СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по математике "Прямой угол"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по математике "Прямой угол"»



Раздел

Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание.

Тема

Угол. Виды углов.

Тема урока

Прямой угол.

Цели

Образовательная: формирование общего понятия об угле, видах углов, учить различать прямой, острый и тупой угол;

совершенствовать вычислительные навыки и умения составлять задачи по выражению.

Развивающая: развивать зрительное восприятие, познавательную активность, умение логически мыслить, анализировать, развивать произвольную память, внимание;

Воспитательная: воспитывать взаимовыручку, стремление оказывать помощь в трудную минуту.

Тип урока

Урок открытия новых знаний / по А.К. Дусавицкому - Урок решения частных задач с применением открытого способа.

Планируемый результат

Личностные умения

Личностные умения

Личностные умения

Проявлять:

— интерес к изучению темы;

— творчески относиться к процессу работы с геометрическим материалом и способам построения прямого угла;

— осознавать собственные достижения при освоении учебной темы.

Познавательные умения:

— определять понятия об угле, видах углов, учить различать прямой, острый и тупой угол и обосновывать своё мнение;

Регулятивные умения:

— выполнять учебное задание, используя правило.

Коммуникативные умения:

— действовать по правилам сотрудничества, принимая во внимание позиции партнёров.

— определять виды углов, учить различать прямой, острый и тупой угол;

— уметь пользоваться чертежными инструментами.

Организация образовательного пространства

Межпредметные связи

Ресурсы

Формы работы

Трудовое обучение (работа с бумагой)

Информационный материал:

М.И. Моро, учебник, ч. 2, дидактические материалы М.Г. Ракитиной, методическое пособие для учителя.

Электронное приложение к учебнику.

Интерактивная доска, проектор.

Фронтальная;

индивидуальная;

парная




Ход урока

Основные этапы урока

Планируемый результат

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Использование ИКТ

I. Организацный


Цель: создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность

Самоопределение к деятельности (личностные), целеполагание и мотивация (регулятивные), планирование учебного сотрудничества (коммуникативные).

Ориентирование в системе знаний (познавательные)

Оформление своей мысли в устной форме; слушание и понимание речи других (коммуникативные)

Создание эмоционального настроя на урок.

— Определяет готовность учащихся к проведению урока;

— настраивает на решение задач урока;

— мотивирует к деятельности

- Ребята, сегодня мы отправимся в страну геометрию. А кто пришёл к нам на урок математики?

- Правильно, это Карандаш.

- Запишите в тетрадях число, «Классная работа» и повторим правильное написание цифры 5.

- Карандашу будет очень приятно, если мы напишем очень красиво.


Записывают в тетрадях число, «Классная работа» и прописывают цифру 5.


II. Актуализация знаний.

Анализ изучаемых

объектов с выделением существенных и несущественных признаков(познавательные)

Самооценка и оценка одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности (личностные)

Самооценка (личностные)

Во время устного счёта 3 ученика работают по карточкам (см. Приложение)

- Рассмотрите рисунок. Весёлый Карандаш предлагает выполнить задания:


1. найти лишнюю фигуру.

2. Разделите фигуры на группы.

- По каким признакам можно разделить?


Ученики предлагают свои варианты.

Проверка:


Ученики, которые работали по индивидуальным карточкам, постепенно включаются в коллективную работу.

III. Самоопределение к деятельности

Цель:

ввести:

— понятие «прямой угол»;

— правила и способы построения прямого угла.

Выполнение учебных действий в устной, письменной речи, во внутреннем плане (регулятивные)

Самооценка (личностные)

- Если нам удастся разгадать кроссворд, то мы узнаем тему урока.

Кроссворд «Геометрический».

  1. Часть прямой, у которой есть начало, но нет конца. (Луч).

  2. Геометрическая фигура, не имеющая углов. (Круг).

  3. Самая маленькая геометрическая фигура. (Точка).

  4. Геометрическая фигура, имеющая форму вытянутого круга. (Овал).

- Тема нашего урока спряталась по вертикали. Найдите её. (Угол).

- На уроке мы познакомимся с разными видами углов, их свойствами, научимся их обозначать буквами.


Учащиеся разгадывают кроссворд и называют ключевое слово «угол».


IV. Работа по теме урока (Первичное закрепление.)

Цель:

- познакомить с понятием «угол», разными видами углов;

- учить моделировать прямой угол, распознавать острые и тупые углы.


- определять понятие «прямой угол» и обосновывать своё мнение;

- выделять его среди других видов углов и обосновывать своё мнение. (Познавательные);

- выполнять учебное задание, используя правило. ( Регулятивные);

- действовать по правилам сотрудничества, принимая во внимание позиции партнёров

Игра «Им угол имя подарил».

- Угол важная фигура. Многим фигурам он помог дать имя. Назовите фигуры.

- Что общего в названиях фигур? Почему первая часть слов везде разная?


- Углы окружают нас и в повседневной жизни. Посмотрите на рисунки: уголок соединительный для труб и уголок канцелярский для бумаг; угольник плотника и угольник чертёжный; угловой стол и угловой диван.

- Обернитесь, рассмотрите наш класс. Приведите свои примеры, где можно найти углы вокруг нас.


Определение угла.

- На листе тетради отметьте точку и обозначьте её буквой А.

Проведите из точки А два луча. На сколько частей лучи разделили плоскость? Меньшую часть заштрихуйте цветным карандашом. Какую фигуру вы заштриховали? (Угол).

Угол – это геометрическая фигура, образованная двумя разными лучами с общим началом.

- Точка О – вершина угла. Угол можно назвать одной буквой, записанной около его вершины. Угол О. Но может быть несколько углов, имеющих одну вершину. Как быть тогда?

- В таких случаях если называть разные углы одной буквой, то будет непонятно, о каком угле идёт речь. Что этого не произошло, на каждой стороне угла можно отметить по одной точке, поставить около неё букву и обозначить угол тремя буквами, при этом всегда в середине записывают букву, обозначающую вершину угла. Угол АОВ. Лучи АО и ОВ – стороны угла.



Практическая работа. Построение модели прямого угла.

- Углы бывают разные, но сначала мы познакомимся с самым главным углом.

Возьмите лист бумаги. Сложите лист пополам, а потом ещё раз пополам. Обведите линии сгиба карандашом. На сколько частей прямые линии разделили плоскость?

- Сколько углов получилось?

- Это особенные углы. Может быть, кто-то знает название этих углов?

- На пересечении линий сгиба поставьте точку. Обозначьте один прямой угол буквами. Заштрихуйте цветным карандашом его внутреннюю часть.


Определение и построение прямого угла.

- Посмотрите на рисунок, я выделила на нём некоторые углы. Вы найдите и покажите только прямые углы. (На слайде отмечены для проверки некоторые из них).


- Не всегда удобно определять прямой угол на глаз. Для этого используют линейку-угольник. Чтобы определить прямой угол или нет, нужно совместить вершину и одну сторону угла с вершиной и стороной прямого угла на линейке-угольнике.

- Какой же угол из трёх предложенных прямой? (Нижний; сиреневый).

- Почему вы так решили?


Учатся строить прямой угол и выделять его среди других видов углов;

Чертить фигуры с прямым углом;

Самостоятельная по-

исковая деятельность

учащихся:

планируют учебные действия, работают с информацией, прогнозируют,

выбирают способы










Дети работают в тетрадях, строят угол, штрихуют.














































Строят модель прямого угла из листа бумаги.



































































V. Физкультминутка.

Цель:

Снять психофизическое напряжение


Физминутка

Мы ногами – топ-топ.

Мы руками – хлоп-хлоп.

Мы глазами – миг-миг.

Мы плечами – чик-чик.

Раз – сюда, два – туда,

Повернись вокруг себя.

Раз – присели, два – привстали,

Руки к солнышку подняли!


Выполняют последовательность упражнений по тексту физминутки.

VI. Продолжение работы по теме урока (Повторение и закрепление.)

Цель:

— выполнять учебное задание, используя правило;

— действовать по правилам сотрудничества, принимая во внимание позиции партнёров.

Познавательные:

— раскрывают смысл правила о построении прямого угла.

Регулятивные умения:

— выполняют учебное задание, используя правило.

Коммуникативные умения:

— действуют по правилам сотрудничества, принимая во внимание позиции партнёров.

Использование новых знаний в решении жизненных и учебных проблем

Работа по учебнику с.8 №1. (Работа выполняется в парах.)

Задание

Используя модель прямого угла, найди прямые углы и выпиши их номера.


- С помощью угольника удобно не только определять прямые углы, но главное – строить их. Построим прямой угол, каждый сам назовёт его одной буквой.



Виды углов.

- На рисунке видно, что бывают и другие углы не прямые. Каким цветом выделен угол больше прямого? (Голубым).

- Меньше прямого? (Зелёным).


- Каждый из углов имеет своё название.

Острый угол – это угол, который меньше прямого.

Тупой угол – это угол, который больше прямого.

- Рассмотрите рисунки. Какое правило работы важно помнить, при определении вида угла с помощью линейки-угольника?


Итак, чтобы определить вид угла, надо совместить его вершину и сторону соответственно с вершиной и стороной прямого угла на угольнике. Если вторая сторона окажется внутри прямого угла, то угол острый, а если вторая сторона окажется снаружи – то тупой.



«Проверь себя!»

Угол – это … (Угол – это геометрическая фигура, образованная двумя разными лучами с общим началом).


Стороны угла – это …

а) отрезки;

б) лучи;

в) прямые. (Стороны угла – это лучи).


На рисунке изображён угол … а) КОМ; б) ОМК; в) КМО. (Угол КОМ).


Острый угол … прямого, а тупой угол … прямого. (Острый угол меньше прямого, а тупой угол больше прямого).

Какого вида эти углы? (Тупой, острый, прямой).



4 ученика выполняют в это время индивидуальную работу в дидактических материалах М.Г. Ракитиной стр.64, 65.

Строят прямой угол с помощью угольника.












https://www.youtube.com/watch?v=UYxREPheYOg





















VII. Рефлексия

Цель: организовать рефлексию и самооценку обучающихся собственной деятельности;

проверка усвоенного материала

Личностные:

• Проявлять:

— интерес к изучению темы;

— творчески относиться к процессу работы с геометрическим материалом и способами построения углов .

• Осознавать собственные достижения при освоении

учебной темы.

Познавательные;

— выделять прямой угол среди других видов углов;

— раскрывать смысл правила о построении прямого угла.

Регулятивные умения:

— выполнять учебное задание, используя правило.

Карандаш предлагает вам выполнить задание №2.. Прочитайте.

-На какие 2 группы можно разделить примеры?

- Решите эти примеры по группам, используя алгоритм. (Работа выполняется дифференцированно)

Ребятам, которые выполняют примеры на сложение, предлагается составить и решить еще 1 пример.

2) Резервное задание №4.

- Какие моменты урока вам больше всего запомнились? Что было легко? А когда возникли трудности?

- Кто теперь сможет сам определять виды углов и чертить прямой угол.




-Примеры на сложение и вычитание.

Алгоритм у каждого ученика.














Рекомендации

к выполнению

домашнего задания

— Организует деятельность учащихся по выбору домашнего задания в соответствии со своими индивидуальными особенностями и возможностями


Дать индивидуально

дифференцированное задание.

Домашнее задание: с.8 №3, №5.

инд. №3 (1,3ст.), №5.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!