СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по музыке для 6 класса "От адажио к престо"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока "От адажи к престо" для 6 класса по программе Науменко, Алеев.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по музыке для 6 класса "От адажио к престо"»

7


Тема: «От адажио к престо»

Цель: определить назначение и роль темпа в музыке как средства музыкальной выразительности.

Задачи:

обучающая – расширить знания учащихся о разновидностях темпа и определить зависимость темпа от содержания произведения;

развивающая – развивать познавательные способности учащихся, воображение, восприятие, умение сравнивать, выделять;

воспитывающая - формировать коммуникативную культуру учащихся, умение работать в группах.

Тип урока: урок изучения и усвоения нового материала.

Планируемые результаты:

Метапредметные:

- определение роли темповой составляющей в разных сферах жизни и деятельности людей, в разных видах искусства.

Личностные:

- определение взаимосвязи понятий «темп», «метр», «ритм» с характером человека, его настроением, поведением.

Премдетные:

- знание обозначений темпов, умение применять их в музыкальном анализе.


Форма проведения занятия. Урок –размышление о роли темпа в разных видах искусства, его значения в музыке.


Учебно-дидактическое обеспечение

Архитектура: Берлинский кафедральный собор, Германия (фото).

Живопись: М. Кароль. «Тарантелла»

Музыка: И. С. Бах. Органная хоральная прелюдия «Я взываю к Тебе, Господи» (№ 15 аудиоприложения); Дж. Россини. Неаполитанская тарантелла (в вокальном исполнении — № 16, в инструментальном звучании — № 7 аудиоприложения)

Песенный материал. Е. Крылатов, стихи Л. Дербенёва. «Три белых коня».

Техническое оснащение урока: Доска, экран, компьютер, проектор, музыкальный центр, аудиозаписи, портреты: Бах, Дж.Россини, компьютерная презентация, карточки-обозначения темпа, таблицы эмоциональных терминов.

Ход урока:

1.Организационный момент.

Приветствие, проверка готовности к уроку.

2. Подготовка к восприятию темы.

У: Тема урока. Записываем в тетрадь.

Цель урока. Определяем вместе с учениками.

Сегодня мне очень нужна ваша помощь. Меня попросили подготовить ноты музыкальных произведений, которые мы слушаем на уроках для публикации в нотном издательстве. Но опрокинулась цветочная ваза и один уголок нот размок. Нотный текст хорошо виден, но в нужном нам углу должно стоять обозначение темпа, в котором это произведение звучит. Как вы думаете, без этих обозначений ноты примут?

Дети: (ответы)

У: А что такое темп? Почему так важно указать его в нотах?

Дети: (ответы)

У: В музыке – очень своеобразная единица измерения времени. Это не секунды, не минуты, и не часы. Музыкальное время больше всего напоминает биение человеческого сердца, мерные удары пульса.

У: Всегда ли у человека пульс бьется ровно?

Дети: ускоряется, замедляется

У: Почему?

Дети: от переживаний, от тревог.

У: У каждого человека свой жизненный ритм, своя скорость, так и в музыке - она может звучать быстро, может медленно или специально замедляться и даже замирать.

Здесь мы подходим к ещё одному средству ритмической выразительности музыки – её скорости, или темпу.

При этом, как ни странно, происходит этот термин не от слова скорость, а от слова время (от латинского «tempus»).

(карточка на доске).

Когда вы слышите, как кто-то говорит о темпе музыкального произведения, то это означает, что человек имеет в виду скорость, с которой оно должно исполняться.

Записать в тетрадях определение: «Темп-скорость следования метрических счетных единиц (долей)».

-Какие бывают доли? (сильные и слабые).

Для точного определения музыкальной скорости используют удивительный прибор – метроном.

Демонстрация метронома.

Метроном (от греч. – «размер», «мера», «закон») – прибор для установления темпа. Он имеет пружинный механизм, приводящий в движение маятник, частота колебаний которого регулируется перемещениями специального грузика вдоль шкалы темпов.

Метроном не всегда есть под рукой у музыканта. Композиторы придумали объяснять характер и скорость музыкального произведения словами. Каждый из музыкальных темпов имеет своё название, обычно на итальянском языке.

(на доске появляются музыкальные термины):

Медленные темпы

  • Grave (Граве) — тяжело, серьёзно, важно, торжественно

  • Largo (Ларго) — широко, протяжно

  • Adagio (Адажио) — медленно

Умеренные темпы

  • Andante (Анданте) — спокойно, не спеша, в темпе шага

  • Moderato (Модерато) — умеренно

Быстрые темпы

  • Allegro (Аллегро) — скоро

  • Vivo (Виво) — живо

  • Presto (Престо) — быстро

  • Presto prestissimo (Престо престиссимо) – в высшей степени быстро

Изменение темпа

  • accelerando  (аччелерандо) — ускоряя

  • ritenuto (ритенуто) — замедляя, задерживая

  • Tempoprimo (тэмпопримо) — в первонач. темпе

Тема нашего урока «От адажио к престо». Т.Е. тема называется …

От медленного к быстрому.

У: От чего зависит музыкальный темп в произведении?

Найдите ответ на странице учебника 55.

Читаем.

II. Постановка учебной задачи:

У: Дорогие друзья! Помогите мне восстановить потерянное обозначение музыкального темпа. Давайте послушаем произведение и определим темп.

И. С. Бах был не только великим композитором, но и непревзойдённым органистом, известным современникам виртуозом импровизатором на органе, а также крупным экспертом в области органного строительства. Он написал более 150 органных хоральных прелюдий. В них Бах использовал старинные церковные мелодии — темы хоралов, которые окружал музыкальной тканью сопровождающих голосов.

Для кого он писал свою музыку?

Для философов?

Для астрофизиков?

Для искусствоведов?

Увы!!! Нет, нет и нет!!

Для своих прихожан. Крестьяне, которые всю неделю тяжело и буднично работали, по мере приближения к концу недели испытывали праздничное чувство ожидания.

Наконец долгожданный праздник наступал. Крестьяне долго и тщательно наряжались, наряжали детей, садились в повозку и отправлялись в город, в церковь.

Подъезжая к церкви, они видели ее могучую устремленность в небо. Затем они входили в церковь – этот невероятно-огромный дом, в котором никто не живет.

Крестьяне смотрели на Распятие и начинали думать о Том, Кто пожертвовал Собой ради них, о Вечности, о Жизни и Смерти.

И в этот момент они поднимались над бытом, над крестьянством, над суетным распорядком.

Прихожане церкви знали эти темы, представляли себе слова, на которые они написаны. Слушая игру Баха, они понимали глубокое содержание его произведений. Так, в хоральных прелюдиях соединялись мелодии прошлого и более современный взгляд на церковные традиции. Хоральные прелюдии — это образцы философской баховской лирики, размышления о человеке, его радостях и печалях.




Композитор

Темп

Иоганн Себастьян Бах 
(1685-1750) –немецкий композитор.

 

Слушание:

И.С. Бах Органная хоральная прелюдия «Я взываю к Тебе, Господи». ВWV 639 (слушание);


-У: Какое темповое обозначение вы подобрали для этой музыки? (анданте).

Почему? Каково содержание, настроение, характер? (музыка звучала строгая, сдержанная, как будто человек думает, размышляет).

Мелодия хорала помещена в верхний голос. Тема хорала песенна, основана на плавных мягких интонациях. Тему сопровождает строгий бас и неторопливо покачивающийся средний голос. Ритмическое однообразие придаёт музыке строгость и собранность. Основное настроение — глубокая сосредоточенность, возвышенная печаль.

У: есть ли взаимосвязь между строением архитектурных сооружений и звучащей в них музыкой.

Собор величественный и подчёркивает возвышенность органной прелюдии, которая могла бы в нем звучать.

Запись названия в тетрадь.

Джоаккино Россини «Неаполитанская тарантелла»

Великого итальянский оперный композитор Дж. Россини был окружён всесветной славой; премьеры его опер в XIX в. становились настоящими праздниками, сопровождаемыми карнавалами и факельными шествиями. Его называли «божественным маэстро», «солнцем Италии», «Орфеем», «итальянским Моцартом». Россини сочинял быстро и легко, он написал около 40 опер, из которых в репертуаре сегодняшних оперных театров сохранились «Севильский цирюльник», «Золушка», «Сорока-воровка», «Вильгельм Телль», «Танкред».

- Каков характер музыки?

- Какие темповые обозначения вы определили?

Слушание произведения Джоаккино Россини «Неаполитанская тарантелла» (запись названия в тетрадь).

В «Музыкальном словаре Гроува» читаем: «Тарантелла (от названия г. Таранто на юге Италии). Итальянский народный танец в размере 3/8 или 6/8; характерны отчётливое членение мелодии на фразы равной длительности, чередование мажора и минора, постепенно ускоряющийся темп. Существовало поверье, что танец излечивает от укуса тарантула (ядовитого паука, название которого тоже происходит от г. Таранто). Композиторами XIX в. жанр тарантеллы часто трактовался в виртуозном духе (фортепианные тарантеллы Листа и Шопена, скрипичная тарантелла Паганини, вокальная тарантелла Россини и др.)» (с. 846).

- Изменился ли бы характер тарантеллы в темпе анданте или модерато? (это произведение мы уже не смогли бы назвать тарантеллой).

Раймонд Уильямс сказал: «Музыка – душа танца. Танец без музыки может превратиться в серию бессмысленных ужимок».

Слушание произведения Джоаккино Россини «Неаполитанская тарантелла» инструментальное.

-Какие движения могут быть в этом танце? (ответы детей).

В картине «Тарантелла» ученики видят изображение

быстрых движений, танцевальных поз. Даже пейзаж вокруг танцующих проникнут настроением радости и оживления. На фоне него органично звучит музыка знаменитой тарантеллы Россини.

3авязалась, закипела,

Все идет живей, живей,

Обуяла тарантелла

Всех отвагою своей ...

Эй, простору! Шибче, скрипки!

Юность мчится! С ней цветы,

Беззаботные улыбки,

Беззаветные мечты!

Эти слова из «Неаполитанской тарантеллы» итальянского композитора Джоаккино Россини.

Физкультминутка движения тарантеллы (видео)

Послушав эти произведения, мы можем сказать, что темп вместе с ритмом отражает настроение, содержание, характер произведения.


Работа над песней «Три белых коня».

- Какой темп в данной песне? (Живо).

Исполнение песни в разных темпах.

- Меняется ли характер песни от смены темпа?


Подведение итогов урока.

- Какому средству музыкальной выразительности был посвящён наш урок?

- От какого латинского слова и с каким понятием связан темп?

- От чего зависит в музыке выбор того или иного темпа?

- На каком языке звучат разновидности темповых обозначений?

- Переведите тему урока (от медленного и спокойного к очень быстрому)

- Почему тема звучит в таком темповом обозначении, а не наоборот?

- Какие новые слова и определения вы сегодня для себя узнали?

(Темп – скорость движения музыки. Хорал – церковное хоровое песнопение, тарантелла итальянский народный танец в быстром темпе).


Я благодарю вас за хорошую работу на уроке. Думаю, вы все поработали на «5».

Если вы все поняли на уроке и вам пригодятся знания похлопайте в темпе аллегро, а если не поняли и не пригодятся похлопайте в темпе адажио.

До встречи на следующем занятии!


12.Домашнее задание.

Знать основные обозначения темпов на итальянском языке, выучить 1 куплет песни.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!