное приобретает второстепенное значение. |
Социальный | для него общение — форма самоотдачи. Основная форма жизни — любовь Вживаясь в объект любви, может принять любую форму жизнедеятельности. |
Экономический | Основа поведения — прагматическая ориентация. В общении стремится прежде всего к достижению пользы. |