СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по музыке 7 класс. П.И. Чайковский. Увертюра-фантазия "Ромео и Джульетта"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок музыки в 7 классе по теме: П.И.Чайковский. Увертюра-фантазия "Ромео и Джульетта".Цели урока:Обогатить представления о музыкальной драматургии. Закрепить понятие "сонатная форма" и "программная музыка"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по музыке 7 класс. П.И. Чайковский. Увертюра-фантазия "Ромео и Джульетта"»

Тема урока: П.И. Чайковский. Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта».

7 класс

Цели урока:

Обогатить представления учащихся о музыкальной драматургии. Закрепить понятие “сонатная форма” и “программное произведение”.

Задачи урока:

Помочь учащимся осознать суть музыкальной драматургии на примере музыки П.Чайковского.

Научить распознавать образы музыкального произведения.

Расширить понятие “сонатная форма” и сопоставить его с развитием сюжета в трагедии Шекспира “Ромео и Джульетта”.



Два  противоречивых чувства: любовь и вражда – как они взаимодействуют в одном произведении, мы узнаем прослушав увертюру Чайковского   к трагедии «Ромео и Джульетта»

Ход урока


Учитель: Ребята, тема нашей сегодняшней беседы – произведение П.И. Чайковского, увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта». Вспомните, пожалуйста, что такое увертюра и для чего она предназначена?

Ученики: Увертюра – это вступление к опере или балету. Она нужна для того, чтобы настроить, подготовить слушателей к тому, что будет происходить на сцене.

Учитель: Потом увертюры стали сочинять как абсолютно самостоятельное произведение.

Учитель: А что такое программное сочинение?

Программа - это какой-то сюжет, история или образ, который лежит в основе произведения. А какой же может быть сюжет? Откуда?

Ученики: Из литературы

А теперь скажите: для чего нужна программа? Чему она должна помочь?

Ученики: Понять музыку (произведение).




В.Шекспир жил за 200-ти лет до П.И. Чайковского, конец 16 - начало17 века. Эпоха Возрождения, время большой творческой свободы и в науке, и в искусстве, чем в эпоху Средневековья.



Эти строки могли бы стать кратким содержанием трагедии.

Две равноуважаемых семьи

В Вероне, где встречают нас событья,

Ведут междоусобные бои

И не хотят унять кровопролитья.

Друг друга любят дети главарей,

Но им судьба подстраивает козни,

И гибель их у гробовых дверей

Кладет конец непримиримой розни.

(В процессе работы ученики заполняют следующую таблицу).

Образы увертюры Чайковского

Характеристика образов в музыке

Образ патера Лоренцо

 

Тема любви

 

Тема вражды

 

Учитель:

– Увертюра написана Чайковским в сонатной форме и имеет несколько разделов, давайте вспомним какие разделы составляют сонатную форму?

условно сравнить развитие музыки, построенной сонатной форме? (с развитием сюжета в драматической пьесе).

Ученики:

– Вступление. Экспозиция. Разработка. Реприза. Кода.

Учитель:

– Итак, вступительное слово П.И. Чайковский предоставляет патеру Лоренцо. В увертюре именно он начинает свой рассказ. Давайте послушаем с вами вступление и в процессе слушания, представим себе портрет человека, который рисует эта музыка. Каков его характер? Настроение? Сколько раз прозвучит его тема, будет ли меняться его речь.

Учитель: открывается увертюра темой патера Лоренцо (слушают тему хорала). Охарактеризуйте этот образ средствами музыки.

Ученик: музыкальная тема Лоренцо сдержанная и сосредоточенная. Этот человек размышляет или погружён в воспоминания. Вступление довольно продолжительное.

Учитель: Повторялась ли тема? Если да, изменился ли её характер? Какие инструменты исполняют тему?

Ученик: первая тема исполнялась кларнетами и фаготами, характер музыки сумрачно-сосредоточенный. Второй раз тему исполняли флейты и гобои.

Учитель: хоральной теме противопоставлены скорбные интонации струнных, которые вносят ощущение напряжённого ожидания. Они подготавливают новую тему, эскиз лирических образов, которые в дальнейшем найдут широкое развитие в побочной партии. При проведении темы деревянными духовыми общий колорит музыки несколько светлеет, но вместе с появлением нового ритма тема звучит более взволнованно. В конце вступления она становится драматической и напряжённой, появляется в изменённом темпе и в новой звучности

Учитель: Обозначаем на доске и в тетрадях: ТЕМА № 1- «Любовь». Далее. Что ей мешает, препятствует? Счастливая ли у Ромео и Джульетты любовь?

Ученики: Нет, им мешает вражда их родителей.

Учитель: На доске и в тетрадях обозначаем: ТЕМА №2- «Вражда». Вот и всё: эти два образа суть основные в увертюре П.И. Чайковского. Их показ, столкновение, развитие, изменение - и есть «сюжет» увертюры. Есть еще одна небольшая, но важная тема у Чайковского, обозначим и ее - ТЕМА священника Лоренцо, который тайно венчал Ромео и Джульетту, т.е. он не препятствует их чувству?

Ученики: Нет.

Учитель: Даже как бы покровительствует?

Учитель: Давайте рассмотрим эти три образа с музыкальной точки зрения, представив себя композиторами. Как можно их передать в музыке? Начнем с темы «Вражды». Враждуют два древних итальянских рода. А Италия - недавно Римская Империя, претендовавшая на мировое господство. Следовательно, они - гордецы, каждый о себе большого мнения, не хотят уступать друг другу, ничто и никто не могут их помирить. Монтекки (семья Ромео) и Капулетти (семья Джульетты) – христиане. Но церковь не в состоянии их усмирить.

Вражда так заразительна, что цепляются не только главы семей и их близкие родственники, но даже и их слуги, дворня. А ведь гибнут люди, т.к. молодежь дерется не на шутку, а насмерть! Тибальд, к примеру, заявляет: «Мне ненавистен мир и слово мир…». (Быстрое, стремительное, резкое) Какие подберем для всего этого инструменты?

Ученики: Ударные (барабаны, литавры…)


А теперь займемся ТЕМОЙ №1-«Любовь». И какая же любовь у Ромео и Джульетты? Они - дети глав семей, которые враждуют, т.е. это уровень злобы, где она на пике, центр. И даже это не стало препятствием их чувству, более того, они втайне от родителей венчаются. А для того времени это более чем смелый поступок!


А вот что Ромео говорит о своем чувстве Джульетте:

«Меня перенесла сюда любовь,

Ее не останавливают стены.

А вот Джульетта - Ромео:

Любовь моя так страшно разрослась,

Что мне не охватить и половины…»

Итак, чувство у них сильное или слабое, маленькое или большое?

Ученики: Большое и сильное!

Учитель: Давайте подберем лад для темы любви: мажор или минор?

Ученики: Мажор.

Учитель: Какой жанр больше подойдет: … песенный, танцевальный или маршевый?

Учитель: Какие инструменты могут выразительно исполнить такую широкую, певучую мелодию?

Ученики: Струнные. Скрипки, виолончели.


Ребята, сейчас прозвучит КОДА (завершение). В ней вы услышите некоторые новые темы-образы, которые мы с вами не разбирали, попробуйте сами дать название этим темам. Что это по–вашему будут за музыкальные образы? И обратите особое внимание на то, в каком ладу завершается КОДА, а, следовательно, и все произведение: в мажоре или в миноре?

Ученики, расслышав финал: В мажоре????!





Учитель: Да, именно так. Чайковский заканчивает все-таки в мажоре! Почему же? Что же просветляет грусть? Шекспир заканчивает трагедию словами: «…но повесть о Ромео и Джульетте останется печальнейшей на свете…». А вот в прологе (вступлении) к этому произведению пишет: «И гибель их у гробовых дверей кладет конец непримиримой розни…». И наступает «мир их родителей на их могиле». Вот откуда просветление: Монтекки и Капулетти, наконец, понимают, к чему привела их вражда. К чему же?

Ученики: К гибели их детей, к горю.

Учитель: Какая же здесь заложена мораль, какое поучение? Как вы думаете?

Ученики: Гнев, вражда – пользы не приносит, а только вред!



Ученики: Чтобы опомнились пока не поздно те, кто враждует? И о мире. Что надо жить дружно или хотя бы мирно...

Учитель: Молодцы! Скажите, стали ли вы глубже понимать эту историю Шекспира после того, как познакомились с увертюрой П.И. Чайковского?

Ученики: Да. Здесь все так серьезно…

Учитель: Захотелось ли вам её прочитать?

Ученики: Да.

…………………………………………………………………………………………



Таблица 1

Найти соответствие

 

        1.Образ любви

А. Тяжесть

Б.  Гнев

В. Нежность

Г. Отчуждение

 

Найти соответствие

 

     1.Образ вражды

А.Забота

Б. Любовь

В. Гнев

Г. Сочувствие









Рефлексия

Я слушал (а) -внимательно, все понял (а), мне понравилось.

Я анализировал (а) прослушанную музыку.

Я выполнил(а) творческое задание

 Я запомнил (а) название произведения и автора музыки

 Я понял (а) идею произведения



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!