СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по музыке

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по музыке»

4


Открытый урок в 6 классе по предмету «Музыка» по программе

Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной.


Тема: «Могучее царство Ф. Шопена»


Цель: Познакомить учащихся с творчеством Фредерика Шопена и осознание стилистических особенностей его музыки.


Задачи:

ПРЕДМЕТНЫЕ

  1. Создать условия для целостного представления о жизни и творчестве Фредерика Шопена.

  2. Развить умение определять музыкальные произведения на слух;

  3. Владеть первоначальными певческими навыками.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

- формировать и удерживать учебную задачу, выполнять учебные действия в качестве слушателя.

Познавательные

- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель

Коммуникативные

- использовать речь для регуляции своего действия, ставить вопросы.

ЛИЧНОСТНЫЕ

Развитие музыкально-учебной деятельности и реализации творческого потенциала в процессе коллективного исполнения.


Ресурсный материал:

  1. Видеоряд: фрагмент Вальса №7 Ф. Шопена в исполнении Д. Мацуева, Ноктюрн №20 Ф. Шопена отрывок из х/ф «Пианист» Романа Полански (2002г), песня Е. Ваенги «Шопен», отрывки из фильма «Гордость и предубеждение» Джо Райта (2005г);

  2. Аудиозапись «Над Россией»

  3. Карточки для работы в паре;

  4. Тексты песен;

  5. Портрет Ф. Шопена.











Ход урока:

    1. Организационный момент Слайд 1

Учитель:

- Здравствуйте.

- Внимание на экран!

(Просмотр видео: фрагмент Вальса №7 Ф Шопена в исполнении Д.Мацуева).

Учитель:

Ещё звучит в моих ушах

Седьмого вальса лёгкий шаг,

Как вешний ветерок,

Как трепетанье птичьих крыл

Как мир, который я открыл

В сплетенье нотных строк…

Лев Озеров

II. Актуализация. Слайд 2

Учитель:

Его называли «гением фортепиано», он был прекрасным пианистом, и все свои произведения создавал только для любимого инструмента. Он не написал ни одной оперы и ни одной симфонии, но его вальсы, мазурки, полонезы, ноктюрны не оставляют никого равнодушными.

О каком композиторе идёт речь?

Учащиеся:

- Фредерике Шопене

Учитель:

- Как можно назвать всё, что творил этот великий гений, если он король своего фортепианного творчества?

Учащиеся:

- Царство.

Учитель:

- Синоним слов: мощный, значительный, величественный?

Учащиеся:

- Могучий

Учитель:

- А теперь сформулируем тему:

Учащиеся:

- «Могучее царство Ф. Шопена» Слайд 3


III. Сообщение темы.

Учитель:

Сегодня на уроке мы продолжаем знакомство с творчеством великолепного польского композитора Фредерика Шопена.

В этом году 22 февраля исполнилось бы 205 лет со дня рождения этого великого гения фортепиано. Вот какие строки написал про композитора поэт Лев Озеров:

Слайд 4

Учащиеся:

Скользит ли вальс, ликует ли мазурка,

Царит ли полонез, я тут как тут.

Гостиные Варшавы, Петербурга,

Парижа, Вены, Праги – мой маршрут.

И где б я ни был, как не волновался,

Какой бы жребий не избрал земной –

Царит ли полонез, скользит ли вальс

Ликует ли мазурка – ты со мной.

Со мною ты в движении степенном.

Мерцает музыка, светло, темно.

И это так задумано Шопеном,

Не всё ль равно вчера или давно.


IV. Постановка задач Слайд 5

Учитель:

Родился Шопен в 1810 году. За свою короткую жизнь, 39 лет, он создал большое количество фортепианных произведений, которые живут, в наших сердцах по сей день. Примером послужил Вальс №7, прозвучавший в начале урока.
А когда человека провожают в последний путь, звучат звуки знаменитого шопеновского Траурного марша из сонаты №2 (IIIч.)

Учитель:

- Всмотритесь в портрет этого человека. Как вы думаете, каким он был в жизни?

V. Работа по теме. Слайд 6


(просмотр слайдов под музыку Ноктюрна №1)


Учитель: Слайд 7

Нельзя не удивляться той глубине и мягкости, которой проникнуто лицо композитора. Он вышел из прекрасной дворянской семьи, получил образование в Варшаве.

Но в 20лет композитору пришлось навсегда покинуть Польшу, после того, как народно – освободительное восстание, в котором он участвовал, потерпело поражение. Недолго прожил в Вене, после чего переехать в Париж. Во французской столице вокруг Шопена собрался кружок друзей и единомышленников, среди которых были его ближайший друг композитор-Ф. Лист, художник Э. Делакруа, писатель О. Бальзак.

Конец жизни музыканта был омрачён болезнью лёгких, чахоткой, но причина смерти по предположению была в остановке сердца, композитор переживал из-за разрыва отношений с Жорж Санд.

Слайд 8
Умер 17 октября 1849 г. в Париже, похоронен на кладбище Пер-Лашез. В завещании Шопен просил отвезти его сердце на родину, в Польшу, что и было исполнено. Сердце композитора перевезли в Варшаву и поместили в одну из колонн костёла Святого Креста под памятной доской с надписью: «Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше».


(музыка прекращает звучать)


Очень часто люди искусства, композиторы, музыканты, поэты, художники были вынуждены покидать свою Родину по разным причинам. Но их творчество, всегда пронизано любовью к Родине, народными мотивами и их собственными переживаниями. Музыка помогала выживать в трудных жизненных ситуациях.



Учитель:

Музыка Шопена всегда разная. От лёгкого вальса и торжественного полонеза к задумчивому ноктюрну. Её часто используют в аранжировках и современные исполнители.


ФИЗМИНУТКА

Учитель:

Мелодия - точное повторение Вальса №7.


Учитель: Слайд 9

Недаром Святослав Рихтер писал: «Мужественный, женственный, таинственный, непонятный, трагический Шопен». Но его любовь к Родине неизменна. А для нас Родина – это Россия.

VII. Работа над песней Слайд 10


Разучивание песни « Над Россией»

VI. Рефлексия

Учитель:

(Раздаются карточки для работ в паре)


РАБОТА В ПАРЕ

- Оценки:

САМООЦЕНКА

VII. Итог урока.

Учитель: Слайд 11

- Российская певица и композитор Елена Ваенга написала песню, которую назвала «Шопен» и использовала мелодию Ноктюрна №1 в аранжировке.

- Внимание на экран (просмотр видеоряда. Песня Е. Ваенги «Шопен», отрывки из фильма «Гордость и предубеждение» Джо Райта (2005г);)

Учитель:

- Всем спасибо! До свидания!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!