СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по математике на тему: "Треугольники."

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-путешествие по теме "Треугольники." Обобщить и закрепить знания о видах треугольников.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по математике на тему: "Треугольники."»



Предмет: математика

УМК, автор учебника: УМК «Планета знаний», авторы: М.И. Башмаков, М.Г. Нефёдова


Тип урока: урок закрепления и совершенствования знаний.


Класс: 4


Тема урока: урок – путешествие по теме «Треугольник».

Цель: обобщить и закрепить знания о видах треугольников.

Учебные задачи:


Образовательные: обобщить и систематизировать знания о видах треугольников.

Развивающие: способствовать развитию математической речи, оперативной памяти,

произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.

Воспитательные: воспитывать чувство взаимопомощи, умение работать в группе,

активизировать интерес к предмету посредством применения информационно-компьютерных технологий.


Формировать УУД:

- Личностные: положительное отношение к процессу познания, применять правила делового сотрудничества, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, оценивать и корректировать деятельность.

- Коммуникативные УУД: участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах сотрудничества внутри группы.

- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; классифицировать треугольники по двум признакам.


Планируемый результат:

Личностные:

Умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию; инициатива, находчивость, активность при решении математических задач; умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности; способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.

Метапредметные:

Умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом; умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.

Предметные:

Овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания, умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), грамотно применять математическую терминологию; овладение навыками устных и письменных вычислений.

Оборудование урока: проектор, экран, компьютер, раздаточный материал, листы контроля, сигнальные карточки, презентация.




Содержание педагогического взаимодействия



Технология проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

УУД


1. Мотивация к учебной деятельности

(3 мин)

Цель:

- возбудить интерес к уроку, создать эмоциональный настрой.

Включаются в деловой ритм урока.



Рассматривают первый слайд.

Слушают учителя.

Выбирают капитанов команд и помощников капитанов.



Отвечают на вопросы.

Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность




Объясняет обязанности капитанам и помощникам капитанов.

Даёт инструкцию по заполнению листа контроля.

1.Начинается урок,

Он пойдёт ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять

И внимательно считать.


Слайд 1.

-Сегодня мы проводим необычный урок – урок – путешествие в страну Геометрии.


- Работать будем в группах – экипажах. Выберите капитанов и помощников капитанов.


- Каких жителей Геометрии вы знаете?







Познавательные:

умение ориентироваться в своей системе знаний, положительная мотивация к изучению предметного материала.


Коммуникативные:

умение слушать и понимать речь других, планировать сотрудничество с учителем и сверстниками.


Личностные:

положительное отношение к процессу познания.


Регулятивные:

оценить уровень владения программным материалом по теме

2.Устный счёт

( 8 мин)

Цель:

- создать мотивацию

к включению в деятельность на уроке посредством игры «Расшифровка»;

совершенствовать вычислительные навыки.

Работают в группах.

Участвуют в работе по решению примеров.







По цепочке

объясняют решение примеров. Проверка по эталону.

Самооценка.

Даёт инструкцию по выполнению задания.

Создаёт условия для активизации учебной деятельности.








Организует проверку выполнения задания.

Слайд 2.

1.- А вот что конкретно мы будем изучать на уроке, вы узнаете, разгадав зашифрованное слово.

- Прошу капитанов раздать примеры из конверта поровну всем членам команды. На решение примеров даю 1 минуту. Затем заполняете таблицу и расшифровываете слово (треугольник).


2. Проверка. ( На экране постепенно заполняется таблица)

Коммуникативные:

умение оформлять свои мысли в устной форме;

сотрудничество в группе, умение договариваться.


Познавательные:

построение цепи рассуждений и доказательство.


Личностные:

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.


Регулятивные:

оценивание и коррекция деятельности; умение находить ошибки, устранять их причины.


3.Постановка учебной задачи.

( 2 мин)

Цель:

- сформулировать тему урока;

сформулировать цели урока;

уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности.

Формулируют цели урока.

Озвучивает тему и цель урока.


Побуждает к высказыванию своего мнения.


Сообщает о маршруте пути.

Слайд 3.

- Вы не просто расшифровали слово, вы разгадали тему урока.

- Какую цель мы поставим перед собой?

Нам предстоит вспомнить всё, что вы знаете о треугольниках и других геометрических фигурах и применить эти знания на практике, то есть при решении задач.


Слайд 4.

Сегодня мы совершим полёт в космическом пространстве,

где есть необычные планеты и одна из них - планета «Треугольник».


- Я рада приветствовать вас на борту космического корабля «Центроид», на котором мы совершим полёт. Это слово тоже связано с математикой, и вы можете самостоятельно узнать лексическое значение этого слова в Интернете.

Слайд 5.

Перед нами карта нашего пути. Маршрут полёта: Земля - планета «Треугольник». Вы видите рядом с ней ещё две планеты – Планета знаний и Планета умений. Обратите внимание на траекторию полёта.

Сначала мы полетим на Планету знаний, где пройдем проверку теоретических знаний, а потом на Планету умений, где покажем, как мы умеем применять эти знания на практике. И только потом сможем попасть на планету «Треугольник», затем вернёмся домой.


Слайд 6.

За работой каждой группы следит центр управления полетом. Это я (учитель) и наши гости. Сюда будет поступать вся информация о результатах полёта.


Регулятивная:

умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.


Коммуникативные:

участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания.


Личностные:

положительное отношение к процессу познания.


Познавательные:

умение находить нужную информацию в различных источниках.

3.Актуализация и закрепление знаний о геометрических фигурах.

(15 мин)

Цель:

- проверить теоретические знания по теме «Виды треугольника»;

развивать умение сопоставлять, обобщать, делать выводы.

Отвечают на вопросы учителя.











Работают в группах.

Определяют виды треугольников по двум признакам.






Выступление групп.

Самооценка.


































Организует фронтальную работу.











Организует практическую и самостоятельную работу.

Контролирует работу групп.

Оказывает помощь при затруднении выполнения задания.


Организует проверку выполнения задания.

Слайд 7.

1.Всем членам экипажей приступить к проверке блока памяти.

- Какая фигура называется треугольником?

- Назовите элементы треугольника.

- Что называется периметром треугольника?

- Какие виды треугольников вы знаете?

2.Практическая работа.

- На ваших столах лежит набор различных треугольников. За три минуты определите виды этих треугольников в зависимости от сравнительной длины сторон и видов углов и занесите данные в таблицу.


Слайд 8.

3. Проверка практической работы.

- На слайде изображены такие же треугольники.

- Какого цвета:

  • треугольник прямоугольный?

-А в зависимости от сравнительной длины сторон он какого вида? (разносторонний)

  • треугольник тупоугольный?

-А ещё он какого вида? (разносторонний)

  • треугольник остроугольный разносторонний?

  • треугольник равнобедренный?

-А в зависимости от вида углов он какого вида?

  • треугольник равносторонний?

-А ещё какого вида?

(Если учащиеся дают правильный ответ, на экране открываются буквы, которые составляют слово «Верно» и звучат аплодисменты.)

- К полёту готовы. Старт разрешаю.

Слайды 9, 10, 11,12.

Слайд13.

4.Самостоятельная работа «Заполни пропуски».

- Мы на Планете знаний. Здесь вы пройдёте ещё одно испытание.

У каждой группы есть лист с заданием «Заполни пропуски», как на слайде. На выполнение задания отводится 3 минуты. Исправления в ответах не принимаются, поэтому хорошо подумайте, прежде чем заполнить пропуск.

5.Проверка самостоятельной работы.

Испытания прошли все команды.

Слайд 14, 15, 16.

Продолжаем полёт дальше. Летим к Планете умений.


Познавательные:

анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения с целью классификации треугольников.


Личностные:

оценка своего вклада в работу группы; умение ясно, грамотно, точно излагать свои мысли в устной и письменной форме, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию; инициатива.


Регулятивные:

осуществляют самоконтроль;

умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.


Коммуникативные:

участвуют в обсуждении содержания материала;

учатся формулировать собственное мнение и позицию.

4. Гимнастика для глаз.

( 1 мин)

Цель:

- повысить уровень энергии в классе.


Включаются в отдых.

Предлагает гимнастику для глаз.

Слайды 17-23.

Интерактивная физминутка «Звездочёт».

Личностные:

выражение своих эмоций.

5.Применение теоретических знаний при решении задач.

( 5 мин)

Цель:

- учить применять полученные знания на практике;

использовать свойства прямоугольника, треугольника и квадрата для решения задач.

Работают в группе.

Рассуждают, доказывают свой выбор решения задач, дополняют ответы ребят из других групп.


Самооценка.

Организует учебное взаимодействие учеников (групп) и следующее обсуждение решения задач с проверкой по эталону.

Слайды 24-27.

- Мы на Планете умений. Здесь вы должны применить свои теоретические знания при решении задач. Задач всего 4. Они решаются устно. Время отведено 3 минуты. 30 секунд на обсуждение каждой задачи. Затем вы должны написать ответ на карточке и показать её.

( условие задач на слайдах)


Слайды 28 – 32.

- Задание выполнено успешно, и мы летим к планете «Треугольник».


Регулятивные:

осуществляют самоконтроль;

уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.


Коммуникативные:

в ходе работы малой группы учитывать позиции других учащихся, обосновывать собственную позицию; адекватно воспринимать предложения товарищей по исправлению ошибок.


Познавательные:

построение цепи рассуждений и доказательство. Поиск решения с опорой на приобретённые знания.


Личностные:

стремление найти решение,

рефлексия своих действий.


6. Рефлексия.

( 4 мин)

Цель:

1.Подведение итогов урока.

2. Самооценка.

3.Выставление отметок.

Делятся своими впечатлениями об уроке.

Самоанализ и самооценка работы группы в соответствии с критериями (шкала баллов).

Подводит итоги урока совместно с учащимися.


Акцентирует внимание на конечных результатах деятельности обучающихся на уроке.

Слайды 33-34.

Пора возвращаться домой.

1. Выставление отметок.

- А теперь помощников капитанов я попрошу подсчитать общее количество заработанных на уроке баллов и выставить в листе контроля отметку в соответствии с критериями.

- Чья команда заработала наивысший балл?

- Кто получил «4»? «3»? В чем причина?


2. Подведение итогов урока.

- Какую цель ставили? Достигли цели?

-Поделитесь своими впечатлениями об уроке.

Если затрудняетесь, то можете воспользоваться подсказкой, записанной на доске:

- Я вспомнил…

- Я узнал…

- Я удивился…

- Я задумался…

- Результаты урока неплохие. Но есть еще пробелы, над которыми будем продолжать работать на следующих уроках.


Слайды 35-36.

Звездолёт достиг цели.

Задачи полёта выполнены.

На планете Земля вас встречают аплодисментами.


Регулятивные:

контроль, оценка своего вклада в работу группы; оценка уровня владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос: «Что я знаю и не умею?»)


Личностные:

выражение своих мыслей;

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.


Коммуникативные:

участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания.

7.Домашняя работа.

( 2 мин)

Цель:

- обсудить и записать домашнее задание.


Записывают задание в дневник.

Даёт комментарии к домашнему заданию.

- Прошу капитанов раздать каждому члену команды тесты по теме «Периметр треугольника и прямоугольника».

(дифференцированное задание)


Спасибо за урок.

Регулятивные:

планирование учебного сотрудничества с учителем.





















Приложение





Лист контроля

Группа №________


Составь слово

1 балл

Самостоятельная работа

Устные

задачи

по 1б. за каждый верный №

Всего

баллов

Отметка

«Определи виды треугольников»

по 1б. за каждый

верный №

«Заполни пропуски»

по 1б. за каждый

верный №


№1 -

№1 -

№1 -



№2 -

№2 -

№2 -

№3 -

№3 -

№3 -

№4 -

№4 -

№4 -

№5 -

№5 -



№6 -



№7 -



«5» – 17 баллов «3» – 8– 13 баллов

«4» – 14 – 16 баллов «2» – менее 8 баллов








Задание


Заполни пропуски.


Треугольник, у которого все три стороны равны, называется __________________________________.


Треугольник, у которого две стороны равны, называется __________________________________.


Треугольник, у которого все три стороны имеют различные длины, называется _______________________________.


Треугольник, у которого все три угла острые, называется __________________________________.


Треугольник, у которого есть прямой угол, называется ___________________________________.


Треугольник, у которого есть тупой угол, называется ___________________________________.


Геометрическая фигура, у которой три угла, три вершины, три стороны, называется ______________________________.










Тест-контроль по теме “Периметр и площадь геометрических фигур» Тест № 1 1 уровень

При выполнении заданий А1–А8 обведите кружком номер выбранного вами ответа



А1. Найди периметр треугольника со сторонами 3 см, 5 см и 6 см.

а) 14 см б) 13 см в) 15 см

А2. Найди периметр прямоугольника со сторонами 7 см и 4 см.

а) 28 см б) 11 см в) 22 см

А3. Найди площадь прямоугольника со сторонами 9 см и 4 см.

а) 22 см2 б) 36см2 в) 26 см

А4. Найди длину стороны квадрата, периметр которого 32 см.

а) 6 см б) 5 см в) 8 см

А5. Найди длины сторон прямоугольника, если его площадь 12 см2.

а) 10 см и 2 см б) 9 см и 3 см в) 6см и 2 см

А6. Периметр квадрата 36 см. Чему равна его площадь?

а) 18 см2 б) 81 см2 в) 81 см

А7. Найди ширину прямоугольника, длина которого 9 см, а площадь - 36 см2.

а) 45 см б) 324 см в) 4 см

А8. Одна сторона прямоугольника 8 см, это на 6 см меньше его другой стороны. Вычисли площадь прямоугольника.

а) 112 см2 б) 16 см2 в) 20 см



Тест № 2 2 уровень

Ответом на задания В1-В8 должно быть некоторое число.



В 1.Чему равна 1/4 площади квадрата со стороной 8 см_____________


В 2.Чему равны 2/10 площади прямоугольника со сторонами 8 см и 5 см _________________


В 3.Сторона квадрата 400 мм. Чему равна его площадь в кв. см__________________


В 4.Найди длину стороны квадрата, если его периметр равен 60 см __________


В 5. Найдите периметр квадрата, если его площадь 144 кв. см ___________


В 6. Реши задачу.

На листе бумаги прямоугольной формы длиной 12 см и шириной 5 см нарисован чёрный квадрат, сумма сторон которого 16 см. Найди площадь белой части листа.



В 7. Найдите площадь прямоугольника, периметр которого равен периметру треугольника со сторонами 3 см, 4 см, 5 см.


В 8. На сколько квадратных сантиметров больше площадь квадрата со стороной 4 см, чем площадь квадрата со стороной 3 см.



Тест № 3 3 уровень

При выполнении заданий А1–А8 обведите кружком номер выбранного вами ответа

А1. Найти площадь квадрата, сторона которого равна 12 см.

1) 48 см2; 2) 144 см2; 3) 24 см2; 4) 144 см.


А2. Найти площадь прямоугольника со сторонами 6 см и 16 см.

1) 96 см2; 2) 96 см; 3) 22 см2; 4) 44 см.


А3. Найти периметр прямоугольника, одна из сторон которого равна 9 см, а его площадь – 36 см2.

1) 4 см; 2) 324 см; 3) 13 см; 4) 26 см.


А4. Найти площадь фигуры.



1) 36 см2; 2) 35 см2; 3) 26 см2; 4) 18 см.


А5. Найти площадь четырехугольника ABCD.


1) 8 см2; 2) 14 см2; 3) 4 см2; 4) 9 см2.



А6. Найти площадь четырёхугольника ABCD.


1) 11 см2; 2) 14 см2; 3) 4 см2; 4) 8 см2.









Определи виды треугольников по двум признакам





















Виды треугольников



В зависимости от сравнительной длины сторон

В зависимости

от видов углов

красный



синий



фиолетовый



зелёный



жёлтый







Виды треугольников



В зависимости от сравнительной длины сторон

В зависимости

от видов углов

красный



синий



фиолетовый



зелёный



жёлтый





22



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!