СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по МХК в 10 классе «Художественная культура Древнего Египта: олицетворение вечности»

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока:

Познакомить учащихся с периодизацией культуры Древнего Египта, системой мировоззрения, религией, первыми в мире монументальными постройками из камня (пирамиды и храмы Древнего Египта), особенностями древнеегипетских скульптур, живописи (каноничность), египетского письма, литературы, музыкального искусства.

Формировать умение анализировать информацию и визуальные образы.

Способствовать   пробуждению и поддержанию интереса учащихся к памятникам культуры древних народов, пониманию необходимости сохранять культурное наследие.

Расширять кругозор учащихся и формировать у них эстетический вкус.

Цель урока:

Познакомить учащихся с периодизацией культуры Древнего Египта, системой мировоззрения, религией, первыми в мире монументальными постройками из камня (пирамиды и храмы Древнего Египта), особенностями древнеегипетских скульптур, живописи (каноничность), египетского письма, литературы, музыкального искусства.

Формировать умение анализировать информацию и визуальные образы.

Способствовать   пробуждению и поддержанию интереса учащихся к памятникам культуры древних народов, пониманию необходимости сохранять культурное наследие.

Расширять кругозор учащихся и формировать у них эстетический вкус.

Цель урока:

Познакомить учащихся с периодизацией культуры Древнего Египта, системой мировоззрения, религией, первыми в мире монументальными постройками из камня (пирамиды и храмы Древнего Египта), особенностями древнеегипетских скульптур, живописи (каноничность), египетского письма, литературы, музыкального искусства.

Формировать умение анализировать информацию и визуальные образы.

Способствовать   пробуждению и поддержанию интереса учащихся к памятникам культуры древних народов, пониманию необходимости сохранять культурное наследие.

Расширять кругозор учащихся и формировать у них эстетический вкус.

Цель урока:

Познакомить учащихся с периодизацией культуры Древнего Египта, системой мировоззрения, религией, первыми в мире монументальными постройками из камня (пирамиды и храмы Древнего Египта), особенностями древнеегипетских скульптур, живописи (каноничность), египетского письма, литературы, музыкального искусства.

Формировать умение анализировать информацию и визуальные образы.

Способствовать   пробуждению и поддержанию интереса учащихся к памятникам культуры древних народов, пониманию необходимости сохранять культурное наследие.

Расширять кругозор учащихся и формировать у них эстетический вкус.

Цель урока:

Познакомить учащихся с периодизацией культуры Древнего Египта, системой мировоззрения, религией, первыми в мире монументальными постройками из камня (пирамиды и храмы Древнего Египта), особенностями древнеегипетских скульптур, живописи (каноничность), египетского письма, литературы, музыкального искусства.

Формировать умение анализировать информацию и визуальные образы.

Способствовать   пробуждению и поддержанию интереса учащихся к памятникам культуры древних народов, пониманию необходимости сохранять культурное наследие.

Расширять кругозор учащихся и формировать у них эстетический вкус.

Цель урока:

Познакомить учащихся с периодизацией культуры Древнего Египта, системой мировоззрения, религией, первыми в мире монументальными постройками из камня (пирамиды и храмы Древнего Египта), особенностями древнеегипетских скульптур, живописи (каноничность), египетского письма, литературы, музыкального искусства.

Формировать умение анализировать информацию и визуальные образы.

Способствовать   пробуждению и поддержанию интереса учащихся к памятникам культуры древних народов, пониманию необходимости сохранять культурное наследие.

Расширять кругозор учащихся и формировать у них эстетический вкус.

Цель урока:

Познакомить учащихся с периодизацией культуры Древнего Египта, системой мировоззрения, религией, первыми в мире монументальными постройками из камня (пирамиды и храмы Древнего Египта), особенностями древнеегипетских скульптур, живописи (каноничность), египетского письма, литературы, музыкального искусства.

Формировать умение анализировать информацию и визуальные образы.

Способствовать   пробуждению и поддержанию интереса учащихся к памятникам культуры древних народов, пониманию необходимости сохранять культурное наследие.

Расширять кругозор учащихся и формировать у них эстетический вкус.

Цель урока:

Познакомить учащихся с периодизацией культуры Древнего Египта, системой мировоззрения, религией, первыми в мире монументальными постройками из камня (пирамиды и храмы Древнего Египта), особенностями древнеегипетских скульптур, живописи (каноничность), египетского письма, литературы, музыкального искусства.

Формировать умение анализировать информацию и визуальные образы.

Способствовать   пробуждению и поддержанию интереса учащихся к памятникам культуры древних народов, пониманию необходимости сохранять культурное наследие.

Расширять кругозор учащихся и формировать у них эстетический вкус.

Цель урока:

Познакомить учащихся с периодизацией культуры Древнего Египта, системой мировоззрения, религией, первыми в мире монументальными постройками из камня (пирамиды и храмы Древнего Египта), особенностями древнеегипетских скульптур, живописи (каноничность), египетского письма, литературы, музыкального искусства.

Формировать умение анализировать информацию и визуальные образы.

Способствовать   пробуждению и поддержанию интереса учащихся к памятникам культуры древних народов, пониманию необходимости сохранять культурное наследие.

Расширять кругозор учащихся и формировать у них эстетический вкус.

Цель урока:

Познакомить учащихся с периодизацией культуры Древнего Египта, системой мировоззрения, религией, первыми в мире монументальными постройками из камня (пирамиды и храмы Древнего Египта), особенностями древнеегипетских скульптур, живописи (каноничность), египетского письма, литературы, музыкального искусства.

Формировать умение анализировать информацию и визуальные образы.

Способствовать   пробуждению и поддержанию интереса учащихся к памятникам культуры древних народов, пониманию необходимости сохранять культурное наследие.

Расширять кругозор учащихся и формировать у них эстетический вкус.

Цель урока:

Познакомить учащихся с периодизацией культуры Древнего Египта, системой мировоззрения, религией, первыми в мире монументальными постройками из камня (пирамиды и храмы Древнего Египта), особенностями древнеегипетских скульптур, живописи (каноничность), египетского письма, литературы, музыкального искусства.

Формировать умение анализировать информацию и визуальные образы.

Способствовать   пробуждению и поддержанию интереса учащихся к памятникам культуры древних народов, пониманию необходимости сохранять культурное наследие.

Расширять кругозор учащихся и формировать у них эстетический вкус.

Цель урока:

Познакомить учащихся с периодизацией культуры Древнего Египта, системой мировоззрения, религией, первыми в мире монументальными постройками из камня (пирамиды и храмы Древнего Египта), особенностями древнеегипетских скульптур, живописи (каноничность), египетского письма, литературы, музыкального искусства.

Формировать умение анализировать информацию и визуальные образы.

Способствовать   пробуждению и поддержанию интереса учащихся к памятникам культуры древних народов, пониманию необходимости сохранять культурное наследие.

Расширять кругозор учащихся и формировать у них эстетический вкус.

Цель урока:

Познакомить учащихся с периодизацией культуры Древнего Египта, системой мировоззрения, религией, первыми в мире монументальными постройками из камня (пирамиды и храмы Древнего Египта), особенностями древнеегипетских скульптур, живописи (каноничность), египетского письма, литературы, музыкального искусства.

Формировать умение анализировать информацию и визуальные образы.

Способствовать   пробуждению и поддержанию интереса учащихся к памятникам культуры древних народов, пониманию необходимости сохранять культурное наследие.

Расширять кругозор учащихся и формировать у них эстетический вкус.

Цель урока:

Познакомить учащихся с периодизацией культуры Древнего Египта, системой мировоззрения, религией, первыми в мире монументальными постройками из камня (пирамиды и храмы Древнего Египта), особенностями древнеегипетских скульптур, живописи (каноничность), египетского письма, литературы, музыкального искусства.

Формировать умение анализировать информацию и визуальные образы.

Способствовать   пробуждению и поддержанию интереса учащихся к памятникам культуры древних народов, пониманию необходимости сохранять культурное наследие.

Расширять кругозор учащихся и формировать у них эстетический вкус.

Цель урока:

Познакомить учащихся с периодизацией культуры Древнего Египта, системой мировоззрения, религией, первыми в мире монументальными постройками из камня (пирамиды и храмы Древнего Египта), особенностями древнеегипетских скульптур, живописи (каноничность), египетского письма, литературы, музыкального искусства.

Формировать умение анализировать информацию и визуальные образы.

Способствовать   пробуждению и поддержанию интереса учащихся к памятникам культуры древних народов, пониманию необходимости сохранять культурное наследие.

Расширять кругозор учащихся и формировать у них эстетический вкус.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по МХК в 10 классе «Художественная культура Древнего Египта: олицетворение вечности»»

Конспект урока по МХК в 10 классе «Художественная культура Древнего Египта: олицетворение вечности»

Цель урока:

Познакомить учащихся с периодизацией культуры Древнего Египта, системой мировоззрения, религией, первыми в мире монументальными постройками из камня (пирамиды и храмы Древнего Египта), особенностями древнеегипетских скульптур, живописи (каноничность), египетского письма, литературы, музыкального искусства.

Формировать умение анализировать информацию и визуальные образы.

Способствовать   пробуждению и поддержанию интереса учащихся к памятникам культуры древних народов, пониманию необходимости сохранять культурное наследие.

Расширять кругозор учащихся и формировать у них эстетический вкус.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку, учебник «Мировая художественная культура» 1 часть.

Ход урока

I. Организационный момент

Проверка готовности к уроку

II. Изучение нового материала

Объявление темы и цели урока

Учащиеся записывают в тетрадях дату и тему урока.

 Сегодняшний урок мне хочется начать словами из  фрагмента  древнеегипетского свитка «Исповедь страдания»
«Я не совершал несправедливости против людей. Я не притеснял ближних… Я не убивал. Я не приказывал убивать. Я не сделал никому зла».
 
Рассказ учителя по презентации:

Зарождение цивилизации

Истоки египетской цивилизации лежат в глубокой древности. Почти 5 тысяч лет назад, когда на территории нашей страны были ещё непроходимые леса, в долине Нила возникло одно из древнейших государств и просуществовало три тысячелетия.

--Изучение Египта началось лишь в 19 веке. Для удобства изучения учёные разделили историю Древнего Египта на несколько условных периодов. Но, что касается дат, то они и сегодня не отличаются особой точностью, особенно даты ранней эпохи (могут быть ошибки почти в сто лет).

Исторические этапы развития Древнего Египта

Додинастический период (ІV тысяч. До н.э.)

Раннее царство (І-ІІ династии. 30 - 28-й вв. до н.э.)

Древнее царство (ІІІ – VІ династии. 28 – 23-й вв. до н.э.)

Среднее царство (ХІ – ХІІІ династии. 21 – 18-й вв. до н.э.)

Новое царство (ХVІІІ – ХХ династии. 16 – 11-й вв. до н.э.)

Позднее время (ХХІ – ХХХ династии. 11-й в. – 332 г. До н.э.)

--В 332 году до н.э. Египет был завоёван Александром Македонским.

--Рассмотрим, что представляет собой ранний период истории Древнего Египта.

--Египет не всегда был единым государством. В додинастический период на этой территории существовали отдельные области – номы (область, круг). Каждый ном имел своё войско, герб, богов-покровителей, вождя.

--Позднее номы объединились в два царства – Верхний Египет на юге, и Нижний Египет на Севере.

--Таким образом, сложилось два централизованных государства. Каждым царством правил свой царь.

--Цари Верхнего Египта носили короны белого цвета

--Цари Нижнего Египта носили красные короны.

--Между царствами началась борьба за превосходство, сопровождавшаяся длительными, тянувшимися столетия кровопролитными войнами.

-- Около 3000 г. До н.э. Юг (Верхний Египет) одержал победу. Царь Верхнего Египта Менес объединил два царства под своей властью. Он и считается основателем первой династии. На границе двух царств Менес основал столицу объединённого Египта – Мемфис (это греч название. Египтяне называли его Хет-Ка_Птах –«крепость Птаха».

--Затем царь женился на царевне из Нижнего Египта и даровал своему сыну наследственную власть над всем Египтом. Официальным титулом фараона стал титул «Царь Верхнего и Нижнего Египта» или «Владыка обеих земель»). Царская двойная корона объединила в себе белую и красную короны.

--Египетская религия и мир египетских богов – это лабиринт загадок. Согласно Геродоту, «..египтяне – самые богобоязненные из всех людей…». Он обнаружил, что у них самое большое число богов, самые великолепные храмы и самое строгое соблюдение религиозных обрядов.

Вопрос классу:

--Как называется вера во многих богов? (Политеизм)

--Вспомните, как изображали богов в Месопотамии? (богам придавали облик и пропорции человека).

--Посмотрите на изображения египетских богов. Что для них характерно? ( Совмещение черт человека и животного).

--Давайте поближе познакомимся с пантеоном египетских богов.

--Боги Египта высокомерны и горды. Простой смертный обязан испытывать перед ними чувство трепета и глубочайшего почтения. Они бесстрастно восседают на великолепных тронах, свысока взирая на суету быстротечного времени. Их главная задача – следить за соблюдением законов мироздания.

(рассказ по презентации)

Боги держат в руках знак жизни – АНХ, означающий неизменный восход Солнца.

--Ребята, это только наиболее значимые и почитаемые боги, имена которых вам не раз встретятся в мифах этой страны.

Вопрос классу:

--Как вы думаете, почему египтяне придавали богам черты животных?

(причина этого явления восходит к первобытным временам, когда люди поклонялись тотему – зверю, покровителю племени.

--вспомните, как называется форма первобытной религии, означающая связь между людьми и животными? (Тотемизм).

--Тотемизм в Египте превратился в культ животных. Хотя греки и уважали египтян больше других народов, но не понимали, как эти мудрые люди могут поклоняться быкам, кошкам, крокодилам, баранам и считать их богами наравне со своими царями.

ЛИТЕРАТУРА

Египтяне создали богатую и древнейшую в мире литературу. Корни литературы Египта восходят к 4 тыс.до н.э., когда были созданы первые литературные записи. Нам известны многие жанры египетской литературы: сказки(«О правде и кривде»), поучения(«Поучение Аменемхета I»), биографии(«рассказ Синухета»), религиозные тексты(«гимн Ра») и народные песни(«погонщика быков»).

Среди литературных памятников особое место занимает «Книга мёртвых» - собрание текстов необходимых для путешествия в Царство мёртвых и обретения там новой жизни. Важной частью книги являлась «Исповедь отрицания» которая произносилась умершим перед судом Осириса. В «Книге мёртвых» много иллюстраций, которые описывают загробный мир.

АРХИТЕКТУРА

Пытаясь сохранить свои тела и после смерти, фараоны строили громадные гробницы. Все работы выполнялись тысячами рабочих вручную. Пирамиды часто подвергались разграблениям и начиная с Тутмоса I (1506 г.до н.э) фараоны предпочитали быть захороненными  в гробницах высеченных в толще скал в Долине царей.

Величайшая из пирамид – пирамида Хеопса (На слайде фотография пирамиды Хеопса). Она была построена в двадцать восьмом веке до н.э. Её создал племянник фараона по имени Хемиун. Высота этой пирамиды 146,6 м (сейчас 137 м). Это соответствует современному зданию высотой около 50 этажей. Длина основания пирамиды 233 м. Пирамида сложена из блоков золотистого известняка весом от 2,5 до 30 т. Они ничем не скреплены и держатся на месте силой собственной тяжести. Даже в наше время невозможно объяснить ту невероятную точность, с которой древние египтяне обрабатывали и ставили один на другой эти каменные блоки. Зазоры между ними не превышают полмиллиметра.

Неприметный вход на северной стороне пирамиды ведет в тесный коридор. Пройдя по нему, можно попасть в маленькую тесную скрытую в глубине пирамиды погребальную камеру. Там находится гранитный, давно пустой саркофаг фараона. По Вентиляционной системе в комнату поступает сухой воздух пустыни, который долгие годы способствовал сохранению мумии фараона.

Древние греки считали пирамиды первым из семи чудес света, так как по сравнению с ними постройки самих греков и архитектурные строения последующих эпох кажутся карликами рядом с пирамидой Хеопса, основание которой в два раза больше ширины Красной площади в Москве.

Пирамиды составляли центр огромного погребального ансамбля с поминальными храмами и маленькими пирамидами царских родственников и приближенных. Считалось, что эти люди должны находиться рядом с ним и после смерти”.

Обращенный задумчивым лицом к востоку, перед пирамидой Хефрена возлежит на

высоком пьедестале каменный Сфинкс охраняя гробницы. Тут, в Египте, на краю пустыни, воздвигнута самая грандиозная скульптура из всех когда-либо сделанных человеком. Естественной скале был придан вид львиной фигуры, имеющей 57 м длины и 20 м высоты, с портретной головой Хефрена в традиционном головном уборе - царском платке.


По завершении просмотра слайдов о пирамидах учащиеся отвечают на вопросы:

Почему древние греки считали египетские пирамиды чудом?


Можно ли говорить, что и сегодня они сохраняют свою славу “чуда света”? Приведите аргументы, чтобы доказать своё мнение.

СКУЛЬПТУРА

Для египтянина эпохи фараонов статуя была такой же живой, как и сам человек. Сделанная по образцу божества, фараона или простого лица, статуя представляла собой гораздо большее чем просто образ. Она и была для египтян тем существом, образ которого воплощала. Вот почему было важно записать на ней имя и должность или титул изображаемого лица. Безымянная статуя, лишённая надписи, теряла свою силу.

ЖИВОПИСЬ

Росписи имели важное религиозное и магическое значение. Египтяне верили, что боги или умершие могут участвовать во всех сценах изображённых на росписях. Фигуры изображались так, будто на них смотрят одновременно под несколькими углами зрения. Краски изготавливались из мела, охры, и минералов (медь, кобальт). Они растирались в порошок и смешивались с водой. Кисти делали из тростника.

ПИСЬМЕННОСТЬ

Египетская письменность зародилась в к.IV тыс.до н.э. Основой такого письма было рисуночное письмо. Она состояла из набора знаков, передающих звуки произносимых слов, символов, поясняющих смысл слова. Такие знаки получили название иероглифы, а египетская письменность - иероглифика. Их количество было более 700, а позднее – несколько тысяч. Иероглифы могли читаться слева направо или справа налево в зависимости от того, куда смотрят фигурки.

Материалом для письма служили: камень (стены сооружений, стелы, статуи), глиняные черепки (остраконы), дерево (саркофаги, доски и т.д.), кожаные свитки. Широкое применение получил папирус – бумага из стеблей растения папирус.

IV. Подведение итогов. Рефлексия

ТЕСТ

1.По берегам какой реки располагался Древний Египет?

А) Дунай

Б) Нил

В) Сена

В области мифологии древние египтяне

А) верили водного Главного бога

Б) верили в различных богов (пантеон)

В) поклонялись силам природы, которые не приписывались богам.

В основе религии Древнего Египта лежит

А) идея о вечной жизни (даже после смерти)

Б) идея о смертности души вместе с телом

В) рациональное понимание мира и неверие в загробную жизнь.

В человеке, по мнению египтян, помимо тела, существует еще

А) двойник - Ка, который олицетворял его жизненную энергию.

Б) Ба – душа с рождения

В) в теле человека существовали оба этих элемента

Правителем в Древнем Егпте был

А) Царь

Б) Фараон

В) Император

Правитель считался

А) земным богом

Б) простым смертным, равным каждому

В) главой государства, избранный народом.

Основной способ погребения правителя (и высокопоставленного лица было)

А) мумификация

Б) сожжение

В) захоронение в землю

Что ждало человека в загробном мире?

А) личный выбор пути: возвращаться на землю или идти в Царство мертвых

Б) реинкарнация в другом виде, в другое теле

В) Совет из богов определяли его дальнейшую судьбу, взвешивая сердце на весах.

Архитектурный облик Древнего Египта представлен в основном

А) дворцами

Б) пирамидами

В) жилыми сооружениями

Самой большой пирамидой Египта считается

А) Пирамида Джосера

Б) Пирамида Менкаура

В) Пирамида Хеопса

 

V. Завершение урока

 


Самоанализ урока

Цель урока:

1.Познакомить учащихся с периодизацией культуры Древнего Египта, системой мировоззрения, религией, первыми в мире монументальными постройками из камня (пирамиды и храмы Древнего Египта), особенностями древнеегипетских скульптур, живописи (каноничность), египетского письма, литературы, музыкального искусства.

2.Формировать: умение анализировать информацию и визуальные образы.

3.Способствовать   пробуждению и поддержанию интереса учащихся к памятникам культуры древних народов, пониманию необходимости сохранять культурное наследие.

Расширять кругозор учащихся и формировать у них эстетический вкус.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку, учебник «Мировая художественная культура» 1 часть.

Структура урока соответствует его целям и типу. Распределение времени по этапам урока было целесообразным. Все этапы взаимосвязаны, логически, последовательны. Оптимален темп ведения урока.

На уроке использовались следующие методы обучения: проблемный, объяснительно – иллюстративный, практический, метод размышления.

Предлагались разные формы работы: фронтальная, самостоятельная; прослеживалась смена видов деятельности.

Содержание урока четко структурированно, информационный материал глубоко продуман и насыщен. Активность учеников была на хорошем уровне: проявлялся интерес обучающихся к теме урока. Имели место познавательная активность, самостоятельность суждений. Методы и приемы обучения соответствовали данному типу урока и возрастной категории учеников. Все что планировалось, удалось реализовать.  Считаю, что цель и задачи, поставленные в начале урока, выполнены полностью. Цель урока достигнута.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!