СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по обществознанию "Что значит жить по правилам"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Что значит жить по правилам?

Результаты обучения:

  • Предметные: познакомить учащихся с разнообразием социальных норм, определяющих отношения между людьми в обществе, и вариантами их классификации.
  • Метапредметные:

Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать и обобщать факты и явления; давать определения понятий.

Регулятивные: создать условия для практического освоения социальных норм (правил этикета, правил работы на уроках обществознания).

Коммуникативные: слушать других, пытаться принимать их точку зрения, формулировать свою точку зрения и быть готовым её изменить.

  • Личностные: формирование социальных норм, правил поведения, умения нести ответственность за свои решения..

План урока:

  1. Многообразие правил
  2. «Привычка свыше нам дана…»
  3. Правила этикета и хорошие манеры

Проблема урока:

«Нужно ли жить по правилам?»

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по обществознанию "Что значит жить по правилам"»

Тема урока: Что значит жить по правилам?

Результаты обучения:

  • Предметные: познакомить учащихся с разнообразием социальных норм, определяющих отношения между людьми в обществе, и вариантами их классификации.

  • Метапредметные:

Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать и обобщать факты и явления; давать определения понятий.

Регулятивные: создать условия для практического освоения социальных норм (правил этикета, правил работы на уроках обществознания).

Коммуникативные: слушать других, пытаться принимать их точку зрения, формулировать свою точку зрения и быть готовым её изменить.

  • Личностные: формирование социальных норм, правил поведения, умения нести ответственность за свои решения..

План урока:

  1. Многообразие правил

  2. «Привычка свыше нам дана…»

  3. Правила этикета и хорошие манеры

Проблема урока:

«Нужно ли жить по правилам?»

1.Орг. момент


Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку.

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место.

2.Актуализация знаний

Беседа

Послушайте притчу и ответьте на вопросы:

Старик открыл внуку одну жизненную истину: в каждом человеке идет борьба двух волков. Один волк представляет зло (зависть, ревность, эгоизм, ложь), а другой – добро (мир, любовь, верность надежда, истина). Внук задумался, а потом спросил:

-А какой волк в конце побеждает?

Старик улыбнулся и ответил:

- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

ВОПРОСЫ К КЛАССУ:

- О чем эта притча?

Какие уроки из нее можно извлечь?

Слушают притчу










Отвечают на вопросы

Фронтальный опрос по пройденному материалу

1. Что такое дееспособность?

2. Какие вы знаете права и обязанности несовершеннолетних?

1. Способность своими действиями реализовывать права и исполнять обязанности перед другими людьми и обществом в целом.

2. Отвечают на вопрос

3.Постановка учебных задач

Работа с учебником (стр. 8)

Ответьте на вопросы, приведенные в рубрике «Вспомним» на стр. 8 учебника.

Предположите, о чем мы будем говорить?

Какие задачи перед нами стоят?

Проблемный вопрос уроков: Нужно ли жить по правилам?

Ответы учеников.

Формулируют учебные задачи.

4.Изучение нового материала.

Беседа.

1. Многообразие правил.

- Какие ассоциации у вас вызывает слово «Правила»

- Внимательно прочитайте определения понятия «Правила» из словаря Даля на стр. 8 учебника.


- Правила по-другому называют нормами. В обществе действуют множество социальных норм.

Отвечают на вопрос

Читают.
Правило – закон, или постановление, или узаконение, основание для действия в данных случаях при известных обстоятельствах.

Социальные нормы – общеизвестные и общепринятые правила поведения человека в обществе.

Работа с иллюстративным материалом

Рассмотрите таблицу «Социальные нормы» на стр. 9 учебника.

- Вы узнали, что правила, регулирующие жизнь общества или социальные нормы, разнообразны: они регулируют различные области деятельности людей, содержат различные по характеру нормы. Приведите примеры различных социальных норм.

Правила гигиены





2. «Привычка свыше нам дана…»

Вся наша жизнь подчинена различным правилам. Одни из них возникли в глубокой древности, другие совсем недавно.

Перед вами на доске слова, расположите их по мере возникновения социальных норм.

Рассматривают таблицу




Предписания – соблюдать правила гигиены

Запрещения – мусорить, не купаться, не мыть руки

Нормы-правила – вытирать ноги, мыть руки

Нормы-ожидания – умываться, чистить зубы


Ритуалы –»Обряды-»обычаи-»религиозные нормы –»нормы морали-»нормы права

Работа с тетрадью

Объясните приведенные ниже понятия, приведите примеры. Запишите объяснения в тетради.

- привычка –сложившийся способ поведения в определенных ситуациях.

-ритуал– обычаи, тесно переплетающиеся с особыми действиями, совершаемым специальными людьми в строгой последовательности.

-обычай – традиционно установившийся порядок поведения.

-обряд – совокупность действий, установленных обычаем или ритуалом.

Отвечают на вопрос, записи в тетради

Беседа

3. Правила этикета и хорошие манеры.

Вам приходилось сталкиваться с ситуациями, когда о человека говорят, что он не умеет себя вести, у него дурные манеры, он не знает правил этикета. Так что это такое?

Этикет – это принятая в определенных социальных кругах система правил поведения, составляющих единое целое.

Манеры – внешние формы поведения человека, получающие положительную или отрицательную оценку окружающих.

Слушают, делают записи в тетради

Работа текстом

- Предлагаю совершить экскурсию в мир этикета:

Слово «Этикет» французского происхождения. На одном из пышных приемов у короля Людовика 14 гостям вручили карточки (этикетки) с перечислением обязательных правил поведения за столом.

Этикет – это правила поведения в общественных местах, включая формы обращения, приветствий, манеры, стиль одежды. Этикет требует от человека вести себя соответственно ситуации, в согласии с нормами, принятыми в данном обществе.

Многие, наверное, слышали о русской открытости, немецком педантизме (пунктуальность, точность), восточном гостеприимстве, японской вежливости и английской сдержанности. А ведь это веками отработанные правила этикета, которые стали нормой поведения.

В Древнем Китае насчитывалось около 30 тыс. церемоний. Было строго определено, как следует стучаться в двери дома, входить, сидеть за столом, пить чай. Для выполнения этих правил поведения требовалось столько времени, что позволить себе «церемониться» мог лишь не обременённый заботами и работой человек. В народе до сих пор хранилось воспоминание об этих сложных правилах («развели китайские церемонии»).

В Японии, когда за столом собираются несколько человек, все точно знают, где должен сидеть каждый из них: кто у ниши с картиной – на самом почетном месте, кто первый по левую руку от него, кто второй и кто у входа. Любая попытка пересесть вызовет всеобщее смятение.

16 веке на Руси появилась книга «Домострой» - сборник правил, советов и наставлений по всем случаям. Сборник был основан на христианской морали, поэтому большое место в нем уделялось нравственным поучениям.

По указанию Петра 1 для отроков была написана книга «Юности честное зерцало» - сборник правил поведения в обществе.

Слушают и смотрят презентацию

5. Первичное осмысление и закрепление знаний

Опрос учащихся

- Кто первым здоровается, если встретились младший и старший?

- Ты идешь с товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком и остановился возле него на несколько секунд. Надо ли тебе здороваться с незнакомцем?

- Вы вошли в автобус с задней площадки и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья. Надо ли здороваться с ними и как это сделать?

- Если вы часто встречаете незнакомого вам человека (во дворе своего дома), то полагается ли с ним здороваться?

- Кто подает первым руку – старший младшему или младший старшему, мужчина женщине или наоборот?

Младший


Да



Да. Можно им кивнуть, но нельзя громко выкрикивать приветствие.

Да

Первый подает руку старший младшему, женщина – мужчине, начальник – подчиненному.

6. Д/З


Параграф 1, учить записи в тетради. Письменно ответить на вопрос: Согласны ли вы, «хорошие манеры нужны только в высшем обществе, а в обычной жизни можно обойтить и без них»?

Записывают д/з



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!