Классная работа
Симфоническая музыка. С.С.Прокофьев Симфония №1 «Классическая».
В.С. Калинников Симфония №1
Давайте вспомним, что такое музыкальная драматургия - это развитие музыки.Форма сонатного аллегро:Экспозиция-Разработка-Реприза. Запишите в музыкальный словарь.
Для чего нужна экспозиция? (Для показа, представления тем) Конфликтный или взаимодополняющий принцип драматургического развития? (Главная и побочная темы взаимодополняют друг друга). Для чего нужна разработка? (Для развития основных образов)
Музыка Сергея Сергеевича Прокофьева, крупнейшего композитора ХХ века разнообразна по содержанию. Светлая лирика и мудрое эпическое повествование, драматизм и юмор, острая шутка, яркие и психологически точные характеры - всё это разные стороны прокофьевской музыки. Неслучайно Прокофьева часто сравнивают с Маяковским в поэзии: «Светить всегда, светить везде, до дней последних донца, светить – и никаких гвоздей! Вот лозунг мой и Солнца».
Иногда композиторы изменяют собственному стилю, имитируя музыкальные формы прошлого времени. Прокофьеву это отлично удалось в его ранней симфонии №1, известной как «Классическая».
Композитор закончил симфонию летом 1917 года, в период политических потрясений. Музыка полна острых, «колючих» тем, стремительных пассажей, ярких акцентов. Использование особенностей танцевальных жанров (полонеза, менуэта), игра тембрами и регистрами (скрипки, флейты), новизна гармоний, внезапные гармонические «дерзости» - всё это с головой выдаёт Прокофьева, особенности его музыкального почерка. Не случайно на музыку Симфонии №1 ставились хореографические композиции.
СЛУШАНИЕ: Прокофьев «Классическая» симфония № 1( I часть).
I часть. Allegro Симфония начинается громким аккордом всего оркестра, после которого взбегают вверх пассажи флейт, кларнетов . Главная тема сонатного аллегро — легкая, подвижная. Побочная носит комический характер благодаря сочетанию широких и легких скачков мелодии скрипок (авторская ремарка- с элегантностью!).
II часть. Ларгетто - написано в ритме полонеза, но его характер скорее напоминает изящный старинный менуэт.
III часть. Гавот. Это танец с размашистыми движениями, широкими мелодическими ходами, яркий и жизнерадостный. (Много лет спустя композитор использовал эту музыку в балете «Ромео и Джульетта».)
Финал: Искрящийся, стремительный финал, как и первая часть, написанный в сонатной форме, возвращает к ее безостановочному кружению.
Познакомьтесь с композитором XΙX века: Василий Сергеевич Калинников прожил очень мало и умер в возрасте 34 –х лет от чахотки. То, что он совершил в жизни поразительно не только по качеству музыки, но и по тому, что все создавалось в невыносимых бытовых условиях, постоянной нужде, при беспрерывных физических страданиях. Но при этом его музыка – светлый гимн жизни!
Василий Калинников написал симфонию ровно за один год (1894-1895). В симфонии наиболее ярко воплотились особенности его дарования — душевная открытость, непосредственность, насыщенность лирических чувств.
1 часть Спокойная певучая мелодия струнных без сопровождения. Это главная партия сонатного аллегро. Побочная партия — широкая лирическая мелодия, полная сердечного тепла звучит у солирующей валторны, альтов и виолончелей.
СЛУШАНИЕ: Калинников Симфония №1 1 часть
2 часть Она возникла во время бессонницы: «Все спит, из вне не доносится ни одного звука. Но самая тишина вибрирует. Ощущаешь пульсацию собственного сердца, душу охватывает чувство одиночества».
3 часть— яркое, жизнерадостное широко развернутое скерцо, рисующее картины народного веселья.
4 часть Финал симфонии — развязка драматургического развития.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
1.Запишите в тетради и словаре основную информацию из конспекта урока.(фото)
2. Подготовьтесь к викторине, прослушайте и запомните музыку из папки «муз. примеры для ВИКТОРИНЫ»
Выполненные задания (фото) присылайте до 23.04. на эл. почту: [email protected] (не забудьте подписать работу)