СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по обществознанию "Долг и совесть"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: Сформировать представление учащихся о том, что долг и совесть являются неотъемлемыми свойствами человеческого поведения и всей жизнедеятельности.

Задачи  урока:

  • способствовать формированию представления обучающихся о том, что долг и совесть являются неотъемлемыми свойствами человеческого поведения и всей его жизни; подвести учащихся к пониманию взаимосвязи общества и человека;
  • способствовать формированию умения обучающихся анализировать дополнительную литературу к уроку, делать выводы, работать по тексту учебника, аргументировано отвечать на поставленные вопросы; формировать умение оценивать поступки с позиции нравственности;
  • способствовать воспитанию у обучающихся чувства долга, умения отвечать за свои поступки; воспитанию уважения к людям труда.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по обществознанию "Долг и совесть"»

8 класс

Урок №

Тема: «Долг и совесть»

Цель урока: Сформировать представление учащихся о том, что долг и совесть являются неотъемлемыми свойствами человеческого поведения и всей жизнедеятельности.

Задачи урока:

  • способствовать формированию представления обучающихся о том, что долг и совесть являются неотъемлемыми свойствами человеческого поведения и всей его жизни; подвести учащихся к пониманию взаимосвязи общества и человека;

  • способствовать формированию умения обучающихся анализировать дополнительную литературу к уроку, делать выводы, работать по тексту учебника, аргументировано отвечать на поставленные вопросы; формировать умение оценивать поступки с позиции нравственности;

  • способствовать воспитанию у обучающихся чувства долга, умения отвечать за свои поступки; воспитанию уважения к людям труда.

Оборудование: презентация.

План урока

  1. Что такое долг.

  2. Моральные обязанности

  3. Совесть


Эпиграф урока:

Самое лучшее украшение – чистая совесть.

Цицерон

Ход урока.

  1. Организационный момент

  2. Актуализация

1.Мораль относится к __________сфере

а)политической; б) экономической; в)духовной; г)социальной.

2. Духовная культура – это…

а) предметы материального мира

б) природа

в) здание музея

д) традиции и обычаи

3. Правила поведения человека в обществе определяют …

а) моральные нормы б) законы природы в) технические нормы д) правила гигиены.

4. Выберите из предложенного списка те поступки, которые общество одобряет с точки зрения добра и зла:

а) неопрятность б) нежелание выполнять домашнюю работу

в) умение говорить правду д) уважение к родителям.

5.Выберите признаки, характерные для морали:

а) общеобязательность; б)формальное оформление; в) общественное осуждение; г) государственное принуждение; д)неформальность; е)связь с религиозными нормами

ІII. Мотивация

«Прости меня…»
Однажды человек пришел к Будде, который занимался с учеником, и плюнул ему в лицо. Будда вытер лицо и спросил: - Это все или ты хочешь чего-нибудь еще? Ученик Ананда все видел и, естественно, пришел в ярость. Он вскочил и, кипя злостью, воскликнул:
- Учитель, только позволь мне, и я покажу ему! Его нужно наказать!
- Ананда, - ответил Будда. Этот бедняга и так слишком много страдал. Ты только посмотри на его лицо, на его глаза, налитые кровью! Наверняка он не спал всю ночь и терзался, прежде чем решиться на такой поступок. Плевок в меня – это исход этого безумия. Это может стать освобождением! Будь сострадательным к нему. Ты можешь убить его и стать таким же безумным, как и он!

Человек слышал весь диалог. Он был смущен и озадачен. Реакция Будды была полной неожиданностью для него. Он хотел унизить, оскорбить Будду, но, потерпев неудачу, почувствовал себя униженным. Это было так неожиданно – любовь и сострадание, проявленные Буддой!
Будда сказал ему:
- Пойди домой и отдохни. Ты плохо выглядишь. Ты уже достаточно наказал себя. Забудь об этом происшествии; оно не причинило мне вреда. Это тело состоит из пыли. Рано или поздно оно превратится в пыль, и по нему будут ходить люди. Они будут плевать на него; с ним произойдет множество превращений.

Человек заплакал, устало поднялся и ушел. Вечером он пришел обратно, припал к ногам Будды и сказал:
- Прости меня!

Будда произнес:
- Нет вопроса о том, чтобы я прощал тебя, потому что я не был рассержен. Я тебя не осудил. Но я счастлив, безмерно счастлив видеть, что ты пришел в себя и что прекратился тот ад, в котором ты пребывал. Иди с миром и никогда больше не погружайся в такое состояние!

Учитель: Ребята, наш урок мы начали с притчи не случайно. В ней то, о чем мы сегодня будем говорить.

  • Почему человек сначала был смущен и озадачен, а потом заплакал и ушел?

( Ему стало стыдно)

  • Что проснулось в душе человека? (совесть)


IV. Изучение нового материала

Именно «Долг и Совесть» и будет темой нашего урока.

Запись темы урока в тетради.

Слово учителя: Кто мыслит, тем замечено давно -

Две силы человечеству дано.

Одна зовется эгоизм,

Другая бескорыстье – альтруизм

И между ними вечная борьба,

А поле битвы- человек - его душа.

Но если двигаться к добру и свету,

То одолеет человек преграду эту.

Друг мой, себе, пожалуйста, внуши

Мораль есть анатомия души.

Сегодня на уроке мы продолжаем разговор о проявлениях морали

Люди верующие считают долг искрой Божьей, Бог вместе с разумом и голосом совести одарил им человека.

Есть ученые, которые утверждают, что моральный долг - это врожденный закон или общественный инстинкт.

Другие утверждают, что чувство долга сформировалось у людей постепенно, по мере развития человеческой истории.

Сегодня на уроке мы узнаем, что такое долг - моральный и общественный, что такое совесть.

  • Давайте проведем небольшой словарный диктант. Свои ответы запишите в столбик в тетрадях.

  1. Качество, противоположное злу.

  2. Качество, необходимое для выполнения любого поручения.

  3. Величайшее чувство доступное человеку

  4. Отвага, решительность, самопожертвование в критической обстановке

  • Ответы не случайны, т.к. они являются составляющими такого понятия как долг.

Доброта

Ответственность

Любовь

Героизм

  • Работа над понятием:

Долг это осознание человеком необходимости исполнения моральных норм.

(записать в тетрадь)

Наука утверждает, что долг связывает человека с обществом, с другими людьми. Что это означает? Во-первых. Вступая в отношения с другими людьми, с окружающими, мы приобретаем определенные объективные обязанности. Во-вторых, на нас ложится ответственность. Так, например, вы ученики. Есть у вас обязанности? Вы пошли в кино, стали кинозрителем. Есть обязанности? Вся наша жизнь заполнена отношениями с другими людьми, с обществом. Долг связывает нас с ними. Не зависимо от нашего личного желания, т.е. у нас есть объективные обязанности и ответственность.

Наука предлагает выделять в долге две стороны: долг моральный и общественный.











(ученики записывают схему)

  • Работа над понятием:

Моральный долг – принятие моральных норм, свободное и добровольное их выполнение. Моральный долг неразрывно связан с моральными обязанностями.

Общественный долг – объективные обязанности, которые необходимо выполнять в жизни.

  • Работа в группах с документами.

Текст 1. Что такое долг

Из философской энциклопедии

Долг - выступающее в качестве внутреннего переживания принуждение поступать в соответствии с потребностями, исходящими из этических ценностей, и строить свою жизнь в соответствии с этими требованиями. Согласно Фихте, для которого весь мир является « материалом исполнения долга», есть только одна конечная цель – долг. Единственно возможное верование: с радостью и непредвзято делать то, что в любом случае предписывает долг, не поддаваясь сомнениям или раздумьям о последствиях.

Краткая философская энциклопедия.-М.,1994.-с.143

Вопросы и задания: 1. Как вы понимаете положение «долг – внутреннее переживание принуждения поступать в соответствии с этическими ценностями»? 2. Как вы понимаете смысл последнего предложения данного фрагмента? Допускает ли следование долгу сомнения или раздумья о последствиях? Ответ аргументируйте. 3. Приведите словосочетания, в которых употребляется понятие «долг». Отличаются ли они по смыслу? Если да, то в чем это отличие?

Текст 2. Категорический императив И. Канта

Е.В. Золотухина - Аболина- современный российский ученый

Идею о том, что долг – это сердце морали, развивал в XVIII веке Иммануил Кант. Он сформулировал Категорический императив – моральный закон, которому должны подчиняться люди, если они претендуют на статус нравственных существ. Первая формулировка категорического императива практически совпадает с « золотым правилом морали». Вторая гласит: « Поступай так, чтобы максима твоей воли могла послужить основой всеобщего законодательства». Максима – это правило, принцип. По канту, таким образом, наше волеизъявление должно строиться так, чтобы оно не нарушало ничьих интересов и прав, не ущемляло ничьего достоинства. Третья формулировка приблизительно такова: « Относитесь к человечеству в своем лице и в лице всякого другого не как к средству, а как к цели»

Золотухина – Аболина Е.В.Страна Философия ( книга для школьников и студентов).- Ростов – на - Дону, 1995.-С.130

Вопросы и задания: 1.Что такое категорический императив? 2.Поясните своими словами суть второй формулировки категорического императива. 3. Сравните приведенные в тексте формулировки категорического императива с «золотым правилом нравственности». Сделайте вывод на основе сравнения.

Итак, долг – это сердце морали, но мы уже знаем, что есть объективные обязанности человека.

Послушайте, пожалуйста, одну притчу

Арабская притча о долге

Один плотник сколько бы не зарабатывал, довольствовался малым и делал мало расходов. Сосед однажды спросил его:

-Ты зарабатываешь очень много, но куда же ты деваешь свое богатство. У тебя ничего особенного не видно.

- Одной частью своих заработков я расплачиваюсь с долгами, а другую часть я отдаю в долг под проценты - ответил мастер.

- Не может быть, чтобы у тебя были долги. Я не слышал, чтобы ты кому- нибудь давал в долг - возразил сосед.

- Если я даю деньги родителям, то считаю, что я расплачиваюсь с долгами. А те деньги, что я расходую на обучение и содержание своих детей, считаю, что отдаю в долг под проценты. Когда дети вырастут, а мы с женой состаримся. То разве не возвратят они нам долга?


Согласны ли вы с тем, что дети в долгу перед своими родителями. Каким образом они будут отдавать долги? Чему научила Вас притча о долге?

  • (Дети отвечают на вопросы)

  • Есть еще одно понятие профессиональный долг.

Зима 1988г. Весь мир потрясла трагедия в Армении - землетрясение. Тысячи погибших. Стихия. К сожалению, люди не умеют ею управлять. А подготовиться заранее? Оказывается можно. Существуют специальные методы строительства для районов повышенной сейсмоопасности. Удается достигнуть главного: сократить количество жертв. А В Армении многие дома рухнули , как карточные домики. Чаще всего потому, что при сооружении нарушались строительные нормы. А ведь должны были их соблюдать. Должны были… а еще раньше был Чернобыль(1986) .Величайшая в истории техногенная катастрофа. Тут на стихию не сошлешься. Персонал станции должен был неукоснительно соблюдать правила, а руководители должны были постоянно, неустанно все проверять, заботится о безопасности. Должны были…

Как важно, чтобы свое дело делали профессионалы, верные своему долгу. Каждому из нас хочется учиться у лучшего учителя, лечиться у лучшего врача и в минуту опасности, чтобы на помощь к нам вовремя пришли профессионалы своего дела. Я надеюсь, что когда вы вырастите и займетесь каким-либо делом, вы будете помнить о том, что есть такое понятие как долг- долг профессионала.

Высшее проявление долга патриотизм – любовь и защита своей Родины. Как часто он сочетается с долгом профессионала. В нашем областном центре, в микрорайоне Южный есть аллея, названная в честь офицера Якунина Игоря Михайловича моего хорошего друга. Не раз и не два бывал он в горячих точках. Честно выполнял свой воинский долг, а погиб рядом с домом, спасая молодого неопытного солдата, прикрыв своим телом гранату. Он погиб, но спас жизнь молодому солдату и тем, кто был рядом. Долг общественный и долг моральный… Быть патриотом нужно учиться с детства, в нашей школе работает военно- патриотический клуб « Витязь», на занятиях которого ребята знакомятся с образцами патриотизма

Вы, наверное, уже заметили, что в наших разговорах о долге упущен один важный момент, мы не выяснили, кто же контролирует, оценивает исполнение долга? Или, может быть, вообще не существует контроля? Существует, и даже двойной: внешний – контроль общества( общественное мнение) и внутренний- самоконтроль человека, т.е. совесть.

  • Работа над понятием:

Совесть - глубокое осознание своего долга и ответственности, внутренний моральный самоконтроль и самооценка человека.

  • Работа с текстом учебника.

  • Как вы можете объяснить поступок Януша Корчака?

  • Можно ли его поступок назвать выполнением общественного долга?

Многие философы рассуждали о том, что же такое совесть

  • Как вы понимаете эти высказывания?

Быть человеком - что это значит?

Просто жалеть если рядом плачут

Быть справедливым во всех деяньях,

Ближнего разделять страдания.

Быть человеком с понятием ДОЛГ,

Значит, другому - товарищ, не волк.

Труд человека всегда возвышает,

Честно трудиться ничто не мешает.

Совесть твоя, чтоб всегда говорила,

Перед другими, чтоб не кривила.

Маленький ты или с чинами

Все перед Богом равны мы с вами.

Быть человеком - что это значит?

Нужно задуматься не иначе…

V. Закрепление

Составить «Синквейн» на тему «Долг»

Ответить на вопросы:

  1. Что такое долг?

  2. Каким он бывает?

  3. Что такое совесть?

VI. Подведение итогов

VII. Домашнее задание: § 8, читать, ответить на вопросы № 3, 5 (рубрика «В класс и дома»).











Текст 1. Что такое долг

Из философской энциклопедии

Долг - выступающее в качестве внутреннего переживания принуждение поступать в соответствии с потребностями, исходящими из этических ценностей, и строить свою жизнь в соответствии с этими требованиями. Согласно Фихте, для которого весь мир является «материалом исполнения долга», есть только одна конечная цель - долг. Единственно возможное верование: с радостью и непредвзято делать то, что в любом случае предписывает долг, не поддаваясь сомнениям или раздумьям о последствиях.

Краткая философская энциклопедия.-М.,1994.-с.143

Вопросы и задания: 1.Как вы понимаете положение «долг - внутреннее переживание принуждения поступать в соответствии с этическими ценностями»?2.Как вы понимаете смысл последнего предложения данного фрагмента?


Текст 2. Категорический императив И. Канта

Е.В. Золотухина - Аболина- современный российский ученый

Идею о том, что долг- это сердце морали, развивал в XVIII веке Иммануил Кант. Он сформулировал Категорический императив- моральный закон, которому должны подчиняться люди, если они претендуют на статус нравственных существ. Первая формулировка категорического императива практически совпадает с « золотым правилом морали». Вторая гласит: « Поступай так, чтобы максима твоей воли могла послужить основой всеобщего законодательства». Максима - это правило, принцип. По канту, таким образом, наше волеизъявление должно строиться так, чтобы оно не нарушало ничьих интересов и прав, не ущемляло ничьего достоинства. Третья формулировка приблизительно такова: « Относитесь к человечеству в своем лице и в лице всякого другого не как к средству, а как к цели»

Золотухина – Аболина Е.В.Страна Философия ( книга для школьников и студентов).- Ростов – на - Дону, 1995.-С.130

Вопросы и задания: 1.Что такое категорический императив?2.Поясните своими словами суть второй формулировки категорического императива.3.Сравните приведенные в тексте формулировки категорического императива с «золотым правилом нравственности». Сделайте вывод на основе сравнения.




























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!