Тема урока: П.И. Чайковский. Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта».
7 класс
Цели урока:
Обогатить представления учащихся о музыкальной драматургии. Закрепить понятие “сонатная форма” и “программное произведение”.
Задачи урока:
Помочь учащимся осознать суть музыкальной драматургии на примере музыки П.Чайковского.
Научить распознавать образы музыкального произведения.
Расширить понятие “сонатная форма” и сопоставить его с развитием сюжета в трагедии Шекспира “Ромео и Джульетта”.
Два противоречивых чувства: любовь и вражда – как они взаимодействуют в одном произведении, мы узнаем прослушав увертюру Чайковского к трагедии «Ромео и Джульетта»
Ход урока
Учитель: Ребята, тема нашей сегодняшней беседы – произведение П.И. Чайковского, увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта». Вспомните, пожалуйста, что такое увертюра и для чего она предназначена?
Ученики: Увертюра – это вступление к опере или балету. Она нужна для того, чтобы настроить, подготовить слушателей к тому, что будет происходить на сцене.
Учитель: Потом увертюры стали сочинять как абсолютно самостоятельное произведение.
Учитель: А что такое программное сочинение?
Программа - это какой-то сюжет, история или образ, который лежит в основе произведения. А какой же может быть сюжет? Откуда?
Ученики: Из литературы
А теперь скажите: для чего нужна программа? Чему она должна помочь?
Ученики: Понять музыку (произведение).
В.Шекспир жил за 200-ти лет до П.И. Чайковского, конец 16 - начало17 века. Эпоха Возрождения, время большой творческой свободы и в науке, и в искусстве, чем в эпоху Средневековья.
Эти строки могли бы стать кратким содержанием трагедии.
Две равноуважаемых семьи
В Вероне, где встречают нас событья,
Ведут междоусобные бои
И не хотят унять кровопролитья.
Друг друга любят дети главарей,
Но им судьба подстраивает козни,
И гибель их у гробовых дверей
Кладет конец непримиримой розни.
(В процессе работы ученики заполняют следующую таблицу).
Образы увертюры Чайковского | Характеристика образов в музыке |
Образ патера Лоренцо | |
Тема любви | |
Тема вражды | |
Учитель:
– Увертюра написана Чайковским в сонатной форме и имеет несколько разделов, давайте вспомним какие разделы составляют сонатную форму?
условно сравнить развитие музыки, построенной сонатной форме? (с развитием сюжета в драматической пьесе).
Ученики:
– Вступление. Экспозиция. Разработка. Реприза. Кода.
Учитель:
– Итак, вступительное слово П.И. Чайковский предоставляет патеру Лоренцо. В увертюре именно он начинает свой рассказ. Давайте послушаем с вами вступление и в процессе слушания, представим себе портрет человека, который рисует эта музыка. Каков его характер? Настроение? Сколько раз прозвучит его тема, будет ли меняться его речь.
Учитель: открывается увертюра темой патера Лоренцо (слушают тему хорала). Охарактеризуйте этот образ средствами музыки.
Ученик: музыкальная тема Лоренцо сдержанная и сосредоточенная. Этот человек размышляет или погружён в воспоминания. Вступление довольно продолжительное.
Учитель: Повторялась ли тема? Если да, изменился ли её характер? Какие инструменты исполняют тему?
Ученик: первая тема исполнялась кларнетами и фаготами, характер музыки сумрачно-сосредоточенный. Второй раз тему исполняли флейты и гобои.
Учитель: хоральной теме противопоставлены скорбные интонации струнных, которые вносят ощущение напряжённого ожидания. Они подготавливают новую тему, эскиз лирических образов, которые в дальнейшем найдут широкое развитие в побочной партии. При проведении темы деревянными духовыми общий колорит музыки несколько светлеет, но вместе с появлением нового ритма тема звучит более взволнованно. В конце вступления она становится драматической и напряжённой, появляется в изменённом темпе и в новой звучности
Учитель: Обозначаем на доске и в тетрадях: ТЕМА № 1- «Любовь». Далее. Что ей мешает, препятствует? Счастливая ли у Ромео и Джульетты любовь?
Ученики: Нет, им мешает вражда их родителей.
Учитель: На доске и в тетрадях обозначаем: ТЕМА №2- «Вражда». Вот и всё: эти два образа суть основные в увертюре П.И. Чайковского. Их показ, столкновение, развитие, изменение - и есть «сюжет» увертюры. Есть еще одна небольшая, но важная тема у Чайковского, обозначим и ее - ТЕМА священника Лоренцо, который тайно венчал Ромео и Джульетту, т.е. он не препятствует их чувству?
Ученики: Нет.
Учитель: Даже как бы покровительствует?
Учитель: Давайте рассмотрим эти три образа с музыкальной точки зрения, представив себя композиторами. Как можно их передать в музыке? Начнем с темы «Вражды». Враждуют два древних итальянских рода. А Италия - недавно Римская Империя, претендовавшая на мировое господство. Следовательно, они - гордецы, каждый о себе большого мнения, не хотят уступать друг другу, ничто и никто не могут их помирить. Монтекки (семья Ромео) и Капулетти (семья Джульетты) – христиане. Но церковь не в состоянии их усмирить.
Вражда так заразительна, что цепляются не только главы семей и их близкие родственники, но даже и их слуги, дворня. А ведь гибнут люди, т.к. молодежь дерется не на шутку, а насмерть! Тибальд, к примеру, заявляет: «Мне ненавистен мир и слово мир…». (Быстрое, стремительное, резкое) Какие подберем для всего этого инструменты?
Ученики: Ударные (барабаны, литавры…)
А теперь займемся ТЕМОЙ №1-«Любовь». И какая же любовь у Ромео и Джульетты? Они - дети глав семей, которые враждуют, т.е. это уровень злобы, где она на пике, центр. И даже это не стало препятствием их чувству, более того, они втайне от родителей венчаются. А для того времени это более чем смелый поступок!
А вот что Ромео говорит о своем чувстве Джульетте:
«Меня перенесла сюда любовь,
Ее не останавливают стены.
А вот Джульетта - Ромео:
Любовь моя так страшно разрослась,
Что мне не охватить и половины…»
Итак, чувство у них сильное или слабое, маленькое или большое?
Ученики: Большое и сильное!
Учитель: Давайте подберем лад для темы любви: мажор или минор?
Ученики: Мажор.
Учитель: Какой жанр больше подойдет: … песенный, танцевальный или маршевый?
Учитель: Какие инструменты могут выразительно исполнить такую широкую, певучую мелодию?
Ученики: Струнные. Скрипки, виолончели.
Ребята, сейчас прозвучит КОДА (завершение). В ней вы услышите некоторые новые темы-образы, которые мы с вами не разбирали, попробуйте сами дать название этим темам. Что это по–вашему будут за музыкальные образы? И обратите особое внимание на то, в каком ладу завершается КОДА, а, следовательно, и все произведение: в мажоре или в миноре?
Ученики, расслышав финал: В мажоре????!
Учитель: Да, именно так. Чайковский заканчивает все-таки в мажоре! Почему же? Что же просветляет грусть? Шекспир заканчивает трагедию словами: «…но повесть о Ромео и Джульетте останется печальнейшей на свете…». А вот в прологе (вступлении) к этому произведению пишет: «И гибель их у гробовых дверей кладет конец непримиримой розни…». И наступает «мир их родителей на их могиле». Вот откуда просветление: Монтекки и Капулетти, наконец, понимают, к чему привела их вражда. К чему же?
Ученики: К гибели их детей, к горю.
Учитель: Какая же здесь заложена мораль, какое поучение? Как вы думаете?
Ученики: Гнев, вражда – пользы не приносит, а только вред!
Ученики: Чтобы опомнились пока не поздно те, кто враждует? И о мире. Что надо жить дружно или хотя бы мирно...
Учитель: Молодцы! Скажите, стали ли вы глубже понимать эту историю Шекспира после того, как познакомились с увертюрой П.И. Чайковского?
Ученики: Да. Здесь все так серьезно…
Учитель: Захотелось ли вам её прочитать?
Ученики: Да.
…………………………………………………………………………………………
Таблица 1
Найти соответствие |
1.Образ любви | А. Тяжесть Б. Гнев В. Нежность Г. Отчуждение |
Найти соответствие |
1.Образ вражды | А.Забота Б. Любовь В. Гнев Г. Сочувствие |
Рефлексия
Я слушал (а) -внимательно, все понял (а), мне понравилось.
Я анализировал (а) прослушанную музыку.
Я выполнил(а) творческое задание
Я запомнил (а) название произведения и автора музыки
Я понял (а) идею произведения