Конспект урока «Окружность и круг» 5 класс
I этап. - Здравствуйте, ребята! Давайте поприветствуем друг друга, улыбнувшись друг другу. Присаживайтесь! (Слайд 1)
- Обратите внимание на слайд. Великий полководец А. Суворов говорил: «Математика – гимнастика для ума». А как вы понимаете это утверждение? Согласны ли вы с утверждением? (Ответы детей). (Слайд 2)
- А теперь давайте устно решим примеры и определим тему урока.
Устный счет
25 ∙16∙ 4= К
8 ∙12∙ 125 = Ж
(12+4) ∙ 5= О
27 ∙11 + 73 ∙11= Н
23 + 32 = Р
(15 - 10)3 = Т
125 ∙23 - 23∙ 25 = У
102 - 33 = Ь
125: 5 - 52 = С
80 | 1600 | 17 | 2300 | 12000 | 1100 | 80 | 0 | 125 | 91 |
О | К | Р | У | Ж | Н | О | С | Т | Ь |
- Молодцы! Окружность. (Слайд 3)
- Сейчас я хочу рассказать вам одну историю! Послушайте!
Встретились окружность с кругом,
Спорить стали вот о чем:
Кто главнее всех в округе?
Кто сначала, кто потом?
Круг сказал, что он главнее:
«Я большой и, посмотри,
Весь заполнен в середине
И по краю, и внутри»
Тут воскликнула окружность:
«Жить не сможешь без меня!
Я не просто загогулька –
А граница я твоя!
Долго спорили фигуры,
Кто из них кого главней,
И соседей опросили,
И знакомых, и друзей.
Но закончить этот спор
Не смогли и до сих пор,
В чью же пользу и без ссор
Разрешится этот спор?
Ребята, как вы думаете?
-Чем отличается круг от окружности? И кто, по-вашему, главнее?
- Давайте откроем тетради, запишем дату и тему урока. (записывают число и тему)
- А теперь поставим цель для себя на уроке. (ставят цель)
II этап. - Как вы думаете, где мы можем найти необходимую информацию? (в учебнике, на слайде)
III этап. - У вас на партах лежат исследовательские листы (ИЛ). Сегодня мы работаем по ним. Оцените выполненные задания в листе самооценки. (оценивают)
- (Слайд 4) Обратите внимание на задание № 1 на ваших листах. Проведем фронтальный опрос.
Задание №1 1.Какие из нарисованных фигур можно назвать линиями? | Все |
2.Какие из них являются ломаными, какие – кривые? | №2,4; Остальные кривые |
3.Разделите кривые линии замкнутые и незамкнутые. | Замкнутые – 3,6,8 незамкнутые -1,5,9 |
4.В замкнутых кривых 3,6,8 расставлены точки, можно ли утверждать, что расстояние от точки О до точек А,В,С,D в каждой фигуре одинаковое? Измерьте расстояние до данных точек с помощью линейки. Запишите ответы. | 4. Учащиеся измеряют расстояние от т. О до точек А,В,С,Д. Записывают результат в тетради. |
5.Сравните фигуры 6 и 8. | 5. Сходство: это замкнутые кривые линии, внутри отмечена точка О, а на линиях отмечены точки А,В,С,D. Отличие: расстояние от точки О до точек А,В,С,D в фигуре 6 – разные, в фигуре 8 – одинаковые |
6.Как вы думаете, почему фигура 8 является окружностью, а фигура 6 не является окружностью? | 6.Потому что в фигуре 8 расстояние от точки О до точек А,В,С,D – одинаковые, а в фигуре 6– разные |
7.Назовите существенные признаки окружности! | 7.Это кривая замкнутая линия; расстояние от точки О до всех точек на окружности одинаковые. |
8.Можно ли назвать окружностями фигуры 5, 7,9? | 8. НЕТ! Фигуры 9 и 5 не являются замкнутыми кривыми, а фигура 7 не имеет центра, расстояния от которого до всех точек на окружности одинаковые. |
9.Чем отличаются окружности 3 и 8? | 9.Расстоянием от точки О до точек на окружности! |
10.Отметьте любую другую точку на окружности 8 и измерьте расстояние от точки О – центра окружности – до этой точки, сделайте вывод! | 10.Расстояние от центра окружности до любой точки на окружности одинаковое! |
- Так что же такое окружность? Окружность – это замкнутая линия, состоящая из всех точек плоскости, находящихся на равном расстоянии от данной точки.
Загадка о циркуле в стихах.
- Мой циркач, циркач лихой.
Чертит круг одной ногой,
А другой проткнул бумагу, Уцепился и ни шагу. (Слайд 6,7. Техника безопасности работы с циркулем, его строение)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
IV этап. - Давайте построим окружность. (Учитель предлагает учащимся построить окружность произвольного радиуса вместе с ним.) (Слайд 8)
1) Отметьте в тетради точку и назовите её буквой О.
2) Возьмите циркуль , раздвиньте «ножки» циркуля на желаемое расстояние.
3) Поставьте иголку циркуля в точку О, а другой «ножкой» циркуля проведите замкнутую линию.
(Слайд 9) Запишем О – центр окружности, отметим точки М и А. ОА и ОМ – радиусы.
- Так что же такое радиус? (Отрезок, соединяющий центр окружности с точкой, лежащей на окружности, называется радиусом.)
- (Слайд 10) Что можно сказать про радиусы? (Они равны)
- (Слайд 11) Продлим радиус ОА и обозначим точкой К. АК – диаметр окружности.
- Так что же такое диаметр? (Диаметр – это отрезок, соединяющий две точки на окружности и проходящий через её центр.)
- Оцените выполненное задание на листке самооценки.
- (Слайд 12) Давайте вспомним, какие знакомые предметы имеют форму круга, а какие форму окружности? (Ответы детей)
- А теперь самостоятельно попробуйте сделать №851.
- Оцените выполненное задание на листке самооценки.
- А теперь проверьте свои знания, выполнив тест, ответы на который вы найдете за своим рабочим местом.
V этап. – Давайте подведем итог урока. Закончите предложения…. (слайд 13)
- Достигли ли вы своей цели?
- (Слайд 14) Запишите домашнее задание. П.22, выуч. опр., №874, №875, №878(а)
- И посчитайте свои баллы и поставьте себе оценку.
- СПАСИБО ЗА УРОК! ХОРОШЕГО ДНЯ! (Слайд 15)