4
Открытый урок в 6 классе по предмету «Музыка» по программе
Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной.
Тема: «Могучее царство Ф. Шопена»
Цель: Познакомить учащихся с творчеством Фредерика Шопена и осознание стилистических особенностей его музыки.
Задачи:
ПРЕДМЕТНЫЕ
Создать условия для целостного представления о жизни и творчестве Фредерика Шопена.
Развить умение определять музыкальные произведения на слух;
Владеть первоначальными певческими навыками.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
- формировать и удерживать учебную задачу, выполнять учебные действия в качестве слушателя.
Познавательные
- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель
Коммуникативные
- использовать речь для регуляции своего действия, ставить вопросы.
ЛИЧНОСТНЫЕ
Развитие музыкально-учебной деятельности и реализации творческого потенциала в процессе коллективного исполнения.
Ресурсный материал:
Видеоряд: фрагмент Вальса №7 Ф. Шопена в исполнении Д. Мацуева, Ноктюрн №20 Ф. Шопена отрывок из х/ф «Пианист» Романа Полански (2002г), песня Е. Ваенги «Шопен», отрывки из фильма «Гордость и предубеждение» Джо Райта (2005г);
Аудиозапись «Над Россией»
Карточки для работы в паре;
Тексты песен;
Портрет Ф. Шопена.
Ход урока:
Организационный момент Слайд 1
Учитель:
- Здравствуйте.
- Внимание на экран!
(Просмотр видео: фрагмент Вальса №7 Ф Шопена в исполнении Д.Мацуева).
Учитель:
Ещё звучит в моих ушах
Седьмого вальса лёгкий шаг,
Как вешний ветерок,
Как трепетанье птичьих крыл
Как мир, который я открыл
В сплетенье нотных строк…
Лев Озеров
II. Актуализация. Слайд 2
Учитель:
Его называли «гением фортепиано», он был прекрасным пианистом, и все свои произведения создавал только для любимого инструмента. Он не написал ни одной оперы и ни одной симфонии, но его вальсы, мазурки, полонезы, ноктюрны не оставляют никого равнодушными.
О каком композиторе идёт речь?
Учащиеся:
- Фредерике Шопене
Учитель:
- Как можно назвать всё, что творил этот великий гений, если он король своего фортепианного творчества?
Учащиеся:
- Царство.
Учитель:
- Синоним слов: мощный, значительный, величественный?
Учащиеся:
- Могучий
Учитель:
- А теперь сформулируем тему:
Учащиеся:
- «Могучее царство Ф. Шопена» Слайд 3
III. Сообщение темы.
Учитель:
Сегодня на уроке мы продолжаем знакомство с творчеством великолепного польского композитора Фредерика Шопена.
В этом году 22 февраля исполнилось бы 205 лет со дня рождения этого великого гения фортепиано. Вот какие строки написал про композитора поэт Лев Озеров:
Слайд 4
Учащиеся:
Скользит ли вальс, ликует ли мазурка,
Царит ли полонез, я тут как тут.
Гостиные Варшавы, Петербурга,
Парижа, Вены, Праги – мой маршрут.
И где б я ни был, как не волновался,
Какой бы жребий не избрал земной –
Царит ли полонез, скользит ли вальс
Ликует ли мазурка – ты со мной.
Со мною ты в движении степенном.
Мерцает музыка, светло, темно.
И это так задумано Шопеном,
Не всё ль равно вчера или давно.
IV. Постановка задач Слайд 5
Учитель:
Родился Шопен в 1810 году. За свою короткую жизнь, 39 лет, он создал большое количество фортепианных произведений, которые живут, в наших сердцах по сей день. Примером послужил Вальс №7, прозвучавший в начале урока.
А когда человека провожают в последний путь, звучат звуки знаменитого шопеновского Траурного марша из сонаты №2 (IIIч.)
Учитель:
- Всмотритесь в портрет этого человека. Как вы думаете, каким он был в жизни?
V. Работа по теме. Слайд 6
(просмотр слайдов под музыку Ноктюрна №1)
Учитель: Слайд 7
Нельзя не удивляться той глубине и мягкости, которой проникнуто лицо композитора. Он вышел из прекрасной дворянской семьи, получил образование в Варшаве.
Но в 20лет композитору пришлось навсегда покинуть Польшу, после того, как народно – освободительное восстание, в котором он участвовал, потерпело поражение. Недолго прожил в Вене, после чего переехать в Париж. Во французской столице вокруг Шопена собрался кружок друзей и единомышленников, среди которых были его ближайший друг композитор-Ф. Лист, художник Э. Делакруа, писатель О. Бальзак.
Конец жизни музыканта был омрачён болезнью лёгких, чахоткой, но причина смерти по предположению была в остановке сердца, композитор переживал из-за разрыва отношений с Жорж Санд.
Слайд 8
Умер 17 октября 1849 г. в Париже, похоронен на кладбище Пер-Лашез. В завещании Шопен просил отвезти его сердце на родину, в Польшу, что и было исполнено. Сердце композитора перевезли в Варшаву и поместили в одну из колонн костёла Святого Креста под памятной доской с надписью: «Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше».
(музыка прекращает звучать)
Очень часто люди искусства, композиторы, музыканты, поэты, художники были вынуждены покидать свою Родину по разным причинам. Но их творчество, всегда пронизано любовью к Родине, народными мотивами и их собственными переживаниями. Музыка помогала выживать в трудных жизненных ситуациях.
Учитель:
Музыка Шопена всегда разная. От лёгкого вальса и торжественного полонеза к задумчивому ноктюрну. Её часто используют в аранжировках и современные исполнители.
ФИЗМИНУТКА
Учитель:
Мелодия - точное повторение Вальса №7.
Учитель: Слайд 9
Недаром Святослав Рихтер писал: «Мужественный, женственный, таинственный, непонятный, трагический Шопен». Но его любовь к Родине неизменна. А для нас Родина – это Россия.
VII. Работа над песней Слайд 10
Разучивание песни « Над Россией»
VI. Рефлексия
Учитель:
(Раздаются карточки для работ в паре)
РАБОТА В ПАРЕ
- Оценки:
САМООЦЕНКА
VII. Итог урока.
Учитель: Слайд 11
- Российская певица и композитор Елена Ваенга написала песню, которую назвала «Шопен» и использовала мелодию Ноктюрна №1 в аранжировке.
- Внимание на экран (просмотр видеоряда. Песня Е. Ваенги «Шопен», отрывки из фильма «Гордость и предубеждение» Джо Райта (2005г);)
Учитель:
- Всем спасибо! До свидания!