Этапы и смысловые блоки урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
1. Организационный момент: приветствие, проверка готовности обучающихся к уроку, организация внимания. | Приветствие: - Добрый день, ребята! - Начинаем урок! | Приветствуют учителя, подготавливают необходимое оборудование к уроку. |
2. Мотивация к учебной деятельности. | - Улыбнитесь друг другу, подарите друг другу свои улыбки, подарите мне свои улыбки. Ваши улыбки располагают к приятному общению, создают хорошее настроение. Спасибо! | Внимательно слушают учителя |
3. Проверка домашнего задания | - Каково значение изучение курса «Обществознания»? - Считаете ли вы, что каждый гражданин должен знать текст гимна своей страны? Обоснуйте свой ответ | Выходят к доске и отвечают домашнее задание |
4. Изучение нового материала 4.1. Целевая установка | - Эта история произошла в Индии. Житель одной индийской деревни нашел трех волчат и... ребенка. Пойманный «волчонок» кусался, рычал, царапался, скулил, проявляя признаки поведения животного. Крестьянин и его семья, в которой стал жить ребёнок, стали ухаживать за ним, стараясь сделать из него человека. Но из этого ничего не вышло: мальчик ел только сырое мясо, передвигался на четвереньках, по ночам выл, как волк.Человек-волчонок прожил среди людей девять лет, но так и не стал человеком: не научился говорить, едва откликался на свое имя. Он не смог приспособиться к человеческому обществу и умер. - Учитель просит учащихся ответить на следующие вопросы: 1. Почему дети-маугли не стали людьми? 2. Что нужно ребенку для того, чтобы он развивался как человек? Исходя из вышесказанного как вы думайте о чём мы будем говорить на уроке? Тема нашего урока «Человек-личность». | Внимательно слушают учителя и отвечают на вопросы. Записывают тему урока |
4.2. Человек-существо биологическое и социальное | - Человек – это существо не только биологическое, но и социальное. Какие свойства человека относят к биологическим? Наследственные признаки; наличие инстинктов (самосохранения, полового и др.); эмоции; биологические потребности (дышать, питаться, спать и т.д.); сходные с другими млекопитающими физиологические особенности (наличие одинаковых внутренних органов, гормонов, постоянная температура тела); возможность использовать природные предметы; приспособление к окружающей среде, продолжение рода.) - Также человек существо социальное (общественное), так как он растёт и развивается среди людей, в человеческом обществе. Вне общества себе подобных человек не может успешно развиваться.Социальными признаками являются речь, мышление, использование орудий труда, социальные и духовные потребности, творческая деятельность.Всё это воспитывает определённые качества, которые делают человека не просто биологическим существом, а личностью. | Слушают внимательно учителя и отвечают на вопросы, записываю в тетради биологические и социальные черты и признаки человека |
4.3. Что такое личность | По вашему мнению что же такое личность?Какой образ у вас создается при слове «личность»? Личность – совокупность качеств человека, которые появляются в процессе жизни в обществе, в результате деятельности, в процессе общения с другими людьми. Только личность обладает таким свойством как сознанием! Сознание – это отношение человека к миру и понимание того, что человек делает, как живет, о чем мечтает.Сознание дает человеку возможность заниматься различной деятельностью, вступать в общение с другими людьми, оценивать окружающих и себя. | Слушают внимательно учителя и записывают понятия личность и сознание, отвечают на вопросы. |
| Задание: откройте с. 9, прочитайте и запишите ответы на вопросы в тетрадь: 1) С какого времени человек становится личностью? Когда начинает понимать себя; с отделением своего я от других людей; с появлением индивидуальности; любой человек является личностью, но различается степень уважения к данной личности 2) Все ли окружающие нас люди являются личностями? Уважаема личность или нет можно, определить по тому, как человек трудится (учится, играет); относится к окружающему миру; оценивает самого себя 3) Запишите основные характеристики личности. Умение трудиться; целеустремленность, воля, старательность, настойчивость, умение преодолевать трудности, критически относиться к своим успехам. | Ученики читают текст учебника, отвечают на поставленные вопросы в тетради. |
5. Закрепление | - Какие свойства относятся к биологическим? - Что нужно ребёнку, чтобы он развивался как человек? - Что такое личность? - Почему человек социальное существо? | Отвечают на поставленные вопросы. |
6. Итоги урока | Давайте вернёмся к теме нашего урока. Тему нашего урока мы изучили. Благодарит детей за урок. Оценивает работу учащихся. | |
7. Домашнее задание | 1) Прочитать параграф 1, с. 8-9, ответить на вопросы после параграфа 1,2 (проверим себя), задание 1 (в тетради), в рабочей тетради задание 1-4 | |