Цель урока: развитие интереса к новым знаниям.
Образовательная: познакомить с творчеством композитора С.С. Прокофьева
Развивающая: развивать интерес к предмету, характеризовать музыкальные образы.
Воспитательная: воспитывать эмоциональную отзывчивость на восприятие классической музыки, развивать интерес к вокальному искусству
Организация учащихся на урок: вход под музыку С.С. Прокофьева.
Проверка домашнего задания: по теме прошлого урока.
Ход урока
Добрый день, дорогие ребята!
Тема нашего урока: Кантата « Александр Невский»
Изучение нового материала.
Сегодня мы отправимся в то время, когда жил и творил великий русский композитор Сергей Сергеевич Прокофьев (1891-1953)
⁃ Ребята , какие произведения композитора Вы уже знаете?
⁃ (Ответы детей) - Симфоническая сказка « Петя и волк», кантата « Александр Невский».
⁃ Совершенно верно, молодцы!
⁃ Сообщение о композиторе
⁃ ( Ученик выходит и рассказывает краткое сообщение о биографии композитора)
Слайд 1: Имя композитора Сергея Сергеевича Прокофьева известно во всем мире.
Его творчество знают не только в России, но и за рубежом. Родился композитор в деревне Сонцовка, где и провёл свои детские годы.
Слайд 2: Первым учителем композитора был Рейнгольд Марицевич Глиэр. В 13 лет Прокофьев поступил в консерваторию. В период с 1908-1917 годы пишет огромное количество произведений.
Слайд 3: В 1918 году уехал за границу. Он побывал в США, во Франции, Англии, Германии, и других странах, где исполнял свою музыку.
Всем прекрасно известны симфоническая сказка « Петя и волк», песенка « Болтунья» на стихи Агнии Барто, пьесы из фортепианного альбома « Детская музыка», это все творения великого композитора.
⁃ Спасибо, за прекрасное сообщение о композиторе.
- Прокофьев написал ещё очень много произведений, но с ними мы познакомимся в старших классах.
⁃ Остановимся с разбором кантаты « Александр Невский»
⁃ Ребята, что такое кантата?
Музыкальный словарик ( записываем музыкальный термин в тетрадь – кантата, набат, кант)
Кантата – крупное музыкальное произведение, состоящее из нескольких частей, написанная для хора и оркестра.
Слайд 1. История создания кантаты.
В древней летописи говорится, что « сей великий князь побеждал всюду, а непобедим был никем же…». Особенно его имя прославили разгром шведов на Неве в 1240 году и победа над тевтонскими рыцарями на льду Чудского озера в 1242году. Композитор написал кантату « Александр Невский», посвященную этим историческим событиям.
Слайд 2: кантата состоит из 7 частей.
И все семь частей по характеру отличаются друг от друга.
1 часть: Русь под игом монгольским
2 часть: Песня об Александре Невском
3 часть: Крестоносцы во Пскове
4 часть: Вставайте люди русские
5 часть: Ледовое побоище
6 часть: Мертвое поле
7 часть: Въезд Александра Невского во Псков.
Слушание музыки: (1,4,6,7)
⁃ Какие чувства, У вас вызвала прослушанная музыка?
- Как композитор передаёт состояние тревоги, взволнованности во вступлении к хору?
⁃ (Ответы детей)
Итог урока:
⁃ С каким композитором познакомились на уроке?
⁃ Что такое кантата?
- Назовите, название частей кантаты.
Исполнение песни «Дорогою добра».
Дом. задание: уметь пересказать материал.
До новых встреч!